Календарно- тематическое планирование по окружающему миру 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме

Гадзиян Каринэ Ремиковна

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс. УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn_okruzh.doc70 КБ
Файл okruzhayushchiy_mir_i_obzh.docx20 КБ
Файл plan.docx63.66 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе «Федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего образования»,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по окружающему миру и авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой (УМК «Перспектива») и в соответствии с Образовательной программой лицея №20 г. Ростова на Дону

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  1. формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  2. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  1. уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
  2. понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
  3. модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  4. психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

. природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

. природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

. мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  1. природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  2. культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
  3. наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  4. искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
  5. человечество как многообразие народов, культур, религий;
  6. семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  7. труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  8. здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье

           физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;

  1. нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  1. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  2. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  3. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  4. Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  5. Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  6. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  7. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  8. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  9. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
  10. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  11. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  12. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
  13. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и  социально-нравственное.
  14. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

На изучение окружающего мира во 2 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю, 68 часов год.

Содержание учебного предмета

Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе.

В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий.

Интегрирование материала по истории и культуре народов, проживающих на территории Удмуртии, дает возможность для знакомства и присвоения общих для всех народов ценностных ориентиров и морально-этических норм поведения , позиционирования себя как носителя определённой культуры, исторически связанного с родной землей и поколениями предков, способствует социальной, межэтнической, межкультурной коммуникации учащихся; позволяет выработать ценностное отношение к родному краю и историко-культурному наследию Удмуртии; налаживать позитивно- толерантное взаимодействие с представителями других национальностей  при выполнении учебно-практических задач, оценивать  нравственную сторону своих поступков и  других людей, т.е. формирования предметных и универсальных способов действий; развития способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создания  психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса.

Основные содержательные линии  

Время и календарь(15ч)

Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.

Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.

Способы измерения времени; старинные и современные часы.

Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.

  1. Данный раздел будет изучаться после раздела «Осень», так как по природным условиям Удмуртии наблюдения за осенними изменениями в природе в ноябре-декабре невозможны.

Осень (19 ч )

Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.

Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.

«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.

Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.

Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.

Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.

Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима(15ч )

 Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.

Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.

Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.

Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.

Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.

Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).

Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки)

Подкормка птиц зимой.

Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.

Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

Культура поведения в природе зимой.

Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.

Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.

Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

Весна и лето(19ч )

Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.

Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.

Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.

Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.

Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.

Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей. Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.

Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).

Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.

Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».

Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних

праздников по традициям народов своего края.

Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.  Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование курса «Окружающий мир». 2 класс.

УМК «Перспектива»

Дата

Кол-во часов

Тема

(Учебник, Рабочая тетрадь по окружающему миру)

Материалы Рабочей тетради «Окружающий мир. ОБЖ»

Раздел 1 «Вселенная, время, календарь»(15 часов)

1

1

Мы- союз народов России

2

1

Мы- жители Вселенной

3

1

Наш «космический корабль»- Земля.

4

1

Экскурсия «Что нас окружает?»

5

1

Время

6

1

Сутки и неделя

7

1

Месяц и год

8

1

Время года

9

1

Экскурсия «живая и неживая природа»

10

1

Погода

Какими бывают чрезвычайные ситуации.

11

1

Календарь – хранитель времени, страж памяти.

12

1

Красные дни календаря.

13

1

Народный календарь

14

1

Экологический календарь

15

1

Контрольное тестирование

Раздел 2 «Осень» (19 часов)

16

1

Осенние месяцы

17

1

Осень в неживой природе

18

1

Экскурсия «Осенние изменения в природе»

19

1

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

20

1

Звёздное небо осенью

21

1

Трава нашего дома

В волшебный лес за ягодами

22

1

Старинная женская работа

23

1

Деревья и кустарники осенью

Ориентиры местности.

24

1

Чудесные цветники осенью

25

1

Проверочная работа

26

1

Грибы

В волшебный лес за грибами

27

1

Шестиногие и восьминогие

28

1

Птичьи секреты

29

1

Как разные животные готовятся к зиме

30

1

Невидимые нити в осеннем лесу

31

1

Осенний пруд

32

1

Будь здоров!

Опасные игры

33

1

Охрана природы осенью

34

1

Контрольное тестирование

Раздел 3 «Зима»   (15 часов)

35

1

Зимние месяцы

36

1

Зима – время наук и сказок

37

1

Зима в неживой природе

38

1

Экскурсия «Зимние изменения в природе»

39

1

Звёздное небо зимой

40

1

Зима в жизни растений

41

1

Зимние праздники

Если с тобой случилась беда. Потерялся.

42

1

Растения в домашней аптечке

43

1

Зимняя жизнь птиц и зверей

44

1

Невидимые нити в зимнем лесу

45

1

В феврале зима с весной встречается впервой

46

1

Зимний труд

47

1

Будь здоров!

