Окружающий мир. Откуда берется снег и лед? конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir._vozduh.docx22.9 КБ
Файл okruzhayushchiy_mir._lesa.docx31.31 КБ
Файл okruzhayushchiy_mir._sneg.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Воздух и его охрана 3 класс

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели: сформировать у учащихся представление о воздухе, ознакомить с составом и свойствами воздуха.

Педагогические задачи:

1)научить с помощью опытов исследовать свойства воздуха;

2)обеспечить развитие мышления, памяти, внимания;

3)воспитать бережное отношение к природе; вызвать интерес к различным видам упражнений и заданий.

Формы и методы обучения:

формы: фронтальная.

методы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, стакан.

Планируемые результаты:

Предметные:

-научится проводить опыты по исследованию свойств воздуха;

 -формулировать выводы;

- выделять свойства воздуха;

Метапредметные:

1)        Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;

2)        Регулятивные: постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала;

3)        Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

4)        Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

2)Постановка проблемы

Он прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый, Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стёкла

И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим,

Просто мы его вдыхаем –

 Ведь он нам необходим.

-Кто догадался, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

-Воздух наполняет всё вокруг нас. Без него мы не могли бы ни дышать, ни слышать, ни ощущать запахи.

(Мешочки салаф)

-О воздухе и его свойствах

Регулятивные: постановка учебной задачи

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели;

3)Открытие новых знаний

(слайд с фотографией из космоса нашей планеты)

-Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов, есть на свете еще один океан- самый большой на нашей планете и мы каждую минуту, сами этого не замечая, купаемся в нем. Этот океан не соленый, не пресный, без берегов и воды.

-Как называется этот океан?

-Это воздушный океан. Пятый океан, очень важный для жизни.

-Как вы думаете, почему?

-Воздухом дышим мы с вами, дышат растения и звери, и птицы- все живое на Земле.

-Если бы пятый океан исчез, наша планета через несколько минут уже бы стала безжизненной.

-Важен еще потому что, воздушная оболочка земли служит, как бы «рубашечкой». В такой рубашечке, наша планета не перегревается от солнечного жара и не стынет от космического холода, защищает от метеоритов.

-Пятый океан защищает нас и от космических лучей –невидимок, которые уничтожили бы все живое на Земле, но воздух их не пропускает.

-Итак, какое значение имеет воздух для растений, животных и человека?

-Ребята, как вы думаете что такое воздух?

Воздух-это смесь многих газов. Больше всего в воздухе азота, также он состоит из кислорода, и меньше всего в нем

углекислого газа.(слайд)

Практическая работа: Свойства воздуха.

-Давайте с вами узнаем о свойствах воздуха.

-Откройте рабочие тетради на стр. 19,  по ходу опытов будем в таблице записывать свойства воздуха.

Опыт 1:

Показать стакан.

- Посмотрите на меня через этот стакан. Вы меня видите? Я вас тоже.

-А почему?

-Какой можем сделать вывод?

Вывод: воздух прозрачен (слайд)

Поднести стакан к волосам, к одежде.

-Изменился ли у меня цвет волос? Цвет одежды?

-Почему?

-Какой можем сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет цвета (слайд)

- А теперь давайте с вами попробуем определить чем пахнет воздух.  Вдохните в себя воздух. Что чувствуете?  Почему?

-Какой можем сделать вывод?

Вывод: Воздух не имеет запаха (слайд)

Опыт 2

-Ребята, а как мы можем почувствовать воздух?

-Давайте попробуем.

Поставьте ладошки перед собой, помашите на себя.

-Чувствуете?

-Какой можем сделать вывод?

Вывод: воздух существует (слайд)

Опыт 3

(видеоролик)

-Обычный воздух в этом опыте будет главным героем. Шарик-индикатором.

-Погрузив конструкцию в горячую воду, воздух в бутылке нагревается, расширяется, шарик надувается.

-затем перемещаем бутылку с шариком в холодную воду. Объем воздуха в бутылке уменьшается, шарик сдувается.

Вывод: Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. (слайд)

-У воздуха еще есть одно интересное свойство-он плохо проводит тепло.

Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела.

На слайде: Воздух плохо проводит тепло.

-Как вы думаете. Что люди делают для охраны чистоты воздуха?

-Рассмотрите фотографию в учебнике. Что вы можете по ней сказать? Что является источником загрязнения?

-А что еще может быть источником загрязнения?

-А что люди должны делать для охраны воздуха? Подумайте.

!ОБЩИЙ ВЫВОД!

Вывод: для того, чтобы обеспечить существование жизни на Земле, необходимо создавать условия для сохранения воздушного пространства планеты.

