Открытый урок в 4 классе по окружающему миру Презентация проекта «Мой родной край-часть большой страны»
проект по окружающему миру (4 класс)
Проект педагогически значим, т. к. учащиеся в процессе его осуществления приобрели новые знания по истории родного края. Но ценны не только новые знания, но и сам процесс, который позволяет развивать учащимся навыки работы с различными источниками, с компьютером, навыки работы в сети Интернет. Важно то, что дети сопереживают событиям истории, учатся ценить то, что было добыто нелегким трудом предков, учатся беречь и сохранять традиции своей малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_2.docx | 47.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательноеи учреждение
«Охочевская средняя общеобразовательная школа»
Курской области Щигровского района
Воспитание гражданской идентичности
обучающихся начальной школы на примере
УМК «Школа России»
Защита проекта
«Родной край-часть большой страны»
(УМК «Школа России»)
Из опыта работы
Картышевой Раисы Михайловны,
учителя начальных классов.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 класс
Тип урока: урок систематизации знаний
Форма урока: защита проекта
Примечание:
перед данным уроком были организованы экскурсии по селу, в сельскую библиотеку, встречи с земляками;
вместе с детьми сделаны фотографии достопримечательностей села;
проведён урок – введение в проект;
дома обучающиеся с родителями собирали информацию, материал по проекту; совместно с учителем создали общую презентацию.
На данном уроке проводится отчёт о проделанной работе.
Тема: | Проект «Родной край-часть большой страны». |
Планируемые результаты: | Предметные: обучающиеся расширят знания по истории родного села, представят презентацию результатов проектной деятельности; Метапредметные: Регулятивные: определят учебную задачу, составят план её выполнения, адекватно оценят свои достижения; Познавательные: оформление своих мысли в устной и письменной речи, сравнение их по заданным критериям, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: интегрирование в группу, участие в коллективном обсуждении, взаимодействие со сверстниками и взрослыми; Личностные: гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю. |
Основные понятия: | Малая родина |
Межпредметные связи: | Русский язык, математика, технология, изобразительное искусство. |
Ресурсы: | А. А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч., 2ч., электронная презентация проекта, страницы устного журнала. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Содержание урока | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1-2 мин) Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Организует обучающихся, мотивирует к учебной деятельности. | - Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением. - Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками. - Хлопните в ладоши, если вы не любите ссориться и обижать друг друга. - Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других. Теперь можно начать работу. И начнём её с игры. А правило игры такое: я задаю вопрос – а вы дружно отвечаете – да или нет. - Вам нравится принимать участие в интересных делах? - У вас есть желание решать проблемы вместе? - Вам хотелось бы во время урока услышать обидное слово? - А хотели бы вы представить свои проекты, подвести итог проделанной работе? | Показывают готовность к уроку, выполняют требования учителя, кратко отвечают на вопросы. | Уметь оформлять свои мысли в устной речи; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД). | |
II. Постановка учебной задачи. (1-2мин) Цели: -организовать формулирование темы, учебной задачи урока обучающимися. | Уточняет форму проведения урока. Ставит проблему. Читает стихотворение Организует формулирование темы, задачи урока. | -Тогда продолжим наш урок и проведём его в форме Устного журнала. -Послушайте стихотворение. Почему именно оно у нас прозвучит на уроке? Лучше нет родного края! Жура-жура-журавель! Мы спросили журавля: (П. Воронько) -Почему именно это стихотворение у нас прозвучало на уроке? -Как называется наш проект, над которым мы работали? | Учащиеся сидят в группе. С помощью учителя формулируют тему, задачи урока. | Уметь определять и формулировать тему, учебную задачу на уроке с помощью учителя. (Регулятивные УУД). | |
III. Актуализация знаний. (2-3 мин) Цели: -актуализировать важность исследования. | Организует работу в группе, задаёт вопросы. Показывает слайды. | -Зачем нужно знать историю своей малой родины? -Сейчас вы в группе побеседуете на эту тему. - Отметьте верные ответы. Выберите человека от группы, который озвучит ваше общее решение. Карточка 1. Зачем нужно знать историю своей малой родины? -чтобы гордиться; -чтобы не было стыдно; -интересно; -не обязательно знать. Сформулируйте вывод об актуализации проекта. (Слайд № 2) Какова цель, задачи, гипотеза проекта? (Слайды № 3, 4, 5) | Работают в группе, решают проблему. Вступают в диалог. Формулируют вывод актуализации проекта. Определяют цель, задачи, гипотезу проекта.
