Исследовательская работа "Влияние веса рюкзака младшего школьника на состояние его здоровья".
материал (окружающий мир, 3 класс) по теме
Цель исследования: выявление соответствия веса рюкзака младшего школьника гигиеническим требованиям,
Задачи:
1. Изучить требования к школьному ранцу.
2. Провести выборочное исследование веса рюкзаков одноклассников
3. Провести исследование веса учебников
4. Определить минимальную и максимальную нагрузку на осанку в
течение учебной недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сапоговская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Влияние веса рюкзака младшего школьника на состояние его здоровья.
Выполнила:
Шелепова Ангелина, ученица 3 класса
Руководитель:
Кавышкина Маргарита Владимировна,
учитель начальных классов.
Аал Сапогов, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ШКОЛЬНЫЙ РАНЕЦ
2. СОДЕРЖИМОЕ ШКОЛЬНОГО РАНЦА И ОСАНКА
В наших школах нет системы личных шкафчиков, как это сделано в Европе и США, в которых можно хранить одежду, спортивную форму, личные вещи, необходимые лекарства (от аллергии или астмы, например), тетради, учебники, кисти, краски, альбомы и прочие вещи, которые не всегда обязательно таскать из дома в школу и из школы домой. Поэтому все учебные принадлежности приходится приносить с собой.
Изучая тему «Килограмм» мы выполняли практическую работу: измеряли массу собственного ранца, оказалось, что их масса очень разная: от 900гр. до 1,5 кг, а вес вместе с учебными принадлежностями от 2 до 4 кг.
Специалисты Института возрастной физиологии РАО утверждают, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% от веса школьника. Если вес больше ребенок начинает горбиться, затем привыкает к неестественному положению позвоночника и всего тела в целом. Без ущерба для здоровья ученики начальной школы способны носить ранец весом не более двух килограммов
Захотелось проверить, соответствуют ли ранцы моих одноклассников данным требованиям
Цель: выявление соответствия веса рюкзака младшего школьника гигиеническим требованиям,
Задачи:
- Изучить требования к школьному ранцу.
- Провести выборочное исследование веса рюкзаков одноклассников
- Провести исследование веса учебников
- Определить минимальную и максимальную нагрузку на осанку в
течение учебной недели
Гипотеза: если подобрать ранец и контролировать его содержимое, то можно избежать неблагоприятного влияния на осанку.
Работа состоит из вступления, теоретической и практической частей, заключения.
Во вступлении определены цели и задачи, работы, обозначена актуальность.
В первой части рассматриваются основные требования к школьному ранцу. Во второй части описаны результаты исследования, приводятся примеры математических вычислений максимальной ми минимальной нагрузки в течение учебной недели.
В заключении подводятся итоги исследования.
1. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ШКОЛЬНЫЙ РАНЕЦ
Ученику начального класса врачи рекомендуют покупать ранец. Рюкзак не подходит потому, что позвоночник ученика может быстро искривится из-за неправильно распределенной по нему нагрузки в виде бесформенного рюкзака с тяжелыми книжками, тетрадками, физкультурной формой. Совершенно не подходят для младших школьников сумки, которые носят через плечо, потому что неравномерное распределение тяжести на спину и плечи может вызвать не только искривление позвоночника, но и раннюю остановку роста.
В 2003 году Госсанэпиднадзор России установил нормы - как должен выглядеть и сколько должен весить школьный учебник.
Для каждого школьного возраста есть определенные гигиенические нормативы веса школьной сумки, включая ежедневный учебный комплект и письменные принадлежности.
1-2 классы - вес не более 1,5 кг;
3-4 классы - не более 2,5 кг;
5-6 классы - не более 3 кг;
7-8 классы - не более 3,5 кг:
9-12 классы - для мальчиков не более 4,5 кг, для девочек - не более 3,5 кг.
У ранца должна быть плоской и достаточной мягкой та сторона, которая прилегает к спине - лучше из поролона или гибкого пластика. Кроме этого ранец должен не давить на бедра, иметь мягкие ремни шириной минимум 4 сантиметра, регулируемые по длине. Это обязательные требования. И желательно иметь на ранце светоотражающие элементы для большей безопасности на дороге. Выпускают ранцы и со специальной ортопедической спинкой. Дно ранца должно располагаться на 5 см ниже поясницы школьника.
