Урок по окружающему миру в 4 классе "Кто во что верит?"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок составлен с акцентом на модуль "Религии в Росии" из курса ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_kto_vo_chto_verit.docx | 582.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №42
Открытый урок
по окружающему миру
в 4 «Б» классе
Тема: «Кто во что верит»?
Автор: учитель начальных классов
Кулакова Елена Романовна
Люберцы
Тема: «Кто во что верит»?
Цели урока:
- Способствовать осмыслению учащимися того, что единое человечество состоит из людей атеистического типа мировоззрения и религиозного, которое в свою очередь имеет множество видов (на данном уроке мы ограничимся знакомством с мировыми религиями).
- заложить основы уважительного и заинтересованного отношения к разным религиям, культурам, из которых складывается человеческое общество;
- способствовать формированию универсальных учебных действий.
Познавательные УУД
- Извлекать информацию из текстов разных стилей и схем.
- Строить речевое высказывание в устной форме.
- Анализировать и оценивать содержание текста, его языковые особенности и структуру; определять роль иллюстративного ряда в тексте.
- Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
- Использовать основы смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
- Преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу.
Регулятивные УУД
- Определять цель деятельности на уроке.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
- Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Личностные результаты
- Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.
- Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
- Толерантно относиться к окружающим.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Беседа о приметах.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли наши старые знакомые Аня и Илюша. Они пришли не просто так, а за помощью.
- Аня, что случилось?
(Аня рассказывает о письме, которое они получили, в которое была вложена картинка с надписью на обороте: «Говорят не повезет, если чёрный кот дорогу перейдет»… и о том, что им не понятен смысл всего этого)
- Ребята, есть ли у вас предположения, что все это может значить? (здесь идет речь о народных приметах, связанных с пятницей, 13 и черным котом).
- А какие еще приметы вы знаете?
- Верить ли в то, что «не повезет, если черный кот дорогу перейдет», и вообще, верить в приметы или нет?
- А кто решает верить или нет в приметы?
- Какой же вывод мы можем сделать?
(Кто-то верит, а кто-то нет, это выбирает каждый сам)
- Формулировка темы и проблемы урока.
Инсценировка.
Появляются Аня и Илюша и начинают спор на тему «Существует ли Бог?»:
А: Меня бабушка в церковь водила и говорила, что если чего-то боишься, то надо Богу молиться – легче станет.
И: А где, по-твоему, Бог живет? Ведь не на небе же! В верхних слоях атмосферы очень холодно. А в космосе вообще никто жить не может.
А: А бабушка Тамара мне говорила, что Бог у каждого в душе живет!
- Ребята, кто прав в этом споре?
- Можно считать, что права Анюта?
- Можно согласиться с Илюшей?
- Какие еще мнения у вас есть?
- Заметьте, на мои вопросы вы дали разные ответы...
- Какой вопрос у вас возникает?
(Могут ли Илюша и Анюта думать одинаково?)
- Обобщим и запишем на доске проблемный вопрос сегодняшнего урока:
Могут ли все люди думать одинаково?
- А теперь прочитайте тему нашего урока.
«Кто во что верит».
- Этап открытия новых знаний
- Ребята, что нам надо знать, чтобы решить проблему, которую мы с вами выделили?
- Что мы уже знаем о многоликом человечестве с прошлых уроков? Заполним таблицу.
В результате фронтальной работы на доске и в тетради должно получиться следующее:
- Ребята, посмотрите на главный вопрос нашего урока и предположите, что можно записать в третьем «окошке» схемы.
- На какие множества можно разделить людей относительно веры? (Одни верят, другие - нет.)
- Вспомните, во что с древних времен верят люди. (В Бога, в разных богов... )
- Как одним словом назвать веру людей в существование высших, сверхъестественных сил - Бога (Богов) (религия).
- А существует ли научное название «неверия» ни в каких богов? (атеизм)
- Итак, заполним последнее окошечко в нашей схеме. По отношению к вере всех людей можно разделить на какие 2 группы, запишем.
- Давайте обратимся к учебнику. На с. 92 представлены четыре иллюстрации. Обсудите в парах и определите, какие высказывания принадлежат религиозным, верующим людям, а какие атеистам.
- Проверим ваши ответы.
- Кто прав в своих взглядах на мир - верующие или атеисты? Оправданы ли жестокие споры между ними? Если все люди такие разные, что не могут думать одинаково, как же им тогда жить вместе в мире и согласии на одной планете?
(Во что верить, а во что нет, каждый человек решает сам)
- А что касается верующих людей, все ли они думают одинаково, все ли они верят в одного единственного Бога? (ответы детей)
- Да, в мире существует много религий. Но какая же вера истинная, какую религию выбрать? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам проанализировать три основных религии: буддизм, христианство, ислам). Эти три религии называют мировыми.
Жеребьевка определит какая из трех религий (буддизм, христианство, ислам) достанется какой группе.
