Открытый урок в 4 классе по окружающему миру Презентация проекта «Мой родной край-часть большой страны»
проект по окружающему миру (4 класс)

Проект педагогически значим, т. к. учащиеся в процессе его осуществления приобрели новые знания по истории родного края. Но ценны не только новые знания, но и сам процесс, который позволяет развивать учащимся навыки работы с различными источниками, с компьютером, навыки работы в сети Интернет. Важно то, что дети сопереживают событиям истории, учатся ценить то, что было добыто нелегким трудом предков, учатся беречь и сохранять традиции своей малой Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_2.docx47.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательноеи учреждение

«Охочевская средняя общеобразовательная школа»

Курской области Щигровского района

Воспитание гражданской идентичности

обучающихся начальной школы на примере

 УМК «Школа России»

Защита проекта

 «Родной край-часть большой страны»

(УМК «Школа России»)

Из опыта работы

Картышевой Раисы Михайловны,

учителя начальных классов.

                                                             

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тип урока: урок систематизации знаний

Форма урока: защита проекта

Примечание:

перед данным уроком были организованы экскурсии по селу, в сельскую библиотеку, встречи с земляками;

вместе с детьми сделаны фотографии достопримечательностей села;

проведён урок – введение в проект;

дома обучающиеся с родителями собирали информацию, материал по проекту; совместно с учителем  создали общую презентацию.

На данном уроке проводится отчёт о проделанной работе.

Тема:

Проект «Родной край-часть большой страны».

Планируемые результаты:

Предметные: 

обучающиеся расширят знания  по истории родного села, представят презентацию результатов проектной деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные: определят учебную задачу, составят план её выполнения,  адекватно оценят свои достижения;

Познавательные: оформление своих мысли в устной и письменной речи, сравнение их по заданным критериям, выдвижение гипотез и их обоснование;                       Коммуникативные: интегрирование в группу, участие в коллективном обсуждении, взаимодействие со сверстниками и взрослыми;                                                           

Личностные: гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю.

Основные понятия:

Малая родина

Межпредметные связи:

Русский язык, математика, технология, изобразительное искусство.

Ресурсы:

 А. А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  1ч., 2ч., электронная презентация проекта, страницы устного журнала.

Этапы урока

Деятельность учителя

Содержание урока

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

I.Мотивация (самоопределение) к

 учебной деятельности.

 (1-2 мин)

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создать условия для возникновения

у учеников внутренней потребности включения в учебную

деятельность.

Организует обучающихся, мотивирует

к  учебной

деятельности.

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.

- Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.

- Хлопните в ладоши, если вы не любите ссориться и обижать друг друга.

- Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других.

Теперь можно начать работу. И начнём её с игры. А правило игры такое: я задаю вопрос – а вы дружно отвечаете – да или нет. 

- Вам нравится принимать участие в интересных делах?

- У вас есть желание решать проблемы вместе? 

- Вам хотелось бы во время урока услышать обидное слово?

- А хотели бы вы представить свои проекты, подвести итог проделанной работе?

Показывают готовность к уроку, выполняют требования учителя,

 кратко отвечают на вопросы.

Уметь

оформлять

свои мысли в устной речи;

договариваться с

одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД).

II. Постановка учебной задачи. (1-2мин)

Цели:

-организовать формулирование темы, учебной задачи

урока обучающимися.

Уточняет форму проведения урока.

Ставит проблему. Читает стихотворение

Организует формулирование темы, задачи урока.

-Тогда продолжим наш урок  

и проведём его в форме Устного журнала.

-Послушайте стихотворение. Почему именно оно у нас прозвучит на уроке?

 Лучше нет родного края!

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля? 
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!

(П. Воронько)

-Почему именно это стихотворение у нас прозвучало на уроке?

-Как называется наш проект, над которым  мы работали?

Учащиеся сидят в группе.

С помощью учителя формулируют тему, задачи урока.

Уметь определять и формулировать тему, учебную задачу на уроке с помощью учителя. (Регулятивные УУД).

III. Актуализация знаний. (2-3 мин)

 Цели:

-актуализировать важность исследования.

Организует работу в группе, задаёт вопросы.

Показывает слайды.

-Зачем нужно знать историю своей малой родины?

-Сейчас вы в группе побеседуете на эту тему.

- Отметьте верные ответы. Выберите человека от группы, который озвучит ваше общее решение.

Карточка 1. 

Зачем нужно знать историю своей малой родины?

-чтобы гордиться;

-чтобы не было стыдно;

-интересно;

-не обязательно знать. 

Сформулируйте вывод об актуализации проекта. (Слайд № 2)

Какова цель, задачи, гипотеза проекта? 

(Слайды № 3, 4, 5)

Работают в группе, решают проблему.

Вступают

в диалог.

Формулируют вывод актуализации проекта.

Определяют цель,

задачи,

гипотезу проекта.