Даже в хороший ранец с ортопедической спинкой врачи запрещают
класть вес больший, чем 10 % от веса самого школьника. А по мнению
ортопедов - и того меньше, не более чем 1 килограмм 200 граммов. Если ранец
весит больше, то, как считают медики, это ведет к нарушению осанки, болям в
пояснице и ухудшению деятельности опорно-двигательного аппарата. Однако
на практике дети вынуждены носить за спиной совершенно неподъемные
тяжести! Поэтому ранец ее должен создавать дополнительной нагрузки на
позвоночник.
Возраст 8 - 17 лет – самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.
Нарушения нормального положения позвоночника — отличный старт для целого ряда серьезных проблем: поражение межпозвоночных дисков, ухудшение работы органов грудной клетки и брюшной полости.
2. СОДЕРЖИМОЕ ШКОЛЬНОГО РАНЦА И ОСАНКА
В процессе работы по данной теме были проведены практические исследования, дающие ответ на вопрос: соответствуют ли их школьные ранцы гигиеническим требованиям.
1. По медицинским карточкам установили вес всех учащихся.
2. Измерен вес ранцев без учебных принадлежностей у всех учащихся 3 класса,
3. Измерили вес каждого учебника и рассчитали нагрузку на каждый день.
- Установили максимальную и минимальную нагрузку за неделю.
- По данным медосмотра выявили количество учащихся с нарушением
осанки, существуют специальные рекомендации Роспотребнадзора, в которых
говорится, что вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов — более1,5 кг, 3-4-х классов- 2 кг;5-6-х - 2,5 кг, 7-8-х - 3,5 кг, 9-11-х - более 4 кг.
В результате взвешивания установлено, что вес одного учебника равен
300 гр, печатной рабочей тетради 70 гр., пенала - 200 гр. Комплект учебников по программе «Школа 21 века» состоит из учебника и рабочей тетради по следующим предметам: русский язык, математика, чтение, окружающий мир, музыка, технология, ИЗО, английский язык и физкультура. Соотнеся вес учебников с расписанием, получаем следующие результаты (таблица 1)
Таблица 1. Нагрузка на каждый день
понедельник | Чтение | 370 |
Русский язык | 370 | |
Математика | 370 | |
Труд | 400 | |
пенал | 200 | |
1710 | ||
Вторник | Русский язык | 370 |
Математика | 370 | |
Лит. чтение | 370 | |
Окр.чтение | 370 | |
Ф.матем и констр | 350 | |
Пенал | 200 | |
2030 | ||
Среда | Ин.яз | 370 |
Математика | 370 | |
Русский язык | 370 | |
Физ-ра | 750 | |
Ф.Мой край Хакасия | 15 | |
пенал | 200 | |
2075 | ||
Четверг | Русский язык | 370 |
Лит. чтение | 370 | |
Окр.чтение | 370 | |
ИЗО | 210 | |
пенал | 200 | |
1520 | ||
пятница | Русск. яз | 370 |
Матем | 370 | |
Музыка | 370 | |
Ф-ра | 750 | |
пенал | 200 | |
2060 | ||
суббота | Труд | 400 |
Ин.яз | 370 | |
Ф-ра | 750 | |
Ф.информатика | 50 | |
пенал | 200 | |
1770 |
Таким образом, мы установили, что максимальная нагрузка приходится на среду, а минимальная на четверг.
Затем с помощью математических вычислений, установили, какая нагрузка приходится на каждого ученика, если к весу учебников прибавить вес портфеля, (см. таблицу 2)
Таблица 2. Нагрузка на каждого учащегося
Вес ребёнка | допустимый вес ранца с учебниками | установленный вес ранца без содержимого | минимальное содержание рюкзака | максималън ое содержание | ||
1. | Буриченко Олег | 25 | 2.5 | 900 | 2420 | 2975 |
2 | Васильков Кирилл | 28 | 2, 7 | 850 | 2370 | 2875 |
3. | Винокуров Никита | 28 | 2,8 | 900 | 2420 | 2975 |
4. | Гришина Елена | 23 | 2,3 | 700 | 2220 | 2775 |
5. | Иванус Валерия | 39 | 3,9 | 1250 | 2770 | 3325 |
6. | Круско Кристина | 38 | 3,8 | 900 | 2420 | 2975 |
7. | Крупченко Анастасия | 25 | 2,5 | 1250 | 2770 | 3325 |
8. | Лунина Ирина | 23 | 2,3 | 900 | 2420 | 2975 |
9. | Павлов Сергей | 41 | 4,1 | 1250 | 2770 | 3325 |
10. | Потанина Дарья | 27 | 2,7 | 1250 | 2770 | 3325 |
11. | Пилипенко Владислав | 27,5 | 2,75 | 900 | 2420 | 2975 |
12. | Саркисян Алина | 30 | 3,0 | 1250 | 2770 | 3325 |
13. | Сейдиев Аслан | 26 | 2,6 | 900 | 2420 | 2975 |
14. | Спирин Максим | 25 | 2,5 | 500 | 2020 | 2575 |
15. | Теклев Дмитрий | 23 | 2.3 | 900 | 2420 | 2975 |
!6. | Фёдоров Владислав | 30 | 3,0 | 850 | 2370 | 2925 |
17. | Шевцов Михаил | 26 | 2.6 | 900 | 2420 | 2975 |
18. | Шелепова Ангелина | 27 | 2,7 | 1250 | 2770 | 3325 |
Установлено, что в четверг при минимальном содержании рюкзака, нагрузка превышает норму только у двоих учащихся: у Крупченко Н. на 220 гр, у Луниной И., на 120 г. Именно у них результатам медицинского осмотра обнаружено нарушение в осанке. Вес ранцев Крупченко Н. и Луниной И. составляет 1 килограмм 250 граммов, что на 350 граммов выше нормы, отсюда и превышение нагрузки. Если бы ранец был таким, как рекомендуется, то нагрузка бы значительно уменьшилась у многих учащихся.
