Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Где живут белые медведи?" (УМК А.А. Плешакова)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Пучкова Светлана Михайловна

 

Урок разработан в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Когда?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Где живут белые медведи?" (УМК  А.А. Плешакова)

Цель урока:

Формировать представление о разнообразии природы Земли.

Задачи урока:

  1. Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира.
  2. Расширять кругозор, работать над развитием словарного запаса, умением сопоставлять и анализировать. (коммуникативная компетентность).
  3. Воспитывать любознательность, потребность в поиске новых знаний (информационная компетентность).

Оборудование:компьютер; презентация «Где  живут  белые медведи», учебник «Окружающий  мир»  авт.  Плешаков А.А., «Рабочая тетрадь» авт. Плешаков А.А., картинка большого формата с изображением белого медведя, глобус, карточки с названиями Северный полюс, Южный полюс, Северный ледовитый океан,  Арктика,  Антарктида; рисунки белого медведя и пингвина и  др. животных Арктики  и  Антарктиды; изображения Муравьишки и Мудрой Черепахи, раздаточный материал, листы тест-контроля.

Планируемые результаты:

Предметные.

Обучающиеся научатся:

- находить на глобусе холодные  районы Земли;

- различать животных холодных  районов;

- подбирать одежду для разных случаев;

- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Метапредметные.

Познавательные УУД:

  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
  2. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,

         сравнивать и группировать предметы и их образы.

  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  1. Слушать и понимать речь других.
  2. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.       Работать в группах и парах.

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
  2. Учиться работать по предложенному учителем плану.
  3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  5. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Ход урока:        

I. Мотивация.

Психологический настрой.

Учитель:

Встало солнышко давно

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Вновь урок у нас сейчас!

        Ребята! Представьте, что на нас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь.

 С хорошим настроением мы начинаем урок, на котором мы узнаем много интересного и удивительного.

       Сегодня к нам на урок, ребята,  пришли гости, посмотрите, пожалуйста. Это   завуч нашей школы  и учителя из других школ района. Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже научились  в 1 классе, и, конечно, узнаем на уроке непременно что-то новое и интересное.

II. Актуализация знаний.

  - Вспомним, какое сегодня число?

      - День недели?

      - Время года?

      - Какой сейчас урок?

(на доске – рисунок Муравьишки и Мудрой Черепахи)

Наш герой Муравьишка-Вопросик на прошлом уроке задавал Мудрой Черепахе вопрос КОГДА (учитель прикрепляет на доску рядом с героями учебника карточку с вопросом КОГДА?)
- На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы?
(
Когда наступит суббота? Когда придёт лето?)
- Мудрая Черепаха приготовила задания для вас.

1.Игра «Да - Нет»

Мы будем играть в игру «Да – Нет». Я буду читать  предложение, если вы согласны с тем, о чём в нем говориться, то вы будете говорить «да», а если  не согласны, то « нет». (дети отвечают молча, показывая  руками)

- В прошлом вы были взрослыми? (нет).

- Настоящее – это то, что происходит сейчас? (да)

- Суббота приходит после пятницы? (да)

- Первый день недели – это вторник? (нет)

- Лето наступает после весны? (да)

- Декабрь, январь, февраль – это зимние месяцы? (да)

- Понедельник, вторник, среда – это месяцы? ( нет)

- В году  12  месяцев? (да).

2. Отгадайте загадки.

(Зима. Весна. Лето. Осень.)

Как сказать одним словом, что это? (Времена года.)

III. Актуализация знаний.

 Постановка учебной проблемы

Приём создания проблемной ситуации. Задание на столкновение противоречивых мнений.

Молодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и предлагает  поиграть в игру.

Игра «Кто, где живёт»

Учитель показывает картинку с изображением животного, дети отвечают, где он живёт.

         Корова - (в коровнике).

         Курица – (в курятнике).

         Собака – (в будке или в доме).

         Золотые рыбки – (в аквариуме).

         Бурый медведь – (в лесу).

         Свинья – (в свинарнике).

         Ёжик – (в лесу).

IV. Работа над новым материалом.

      - Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков.Мудрая Черепаха приготовила загадку:


Среди снега и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает
И от морозов его согревает.
(Белый медведь)
(учитель вывешивает на доску картинку белого медведя)

- Ребята, а Муравьишке-Вопросику стало интересно узнать, а где же живут эти животные? Кто знает?(выслушиваются ответы детей)

Сообщение темы и целей урока:

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Слайд.)

 - Итак, сегодня мы должны ответить на вопрос: Где живут белые медведи?(на доске открывается тема урока)

-Какие цели будут стоять перед нами?

(познакомиться с новым материалом, расширять кругозор, развивать речь, умение анализировать, сравнивать, воспитывать любознательность)

- Ребята, а вам самим интересно узнать, где живут белые медведи? Тогда мы отправимся в научную экспедицию.(Слайд)

     Чтобы попасть в нужное нам место, нужно произнести волшебные слова, закрыв глаза:

Сто вопросов - сто ответов,

В них найду я сто секретов,

Все секреты я узнаю,

Глазки быстро открываю.(Слайд)

Открываем глаза и смотрим внимательно.