 

Уметь

формулировать актуализацию исследования,

цель, задачу,

гипотезу проекта.

(Регулятивные УУД). 

IV. Организация познавательной деятельности. Защита проекта.

(15 мин)

Цель: организовать работу над презентацией  проекта.

Организует работу по  защите  проекта.

Показывает слайды.

Первая страница «Рождение села. История села 1872-1916 г.г.» (Слайды № 6-12)

Вторая страница «Вся власть Советам. Коллективизация на селе.  История села 1917-1940 г.г.»

(Слайды № 13-15)

Третья страница «Годы Великой Отечественной войны. История села 1941-1945 г.г.»

(Слайды № 16)

Четвёртая страница «Под мирным небом».

(Слайды № 17)

Выступают обучающиеся по проекту.

Уметь связанно

говорить, выразительно

читать. (Коммуникативные УУД).

Уметь отражать тему

проекта в виде  

презентации. (Регулятивные УУД)

Знать историю своего

села.

Уметь составлять устный рассказ.

Уметь проводить  

сравнение по заданным

критериям. (Познавательные УУД).

V. Физкультминутка. (2 мин)

Цель: релаксация детей. 

Читает текст физкультминутки

По родной земле шагаем

И душою отдыхаем.

Вот леса, а вот поля.

Слышим птичьи голоса.

Свежий воздух мы вдыхаем

И душою отдыхаем.

Нагулялись, надышались,

По домам все разбежались.

Выполняют физкультминутку.

Понимать речь учителя. (Коммуникативные УУД).

VI. Продолжение защиты проекта. (15 мин)

 Цель:

продолжить работу над презентацией  проекта.

Организует работу по  защите  проекта.

Показывает слайды.

Пятая страница «Трудовые подвиги наших односельчан».

(Слайды 18)

Шестая страница «Годы перестройки».

(Слайд № 19)

Седьмая страница «Мы жители 21 века».

(Слайды № 20)

Восьмая страница «Хотим сказать «Спасибо».

(Слайд № 21, 22)

Уметь связанно

говорить.

 (Коммуникативные УУД).

Уметь отражать тему

проекта в виде  

презентации. (Регулятивные УУД)

Знать историю своего

села.

Уметь составлять устный рассказ.

Уметь проводить  

сравнение по заданным

критериям. (Познавательные)

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (3 мин)

Цель:

- проверить умение  работать с информацией;

- организовать выполнение самопроверки, самооценки, создание ситуации успеха.

Организует тестовую работу.

Перед проектом мы выполняли тестовое задание «История моего села», проведём его еще раз, сравним, как изменились наши результаты?

 - Улучшились ли ваши знания? На сколько ступенек вы поднялись?

Выполняют тестовую работу, проверяют по эталону, проводят самооценку по лесенке успеха.

Уметь проводить  

сравнение по заданным

критериям. (Познавательные УУД).

VIII. Рефлексия.

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Подводит итог, задаёт домашнее задание.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Прошелестели страницы нашего Устного журнала.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАЩИТЫ ВЫПОЛНЕННОГО ПРОЕКТА

1. Качество выступления: полнота представления работы, аргументированность, убедительность (то 1 до 3 баллов).

2. Объем и глубина знаний по теме (то 1 до 3 баллов).

3. Культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории (то 1 до 3 баллов).

 

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбность (то 1 до 3 баллов).

 5. Деловые и волевые качества докладчиков: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность (то 1 до 3 баллов).

Всего баллов за защиту выполненного проекта...... 

Наше село – земля необыкновенная, и люди здесь живут удивительные. Продолжайте изучать свой родной край, свою малую родину. Любите её, защищайте и помните, что именно от вас зависит, каким наше село будет в будущем. Какими делами вы сможете сделать его краше?

-Домашнее задание. 

Перед вами таблица, в которой вы постарайтесь отметить, что вы «знали», «узнали», по каким вопросам «имели иное мнение», какие «хочется задать».

-Ребята, спасибо за урок! Вы замечательно потрудились.

Награждение медалями «За стремление к знаниям.

По схеме рассказывают о результате работы, дают самооценку. Отвечают на вопросы учителя.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ. (Познавательные УУД). Регулятивные оценивания   (самооценивания)

Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).

Уметь оценить свою работу в группе

(Личностные УУД)

Регулятивные: саморегуляция.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД).

                                             

Анализ открытого урока по Окружающему миру в 4-ом классе  УМК «Школа России»

Тип урока: урок систематизации знаний.

Форма урока: защита проекта.

Тема: Проект «Страницы истории родного края».

Цели:

Деятельностная:

создание педагогических условий для развития умения работать  над проектом в его завершающей фазе - отчёте; выполнять  УУД входящие в его структуру.

Содержательная:

построение защиты проекта на основе подготовленной презентации.

Воспитательная:

воспитание гражданской идентичности подрастающего поколения, чувства гордости за свою малую родину.

Задачи:

организовать презентацию результатов проектной деятельности;

формировать умение адекватно оценивать свои достижения, понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки.

Предметные:

обучающиеся расширят знания  по истории родного села, представят презентацию результатов проектной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: определят учебную задачу, составят план её выполнения, адекватно оценят свои достижения;

Познавательные: оформят свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ;

Коммуникативные: интегрирование в группу, участие в коллективном обсуждении, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные:

гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю.

Основные понятия: Малая родина

Межпредметные связи: русский язык, математика, технология, изобразительное искусство.

Ресурсы: А. А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  1ч., 2ч., электронные презентации проектов, макеты проектов, страницы устного журнала.

Примечание:

перед данным уроком были организованы экскурсии по селу, в сельскую библиотеку, встречи с земляками; вместе с детьми сделали фотографии достопримечательностей села;

проведен урок – введение в проект; дома обучающиеся с родителями собирали информацию, материал по проекту; совместно с учителем  создали общую презентацию. На данном уроке проводится отчёт о проделанной работе.

Первый этап урока: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную

деятельность.

Планируемые результаты:

Уметь оформлять свои мысли в устной речи; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД).

Второй этап урока: Постановка учебной задачи.

Цели:

-организовать формулирование темы, учебной задачи урока обучающимися.

Планируемые результаты:

Уметь определять и формулировать тему, учебную задачу на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Третий этап урока: Актуализация знаний.

Цели:

-актуализировать важность исследования.

Планируемые результаты:

Уметь формулировать актуализацию исследования, цель, задачу, гипотезу проекта.  (Регулятивные УУД).

Четвёртый этап урока: Организация познавательной деятельности. Защита проекта.

Цель: организовать работу над презентацией  проекта.

Планируемые результаты:

Уметь отражать тему проекта в виде  презентации. (Регулятивные УУД)

Знать историю своего села. Уметь составлять устный рассказ.Уметь проводить

сравнение по заданным критериям. (Познавательные УУД).

Пятый этап урока: Физкультминутка.

Цель: релаксация детей.

Планируемые результаты:

Понимать речь учителя. (Коммуникативные УУД).

Шестой этап урока: Продолжение защиты проекта.

Цель: продолжить  работу над презентацией  проекта.

Планируемые результаты:

Уметь отражать тему проекта в виде  презентации. (Регулятивные УУД)

Знать историю своего села. Уметь составлять устный рассказ. Уметь проводить

сравнение по заданным критериям. (Познавательные УУД).

Седьмой этап урока: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

- проверить умение  работать с информацией;

- организовать выполнение самопроверки, самооценки, создание ситуации успеха

Планируемые результаты:

Уметь находить ответы на учебные вопросы проекта; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД).

Уметь проводить сравнение по заданным критериям. (Познавательные УУД).

Восьмой этап урока:  Рефлексия.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ. (Познавательные УУД). Регулятивные оценивания   (самооценивания)

Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).

Уметь оценить свою работу в группе

(Личностные УУД)

Регулятивные: саморегуляции.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

И в заключении хочется сказать, что предполагаемая гипотеза проекта полностью нашла своё подтверждение. Проект педагогически значим, т. к. учащиеся в процессе его осуществления приобрели новые знания по истории родного края. Но ценны не только новые знания, но и сам процесс, который позволяет развивать учащимся навыки работы с различными источниками, с компьютером, навыки работы в сети Интернет. У учащихся развиваются разные умения: работать в группе и индивидуально, коммуникативные умения и навыки. Учащиеся задают вопросы, учатся вести беседу, извлекать полезную информацию. Таким образом, развиваются интеллектуальные и творческие способности школьников. А также, учащиеся получают удовлетворение, видя продукт собственного труда. Но и конечно, важно то, что дети сопереживают событиям истории, учатся ценить то, что было добыто нелегким трудом предков, учатся беречь и сохранять традиции своей малой Родины.

Я это знал (-а)

Новая информация

Думал (-а) по-другому

Хочу задать вопрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Родной край – часть большой страны» урок по окружающему миру в 4 классе

Цель: обобщение знаний по разделу «Родной край – часть большой страны».Задачи: Формировать у обучающихся умения систематизации и обобщения полученных знаний, применения их на практике....

Презентация к уроку окружающего мира " Родной край - часть большой страны"(г.Курск)

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Родной край-часть большой страны"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков....

Урок по окружающему миру в 4 классе "Родной край - часть большой страны".

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков.Тема урока: Водные богатства нашего края Учитель Бондаренко И. В Цели урока: познакомить...

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Родной край - часть большой страны"(4 класс)

Презентация на тему: «Родной край — часть большой страны»   Республика Адыгея....

Презентация по разделу "Родной край - часть большой страны"

Итоговый тест по окружающему миру по разделу "Родной край - часть большой страны"...