В среду при максимальном содержании рюкзака, нагрузка превышает норму у 13 учащихся. Из них у пятерых это превышение составляет 600 грамм.
В среду проверили содержимого ранцев каждого ученика на соответствие и несоответствие в зависимости от расписания уроков.
Итоги таковы:
Содержание в норме у 14 учащихся – это 78%
Не соответствуют расписанию у 4 учащихся – 22 %.
Меньше чем у половины класса содержимое соответствовало расписанию, у остальных в ранцах находились посторонние предметы, начиная от лишних учебников, и заканчивая предметами, не относящимися к учёбе.
В результате можно сделать рекомендации:
- При небольшом собственном весе, ребёнок должен иметь ранец, вес которого без учебников не должен превышать 800 граммов.
- Каждый ученик чётко уметь отбирать учебные принадлежности, чтобы не носить лишних тяжестей.
- Родителям при выборе портфеля, необходимо знать гигиенические нормативы его веса.
- Родители и ученики должны владеть информацией о нормах, рекомендуемых для сохранения здоровья.
В результате проведённых исследований, можно сделать следующие выводы:
Из 18 учащихся – 17 имеют именно ранцы, что соответствует требованиям Госсанэпиднадзора России.
У одного учащегося вместо ранца тонкий рюкзак, который не подходит потому, что позвоночник может быстро искривится из-за неправильно распределенной по нему нагрузки.
Из 17 ранцев – 11 имеют допустимый вес до 900 граммов, 6 ранцев тяжелее 1 килограмма, вес их составляет 1250 гр. То есть они на 350 граммов тяжелее нормы.
У большинства учащихся нагрузка не превышает норму только при минимальном наборе учебников, в остальные дни, идёт превышение от 200 до 600 граммов.
У двоих учащихся по медицинским показателям обнаружено нарушение осанки. Тяжёлый ранец может быть одной из причин искривления позвоночника.
Гипотеза: если подобрать ранец и контролировать его содержимое, то можно избежать неблагоприятного влияния на осанку. Нами доказана.
- «Здоровье детей России» А.М.Баранов – М. 2000
- «Справочник классного руководителя» М. «ВАКО»2007
- « Здоровье младшего школьника» М.В.Антропова – М. «Вентана- Граф» 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Воспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе"
Исследовательская работа...
Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-202141-1361673791.jpg)
Конкурс знатоков, как средство развития основ исследовательской работы и познавательной деятельности младших школьников
Разработка внеклассного мероприятия в 3 Б классеТема: Весенние изменения в природе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/11/picture-219335-1363002381.jpg)
научно-исследовательская работа "Развитие математических способностей младших школьников во внеурочное время
- Процесс совершенствования математических знаний при реализации различных форм внеклассных занятий по математике....
программа опытно - эксперементальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности"
Выявления, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий развития речевой деятельности младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/27/picture-952900-1506506430.jpg)
Исследовательская работа "Влияние причёски на имидж школьника"
Как, учитывая традиции моды, требования школы к внешнему виду воспитанников, время, сделать так, чтобы причёска была стильной, современной, отвечала запросам ребят, вызывала всеобщее восхищение?...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/29/picture-1045609-1530279838.jpg)
Исследовательская работа "Влияние цвета на работоспособность школьников"
Цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека....