Проект "Первоцветы Адыгеи"
проект (2 класс) по теме

Петраш Евгения Александровна

Автор проекта Тимофей Садовский исследовал, какие первоцветы растут в природе родного края. В  работе  отслеживается призыв к сохранению первоцветов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pervocvet_sadovskiy.docx30.57 КБ
Microsoft Office document icon skazka_o_podsnezhnike.doc30 КБ
Microsoft Office document icon ne_pokupayte_pervocvety.doc28.5 КБ
Файл legendy.docx242.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Первоцветы нашего поселка»

Выполнил: Садовский Тимофей, 9 лет

МБОУ СОШ №7 п. Майский Кошехабльский район Республика Адыгея

Учитель: Петраш Е.А.

Актуальность проекта. С первыми теплыми солнечными лучами на полянках и в лесу появляются первые весенние цветы, от которых невозможно оторвать взгляд! Но, люди постепенно уничтожают цветы, срывают для продажи, много вытаптывают и их становится все меньше на Земле. Для сохранения первоцветов надо приложить все усилия, чтобы эта красота радовала не только нас, но и будущие поколения.

Цель проекта: изучить первоцветы и найти средства для их сохранения.

Задачи: - узнать, какие растения относятся к первоцветам; какие встречающихся в окрестностях села; научиться  самому работать с большим объемом информации, используя Интернет- ресурсы.

Объект: Растения, зацветающие ранней весной на территории нашего района.

Предмет исследования: первоцветы нашей местности.

Гипотеза: Если я изучу особенности первоцветов и  выявлю уникальность этих растений, то найду пути их сохранения.

Методы исследования: наблюдение; анализ научной литературы; работа по изучению многообразия первоцветов; фото исследование.

Эксперимент: продолжительность жизни цветков в воде и в природе. Сравнение полученных результатов.

Ожидаемый результат: узнаю полезные сведения о первоцветах нашей местности; объединение моей семьи одной идеей – как защитить редкие виды растений родного края.

Практическая значимость проекта:
- смогу внести свой вклад в спасение редких растений и пропаганды защиты;

- моя работа может быть полезна учителям начальных классов и учащимся.

Этапы выполнения проекта.

I этап. Подготовительный. 1. Поиск информации о первоцветах. 

Кто дает команду растениям зацветать?

Спрошу родителей, друзей о раннецветущих растениях. Где искать первые весенние цветы? О каких раннецветущих растениях нашей местности я хочу рассказать.

Какие первоцветы занесены в Красную книгу?

Зачем люди занимаются размножением первоцветов? Почему сажают их в цветочные горшки? Почему цветам не холодно? 

Чем первоцветы отличаются от других цветковых растений? Почему находятся на грани исчезновения? Как экология и человек влияют на первоцветы? Как сохранить первоцветы?

2. Исследование первоцветов в природе.

Выявление и изучение мест произрастания первоцветов.

Обследование окрестности поселка, чтобы обнаружить места, в которых растут раннецветущие растения. Сравнение цветов в природе с иллюстрациями энциклопедии.

II этап. Основной. Организация исследования в рамках проекта.

Сначала я  исследовал информацию по вопросам I этапа, о биологических особенностях первоцветов, их видовом разнообразии, сочинил с поддержкой моей бабушки стихи и сказки о первоцветах.

Затем выяснил, опрашивая взрослых, учителей, друзей и родителей, какие первоцветы растут на территории Майского поселения.

Потом наблюдал за раннецветущими растениями на полянах в окрестностях поселка,  сравнил растения с иллюстрациями в энциклопедии, фотографировал их.

Далее проанализировал и дополнил свою работу.

Решил, для выполнения своего проекта мне необходимо:

- собрать, проанализировать и систематизировать информацию о внешнем виде подснежника: строении, произрастании, значении его в жизни людей;

- всей семьёй сходить на экскурсию в природу, изучить виды подснежников;

- провести опыт: наблюдение за букетом фиалок в воде; цветами фиалки, живущими в природе; цветком фиалки в кашпо, при этом, одно растение поливать, другое - нет. Сделать выводы;

-подготовить презентацию «Первоцветы нашего поселка», чтобы ребятам рассказать о проделанной работе.

III этап. Заключительный.

Презентация результатов исследовательской деятельности.

В результате работы над проектом, мне стало известно, какие именно первоцветы живут в нашей местности, что их численность неуклонно снижается, что большое количество видов занесено в Красную книгу Адыгеи. Причина уменьшения численности первоцветов в том, что из-за своей удивительной красоты, они в больших количествах вытаптываются, уничтожаются лесными пожарами, срываются для букетов. Сорвав цветок, который необходим растению для размножения, мы обрекаем его на гибель.

Значение первоцветов в жизни природных сообществ велико. Цветки этих растений служат источником пропитания для насекомых-опылителей, снабжая их нектаром и пыльцой во время года, когда другие растения еще не пробудились от зимнего оцепенения. Семена, клубни и луковицы некоторых из них служат пищей для различных животных, лекарством и источником витаминов для людей. Первоцветы, редкие, в основном, лекарственные растения, почти все занесены в Красную книгу.

Работая над проектом я увидел и узнал, что в окрестностях нашего поселка растёт зимовник кавказский, цикламены, подснежник Воронова, несколько видов пролесков, примула, белоцветник  (я называл их цветы Архыза), мать-и-мачеха, чистяк весенний, прострел золотистый, шафран сетчатый, гусиный лук, крокусы, гиацинты. Узнал, как можно без ущерба для природы пересаживать растения, как ухаживать за первоцветами. Я не просто собирал и обрабатывал материал, но ещё и анализировал, осмысливал его. Мне удалось с помощью родителей сочинить стихи и сказку о первоцветах, самому выполнить презентацию о первоцветах нашего поселка. Узнал много интересной информации из Интенрнет-ресурсов, особенно меня поразили легенды о подснежниках.

Исследуя продолжительность жизни цветков в воде, горшке и в природе, сделал вывод:  Первоцветы очень красивы и привлекательны, особенно фиалка душистая, цикламены, подснежники, а позднее цветущие - ландыши. Люди рвут цветы для букета, не задумываясь, порой, что жизнь букета всего 2-3 дня, и что в природе эти цветы радовали бы нас 2-3 недели. Поэтому, не спешите срывать первоцветы! Задумайтесь о том, что пройдут несколько дней и прекрасные цветы окажутся в мусорном ведре. Лучше, любоваться ими в природе, можно выращивать дома в кашпо, не забывая ежедневно орошать их водой, любуясь этими восхитительными цветами!  

В целях пропаганды подготовил и показал презентацию о первоцветах нашего поселка.  Это мой первый самостоятельный опыт подобной работы, я научился искать и представлять информацию в сети Интернет, освоил азы сетевого общения. Изготовил листовки о первоцветах с призывом бережно относиться к первоцветам, любоваться живыми цветами в природе, а не умирающими на столе в вазе! Развесить их в местах массового пребывания жителей поселка: Не срывайте цветы даже для гербария, любуйтесь ими и фотографируйте это весеннее чудо! Друзья! Будьте щедры и великодушны, оставляйте Земле ее цветы! Они будут радовать многих людей, которые придут сюда после вас! Понял, что никакая административная ответственность не спасет природу от уничтожения. Только наша сознательность остановит исчезновение первоцветов!

IV этап. Рефлексия. Самооценка деятельности по проекту. Работа в проекте меня не оставила равнодушным. Считаю, что поставленными задачами справился, предоставленные возможности моей самореализации использовал сполна.

V этап. Оценка деятельности. Представление проекта на республиканский заочный конкурс на лучшую природоохранную работу с обучающимися по охране первоцветов «Ты мне нужен…»

Список литературы 

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Губанов И. А. и др. 595. Ficaria verna Huds. — Чистяк весенний // Иллюстрированный определитель растений Средней России. В 3 т. — М.: Т-во науч. изд. КМК, Ин-т

Доброчаева Д. Н. Семейство бурачниковые (Boraginaceae) // Жизнь растений. В 6-ти т. / под ред. А. Л. Тахтаджяна. — М.: Просвещение, 1981. — Т. 5. Ч. 2. Цветковые растения. — С. 394—398. — 300 000 экз.

http://dic.academic.ru/dic.nsf

http://elkalen-kalina.livejour

http://honeylake.ru/flowers/82

http://blogs.mail.ru/mail/olga

http://womenssecretszone.ru/fo

http://www.naturephoto.ru/Ores

http://nature.web.ru:8001/db/m

http://www.liveinternet.ru/use

http://bio.1september.ru

http://www.florets.ru

  1. « Редкие и исчезающие растения Кубани», / Отв. ред . С.А. Литвинская / Краснодар,  Книгоиздат, 1994

  1. А.И. Галушко «Флора Северного Кавказа»,  Ростов н/Д, Изд-во РГУ, 1980



Предварительный просмотр:

                                                                     

                                            СКАЗКА  О  ПОДСНЕЖНИКЕ

                                                                                     Автор  Тимофей Садовский, 10 лет

МБОУ СОШ №7 п. Майский Кошехабльский район Республика Адыгея

Тьютор: Садовская А.Д. Учитель: Петраш Е.А.