Учитель:

 Где же мы, ребята? Кругом снег, лёд, здесь очень холодно!(Слайд)

Ответы детей:

-Там, где всегда зима.

-На севере.

Учитель:

Что – то мы не по погоде одеты, нам нужно срочно вооружиться всем необходимым.  

- Проверяем. Что нам понадобится на севере?
(ответы учащихся:
шапка, лыжи, шуба, варежки, снегоход)

Учитель показывает глобус.

-Ребята, я думаю, вы знаете что это? (Слайд)

- А вы обратили внимание, что его макушка белая, да и снизу глобус тоже белый. И ведь это неспроста. Как вы думаете, почему?

-Так обозначены на глобусе два полюса – Северный и Южный, Арктика и Антарктика.

 - На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. (учитель показывает на глобусе). Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс. Это место на Земле называют ещё Арктика.Слайды:7-10

11-12 слайд. – Арктика –это океан, покрытый льдом.

13 слайд – Слой льда очень толстый и крепкий.

14 слайд – В Северном ледовитом океане встречаются острова, но они тоже покрыты снегом и льдом.

 Арктика – суровый край. Летом и зимой здесь бело от снега.

 Физминутка.

У нас тоже есть снежинки, внимательно посмотрите на экран  и выполните разминку для глаз вместе со снежинками.

  А теперь,

  Все дружно встали

  и как мишки зашагали,

  Будем делать повороты
       Выполняйте все с охотой.

  Наклонились влево, вправо.

  Получается на славу!

        Хоть зарядка коротка,

        Отдохнули мы слегка.


Слайд(Рассказ Мудрой черепахи)


- Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (
да) слайд17

- Откройте учебник по закладке на странице 12. Внимательно рассмотрите. Прочитайте, кто нас встречает на Северном полюсе? (поморник, белый медведь, треска, морж, тюлень).

 - Но всё-таки хозяин на Северном полюсе – это, конечно, белый медведь. Вот какие сведения о белом медведе приготовила для вас Мудрая Черепаха.

Компетентностно-ориентированное задание.

- Смотрите внимательно. У вас будет задание. Вы должны узнать, почему белый медведь может выжить на Севере, в холодном, ледяном краю? Что ему в этом помогает?  (Ответы детей)

Рассказ учителя с презентацией.

20 слайд - Могучих белых медведей называют «белым хозяином Северного полюса».

Такой зверь разгуливает на арктическом морозе в тёплой красивой шкуре, под которой скрывается толстый слой жира. Шуба и жир не дают медведю замёрзнуть и помогают медведю плавать.

21слайд -  Мишка очень хороший пловец, ведь его пища находится в воде. Иногда медведь уплывает от берега на расстояние до 500км от берега. Белый медведь прекрасно плавает и под водой.

22-23 слайд - Ныряя в воду, медведь оказывается под толстым слоем льда. Медведь способен разбить слой льда своей большой головой.

24-26 слайд -  Чем питается мишка? Неужели мёдом, как его лесной брат - бурый мишка? Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца. Животные, которые питаются мясом, рыбой называются  …. Хищниками.

27- слайд -  Рассмотрим нашего мишку повнимательнее.  Лапы медведя имеют длинные крепкие когти для того, чтобы не скользить по льду, чтобы цепляться за кромку льда, когда надо вылезти из воды.

28 слайд - Подошва лап покрыты у медведя густой жесткой шерстью, поэтому лапы не мерзнут и не скользят на льду. А между пальцами есть плавательные перепонки.

29 слайд – Даже в этих суровых условиях  у белых медведей появляются детёныши. В Арктике очень часто можно видеть белую семейку.

30-31 слайд - Вот такой он – хозяин белых северных пустынь.

Проверка:

- Как медведь приспособился к жизни на Северном полюсе? Называйте, что помогает медведю выжить на Севере?

Модельный ответ.

Толстый слой жира.

Густой мех.

Строение головы.

Строение лап: когти, мех на подошвах, перепонки между пальцами.

Белая окраска.

Умение плавать и нырять.

Почему медведи белые? (Они живут среди снега, и такая окраска помогает им слиться с их средой обитания).

- Молодцы. Много вы узнали о белом медведе.

- А кто ещё может встретиться нам в Арктике, на Северном полюсе?

Слайды(32-39)

Работа с учебником.

- Откройте учебник на с. 12.

- Найдите белого медведя.

- Прочитайте названия и рассмотрите животных, которые являются соседями белого медведя.

- Назовите зверей …… Птиц ……. Рыб……

- На кого из них может охотиться белый медведь?

- Посмотрите на глобус. Что мы видим на противоположной от Северного полюса стороне? ( Южный полюс)

- Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Отправимся туда в путешествие? (да). Тогда произнесём волшебные слова.

Сто вопросов - сто ответов,

В них найду я сто секретов,

Все секреты я узнаю,

Глазки быстро открываю.