Как вести себя на реке зимой. Опасные игры. Зима.

48

1

Охрана природы зимой

49

1

Проверочная работа по теме «Зима»

Уроки Айболита. Первая медицинская помощь. Перевязываем рану. Как передаются болезни?

Раздел 4 «Весна и лето»     (19 часов)

50

1

Весенние месяцы

Безопасность на улицах и дорогах. Дорога и её составные части, правостороннее и левостороннее движение.

51

1

Весна в неживой природе

Какими бывают наводнения

52

1

Экскурсия «Весенние изменения в природе»

53

1

Весна – утро года

54

1

Звёздное небо весной

55

1

Весеннее пробуждение растений

56

1

Чудесные цветники весной

57

1

Весна в мире насекомых

58

1

Весна в мире птиц и зверей

Встречи с животными

59

1

Контрольное тестирование

60

1

Невидимые нити в весеннем лесу

61

1

Весенний труд

62

1

Старинные весенние праздники

63

1

Будь здоров!

Опасные встречи в волшебном лесу.

64

1

Охрана природы весной

65

1

Лето красное

В волшебном лесу. Как не заблудиться в лесу. Мы - следопыты. Скоро лето. Учимся плавать.

66

1

Летние праздники и труд

67

1

Проверочная работа

68

1

Повторение изученного за год

резерв

Комплексная работа  за 2 класс



Предварительный просмотр:

                           Календарно – тематическое планирование курса окружающего мира во 2 классе

                                                             УМК  «Перспектива»

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Требования к

уровню

подготовки обучающихся

(результат)

Планируемые результаты(универсальные учебные действия

Методы оценки достижений обучающихся

                                                         Раздел 1 «Вселенная, время, календарь»(15 часов)

Тема изучения: Вселенная, жители планеты Земля, народы России (4 часа)

Цели:

  1. Сформировать представление о многообразии субъектов Российской Федерации, о разнообразии народов   России.
  2. Сформировать представление о Вселенной и месте человека в ней.
  3. Ввести правила пользования компасом, алгоритм определения сторон горизонта.
  4. Научить использовать приобретённые знания и умения при составлении рассказа о своей стране

Основное содержание темы: Знакомство с Вселенной, с союзом народов России.

Термины и понятия: Вселенная, глобус, горизонт, государственный язык, Земля, компас, космос, край, линия горизонта, Луна, материки, область, округ, океаны, религия, республика, Россия, Северный полюс, Солнечная система, союз, федерация, Южный полюс

Информационный материал: учебник «Окружающий мир», ч. 1,  рабочая тетрадь № 1, атлас-определитель «От земли до неба».  

Демонстрационный материал: карта Российской Федерации, таблицы: «Солнечная система», «Ориентирование по солнцу»,«Определение сторон горизонта по местным признакам».

Интерактивный материал: карточки с учебными заданиями.

1

Мы- союз народов России

1

Познакомить детей с тем, какой материал будет изучаться во 2 классе; дать представление о многообразии субъектов Российской Федеации-республиках, краях, областях, городах федерального значения; продолжить углубление знаний о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве; знакомство с политико-адинистративной картой России; формировать доброжелательное отношение друг к другу как к носителям этнически и общероссийских культурных ценностей.

Называть субъекты Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса; понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации.

*личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

- проявлять интерес к родной стране;

-проявлять позитивное отношение к процессу составления рассказа о своей стране.

-Осознавать свою самобытность

*регулятивные результаты

-выполнять учебное задание по алгоритму;

-вносить необходимую корректировку в тексте;

-выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- оценивать правильность выполнения учебного задания.

*познавательные результаты

Объяснять понятие «Российская Федерация»;

-различать самобытную культуру народов России и обосновывать своё мнение;

-соотносить размеры планет Солнечной системы и обосновывать своё суждение;

-определять стороны горизонта, используя подсказки природы;

-использовать условные обозначения для указания сторон горизонта на схеме;

-использовать приобретённые знания при составлении рассказа о России.

*коммуникативные  результаты

-формирование корректное высказывание;

-выполнять учебные действия в рамках учебного диалога;

-учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

-адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Составление рассказа о стране

2

Мы- жители Вселенной

1

-Формировать представления о строении  Вселенной, Солнечной системы, планетах и спутниках планет;

-помочь детям понять зависимость жизни на Земле от её положения в Солнечной системе.

Научить видеть взаимосвязь Земли и Вселенной, усвоить названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе.

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

3

Наш «космический корабль»- Земля.

1

Дать понятие о горизонте, сторонах горизонта, компасе; научить обращению с компасом.

Усвоить понятие о

горизонте и сторонах света; научиться обращаться с компасом, определять стороны горизонта.

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

4

Экскурсия «Что нас окружает?»

