Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 3 г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С. В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011; авторской программы В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой «Литературное чтение» утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования. и обеспечена учебником Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 2 ч. / В.Ю. Свиридова, Н.А.Чуракова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом Фёдоров, 2013 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_lit_cht_3_kl_.docx | 101.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -
Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры зам. директора по УВР Директор МБОУ-Гимназия
_________Халиуллина С.М. _________ Насибуллина Г.И. _________Камильянов Р.Ф.
«____»______________2014 г. «____»______________2014 г. «___»___________2014 г . протокол №________
Рабочая программа по литературному чтению
для 3 класса
на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение», в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011год.
Составитель Хузина С.А.,
учитель начальных классов
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 3 г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С. В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011; авторской программы В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой «Литературное чтение» утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования. и обеспечена учебником Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 2 ч. / В.Ю. Свиридова, Н.А.Чуракова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом Фёдоров, 2013 г.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании», федеральным государственным образовательным стандартам и примерной программе начального общего образования.
Данная программа составлена для реализации курса «Литературное чтение», входящему образовательную область «Филология», который является частью единого непрерывного курса обучения и разработан в логике литературы в основной школе.
Ключевая идея. Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования определенных Федеральными государственными образовательными стандартами.
Актуальность. Литературное чтение – особый предмет школьной программы 1-ой ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.
Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля.
Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат. В области литературы – это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса.
Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:
• развитие личности школьника, его творческих способностей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
• воспитание духовности, нравственных эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности.
Задачами курса литературного чтения являются:
1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно- нравственных и эстетических ценностях формирование понятий о добре и зле;
2) развитие отношения к литературе к явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятия и их практического использования;
4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
Рабочая программа разработана на основе поурочно-тематического планирования к учебнику В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение» 3 класс и Методических рекомендаций к курсу В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом Фѐдоров 2013 год.
В основе методики преподавания курса лежат технология развивающего обучения, проблемно – поисковые, информационно-коммуникативные технологии, технология дифференцированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета.
Новизна данной программы определяется тем, что предполагает осуществлять индивидуальный контроль за формированием предметных и метапредмтеных компетенций, пользуясь новой системой оценки планируемых результатов.
1. Общая характеристика учебного предмета
Данный курс русского языка разработан на основе концепции и принципах системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
В 3 классе продолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Читаются произведения, передающие целую гамму разнообразных, тонких чувств и ощущений, доступных детям. Сравниваются произведении разных авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы. Расширяется читательский кругозор младших школьников и круг проблем, освещаемых литературными произведениями. Читательский багаж пополняется за счет мифологии и фольклора разных народов. Особенностью работы в 3 классе является формирование начального представления об общих корнях и путях развития литературы разных народов, об истории становления некоторых жанров фольклора и литературы и об их специфике.
Учебник знакомит младших школьников с понятием «миф» как общим для всего человечества способом жизни и восприятия мира в дописьменный период. Миф является связующим звеном многих форм литературного творчества и прародителем родов литературы. В связи с этим рассматриваются малые жанры фольклора (закличка, считалка, загадка и т.д.), а также другие жанры древнего происхождения: сказка, басня.
Специальное внимание уделяется особенностям авторской литературы (в отличие от народной) и проблемам художественной формы.
В учебнике представлены произведения русского и зарубежного фольклора и авторской литературы, прозаические и поэтические тексты, разнообразные по жанрам и эмоциональной окраске. Учебник проводит младшего школьника через семь глав. Их содержание отражает различные сферы формирования общей культуры человека: любование природой, удивление перед красотой мира, всматривание во внутренний мир человека, осознание хрупкости и беззащитности мира (и мира природы, и мира человеческих чувств), проникновение в тайны искусства, любовь к Родине, гордость и уважение к прошлому своей страны.
Главы учебника объединяют материал не тематически, но концептуально-тематически, метафорически описывая путь становления человечества и человека. Каждая глава имеет свое концептуальное название и эпиграф, они делают проблематику главы более понятной для ученика, который словно проделывает путь нравственной работы над собой. По ходу изучения текстов внутри каждой главы школьники учатся «примерять» название главы и эпиграф к ее содержанию; убеждаются в подвижности границ между главами.