-Воздух

-Потому что без воздуха ни одно живое существо не может прожить

-Нужен для дыхания, защищает Землю от перегревания и охлаждения, метеоритных осадков, от вредных солнечных лучей.

Предположение детей

Работают с учителем и в рабочей тетради заполняют таблицу

-Да

-Потому что воздух прозрачен

-Воздух прозрачен

-Не изменился

-Потому что у воздуха нет цвета

-Воздух не имеет цвета

-Ничего

-Воздух не имеет запаха

Предположение детей

Выполняют движения

-Да

-Воздух существует

Предположения детей

-Заводы и фабрики

-Автомобили

-Предполагаемый ответ: на многих предприятиях делают специальные установки, которые улавливают пыль, сажу и ядовитые газы. Созданы специальные станции, которые следят за чистотой воздуха.

Познавательные: анализировать учебный материал с целью решения проблемной ситуации.

Коммуникативные: слушать мнения других, высказывать своё собственное.

Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения материала;



Предварительный просмотр:

Леса России.

Учебный предмет: Окружающий мир.

Класс: 4

УМК: Школа России, автор: А.А.Плешаков «Окружающий мир». Москва « Просвещение», 2014.

Тема: Леса России.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: урок-путешествие.

Цель: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Планируемые результаты:

Предметные:

-уметь показывать лесную зону на карте природных зон;

-иметь представление о природе тайги, смешанных и широколиственных лесов;

-иметь представление о растительном и животном мире лесной зоны.

Метапредметные:  

Познавательные: уметь осуществлять информационный поиск, сбор и выделение нужной информации из источников;

Регулятивные: определять учебную цель урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

Коммуникативные: отвечать на вопросы; слушать собеседника и вести диалог.

 Личностные:

- положительное отношение к учению;

- умение анализировать свои действия и управлять ими;

- умение оценивать свой учебный  труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Ход урока

Этап урока.

Формы и методы обучения.

Содержание деятельности учителя.

Содержания деятельности обучающегося.

Формируемые УУД.

Организационный момент. Мотивация.

Задача: включение в учебную деятельность.

Фронтальная.

Словесный

-Здравствуйте! (Слайд №1)

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

-Сегодня, дети, продолжим изучать природные зоны нашей страны. Послушайте  стихотворение и скажите, о чём говорится?

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Приветствуют, слушают учителя.

 Демонстрируют готовность к уроку.

Дети: «О лесе».

Л: настроить на положительное отношение к уроку.

 

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; уметь оформлять свои мысли в устной форме; вступать в диалог.

Определение темы.

Задача: подведение детей к определению темы урока.

Фронтальная.

Наглядно-демонстрационный.

- Правильно. Кто уже догадался, какая тема урока?

- Для ознакомления с лесной зоной предлагаю совершить виртуальное путешествие. (Слайд №2)

- Посмотрите, как красива, богата, разнообразна лесная зона. Она занимает огромную территорию и нашу страну часто называют великой лесной державой.

Дети: «Леса России».

Определяют тему урока.

Р: определить тему урока.

Актуализация знаний.

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, наглядный,

практический

Первая станция - станция «Повторяйка». (Слайд №3)

-Повторим пройденный материал. Давайте поиграем в игру «Закончи предложение…».

-Смотрим внимательно. Перед вами незаконченное предложение, чтобы закончить предложение надо выбрать правильный ответ из двух вариантов. Ответ покажите карточками с буквами, а или б, которые лежат у вас на партах. (Слайд № 4)

1. Игра «Закончи предложение…».

2. Индивидуальная работа с карточками.

Дети играют в игру «Закончи предложение…».

Несколько учеников работают индивидуально с карточками.

П: понимать важность
теоретических знаний
для решения практических заданий.

Л: проявить эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

К: следить за правильностью речевого оформления.

Постановка проблемы.

Задача: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Фронтальная, групповая.

Словесный, практический, наглядный

- Молодцы! Природную зону «Тундра» вы усвоили хорошо. Следующая станция - станция «Составляйка» (Слайд № 5)

-Будете работать группой. На партах лежат пазлы. Вы должны составить из этих пазлов картину и ответить, что это за картина.

-Что вы составили?

-Хорошо, начиная с севера на юг по цвету назовите зоны, с которыми вы уже знакомы, учили.

-Голубая зона?                                    

-Зона красного цвета?                        

-Зелёная зона, кто знает?                                    

-Вы с этой зоной хорошо знакомы? Кто знает какие природные условия, растительность, животные характерны для этой зоны? Почему здесь разные оттенки зеленного цвета?

- Что же будете делать?

-Тогда, какую цель поставите перед собой?

-Да мы познакомимся с вами с новой природной зоной, зоной лесов.

Дети собирают пазл.

Дети: «Карту природных зон».

Дети: «Это зона «Арктических пустынь»».

Дети: «Зона «Тундра»».

Дети: «Это «Лесная зона»».

Дети: «Нет».

Дети: «Не знаем».

Дети: «Хотим узнать».

Дети: «Познакомимся с природной зоной «Леса»».

П: анализировать учебный материал с целью решения проблемной ситуации.

Р: определить и формулировать цель урока с помощью учителя.

К: слушать мнения других, высказывать своё собственное.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (Слайд № 6)

Открытия новых знаний.

Задача: изучить новый материал.

Фронтальная, групповая.

Словесный, наглядно-демонстрационный, практический, исследовательский

-Чтобы достичь цель, мы отправляемся на следующую станцию – станция «Познавайка» (Слайд № 7)

-Здесь вы становитесь исследователями. С помощью учебников и других источников информации вы проведете исследование лесной зоны. Первая группа будет группой «Географов», вторая - «Ботаников №1», третья -  «Ботаников №2» и четвёртая группа будет группой «Зоологов» (раздать название групп)

У каждой группы своя задача:

Географы - Расскажут нам о том, где расположена зона лесов и на какие части делится.

Ботаники 1 - Расскажут о том, что растет в тайге.

Ботаники 2 - Расскажут о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах.

Зоологи - Расскажут о том, кто живет в лесной зоне.

На партах у вас лежат карточки - «помогайки» с вопросами и подсказками, также проекты выступлений. С помощью подсказок изучите источники и ответьте на вопросы карточки-помогайки. Ответы внесите в проекты выступлений. Затем будете выступать.

-Работа группы оценивается 3-х бальной шкалой по следующим критериям:

  1.          Полнота информации, если вы полностью ответите на вопросы карточки-помогайки, получите 2 балла, если ответы будут неполные-1 балл.
  2.          Дополнительный вопрос – за правильный ответ группа получает 1 балл.
  3.            Также группа может заработать 1 балл за активность.                                                                                                                              

-После каждого выступления, обсуждаем и выставляем баллы каждой группе. В конце итоговый балл переведём в оценку. Начинаем работать.

-Завершаем исследование, теперь каждая группа выступает.

Дополнительные вопросы (задаются учителем):

-Какие хвойные деревья растут в нашей тайге?

-Какие широколиственные деревья растут в наших лесах?

-Назовите животные, которые обитают в нашей тайге?

После каждого выступления подводятся итоги.

Дети занимаются поиском и выделением необходимой информацией в группах, затем защищаются перед аудиторией с проектами выступления.

Проект выступления «Географы»

Вопрос

Ответ

1.

Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

2.

На какие части можно разделить зону лесов?

Проект выступления «Ботаники1»

Вопрос

Ответ

1.

Природные условия тайги.

2.

Какие деревья растут в тайге?

Проект выступления «Ботаники2»

Вопрос

Ответ

1.

Природные условия смешанных и широколиственных лесов.

2.

Какие деревья растут в этих лесах?

Проект выступления «Зоологи»

Вопрос

Ответ

1.

Какие птицы обитают в тайге?

2.

Какие звери обитают в тайге?

Дети отвечают на дополнительные вопросы.

П: строить логическую цепь рассуждений;

уметь добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя источники информации.

 

Р: принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Л: осознание ответственности за общее дело.

К: инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации со сверстниками; осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА



Предварительный просмотр:

УМК: Плешаков «Школа России», 1 класс, 1 часть.

Тема: Откуда берутся снег и лёд?

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: сформировать у учащихся представление о том как появляются снег и лед, учиться проводить опыты.

Педагогические задачи:

1)научить с помощью опытов исследовать свойства снега и льда;

2)обеспечить развитие мышления, памяти, внимания;

3)воспитать бережное отношение к природе; вызвать интерес к различным видам

упражнений и заданий.

Формы и методы обучения:

формы: фронтальная.

методы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, сода, шампунь, контейнер, кусочек льда, цветная бумага, два стакана с водой, молоточек.

Планируемые результаты:

Предметные:

-научится проводить опыты по исследованию снега и льда;

 -формулировать выводы;

- выделять свойства снега и льда;

Метапредметные:

1)        Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;

2)        Регулятивные: постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала;

3)        Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

4)        Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

2)Постановка проблемы

-Итак ребята, для того чтобы понять о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке я предлагаю провести опыт.

-Для это нам понадобится пищевая сода  и шампунь.

(можно пригласить одного ученика для помощи)

1.Накладываем 5 чайных ложечек соды в контейнер.

2.Наливаем немножко шампуня.

3.Перемешиваем.