1

Учить наблюдать за окружающей природой, строениями в районе школы, воспитывать бережное  отношение к окружающему.

Уметь наблюдать за окружающими школу деревьями, строениями, природой; заполнять дневник наблюдений

Тема изучения : Время. Времена года. Погода. Календарь (10 часов)

Цели :

  1. Сформировать представление о времени и календаре — хранителе времени.
  2. Ввести условные знаки для обозначения погодных явлений.
  3. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия : Изучение единиц измерения времени, времён года, погодных явлений каждого времени года. Знакомство с календарём, его видами и датами.

Атмосфера, время, год, единицы измерения времени, календарь, месяц, неделя, новолуние,

осадки, погода, полнолуние, прогноз, сезон, смена времён года, сутки, температура воздуха,

термометр, часы, экология, явления природы.

Информационный материал: учебник «Окружающий мир», ч. 1,

рабочая тетрадь № 1, атлас-определитель «От земли до неба».  

Демонстрационный материал: таблица: «Времена года», модель термометра, календари.  

Интерактивный материал: карточки с учебными заданиями.

5

Время

1

Сформировать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего;

«единицы измерения времени»;

Познакомить детей с разными типами старинных и современных часов как явлением истории и народов мира.

Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения;

Рассказать о старинных и современных часах; объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы.

Решение кроссвордов

6

Сутки и неделя

1

Сформировать представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей ос и сменой дня и ночи; познакомить детей с древними легендами, объясняющими смену дня и ночи как фантастического действия волшебных существ; расширять способы творческой активности детей-  вербальной, изобразительной и др.

Уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени – сутки и неделю; выбрать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения этого явления на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи).

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

7

Месяц и год

1

Сформировать представления детей о связи естественных единиц измерения времени «месяц и год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный борот вокруг Солнца; пробуждать в детях интерес к наблюдению за живой и неживой природой: за « жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развивать творческое воображение детей в процессе наблюдения за природой в течение года.

Уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца; установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; уметь представить единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати  месяцев; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно – прикладного творчества.

Решение кроссвордов

Индивидуальный опрос

8

Время года

1

Сформировать представления детей о причине смены времен  года, о последовательности этой смены и о связи изменении в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца

С помощью схемы уметь объяснять причину смены времен года; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; называть важнейшие сезонные явления природы как признака того или иного времени года.

 Собираем схему- аппликацию «Смена времен года»

9

Экскурсия «живая и неживая природа»

1

Научить наблюдать за живой и неживой природой, познакомить с географической площадкой, записывать наблюдения в дневник.

Уметь формировать информацию о наблюдаемых объектах, заполнять дневник  наблюдений.

10

Погода

1

Формировать понятие «погода»; познакомить детей с устройством и особенностями работы разных видов термометров; научить измерять температуру, записывать показания термометра.

Усвоить понятие о погоде; научиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них.

Собираем схему- аппликацию «Смена времен года»

11

Календарь – хранитель времени, страж памяти.

1

Дать представление о календаре как очень древнем явлении мировой культуры, тесно связанном с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира; познакомить детей с разнообразными видами и устройством старинных и современных календарей

Решение кроссвордов

12

Красные дни календаря.

1

познакомить детей с важнейшими праздниками современного российского гражданского календаря как способом дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания

уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем

городе (селе).

Составляем рассказ

13

Народный календарь

1

сформировать представление о народном календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней; учить детей соотносить народные приметы на погоду с ощущениями, которые да

ют нам разные органы чувств, и с наблюдениями за живой и неживой природой.

знать некоторые народные

приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств;

уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за опре-

деленными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

14

Экологический календарь

1

продолжать формирование экологического сознания детей; дать понятие об экологии, о необходимости охраны природы; познакомить с экологическим

календарем как проявлением культуры высокоразвитого

общества, осознавшего уникальность природы Земли.

понять задачи экологии как

науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры; по мере сил участвовать в охране природы

15

Контрольное тестирование

1

Проверить уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализ ошибок, коррекция знаний.

Показать уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий, уметь анализировать ошибки с целью ликвидации пробелов.

Контрольные задания

                                                                             

                                                                                 Раздел 2 «Осень» (19 часов)

Цели:

  1. Сформировать представление об осенних изменениях, которые происходят в живой и неживой

природе и в жизнедеятельности людей.

  1. Ввести правила:

— здорового образа жизни в осенний период;

— бережного отношения к природе.

  1. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
  2. Основное содержание темы, термины и понятия  Изучение изменений, происходящих в живой и неживой природе осенью, знакомство с занятиями людей в осенний период. Изучение названий осенних месяцев и народных традиций, связанных с осенним периодом. Изучение правил охраны природы осенью.