Тексты подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира. Они показывают ребенку, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир – мир природы, людей и искусства, мир чувств.
Работа с разнообразными поэтическими текстами нацелена на то, чтобы помочь ученику погрузиться в атмосферу поэтического чуда, создать все необходимые условия для того, чтобы «открытие» очередной поэтической тайны состоялось. Не делая введение литературоведческой терминологии целью анализа, учебник стремится сделать все возможное, чтобы ребенок почувствовал особенности выражения художественного образа. Отсюда пристальное внимание уделяется поэтическим приемам (эпитету, олицетворению, метафоре), контрасту, повтору, рифме, ритму, звукописи. Необходимость направить внимание ученика на ту или иную особенность текста реализуется в серии открытых вопросов. При этом сначала дается возможность детям выразить свое эмоциональное отношение и высказаться о тех мыслях, которые вызвал у них текст, затем следуют вопросы, стимулирующие познавательную активность. Кроме того, школьники обращаются к «Картинной галерее», которая содержит цветные репродукции произведений известных русских и европейских художников, чьи образы могут помочь ребенку более объемно и полноценно переживать очередное открытие в мире литературы.
Работа над выработкой навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, одного из базовых навыков, заявленных в Стандарте, является важнейшей задачей курса литературного чтения. Техника чтения отрабатывается в ходе анализа текста. Вопросы и задания составлены таким образом, чтобы организовать и мотивировать многократное обращение к тексту. Ученик несколько раз обращается к тексту произведения, перечитывает его, решая ряд познавательных задач: чтение с определенной интонацией, в разном темпе, с различной громкостью, выражение в чтении настроения текста, передача характера героя, поиск завязки и развязки истории и т.д. При этом углубляется понимание смысла текста, подбирается наиболее точная манера чтения соответственно особенностям текста. Отрабатывается выразительное, осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется выборочное чтение, просмотр текста, чтение по ролям, чтение наизусть. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения.
Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов, переживание особенностей художественного образа.
- Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
Курс программы В. Ю. Свиридовой по учебному предмету «Литературное чтение» рассчитан на 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели). В базисном учебном плане гимназии на изучение данного предмета отводится 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели), поэтому в рабочую программу внесены изменения: добавлены 34 часа на углубленное изучение предмета: внеклассное чтение. Произведения для внеклассного чтения, которые взяты из хрестоматии В. Ю. Свиридовой для 3 класса, тематически перекликаются с текстами учебника В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение», соответствующего требованиям ФГОС НОО. Дополнительные часы из хрестоматии распределены по разделам программы следующим образом:
Глава 1.От мифа к сказке. Что было до литературы? (6 часов)
Глава 2. Незнакомый мир знакомых сказок. О чём говорят сказки? (7 часов)
Глава 3. Чудеса вокруг нас. Как научиться удивляться? ( 3 часа)
Глава 4. Пора открытий. Как рождаются чудеса? ( 7 часов)
Глава 5. Сотвори себя. Легко ли стать человеком? ( 5 часов)
Глава 6. Душевная красота. Что помогает нам расти?(1 час)
Глава 7. Мир в тёплых ладонях. Как сберечь чудо?(5 часов)
В связи с праздничными днями (1 мая, 8 марта), выпадающими на учебные дни, допускается сокращение количества часов (168 ч) за счёт уплотнения программного материала.
Количество часов в неделю – 5 ч.
количество часов в I четверти – 41 ч.
количество часов в II четверти – 40 ч.
количество часов в III четверти - 48 ч.
количество часов в IV четверти – 41 ч.
В авторскую программу изменения не внесены.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическим и нормами.
Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.
Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
- Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
– интерес к содержанию и форме художественных произведений;
– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
– чувство сопричастности своему народу;
– понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
– общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.