| Уметь формулировать актуализацию исследования, цель, задачу, гипотезу проекта. (Регулятивные УУД). | |
IV. Организация познавательной деятельности. Защита проекта. (15 мин) Цель: организовать работу над презентацией проекта. | Организует работу по защите проекта. Показывает слайды. | Первая страница «Рождение села. История села 1872-1916 г.г.» (Слайды № 6-12) Вторая страница «Вся власть Советам. Коллективизация на селе. История села 1917-1940 г.г.» (Слайды № 13-15) Третья страница «Годы Великой Отечественной войны. История села 1941-1945 г.г.» (Слайды № 16) Четвёртая страница «Под мирным небом». (Слайды № 17) | Выступают обучающиеся по проекту. | Уметь связанно говорить, выразительно читать. (Коммуникативные УУД). Уметь отражать тему проекта в виде презентации. (Регулятивные УУД) Знать историю своего села. Уметь составлять устный рассказ. Уметь проводить сравнение по заданным критериям. (Познавательные УУД). | |
V. Физкультминутка. (2 мин) Цель: релаксация детей. | Читает текст физкультминутки | По родной земле шагаем И душою отдыхаем. Вот леса, а вот поля. Слышим птичьи голоса. Свежий воздух мы вдыхаем И душою отдыхаем. Нагулялись, надышались, По домам все разбежались. | Выполняют физкультминутку. | Понимать речь учителя. (Коммуникативные УУД). | |
VI. Продолжение защиты проекта. (15 мин) Цель: продолжить работу над презентацией проекта. | Организует работу по защите проекта. Показывает слайды. | Пятая страница «Трудовые подвиги наших односельчан». (Слайды 18) Шестая страница «Годы перестройки». (Слайд № 19) Седьмая страница «Мы жители 21 века». (Слайды № 20) Восьмая страница «Хотим сказать «Спасибо». (Слайд № 21, 22) | Уметь связанно говорить. (Коммуникативные УУД). Уметь отражать тему проекта в виде презентации. (Регулятивные УУД) Знать историю своего села. Уметь составлять устный рассказ. Уметь проводить сравнение по заданным критериям. (Познавательные) | ||
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (3 мин) Цель: - проверить умение работать с информацией; - организовать выполнение самопроверки, самооценки, создание ситуации успеха. | Организует тестовую работу. | Перед проектом мы выполняли тестовое задание «История моего села», проведём его еще раз, сравним, как изменились наши результаты? - Улучшились ли ваши знания? На сколько ступенек вы поднялись? | Выполняют тестовую работу, проверяют по эталону, проводят самооценку по лесенке успеха. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям. (Познавательные УУД). | |
VIII. Рефлексия. (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Подводит итог, задаёт домашнее задание. | - Вот и подошёл к концу наш урок. Прошелестели страницы нашего Устного журнала. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАЩИТЫ ВЫПОЛНЕННОГО ПРОЕКТА 1. Качество выступления: полнота представления работы, аргументированность, убедительность (то 1 до 3 баллов). 2. Объем и глубина знаний по теме (то 1 до 3 баллов). 3. Культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории (то 1 до 3 баллов).
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбность (то 1 до 3 баллов). 5. Деловые и волевые качества докладчиков: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность (то 1 до 3 баллов). Всего баллов за защиту выполненного проекта...... Наше село – земля необыкновенная, и люди здесь живут удивительные. Продолжайте изучать свой родной край, свою малую родину. Любите её, защищайте и помните, что именно от вас зависит, каким наше село будет в будущем. Какими делами вы сможете сделать его краше? -Домашнее задание. Перед вами таблица, в которой вы постарайтесь отметить, что вы «знали», «узнали», по каким вопросам «имели иное мнение», какие «хочется задать». -Ребята, спасибо за урок! Вы замечательно потрудились. Награждение медалями «За стремление к знаниям. | По схеме рассказывают о результате работы, дают самооценку. Отвечают на вопросы учителя. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ. (Познавательные УУД). Регулятивные оценивания (самооценивания) Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД). Уметь оценить свою работу в группе (Личностные УУД) Регулятивные: саморегуляция. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД). |
Анализ открытого урока по Окружающему миру в 4-ом классе УМК «Школа России»
Тип урока: урок систематизации знаний.
Форма урока: защита проекта.
Тема: Проект «Страницы истории родного края».
Цели:
Деятельностная:
создание педагогических условий для развития умения работать над проектом в его завершающей фазе - отчёте; выполнять УУД входящие в его структуру.
Содержательная:
построение защиты проекта на основе подготовленной презентации.
Воспитательная:
воспитание гражданской идентичности подрастающего поколения, чувства гордости за свою малую родину.
Задачи:
организовать презентацию результатов проектной деятельности;
формировать умение адекватно оценивать свои достижения, понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки.