Открываем глаза и смотрим внимательно.

- Итак, мы с вами на Южном полюсе, в Антарктиде. Как вы думаете, надо ли снимать здесь тёплую одежду? (нет, потому что здесь тоже холодно) Слайд 41-44)

- Посмотрите, каким цветом обозначена Антарктида на глобусе? (белым) Это участок суши, покрытый толстым слоем льда. В этом районе Земли расположен Южный полюс.

- Посмотрите в учебнике на следующую страницу, страницу 13. Прочитайте, какие животные живут в Антарктиде? (Альбатрос, пингвины, морской леопард, ледяная рыба)

Слайды:45-50

- Самый яркий представитель животного мира Антарктиды – это, конечно, пингвины.

6. Физминутка.

  Пингвины предлагают отдохнуть.

Жили были три пингвина Пи, Па, По.
Хорошо и дружно жили Пи, Па, По.
Как то утром на рыбалку Пи, Па, По.
Зашагали в перевалку Пи, Па, По.

Жили были три пингвина,
Хорошо и дружно жили.
Жили были три пингвина,
Хорошо и дружно жили.

-Какие животные живут в Антарктиде? Рассмотрите с. 73 в учебнике.

-Здесь обитают птицы, которые не летают. Может кто-то знает о ком пойдёт речь? Это пингвины. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов они не делают - негде и не из чего. Но ведь на снег яйцо тоже не положишь – замёрзнет пингвинёнок! Мама –пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапках и согревать собственным пухом. Пингвины очень любят кататься с горки, но не на салазках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся.

-А боятся они вот кого – клыкастого и пятнистого , как леопард, тюленя – морского леопарда. Он, подкарауливая пингвинов, прячется под водой.

Физкультминутка.

- Какие птицы живут в Антарктиде?

- Каких рыб можно встретить у берегов Антарктиды?

- Ну, что ж ребята, наше путешествие подходит к завершению и пора возвращаться домой.

- Вот снова мы оказались в нашем гостеприимном классе. Давайте повторим то, что мы сегодня вместе с нашим Муравьишкой узнали.

V. Закрепление изученного

- Ребята, Мудрая Черепаха хочет проверить, как мы работали на уроке. В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали?

(Северный Ледовитый океан и Антарктида) Покажите эти районы на глобусе.

- Какие полюса здесь расположены?

- Чем похожи эти районы? (здесь холодно, много снега и льда)
- Одни и те же или разные животные встретятся в этих районах? (разные)

Она приготовила нам интересный вопрос. Прочитаем его.

Подумай, охотятся ли белые медведи на пингвинов?

Итак,  на земле есть очень холодные районы. Назовите их.

А кто из животных,   где живет, мы сейчас закрепим, работаем в парах – распределяем  всех животных по полюсам. Готовы? Начали.

Давайте проверим выполненную вами работу.

Хотите с собой на память взять белого медвежонка (демонстрация аппликации)? Тогда давайте сделаем его. Приступаем к работе. Не забываем про технику безопасности при работе с клеем.

ПЛАН  РАБОТЫ:

  1. Возьми вату.
  2. Намажь медведя клеем ПВА и наложи вату.
  3. Дорисуйте личику ротик.
  4. Медведь готов.

VI. Итог урока.

У. Поднимите свои работы. Какие красивые белые медведи у вас получились! Такие великолепные работы могли получиться только у очень дружных детей.

Какой  совет  мы  можем  дать  людям, чтобы многие  поколения видели  этих  животных не только  на  картинках?

VII. Рефлексия.

На память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленькое солнышко, тепла которого так не хватает обитателям Арктики и Антарктики. Понравилось вам путешествие? Если понравилось, нарисуйте улыбающееся  солнышко, а если не понравилось, то грустное. Покажите, что  у вас получилось. Я очень довольна вами и вашей работой на уроке.

Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира для 2-го класса к учебника А.А. Плешакова. Тема: "Чистота - залог здоровья!"

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с понятием «здоровый образ жизни»; сформировать у них представление о коже и ее функциях.Оборудование: цифровой микроскоп М~сгоше М1 -12-1.3 (1 на группу); ко...

Урок окружающего мира в 4-м классе по учебнику А.А.Плешакова «Жизнь леса»

Урок разработан по методу научной конференции, на которой работают группы детей, выполняющих роли зоологов, ботаников, микологов, экологов, промышленников, лесников. Используются приемы творческих про...

Урок окружающего мира по теме «Почему на Луне не живут люди?»

Планируемые результаты: - учащиеся расширяют знания о Луне,- осознают их важность и необходимость.Цель урока: - узнать почему на Луне не живут люди (для детей);- формировать информационную  и ком...

Урок окружающего мира по теме «Почему на Луне не живут люди?»

Урок окружающего мира по теме «Почему на Луне не живут люди?»(1 класс)Планируемые результаты: - учащиеся расширяют знания о Луне,- осознают их важность и необходимость.Цель урока: - узнать...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...