Учащийся получит возможность для формирования:
– понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
– чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
– понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
– понимания своей семейной и этнической идентичности;
– любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
– чувства ответственности за мир природы;
– умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
– первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
– понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Учащийся получит возможность научиться:
– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
– осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
– осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
– пересказывать текст по плану;
– структурировать знания при сопоставлении текстов;
– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
– искать информацию, представлять найденную информацию;
– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
– знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.
Учащийся получит возможность научиться:
– пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
– понимать структуру построения рассуждения;
– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
– участвовать в учебном диалоге;
– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
Учащийся получит возможность научиться:
– выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
– устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
– проявлять самостоятельность в групповой работе;
– контролировать свои действия в коллективной работе;
– выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.
- Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащийся научится:
– читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
– читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика;
– ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;
– кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
– отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
– определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
– узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
– характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
– выявлять авторское отношение к герою;
– понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
– соотносить главную мысль и название произведения;
– находить портрет и пейзаж в произведении;
– видеть особенности юмористических текстов;
– соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.
Учащийся получит возможность научиться:
– пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
– сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
– представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;
– осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;
– находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
– понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;
– понимать особенности жанра басни;
– определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
– находить в юмористических текстах приемы создания комического;
– оценивать поступки героя и отношение автора к нему.
Круг детского чтения
Учащийся научится:
– самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;
– самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;
– осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;
– осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;
– готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;
– понимать назначение аннотации на литературное произведение;
– называть одно периодическое литературно-художественное издание.
Учащийся получит возможность научиться:
– понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;
– составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;
– писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;
– создавать презентации книг различной тематики;
– сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);
– участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;
– ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох.
Литературоведческая пропедевтика
Учащийся научится:
– представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов;
– различать малые жанры фольклора;
– различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение;
– определять особенности фольклорных форм и авторских произведений;
– выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;
– понимать многозначность поэтического слова.
Учащийся получит возможность научиться:
– понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички;
– находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;
– обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);
– обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в фольклоре и литературе;
– выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках;
– понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;
– самостоятельно находить мораль басни;
– понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения.
Творческая деятельность учащихся
Учащийся научится:
– пересказывать текст кратко, выборочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;
– читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;
– передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;
– выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности;
– создавать небольшие художественные тексты в стиле изученных жанров.
Учащийся получит возможность научиться:
– сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;
– читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;
– подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;
– читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;
– сочинять небольшие тексты, сознательно используя выразительные средства произведений разных жанров.
- Содержание программы по литературному чтению (170 ч.)
Аудирование (слушание) Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений.
Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Характеристика героя сказки (положительный или отрицательный). Описание героя. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Жанры художественных произведений. Восприятие учебного текста: цель, осмысление системы заданий. Восприятие научно популярного текста: основное содержание (информация).
Чтение Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации. Чтение наизусть стихотворений.
Работа с разными видами текста Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Виды текста: художественные, учебные, научные. Практическое сравнение различных видов текста. Заголовок в тексте. Тема текста. Определение темы текста (о животных, о природе, о детях, о людях) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно. Главная мысль текста. Обсуждение главной мысли произведения коллективно: что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.
Круг детского чтения.
Устные и письменные формы словесности. Литература и фольклор. Что такое устное народное творчество. Есть ли сегодня устное народное творчество. Связь фольклора и литературы.
Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы.
Малые жанры фольклора и их связь с мифом.Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу.
Волшебная сказка.Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (выход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в легендах Древней Греции (литературные компиляции) и античных гимнах богам (реальные тексты).
Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке
Авторская сказка(Г. Х. Андерсен, Ш. Перро, С. Козлов). Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы - к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Сказочная повесть(С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»). Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.
Общее представление об эпосе(без введения понятий «эпос» и «эпический») как о новом типе отношений человека и мира, который пришел вслед за мифом. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в эпосе.
Былина как эпический жанр.Характеристика эпического героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями - торговлей или ратными подвигами - свое отечество). Былина о Святогоре и Илье - промежуточное явление между мифом и эпосом. Святогор как мифологический герой, Илья как эпический герой.
Жанр басни.Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, сходство структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.