Предметные:
обучающиеся расширят знания по истории родного села, представят презентацию результатов проектной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: определят учебную задачу, составят план её выполнения, адекватно оценят свои достижения;
Познавательные: оформят свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ;
Коммуникативные: интегрирование в группу, участие в коллективном обсуждении, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные:
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю.
Основные понятия: Малая родина
Межпредметные связи: русский язык, математика, технология, изобразительное искусство.
Ресурсы: А. А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч., 2ч., электронные презентации проектов, макеты проектов, страницы устного журнала.
Примечание:
перед данным уроком были организованы экскурсии по селу, в сельскую библиотеку, встречи с земляками; вместе с детьми сделали фотографии достопримечательностей села;
проведен урок – введение в проект; дома обучающиеся с родителями собирали информацию, материал по проекту; совместно с учителем создали общую презентацию. На данном уроке проводится отчёт о проделанной работе.
Первый этап урока: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную
деятельность.
Планируемые результаты:
Уметь оформлять свои мысли в устной речи; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД).
Второй этап урока: Постановка учебной задачи.
Цели:
-организовать формулирование темы, учебной задачи урока обучающимися.
Планируемые результаты:
Уметь определять и формулировать тему, учебную задачу на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Третий этап урока: Актуализация знаний.
Цели:
-актуализировать важность исследования.
Планируемые результаты:
Уметь формулировать актуализацию исследования, цель, задачу, гипотезу проекта. (Регулятивные УУД).
Четвёртый этап урока: Организация познавательной деятельности. Защита проекта.
Цель: организовать работу над презентацией проекта.
Планируемые результаты:
Уметь отражать тему проекта в виде презентации. (Регулятивные УУД)
Знать историю своего села. Уметь составлять устный рассказ.Уметь проводить
сравнение по заданным критериям. (Познавательные УУД).
Пятый этап урока: Физкультминутка.
Цель: релаксация детей.
Планируемые результаты:
Понимать речь учителя. (Коммуникативные УУД).
Шестой этап урока: Продолжение защиты проекта.
Цель: продолжить работу над презентацией проекта.
Планируемые результаты:
Уметь отражать тему проекта в виде презентации. (Регулятивные УУД)
Знать историю своего села. Уметь составлять устный рассказ. Уметь проводить
сравнение по заданным критериям. (Познавательные УУД).
Седьмой этап урока: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
- проверить умение работать с информацией;
- организовать выполнение самопроверки, самооценки, создание ситуации успеха
Планируемые результаты:
Уметь находить ответы на учебные вопросы проекта; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД).
Уметь проводить сравнение по заданным критериям. (Познавательные УУД).
Восьмой этап урока: Рефлексия.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ. (Познавательные УУД). Регулятивные оценивания (самооценивания)
Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).
Уметь оценить свою работу в группе
(Личностные УУД)
Регулятивные: саморегуляции.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
И в заключении хочется сказать, что предполагаемая гипотеза проекта полностью нашла своё подтверждение. Проект педагогически значим, т. к. учащиеся в процессе его осуществления приобрели новые знания по истории родного края. Но ценны не только новые знания, но и сам процесс, который позволяет развивать учащимся навыки работы с различными источниками, с компьютером, навыки работы в сети Интернет. У учащихся развиваются разные умения: работать в группе и индивидуально, коммуникативные умения и навыки. Учащиеся задают вопросы, учатся вести беседу, извлекать полезную информацию. Таким образом, развиваются интеллектуальные и творческие способности школьников. А также, учащиеся получают удовлетворение, видя продукт собственного труда. Но и конечно, важно то, что дети сопереживают событиям истории, учатся ценить то, что было добыто нелегким трудом предков, учатся беречь и сохранять традиции своей малой Родины.
Я это знал (-а) | Новая информация | Думал (-а) по-другому | Хочу задать вопрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Родной край – часть большой страны» урок по окружающему миру в 4 классе
Цель: обобщение знаний по разделу «Родной край – часть большой страны».Задачи: Формировать у обучающихся умения систематизации и обобщения полученных знаний, применения их на практике....
Презентация к уроку окружающего мира " Родной край - часть большой страны"(г.Курск)
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Родной край-часть большой страны"...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор А.А.Плешаков....
Урок по окружающему миру в 4 классе "Родной край - часть большой страны".
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор А.А.Плешаков.Тема урока: Водные богатства нашего края Учитель Бондаренко И. В Цели урока: познакомить...
Презентация к уроку окружающего мира на тему "Родной край - часть большой страны"(4 класс)
Презентация на тему: «Родной край — часть большой страны» Республика Адыгея....
Презентация по разделу "Родной край - часть большой страны"
Итоговый тест по окружающему миру по разделу "Родной край - часть большой страны"...