Бездорожник, Большая Медведица, грибница, грязник, день осеннего равноденствия, дожде звон, заморозки, зимующие птицы, иней, капустник, копотиха, ледостав, листогной, листопад, невидимые нити, перелётные птицы, полузимник, свадебник, созвездия, хмурень.

Информационный материал: учебник «Окружающий мир», ч. 1,  рабочая тетрадь № 1, атлас-определитель «От земли до неба».  

Демонстрационный материал: таблицы: «Времена года», «Травянистые растения», «Деревья и кустарники», «Хвойные деревья»,   «Грибы», «Насекомые», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»;

Репродукции картин: И. И. Левитан «Золотая осень», А. А. Пластов  «Первый снег», А. С. Степанов «Журавли летят».

Интерактивный материал: карточки с учебными заданиями.

16

Осенние месяцы

1

Учить детей соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных  месяцев в языке народов своего края; показать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде; развивать эмоционально – ценностное отношение к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества; расширить словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты осенней природы и произведений искусства, посвящённых этой теме; познакомить детей с художниками И.И. Левитаном и А.А. Пластовым и с  главными темами их художественного творчества.

научить находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызывали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

*личностные результаты

Проявлять:

- интерес к изучению темы;    

-бережное отношение к природе;

-желание создать программу праздника для малышей детского сада;

-желание выполнять правила здорового образа жизни;

-навыки благожелательного общения друг с другом во время игры.

*регулятивные результаты

-выполнять учебное действие в соответствии с планом;

-распределить обязанности для выполнения учебного задания в группе;

-выполнять взаимопроверку учебного задания;

-выполнять самопроверку учебного задания;

-контролировать своё поведение во время игры со сверстниками, соблюдая определённые правила игры.

*познавательные результаты

-определять зависимость осенних изменений в неживой природе т положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновать своё мнение;

-установить причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы – и обосновывать своё мнение;

-замечать невидимые связи в осеннем лесу и обосновывать своё мнение;

-устанавливать причины, благодаря которым птицы покидают родные края;

Видеть особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего равноденствия и обосновывать своё мнение;

-использовать приобретённые знания при составлении программы праздника.

*коммуникативные результата

-формулировать собственное мнение;

-адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению;

-формировать речевое высказывание.

Составляем рассказ.

Творческое задание:

Рисуем осенний город или подбираем фото на эту тему.

Озаглавливаем свою работу.

17

Осень в неживой природе

1

Показать зависимость осенних изменений в неживой природе от наклона оси вращения Земли по отношению к ее орбите; обобщить повседневные наблюдения

учащихся за состоянием погоды осенью; дать понятие о дне

осеннего равноденствия.

Понять зависимость осенних

изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться к наблюдениям за изменениями погоды.

Составляем рассказ.

Разгадываем загадки.

18

Экскурсия «Осенние изменения в природе»

1

Кроме образовательных целей ознакомления младших

школьников с сезонными изменениями в живой природе,

осенняя экскурсия предполагает оздоровительный эффект

нервной системы ребенка через эстетические переживания

и элементы укрепления физического здоровья.

Уметь выявлять сезонные изменения в природе, записывать в дневник наблюдений

19

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

1

Познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России; научить детей различать общее и особенное в этих праздни-

ках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; воспитывать в детях чувство благодарности к природе за ее дары людям.

Уметь в обрядах и обычаях

осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе;

творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни

Творческая  работа: изготовление куклы –зернушки –символ праздника земледельцев.

20

Звёздное небо осенью

1

Продолжить знакомство второклассников со звёздами и созвездиями; познакомить с созвездиями Большая Медведица и Лебедь.

Понять, что звёзды, как и Солнце, -сгустки раскалённых газов; узнать , что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями  современные учёные; познакомиться с созвездиями Большая Медведица и Лебедь, древнегреческими мифами о них.

Составляем рассказ о созвездиях .

Подбор картинок по заданию.

21

Трава нашего дома

1

Продолжить начатое в 1 классе знакомство с наиболее часто встречающимися травянистыми растениями; научить, пользуясь атласом-определителем «От

земли до неба», распознавать травянистые растения.

Понять причины пожелтения

травы осенью; научиться распознавать травы с помощью

атласа-определителя.

Составляем рассказ о травянистых растениях, растущих возле дома.

22

Старинная женская работа

Познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна,

льняной пряжи и ткани; закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей; воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество

Уметь назвать последователь-

ность трудовых операций в работе со льном; научиться вы-

полнять задание учителя, распределяя операции между со

бой в группе.

Творческое задание: изготовлением куклы - льняницы

23

Деревья и кустарники осенью

1

Продолжить знакомство детей с наиболее часто встречающимися деревьями и кустарниками и вечнозелеными хвойными растениями средней полосы

Понять причины листопада;

познакомиться с вечнозелеными хвойными растениями

средней полосы России; продолжить развивать навыки

работы с атласом-определителем и дополнительной литературой.

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

24

Чудесные цветники осенью

1

Продолжить начатое в 1 классе знакомство детей с садовыми цветами; учить создавать и ценить

красоту; обобщить знания учащихся об осенних цветах, полученные из непосредственного опыта, и сообщить новые сведения.

Вспомнить, какие цветы дети

видели в цветниках города (села) или в собственном саду

осенью; понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям.

Сочиняем сказочную историю о жизни осеннего цветка

25

Проверочная работа

1

Проверить уровень усвоения материала по данному разделу, учить анализировать ошибки.

Показать уровень усвоения материала, анализ ошибок с целью их исправления.

Текущий контроль

26

Грибы

1

Дать понятие о грибах как особом царстве живой природы; изучить строение гриба; научить отличать

съедобные грибы от

несъедобных и ядовитых.

Понять, почему грибы выде-

лены в особое царство живой природы; познакомиться со

строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от

несъедобных и ядовитых.

Решение кроссвордов

27

Шестиногие и восьминогие

1

Продолжить начатое в 1 классе знакомство с насекомыми; дать понятие о паукообразных; позна-

комить с этапами развития бабочки и стрекозы; воспитывать бережное отношение к природе, и в частности к насекомым и паукообразным.

Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы

Подбор картинок по заданию

28

Птичьи секреты

1

Продолжить начатое в 1 классе знакомство с птицами; дать понятие о перелетных и зимующих птицах; продолжить прививать любовь к родной природе.

Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научиться

различать перелетных и зимующих птиц.

Подбор иллюстраций по заданию

29

Как разные животные готовятся к зиме

1

Познакомить детей с тем, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме;

продолжать прививать любовь к родной природе.

Понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку

или нет.

Игра « Подготовка животных к зиме»

30

Невидимые нити в осеннем лесу

1

Формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в осеннем лесу на конкретных примерах.

Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться

приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу.

31

Осенний пруд

1

Сформировать представления детей о многообразной работе осенью в городах и селах, соотнеся ее с особенностями осенней живой и неживой природы; воспитывать в детях уважение к труду на земле и желание заботиться о всех живых существах накануне предстоящей

зимы.

Знать некоторые виды работ,

выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.

Изготовление куклы- многоручки

32

Будь здоров!

1

Познакомить детей с правилами здорового образа жизни в осенний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России; развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом, корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях детей.

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить

товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих

для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры

народов своего края); уметь контролировать во время игры

свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Укрепление здоровья.

 Игры на свежее возухе.

33

Охрана природы осенью

1

Познакомить детей с правилами охраны природы при сборе ее даров осенью; продолжить изучение страниц Красной книги, обращая внимание детей на исчезновение растений, животных, грибов из-за вредных для природы действий людей осенью.

Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным

парка и леса в предзимнюю пору.

Красная книга России

34

Контрольное тестирование

1

Проверить уровень усвоения материала по теме «Осень» в тестовой форме, учить анализировать ошибки

Показать уровень усвоения изученного материала, проанализировать допущенные ошибки с целью ликвидации пробелов

Контрольные задания

                                                                   

  Раздел 3 «Зима»   (15 часов)

Цели:

  1. Сформировать представление о зимних изменениях, которые происходят в живой и неживой прии

роде и в жизнедеятельности людей.

  1. Ввести правила:

— поведения по отношению к природе;

— здорового образа жизни в зимний период.

  1. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание  темы, термины и понятия: Изучение изменений, происходящих в живой и неживой природе зимой, занятий людей в зимнее время. Изучение названий зимних месяцев и народных традиций, связанных с зимним периодом. Изучение правил охраны природы зимой.

Гололедица, день зимнего солнцеворота, день зимнего солнцестояния, изморозь, Малая Медведица, Масленица, метель, оттепель, Полярная звезда, Рождество Христово, снегопад, старый Новый год, элеватор.

Информационный материал:  Учебник «Окружающий мир», ч. 2, рабочая тетрадь № 2, атлас-определитель «От земли до неба».

Демонстрационный материал: таблицы:   «Времена года», «Травянистые растения», «Деревья и кустарники»,  «Хвойные деревья», «Зимующие птицы»;   репродукции картин: А. К. Саврасов «Дворик. Зима», И. И. Шишкин «Зима» (фрагмент), Б. М. Кустодиев «Рождественский торг».

Интерактивный материал: карточки с учебными заданиями; презентация макета газеты «Зимушка - зима».

35

Зимние месяцы

1

Учить детей соотносить признаки зимы

в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего

края; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; познакомить детей с художниками А. К. Саврасовым и И. И. Шишкиным и с главными темами их художественного творчества.

Научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

*личностные умения

проявлять:

-интерес к изучению темы;

-бережное отношение к природе;

-интерес к закаливанию организма в зимний период;

-инициативу и  позитивное отношение к одноклассникам во время игры;

-эмоционально- ценностное отношение к семейным праздникам Новый год и Рождество.

* регулятивные умения

-выполнять учебные действия в соответствии с целью;

-выполнять взаимопроверку учебного задания;

-выполнять самопроверку учебного задания;

-контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдать правила игры.

*познавательные умения

-определять зависимость зимних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу;

-определять день зимнего солнцестояния и обосновывать своё мнение;

-определять различие гражданского и православного календарей своё мнение;

-определять невидимые связи между животными и растениями в зимнем лесу и обосновывать своё мнение;

-использовать приобретённые знания при создании макета газеты «Зимушка –зима».

* коммуникативные  умения

-формулировать собственное высказывание, используя термины;

-пользоваться речью для регуляции своего действия;

-строить понятные для партнёра высказывания.

Творческое

Задание: рисунки своего родного края  зимой (озаглавить работу)

36

Зима – время наук и сказок

Углубить представление детей о том, как

учились дети в старину; расширять знание народных погодоведческих примет; учить пониманию нравственного значения сказок народов России; развивать умение за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства, учить своими словами описывать состояние персонажей, их взаимные отношения, определять, какими средствами передает внутреннее состояние героев художник

Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений.

Народные приметы

37

Зима в неживой природе

1

Дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем; научить видеть красоту зимней природы.

Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);

запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря).

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

38

Экскурсия «Зимние изменения в природе»

1

Цель этой экскурсии — разгадка «загадок» зимнего леса: наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами. Главное при этом — создание атмосферы любования загадочной красотой спящего леса.

Уметь формулировать наблюдаемые изменения в природе, записывать их в дневник наблюдений

39

Звёздное небо зимой

1

Продолжить знакомство с картой звездного неба; познакомить детей с созвездиями Малая Медведица и Орион, с Полярной звездой и звездой Сириус.

Научиться находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и

Полярную звезду; научиться ориентироваться по Полярной

звезде.

Сочиняем сказки (о Полярной звезде или о Малой Медведице)

40

Зима в жизни растений

1

Закрепить знания детей о зимних погод-

ных явлениях и состоянии природы зимой, полученные на предыдущих уроках и экскурсии; повторить способы определения деревьев по их стволам и плодам; прививать любовь к зимней природе.

Запомнить способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам.

Соотносим рисунок с названием

Практическая работа

41

Зимние праздники

1

Познакомить детей с общими и различны-

ми чертами рождественского праздника в странах Запада и в России (в прошлом и настоящем); познакомить с происхождением и особенностями зимнего новогоднего праздника; закрепить понятие о существовании двух типов календаря — гражданского и православного, которые расходятся друг с другом на 13 дней; о следовании зимних

праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю (сначала рождественский праздник, затем — Новый год); об обычае украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года.

Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; понимать, что обычай украшать ель возник как

обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками.

История украшения рождественской елки

42

Растения в домашней аптечке

1

Дать представление о разнообразии ле-

карственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.

Уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказать о лекарственных расте-

ниях в домашней аптечке, привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях

История возникновения лечебных трав

43

Зимняя жизнь птиц и зверей

1

Показать, что зимой жизнь животных

полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям

зверей, о питании птиц и зверей зимой; прививать стремление помогать животным пережить зиму.

Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

Составляем рассказ по результатам наблюдений

44

Невидимые нити в зимнем лесу

1

Продолжить формирование знаний о свя-

зях в природе; научить детей выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.

Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; научиться

приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.

Подбор картинок по заданию.

Решение кроссвордов

45

В феврале зима с весной встречается впервой

1

Познакомить детей с особым положением

февраля в годовом круге; с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль или

самое начало марта; дать представление о нравственном значении этих обычаев во взаимоотношениях разных поколений в семье.

Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым,

а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым;

знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и вы-

брать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края.

Проводы зимы.

Домашние рецепты приготовления блинов.

46

Зимний труд

1

Познакомить детей со старинной тради-

цией зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения; дать представление о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме, как поддерживают порядок на улицах

городов и сел.

Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи

разного возраста; знать особенности ухода зимой за расте- ниями и животными; понимать необходимость поддер-

живать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время.

Игра «Руковицу гнать»

47

Будь здоров!

1

Познакомить детей с правилами здорово-

го и безопасного образа жизни в зимний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России, развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом, корректировать в ходе игр

недостатки в межличностных отношениях детей.

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить

товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое

поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Знакомство с народными играми

48

Охрана природы зимой

1

Развивать в детях эстетическое чувство при восприятии красоты зимней природы; укреплять бережное отношение к природе, познакомив детей с правилами охраны зимой чистоты в парке, сквере, лесу, со способами подкормки зверей и птиц; продолжить изучение страниц Крас-

ной книги.

Соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных.

Составляем фото рассказ

49

Проверочная работа по теме «Зима»

1

Проверить уровень усвоения материала по теме «Зима», проанализировать ошибки учеников с целью восполнения пробелов.

Показать уровень усвоения материала по теме «Зима», проанализировать ошибки

Контрольные задания

                                                       

                                                                       Раздел 4 «Весна и лето»     (19 часов)

Тема Весна (17 часов)

Цели  :

  1. Сформировать представление о весенних изменениях, которые происходят в живой и неживой прии

роде и в жизнедеятельности людей.

  1. Ввести правила:

— поведения в окружающей природе;

— здорового образа жизни в весенний период.

  1. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия:   Изучение изменений, происходящих в живой и неживой природе весной, в занятиях людей в весеннее время.Изучение названий весенних месяцев и народных традиций, связанных с весенним периодом. Изучение правил охраны природы весной.

 «Весеннее новогодие», «весновей», «грачевник», день весеннего равноденствия, «дорогорушитель», «заиграй овражки», искусственные гнездовья, ледоход, половодье, потепление, «протальник», ранннецветущие, «ранопашец», русская выхухоль, «светодень», созвездие Кассиопея, созвездие Лев, «солнечник», «соловьиный месяц», «травень», «цветень».

Информационный материал: Учебник «Окружающий мир», ч. 2, рабочая тетрадь № 2, атлас-определитель «От земли до неба», сказка «Двенадцать месяцев» в переводе С. Я. Маршака.  

Демонстрационный материал: таблицы: «Времена года», «Травянистые растения», «Деревья и кустарники», «Хвойные деревья», «Насекомые», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»; репродукции картин: А. К. Саврасов «Грачи прилетели», Б. М. Кустодиев «Весна», П. И. Петровичев «Ледоход на Волге», Н. А. Кошелев «Дети, катающие яйца».

Интерактивный материал: карточки с учебными заданиями.

50

Весенние месяцы

1

Учить детей соотносить признаки на-

ступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края; показать социально-нравственный смысл и красоту народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки, как старинного весеннего нового года; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; продолжить знакомство детей с художниками А. К. Саврасовым и

Б. М. Кустодиевым и с главными темами их художественного творчества

Научится находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; провести наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

*личностные умения

Проявлять:

-интерес к изучению темы;

-бережное отношение к природе;

-желание выполнять правила здорового образа жизни в весенний период;

- доброжелательное отношение к сверстникам во время игры;

-осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

*регулятивные умения

-выполнять задание в соответствии с целью;

-распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;

-выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

-контролировать свои действия во время выполнения учебного задания (игры) по отношению к сверстникам, соблюдая правила.

*познавательные умения

-определять зависимость весенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение;

-определять и обосновывать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;

-определять невидимые связи животных и растений в весеннем лесу и обосновывать своё мнение;

-различать общее и особенное а обрядах и праздниках народов России  в пору весеннего равноденствия и  обосновывать своё мнение;

-использовать приобретённые знания при составлении рассказа о первых весенних цветах.

*коммуникативные умения

-формировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-формулировать собственное мнение;

-адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.

Творческое

Задание: рисунки своего родного края  весной

(озаглавить работу)

51

Весна в неживой природе

1

Продолжить изучение сезоных измене-

ний в неживой природе; дать понятие о дне весеннего равноденствия и таких природных весенних явлениях, как

таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы; особо остановиться на проблемах безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах).

Понять причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные

весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой.

Текущий контроль

52

Экскурсия «Весенние изменения в природе»

1

Цели данной экскурсии разнообразны. Это не только знакомство с раннецветущими растениями, но и создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветаю-

щей природы.

Наблюдать сезонные изменения в природе, заполнить дневник наблюдений по теме «Весенние изменения в природе»

53

Весна – утро года

1

Продолжить формирование образа весны в мире природы и людей как поры обновления жизни, символически представленной в образе птицы; познакомить детей со старинными русскими обычаями трехкратной

встречи весны и с праздником нового года у нанайцев в период весеннего равноденствия, с другими весенними праздниками по старинным календарям народов своего края.

Уметь объяснить, почему

многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия;

уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике  из

любого материала (по выбору).

Викторина

54

Звёздное небо весной

1

Продолжить знакомство детей со строением Вселенной; рассмотреть положение на небе изученных

созвездий весной; дать понятие о созвездиях Кассиопея и Лев, научить находить их на звездном небе.