Развитие представлений о жанре рассказа(К. Паустовский «Стальное колечко», В. Драгунский «Девочка на шаре»). Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.
Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета(без употребления термина, называя эпитет «определением»), контраста, звукописи, неологизмов(без употребления термина), гиперболы и повтора.
Навыки чтения. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения и свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения.
Литературоведческая пропедевтика. Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, звукопись, повтор. Малые жанры фольклора: загадка, считалка, песенка, потешка, побасенка, пословицы и поговорки. Жанры произведений: рассказ, стихотворение, сказка. Прозаическая и стихотворная речь. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия (сюжетная линия текста). Герой произведения. Характер героя.
Круг чтения третьего года обучения
Устное народное творчество
Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки. Мифологические сюжеты Древней Греции, славянские мифы, карельские мифы «Калевала».
Русские народные сказки и сказки разных народов
«Яичко», « Петушок - золотой гребешок и жерновцы», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Мороз, Солнце и Ветер», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна»*, «У страха глаза велики», докучные сказки*, «Коза с орехами»*. «Хитрая лиса» (корякская сказка)*, « Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка), «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бурундук» (нивхская сказка), «Волшебная
лампа Аладдина» (арабская сказка)*.
Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы
Ш. Перро «Рике с хохолком»*; В. Гауф «Маленький Мук»*; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво»*; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Басни
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»; И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград»; С. Михалков «Бараны».
Классики русской литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет, В. Жуковский, Е. Баратынский, А Кольцов*, Я. Полонский*, А. Майков, Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин, С. Есенин, В. Хлебников*, Саша Черный*, А.К. Толстой. И. Тургенев «Воробей», «Голуби»*, «Собака»*; Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»*; Ю. Олеша «Три толстяка»*; А. Гайдар «Тимур и его команда»*.
Современная русская и зарубежная литература
М. Исаковский, Н. Рыленков, Е. Евтушенко, С. Маршак, А. Барто*, Б. Заходер, М. Бородицкая, Г. Новицкая, М. Яснов, Э. Мошковская, Ю. Мориц*, Ю. Кушак, П. Барто, Тим Собакин, С. Махотин*, Н. Матвеева. М. Пришвин «Разговор деревьев», «Говорящий грач»*; Ю. Коваль «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки», «Соловьи»*, «Шамайка»*; К. Паустовский «Стальное колечко», «Прощание с летом», «Кот Ворюга», «Растрепанный воробей»*; Г. Снегирев «Чудесная лодка»; Н. Носов «Шурик у дедушки»; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; С. Козлов «Такое дерево», «Как поймать облако»; И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»; И. Пивоварова «Плохие сны», В. Чаплина*, Д. Нагишкин*; В. Голявкин «Был не крайний случай», «Рассказы»*; Ю. Раскин «Когда папа был маленьким»*; Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких»*; Я. Ларри « Необычайные приключения Карика и Вали»*; А. Волков «Волшебник Изумрудного города»*. Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»*; С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец»*; Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»*; Л. Кэрролл « Приключения Алисы в стране чудес»*; А. Милн «Винни Пух и все-все-все»*; Ф. Баум «Волшебник страны Оз»*; П. Треверс «Мери Поппинс»*.
Японские трехстишия.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу третьего года обучения литературному чтению учащиеся должны иметь представление:
- об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;
- об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;
- об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;
- об особенностях жанра басни;
знать:
- наизусть 10-12 стихотворений разных авторов;
- имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4-5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;
уметь:
- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70-80 слов в минуту;
- различать малые жанры фольклора;
- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;
- отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
- выявлять авторское отношение к герою;
- рассказывать о любимом литературном герое;
- устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника).
Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
в 3г классе на 2014-2015 учебный год
№ п/п | Название раздела и тема урока | Дата проведения урока | Примечание |
1 четверть | |||
Ю.П. Мориц «1 сентября». Что такое миф | |||
Отношения человека и природы в древности. | |||
Народная сказка «Яичко». Принцип кумулятивного построения - накопления героев и событий. | |||
С.Я. Маршак «Дом, который построил Джек», М.Я. Бородицкая «Убежало молоко». | |||
Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок и жерновцы». | |||
Законы народной волшебной сказки. Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок и жерновцы». | |||
Русская народная сказка «Царевна- лягушка». | |||
Русская народная сказка «Сивка-бурка». Особенности положения героя в семье, его внешности. | |||
Русская народная сказка «Сивка-бурка». Мир волшебной сказки в живописи: Васнецов, Т. Маврина. | |||
Внеклассное чтение. Народная сказка «Коза с орехами» | |||
Загадки. Черты мифологического мышления, особенности построения. | |||
Русская народная сказка «Хаврошечка». | |||
Обобщающий урок по сказкам. Сочинение сказки по законам народной волшебной сказки. | |||
Особенности авторского взгляда на мир: Г.М. Новицкая «Береза», И.А. Бунин «Все лес и лес», М. Врубель «Сирень». | |||
Внеклассное чтение. Докучные сказки. | |||
Особенности авторского взгляда на мир: Ф.И. Тютчев «Полдень», М. Врубель «Пан». | |||
Особенности авторского взгляда на мир: Ф.И. Тютчев «Полдень», М. Врубель «Пан». | |||
Юмористическое освещение темы колдовства в рассказе Н.Н. Носова «Шурик у дедушки». | |||
Характер литературного героя в рассказе Н.Н. Носова «Шурик у дедушки». | |||
Внеклассное чтение. С. Г. Козлов « В ясный день осенний. | |||
Анализ картины П. Синьяка «Красный буй ». Сочинение о летних впечатлениях. | |||
Идейно-нравственное значение в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом». | |||
Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов. | |||
Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. | |||
Внеклассное чтение. Древние гимны. Гимн «Природе» | |||
Отражение древних представлений о мире и человеке Древнегреческий миф о Прометее. | |||
Отражение древних представлений о мире и человеке. По мифам о Персее (хрестоматия). | |||
Древнегреческий миф о Персее (хрестоматия). | |||
Образ родины в поэзии: В.А. Жуковский «Родного неба милый свет...», А.К. Толстой «Край ты мой...». | |||
Внеклассное чтение. Древние гимны. Гимн «Пану», Осирису. | |||
Мифологические образы, характерные для славянского фольклора. Легенда «Земля со дна океана». | |||
Мифологические образы. Легенда «Земля со дна океана». | |||
Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер». | |||
Образ ветра в литературе, живописи, музыке: А.Н. Майков , М.В. Исаковский , А.С. Пушкин. | |||
Внеклассное чтение. Ш. Перро «Спящая красавица» | |||
Образ ветра в литературе, живописи, музыке: картины А. Рылова «В голубом просторе», «Зеленый шум». Сочинение по впечатлениям о картине. | |||
Анализ сочинений. Знакомство со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | |||
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство с фольклорными сказками. | |||
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Отличие от фольклорных сказок. | |||
Внеклассное чтение. Ш. Перро «Спящая красавица» | |||
Библиотечный урок. Сказки А.С. Пушкина | |||
Образы весны и зимы в стихотворении А.А. Фета «Глубь небес опять ясна...» | |||
Мир чувств в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком...». Работа с приемом олицетворения. | |||
Образ радости, единения с природой. Анализ авторской сказки С.Г. Козлова «Такое дерево». | |||
Внеклассное чтение. Произведения С.Г. Козлова. «Солнце село на волну…», Разрешите с вами посумерничать, «Мимо белого яблока луны» | |||
Необычное в обычном: анализ рассказа Г.Я. Снегирева «Чудесная лодка». | |||
Олицетворение в стихотворениях А. А. Фета «Летний вечер тих и ясен...», Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках...». | |||
Поэтические открытия в авторской сказке С.Г. Козлова «Как поймать облако». | |||
Духовный мир героев сказок С.Г. Козлова. Библиотечный урок | |||
Эстетическая ценность поэтических открытий в Хокку Басё, Кикаку, Исса, в стихотворении С.А. Есенина «С добрым утром!». | |||
Внеклассное чтение. Хокку Басе, Кикаку, Сико, Бусон, Тие, Исса. | |||
Глава 3. Открываем мир заново (20 часов) | |||
Ценность культурного наследия прошлого. Пословицы о земле-матери. | |||
Времена года в древнегреческом мифе «Похищение Персефоны». | |||
Времена года в славянском сказании «Небесные великаны». | |||
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. Домовому | |||
Библиотечный урок. Работа над проектом по созданию сборника закличек, загадок | |||