-Посмотрите что у нас с вами получилось? На что похоже? (демонстрируем классу)

-Мы с вами получили искусственный снег.

- (показываем кусочек льда)

-А что это?

-Кто догадался, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

-Верно. Тема сегодняшнего урока: Откуда берутся снег и лед.

-Похоже на снег

-Лёд

- О свойствах снега и льда

Познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель; анализ объектов с целью выделения их признаков;

Регулятивные: постановка учебной задачи и стремление ее достич

3)Открытие новых знаний

-Ребята, а что такое снег?

-Снег-это твёрдые атмосферные осадки, состоящие из мелких кристаллов льда.

-А как вы думаете откуда берется снег?

Механизм образования снега достаточно прост: он образуется из замерзающих капельках воды, которые находятся в облаках. Капли очень маленького размера притягиваются к небольшим пылевым частицам и замерзают. Поначалу их размеры не превышают 0,1 мм, однако по мере движения в воздушных потоках они обрастают новыми кристалликами льда, в результате чего получаются многогранные снежинки разных форм и размеров.

-А как вы думаете что же такое лёд?

Лёд – это замерзшая вода. На нашей планете есть 2 материка, которые полностью покрыты снегом и льдом. Называются они Антарктида и Арктика. Толщина снежного покрова достигает 4 километров.

Практическая работа.

-Свойства снега и льда.

-Давайте на основе опытов узнаем о свойствах снега и льда.

Опыт 1.

-Рассмотрим снег, который мы с вами получили в результате опыта и лёд.

-Выкладываем небольшое количество снега на лист и попробуем сделать небольшую горочку из него.

-Получилось?

-А как вы думаете почему?

-Давайте проверим какими свойствами обладает лёд, для этого ударим по нему молоточком.

-Что произошло со льдом?

-Почему?

-Какой можем сделать вывод?

Слайд: Снег рыхлый, а лед хрупкий.

Опыт 2.

-Давайте выясним какого цвета снег и лед.

-Для этого нам понадобится снег, лёд и два листа цветной бумаги.

-Положим на лист бумаги снег.

-Можем увидь что-нибудь под снегом? Почему?

-Положим лёд на бумагу.

 -Видим мы что-нибудь подо льдом?

-Почему?

-Какой можем сделать вывод?

Слайд: Снег белый, лед бесцветный.

Опыт 3.

-Положим снег и лед на лист цветной бумаги.

 -Можем ли мы под снегом определить цвет бумаги?

-Почему?

-А подо льдом?

-Почему?

-Какой можем сделать вывод?

Слайд: Снег непрозрачный, а лёд прозрачный

Опыт 4.

-А теперь положим снег в один стакан с тёплой водой, а лед – в другой. Что вы заметили?

-Что происходит со снегом и льдом?

-Какой можем сделать вывод?

Слайд: В тепле снег и лёд таят. Образуется вода.

Вывод (слайд):Снег и лёд – это замёрзшая вода. Снежинки образуются высоко в небе, в облаках. Лёд появляется в луже, на реке, на мокрой дороге.

К каждому опыту вывод, затем общий вывод.

Предположения детей

Предположения детей

Предположение детей

-Да

-Потому что снег рыхлый

-Сломался

-Потому что лёд хрупкий

-Снег рыхлый, а лед хрупкий.

-Нет

-Потому что снег белый

-Да

-Потому что лед прозрачный

-Снег белый, лед бесцветный.

-Нет

-Потому что снег непрозрачный

-Да

-Потому что лёд прозрачный

-Снег не прозрачный, а лед прозрачный

-Они начинают таять

-В тепле снег и лед таят и образуется вода.

Познавательные: строить логическую цепь рассуждений;

уметь добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя источники информации.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - экскурсия "Откуда берется снег и лед? Откуда в снежках грязь?"

Урок проходит в кабинете и на улице. Объединены две темы в одну....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"

УМК "Школа России" окружающий мир  А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...

Урок по окружающему миру. 1 класс. Тема: Откуда берется снег и лёд?

Конспект открытого урока по курсу Окружающий мир 1 класс. Тема урока "Откуда берется снег и лед". Личная разработка....

конспект урока по окружающему миру "Откуда берется снег и лед"

Путем практического исследования и моделирования природных объектов и явлений вывести свойства снега и льда. Развивать творческие способности, познавательный интерес к учебной деятельности на осн...

Урок по окружающему миру "Откуда берется снег и лед?"

Цели:познавательные УУД – развитие познавательного интереса в познании окружающего мира, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков;коммуникативные УУД - развитие умения точно и ...

Конспект урока по окружающему миру «Откуда берется снег и лед». 1 класс.

Конспект урока по окружающему миру  «Откуда берется снег и лед». 1 класс....