Результаты исследований оформим в виде таблицы:
Название Религии | К кому обращаются с молитвой | Место для богослужения | Посредник между богом и человеком | Священная книга | Основная идея, суть религии |
Буддизм | |||||
Христианство | |||||
Ислам |
Группа 1.
Буддизм
Буддизм — древнейшая из мировых религий. Буддизм получил название от имени, а точнее, от почётного титула своего основателя Будды, что означает «Просветлённый», «Пробуждённый».
Свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды называется Трипи́така. В переводе Трипитака означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела.
Буддисты проводят богослужения в храмах или небольших помещениях для служб (вихары).
Буддизм появился в 5 -6 вв. до н.э. в Индии. Другие мировые религии — христианство и ислам — появились значительно позже (христианство — пять, ислам — двенадцать веков спустя). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования — иными словами, высокоразвитую цивилизацию.
Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти.
Буддизм учит, что под влиянием поступков человека его жизнь постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость.
Группа 2.
Христианство
Христианство – одна из распространённых в мире религий, вера в Бога. Священной книгой христиан является Библия. В ней говориться о том, как Бог сотворил мир, жизнь на Земле и человека. В Библии рассказано о рождении Сына Бога – Иисуса Христа и его жизни. Христиане верят, что Иисус Христос явился на землю 20 веков назад, чтобы спасти род человеческий от горя и зла и научить его добру и справедливости.
По преданию, у Христа и его учеников нашлось много врагов. Они схватили Иисуса и распяли на кресте. Но, как гласит Библия, Сын Божий через три дня воскрес из мёртвых и вознёсся на небо.
Людей, которые поверили в его учение и приняли новую веру - христианство, с течением времени становилось всё больше и больше. Поэтому неудивительно, что точкой отсчёта новой эры был выбран момент рождения Иисуса Христа.
Основным местом богослужения является храм. Православный храм, символизирующий землю, с куполом (символ неба) – это образ мира. Купол так же символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление к Богу.
Группа 3.
Ислам
Ислам - одна из распространённых в мире религий, последователей которой называют мусульманами.
Мусульмане верят, что существует только один Бог –создатель мира Аллах.
Чтобы научить людей правильной жизни, Аллах обращался к ним через пророков – особых людей, в уста которых Бог вкладывал свои слова. Последним и главным пророком Аллаха был Мухаммед, который жил 14 веков назад ( в 7 в. н.э.).
Слова Аллаха, произнесённые Мухаммедом, записаны в священной книге мусульман Коране. Эта книга учит мусульман не совершать злых поступков, творить добрые дела во имя Аллаха.
Молитвенное здание мусульман именуется мечетью. Сначала к зданию мечети не предъявляли особых требований, но в нем обязательно должны были отсутствовать идолы или изображения живых существ, которые могли служить объектом поклонения. На захваченных мусульманами территориях в мечеть превращалось любое подходящее здание, способное вместить в пятницу всех верующих данной округи.
Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в., когда к ней начали пристраивать минарет – башню, с которой возглашают призыв на молитву.
Для пребывания в мечете от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части, либо в изолированных галереях мечети.
С течением времени ислам распространился во многих странах. Сейчас в современной России многие люди исповедают исламскую религию.
Проверка. Ребята, давайте посмотрим на результаты вашей работы. Капитан каждой группы назовет то, что получилось у его команды.
Название религии | К кому обращаются с молитвой | Место для богослужения | Посредник между богом и человеком | Священная книга | Основная идея, суть религии |
Буддизм | Будда | Храм | Лама | Трипи́така | Вера в добро, жизнь по совести … |
Христианство | Бог, Иисус Христос | Храм, церковь | Священно-служитель | Библия | |
Ислам | Аллах | Мечеть | Мулла | Коран |
Вывод: различия есть, но касаются чисто внешней стороны, основные идеи учения одни и те же.
– А атеистам будут ли чужды эти идеи?
– Тогда получается, что лучшей религии нет? Как определить во что верить?.. (Верят все кто во что хочет.)
- Ребята, а что же подскажет человеку, как правильно думать, поступать, во что верить? (Совесть человека, его душа.)
- Давайте сравним наш вывод с выводом авторов учебника на с. 93.
– !!! Только сам человек может решить, придерживаться ему какой-нибудь веры или нет. А подсказать решение должны его разум и совесть, но не чьё-то принуждение. Это великое право каждого человека называется свободой совести.
IV. Итог.
- Итак, ребята, что нового вы узнали о едином человечестве?
– Работу какой группы вам бы хотелось отметить? Почему? Как вы оцениваете свою работу.
V. Домашнее задание
- Подготовить информацию о других религиозных направлениях. Сориентироваться в выборе темы вам помогут страницы учебника с. 94-95 и тетради с.64, №3.
-Также Илюше снова потребуется ваша помощь с редактированием письма от его друга (найти ошибочные высказывания) и написанием ответа (Т. с. 65, №5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)
Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена года (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука"по УМК "Планета знаний"
Урок разработам в соответсвии с ФГОС...
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...