Проникновенный образ природы в произведении К.Г. Паустовского «Прощание с летом». | |||
Точность поэтических образов А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева. | |||
Мифологические представления о животных в народной корякской сказке «Хитрая лиса». | |||
Внеклассное чтение. В. Гауф. «Маленький Мук» | |||
Нравственный смысл произведения Д.Н. Мамина- Сибиряка « Серая Шейка». | |||
Особый почерк писателя Д.Н. Мамина - Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»). | |||
Особый почерк писателя Д.Н. Мамина - Сибиряка (по сказке « Серая Шейка»). | |||
«Серая Шейка»: сказка или рассказ? | |||
Внеклассное чтение. Н.Н. Матвеева «Галчонок». | |||
«Серая Шейка»: сказка или рассказ? | |||
М.Д. Яснов «Мы и птицы», Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам...» | |||
Идейно-нравственная проблематика в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце». | |||
Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»). | |||
Внеклассное чтение. Арабская сказка «Алладин и волшебная лампа». | |||
Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»). | |||
Библиотечный урок по сказам П.П. Бажова (самостоятельное чтение) | |||
Точность и красота поэтических образов А.А. Фета «Чудная картина...» и М.Ю. Лермонтова «Горные вершины... ». | |||
Поэтические образы малой родины: Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке...» и картина И. Левитана «Тихая обитель». Сочинение по картине. | |||
Внеклассное чтение. Арабская сказка «Алладин и волшебная лампа» | |||
Контрольная работа за 1 полугодие. | |||
Этиологические сказки разных народов: «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка). | |||
Сказки разных народов: «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка). | |||
Этиологические сказки разных народов: «Медведь и бурундук» (нивхская сказка). | |||
Внеклассное чтение. Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени» | |||
П.Н. Барто «Зимние гости». Сравнение научного описания, художественного текста и этиологических народных сказок. | |||
Авторские произведения, стилизованные под этиологические сказки. Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб». | |||
Авторские произведения, стилизованные под этиологические сказки. Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб». | |||
Наедине с книгой. Сказки Р. Киплинга о животных. | |||
Внеклассное чтение. Р. Киплинг. Откуда у кита такая глотка | |||
Чудеса природы в авторских произведениях. Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы». | |||
Чудеса природы в авторских произведениях. Рассказ И.И. Акимушкина «Броненосцы», стихотворение Тима Собакина «Две коровы». | |||
Творческие работы. Создание сказок и рассказов по мотивам прочитанных произведений. | |||
Творческие работы. Создание сказок и рассказов по мотивам прочитанных произведений. | |||
Внеклассное чтение. И.А. Бунин. «Бушует полая вода» | |||
Духовно-нравственные проблемы в тексте К.Г. Паустовского «Стальное колечко». | |||
К.Г. Паустовский «Стальное колечко»: рассказ или сказка? | |||
Рассказ о родной стороне в произведении К.Г. Паустовского «Стальное колечко». | |||
Природа родного края в произведениях писателей, художников. | |||
Внеклассное чтение. Дж.Даррелл. « Человек с Золотыми Бронзовками» | |||
Чудесные открытия, взгляд поэта и художника. И.А. Бунин «Родник» и В. Поленов «Заросший пруд». | |||
Особый взгляд Ю.И. Коваля на природу малой родины (по рассказам «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки»). | |||
Опыт ценностно-эстетического восприятия мира, воплощенный в рассказах Ю.И. Коваля («Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки»). | |||
Чудесные открытия в стихотворении А. А. Фета «Весенний дождь». | |||
Внеклассное чтение. Дж.Даррелл. « Человек с Золотыми Бронзовками» | |||
Способность видеть чудеса, удивляться миру: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш». | |||
Способность видеть чудеса, удивляться миру: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш». | |||
Способность видеть чудеса, удивляться миру: Н.Н. Матвеева «Солнечный зайчик». | |||
Изображение пробуждающихся эстетических чувств: рассказ Ю. Драгунского « Красный шарик в синем небе». | |||
Внеклассное чтение. В.Ю.Драгунский. Шляпа гроссмейстера | |||
Наедине с книгой. Рассказы В.Ю. Драгунского | |||
Рассказы В. Драгунского. Проверь себя. | |||
Мифы разных народов о происхождении человека и его душевных качеств. | |||
Игра с мифологическими мотивами в авторском творчестве. Н.Н. Матвеева «Девочка и пластилин». | |||
Внеклассное чтение. Я.Л.Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» | |||
Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | |||
Воспитательное значение басни. И.А. Крылов «Лисица и Виноград». Работа с иллюстрациями В.Серова. | |||