Матушка-Земля сильно замёрзла от долгих зимних холодов. «Когда же придёт Весна? Когда меня согреют весенние солнечные лучи?» - думала она, ёжась от стужи.

-  Конечно, снег согревает меня немного. Но стоит  холодным ветрам задуть, как  я опять костенею. И деревья не шумят листовой. И птичьих голосов не слышно. Разве это жизнь?»

И задумала Земля послать на разведку маленький цветок – подснежник.

Под снежной периной хранила она его корни, лелеяла его, пела ему колыбельные песни.

- Выйди на белый свет! Проверь, скоро  ли  Весна?

- А как же я пробьюсь через  корку снега? -  спросил Подснежник.

- У растений большая тайная сила. – ответила Земля. – Ведь иногда трава прорастает даже сквозь асфальт! И ты пробьёшься, я уверена! Надо только найти проталину – то место, где солнышко растопило снег.

-  Я готов! Мне очень хочется стать разведчиком.

 - Не скрою, это опасно. Зима может погубить тебя. Но если ты выстоишь, то значит, скоро Зиме на покой уходить. И вслед за тобой на всех проталинах появятся   другие цветы и  зелёная трава, а там и деревья распустят листочки. Прилетят птицы, наполнят весёлым гомоном лес. Как весело тогда будет  мне!

        Подснежник  осторожно приподнял над землёй свою нежную головку, огляделся: вокруг проталины лежал снег, пузырчатый, ноздреватый. Из-под снега пахло прелой листвой.  Было холодно, он весь дрожал, но сверху его согревали лучи  яркого  солнышка.  Цветок осмелел, поднялся ещё выше. Увидел, что почки на деревьях чуть набухли. А над дальней опушкой вились чёрные крикливые  птицы.

- Матушка-Земля! Наверное, Весна скоро придёт!  Солнышко греет меня. Какие-то птицы вьются над деревьями.

- Должно быть, это  грачи вернулись, первые вестники весны. Ну, спасибо тебе за добрые вести, милый Подснежник.  Теперь я вижу, что Весна на пороге!

                         



Предварительный просмотр:

              НЕ  ПОКУПАЙТЕ  ПЕРВОЦВЕТЫ !                          

                                 

                                      Автор  Тимофей Садовский, 10 лет

МБОУ СОШ №7 п. Майский

Кошехабльский район

Республика Адыгея

Тьютор: Садовская А.Д.

Учитель: Петраш Е.А.                    

Однажды мы ехали  с мамой  в Майкоп,

Весна долгожданная только  настала.

Вдруг вижу, толпится   у рынка народ, -

Там тётя с громадной корзиной стояла.

В корзинке цветы. Красота-то какая!

Штук двадцать букетов. «Купите!» -кричит.

На горке – полянка, пустая-пустая, -

Лишь несколько кустиков белых торчит.

Я маме сказал: «Не бери ты цветов!

Сгубила та жадная тётка полянку.

И мама сказала: «Да! прав ты, сынок!

Судить бы судом её, как хулиганку».

Нам надо устроить тем тёткам бойкот.

Цветов покупать у них вовсе не надо.

Путь больше она по весне их не рвёт.

Природе вредить нельзя за награду!

                                                                                                     

   



Предварительный просмотр:

Источник: http://www.florets.ru

Легенда о подснежниках.

Подготовил Садовский Тимофей

Давным-давно жили-были брат и сестра. Родители у них умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра же хлопотала по хозяйству. И вот однажды, когда брата не было дома, решила сестра набрать снега почище, чтобы вымыть полы в горнице. Весна только вступала в свои права, и поэтому снега в лесу было еще немало. Взяла сестра два ведра и пошла в лес. Забрела она довольно далеко от дома. Но девушка хорошо знала лес, потому и не боялась заблудиться. Вот только другая беда ее здесь подстерегала: старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, увидел девушку, и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала. Схватил он ее и повез в свою берлогу. Но девушка не растерялась - рванула веревочку бус из речного жемчуга, оставшихся от матери и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти дорогу к ее брату и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы - подснежники. По ним-то брат и нашел дорогу в берлогу лешего. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.