Басня - древний жанр словесности .Сравнительный анализ басен Эзопа и басен Крылова. | |||
Накопление творческого опыта. Сочинение басни в прозе | |||
Внеклассное чтение. Эзоп. Басни. | |||
Библиотечный урок. Работа с баснями Л.Н. Толстого, Эзопа, И.А. Крылова | |||
Жизнь жанра басни во времени. Стихотворение С.В. Михалкова «Бараны». | |||
Сказка, похожая на басню. Народная сказка «У страха глаза велики». | |||
Поучительный смысл сказки В. М. Гаршина «Лягушка - путешественница». | |||
Поучительный смысл сказки В. М, Гаршина «Лягушка - путешественница». | |||
Внеклассное чтение. И.А. Крылов. Басни. | |||
Басенная основа сказки (фрагмент из «Панча-тантры»). | |||
Юмористическая природа рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга». | |||
Нравоучительный смысл рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга». | |||
Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. Басни. | |||
Художественные особенности рассказов И.М. Пивоваровой «Плохие сны», В. Голявкина «Был не крайний случай». | |||
Представление детских творческих и проектных работ. | |||
Вечные ценности искусства и творчества. Миф о художнике («Орфей и Эвридика»). | |||
Возникновение искусства. Миф о силе искусства («Орфей и Эвридика»). | |||
Внеклассное чтение. В. Гауф « Маленький Мук» | |||
Восприятие мира художником. М.Я. Бородицкая «Художник», А. Герасимов « После дождя». | |||
Восприятие мира художником. М.Я. Бородицкая «Художник», А. Герасимов « После дождя». | |||
Чудеса поэтических и живописных образов: Ю.И. Коваль «Соловьи». | |||
«Что такое стихи?» Б.В. Заходер. Особый взгляд поэта на мир: К.Д. Бальмонт «Трудно фее», «Гномы». | |||
Внеклассное чтение. Ю.Д.Дмитриев. «Сколько глаз у стрекозы». Е.А.Евтушенко «Надел я на ветку» | |||
Мотив «маленького» героя в народных и авторских произведениях. Отзыв о произведении. | |||
Знакомство с волшебной сказкой Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». | |||
Испытания, которые проходит героиня сказки для обретения счастья. | |||
Внеклассное чтение. Г.Х. Андерсен «Огниво» | |||
Сказочный мир Андерсена. Трепетная красота сказочных героев. | |||
Презентация инсценированных отрывков из сказки «Дюймовочка». | |||
Знакомство с повестью - сказкой С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | |||
Характер главного героя и других персонажей повести- сказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | |||
Внеклассное чтение. О.Е.Григорьев «Собаки и зеваки», «Яма» | |||
Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф «Как трудно стать человеком» | |||
Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф «Как трудно стать человеком» | |||
С. Лагерлёф «Как трудно стать человеком». Отзыв о произведении. | |||
Внеклассное чтение. А.Н. Толстой «Детство Никиты» | |||
Внимательное и бережное отношение поэта, художника к миру. М.М. Пришвин «Разговор деревьев». | |||
М.Я. Бородицкая « В гостях у лесника». | |||
Представление детских творческих и проектных работ. | |||
Глава 7. Без тебя мир неполный (14 часов) | |||
След грозных природных явлений в мифологических сказаниях. «Девкалион и Пирра». | |||
Библиотечный урок. Библейские сказания в пересказе Г.Я. Снегирева | |||
Внеклассное чтение. Библейское сказание «Потоп» | |||
Нравственные уроки литературы. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | |||
Ответственность человека за природу, способность замечать красоту природы. Ю.Н. Кушак «Подарок в день рождения», М.Я. Бородицкая «Котенок». | |||
Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте И.С. Тургенева «Воробей». | |||
Внеклассное чтение. Я.Л. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» | |||
Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г. Гарина- Михайловского «Детство Темы». | |||
Повествование о взрослом поступке героя повести Н.Г. Гарина- Михайловского «Детство Темы». | |||
Активность добра. Повесть Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы». | |||
Письмо герою повести Теме. | |||
Внеклассное чтение. Я.Л.Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» | |||
Добро как основная ценность жизни в стихотворении Э.Э. Мошковской «Нужен он». | |||
Пробуждение чувств в душе юного героя. В. Драгунский «Девочка на шаре». | |||
Мир взрослых, мир детей в рассказе В. Драгунского «Девочка на шаре». | |||
Контрольная работа за II полугодие. | |||
Способность художника обнаруживать необычное в окружающем нас мире и творить красоту (М. Шагал «Автопортрет с семью пальцами», «Часы»). | |||
Проверь себя. Что читать летом (работа с выставкой книг). | |||
Викторина «Ларец мудрости» |
7. Учебно-методический комплекс
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
- Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».-2013г.
- Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»- 2014г.
- Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 3 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».-2014г.
- Волшебный мир картины: Иллюстративный материал (компакт-диск). - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». – 2014г.
- Формы организации учебного процесса
Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а также нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-театр, урок-зачёт, урок-сказка, урок-путешествие и др. (обучение строиться на деятельностной основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).
Форма организации деятельности детей: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Виды учебной деятельности:
- аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи);
- работа с разными видами текстов;
- самостоятельная продуктивная творческая деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация, создание различных форм итерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа;
- создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Творческая деятельность учащихся
(на основе литературных произведений)
Чтение по ролям, инсценирование; устное словесное рисование, работа с деформированным текстом; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) или на основе личного опыта.
- Формы и средства контроля
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения, особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 75 слов в минуту; во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения - не менее 85 слов в минуту;
- полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;
- самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое); знает и читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
- темп чтения - не менее 70 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии - не менее 80 слов;
- делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
- составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
- самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
- читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения - не менее 65 слов в минуту в 1 полугодии; во 2 полугодии - целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения - не менее 70 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок;
- передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. помощью наводящих вопросов учителя; воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения - 55 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 60 слов в минуту;
- пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок; не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя; при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее в 3 классе - 1/2 страницы.
Техника чтения
Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами. В I-м полугодии темп чтения вслух незнакомого текста – 75 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух. II-е полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста – 85 слов, про себя – на 10 и более слов быстрее.
Итоговые проверки навыка чтения (оценка техники чтения) проводится два раза в год:/в конце I и II полугодий.
- Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1. Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- интерактивная доска;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- телевизор;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- компьютер;
2. Экранно-звуковые пособия:
- видеофильмы, соответствующие тематике программы по литературному чтению (по возможности);
- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению (по возможности);
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.
3. Оборудование класса:
- ученические двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
Интернет-ресурсы:
- Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
- http:www.Nachalka.com.
- http:www.viku.rdf.ru.
- http:www.rusedu.ru.
- http://school-collection.edu.ru/
- www.center.fio.ru
- http://www.maro.newmail.ru
- http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
- http://www.int-edu.ni
- http://www.zankov.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс. Развивающая система Занкова. ФГОС
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания ...
Рабочая программа по математике 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания ...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 2г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. З...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Ко...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Ко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)
Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 2 класса (развивающая система Занкова)
Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...