Польская легенда о происхождении подснежника.

На дворе стояла суровая зима. В избушке, стоявшая в горах, жила семья. Отец семейства пошел по свету в поисках работы, а жена и двое детей остались его ждать. Под конец января вдруг занемог мальчик и знахарка определила недуг, но для его лечения нужны были свежие цветы и листья. Отправилась тогда его сестра в поисках растений и увидела, что все кругом скованно льдом и покрыто снегом. Бросилась она на землю и стала горько плакать. Эти горячие и сердечные слезы девушки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили нежные цветы - подснежники. Они начали пробивать себе дорогу через толстый слой снега и, наконец, выползли на поверхность. И всюду, где плакала девочка, поднимались из земли белые цветы. Юная красавица нарвала их, принесла домой, и братишка был спасен.

Немецкая версия истории происхождения подснежника.

Когда земля впервые окуталась снегом, ей очень не хватало зеленой травы, цветов и прекрасных растений. И тогда белый подснежник достался холодной зиме и колкому снегу, как предвестник уходящих морозов. Подснежнику снег так обрадовался, что позволил цвести прямо под своим холодным покрывалом.

Обычаи и легенды.

В Румынии и в некоторых странах существует один прекрасный весенний обычай. Первого марта все люди дарят своим любимым или родным и близким небольшой подарок - Марцишор. Это два шелковых шнурочка с кисточками на концах, сплетенные вместе (один должен быть белого, а второй красного цвета) и цветок (чаще всего это - подснежник), сердечко или что-нибудь другое. Таким образом, люди отмечают приход весны, считая первое марта своеобразным праздником весны и любви.

А сама легенда звучит следующим образом:

Однажды Солнце спустилось в одном селе в виде молодого человека, чтобы немного повеселиться. Злой Змей долго сторожил его, а потом выкрал среди людей и закрыл в своем дворце. Мир загрустил, птицы перестали петь, источники перестали течь и звенеть, а дети забыли, что такое веселье и смех. Мир погрузился в мрак, печаль и уныние. И никто из жителей не посмел бороться со страшным Змеем. Но нашелся один смелый юноша, который вызвался спасти Солнце. Многие люди снаряжали его в дорогу и давали ему свою силу, чтоб он мог побороть Змея и освободить Солнце. Путешествие продолжалось все лето, всю осень и всю зиму.

Нашел парень дворец Змея, и завязался бой. Юноша победил Змея и освободил Солнце и оно поднялось на небо. Ожила природа, люди обрадовались, но отважный юноша не успел увидеть весну, так как был смертельно ранен. Его теплая кровь стекала из раны и текла на снег. Там, где снег таял, вырастали белые цветочки - подснежники, вестники весны. Последняя капля крови упала на белый снег. Умер мужественный юноша.

С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти молодые люди сплетают два тонких шнурочка с кисточками: один белый и один красный. Они дарят их девушкам, которых любят, или близким и родным. Красный цвет обозначает любовь ко всему прекрасному, напоминая цвет крови юноши, а белый цвет символизирует здоровье и чистоту подснежника – первого весеннего цветка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адыги и казаки: взаимопроникновение культур

Нет никаких оснований утверждать, что отношения между русскими и адыгами складывались изначально как враждебные. Наоборот, как отмечал Ф. Щербина, казаки издавна поддерживали оживленные связи с горцам...

Экологическая сказка "День Земли Адыгеи"

Сказка для учеников 3 -4 классов направлена на  изучение экологии в данном регионе. Воспитывает уважение, любовь , ответственность за свою малую родину. К сказке прилагается презентация. которую ...

Традиции адыгов связанные с пищей

Разговор о правильном и здоровом питании...

Стихотворение "Я живу в Адыгее"

Творческая авторская работа Тимофея Садовского...

Памятники природы Адыгеи.

Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях. Повторить и обобщить понятия о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятниках природы. Познакомить учащихся с некоторыми памя...

эссе "Я - учитель" на Республиканский конкурс "Учитель года Адыгеи 2015"

эссе "Я - учитель" на Республиканский конкурс "Учитель года Адыгеи 2015"...

Прогр.адыг.яз. 3 кл

Пояснительная записка       Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативными правовыми документами федерального и регионального уровней:   1. Федеральног...