Запомнить положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; научиться

находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

Подбор картинок по заданию

55

Весеннее пробуждение растений

1

Обобщить и расширить сведения, полученные на экскурсии, о раннецветущих травянистых растениях и цветении деревьев; развивать у детей эстетическое восприятие природы и стремление беречь ее.

Понять причины,  по кото-

рым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.

Решение кроссвордов

56

Чудесные цветники весной

1

познакомить детей с культурными растениями весеннего цветника, с мифами и легендами, связанными с этими цветами; развивать эстетическое восприятие и творческие способности учащихся.

запомнить названия куль-

турных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе; научиться любоваться весенними

цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников

Наблюдение за растениями.

Практическая работа.

57

Весна в мире насекомых

1

Показать весеннее пробуждение насеко-

мых, их красоту; учить не уничтожать бабочек и особенно гусениц; продолжать развивать экологическое мышление учащихся; способствовать развитию эстетического

восприятия.

Научиться любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос,

шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и

птиц.

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

58

Весна в мире птиц и зверей

1

Сообщить детям о весеннем поведении

птиц и зверей: возвращении перелетных птиц, гнездовании, насиживании и кормлении птенцов, пробуждении зве-

рей, впадавших в зимнюю спячку, рождении у зверей потомства; дать понятие о гнездовых и выводковых птенцах.

узнать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.

Решение кроссвордов

59

Контрольное тестирование

1

Проверить уровень усвоения знаний по теме «Весна» в форме тестирования, анализ ошибок.

В тестовых заданиях показать уровень усвоения материала, анализ ошибок с целью ликвидации пробелов

60

Невидимые нити в весеннем лесу

1

продолжить формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в весеннем лесу на конкретных примерах.

узнать о взаимосвязях

между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

Составление рассказа

61

Весенний труд

1

познакомить детей с видами старинной

женской и мужской работы весной, сопоставить их с современными видами весенних работ в селе и городе, в садах,

огородах, поле, углубляя в детях понимание важности земледельческого труда для жизни людей во все времена

научиться различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; научиться проводить на-

блюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти

наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней.

Подбор картинок по заданию

62

Старинные весенние праздники

1

познакомить детей с народными обычая

ми весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы; сопоставить между собой традиции отношения к березе в культуре разных народов России; определить нравственный смысл легенд и песен о березе в

культуре народов Севера.

уметь выразительно произ

носить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга.

Викторина

63

Будь здоров!

1

познакомить детей с правилами здорового и безопасного образа жизни в весенний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России; развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом; корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях детей.

выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр,

подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Игры на свежем воздухе

64

Охрана природы весной

1

развивать в детях эстетическое чувство

при восприятии красоты весенней природы; укреплять на этой основе бережное отношение к природе, познакомив детей с правилами охраны ее весной, со способами защиты и

помощи зверям и птицам; продолжить изучение страниц Красной книги, отмечая недопустимость вредного влияния людей на природу весной (сбор первоцветов, поджог прошлогодней травы и т. д.).

самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор

и т. д.).

Практическая работа

Тема: Лето

Цели:

  1. Сформировать представление об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе

и в жизнедеятельности людей летом.

  1. Ввести правила:

— здорового образа жизни в летний период;

— бережного отношения к природе.

  1. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия: Изучение изменений, происходящих в живой и неживой природе летом, занятий людей в летний период. Изучение названий летних месяцев и народных традиций, связанных с летним периодом.  

 «Грозовик», «густоед», день летнего солнцестояния, день летнего солнцеворота, «жарник», жатва, «жнивень», «земляничник», «липень», «макушка лета», присловья, «разноцвет», «светозар», «серпень», «собериха», «хлеборост».

Информационный материал: Учебник «Окружающий мир», ч. 2, рабочая тетрадь № 2, атлас-определитель «От земли до неба».

Демонстрационный материал:  таблицы: «Времена года», «Травянистые растения», «Деревья и кустарники», «Хвойные деревья»; репродукции картин: А. И. Куинджи  «Берёзовая  роща», И. И. Шишкин «Рожь» (фрагмент).

Интерактивный материал:  карточки с учебными заданиями

65

Лето красное

1

учить детей соотносить признаки лета

в живой и неживой природе, а также события в жизни людей летом со значением старинных названий летних месяцев в языке народов своего края; показать социально-нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного

творчества; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; познакомить детей с художником А. И. Куинджи и с главной особенностью его

художественного творчества; вспомнить о главной теме в творчестве И. И. Шишкина.

научиться находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

Составление рассказа

66

Летние праздники и труд

познакомить детей с народными обычаями летних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с плодоносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и скотоводов; сопоставить между собой традиции празднования летнего нового года по старинному якутскому календарю с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой и весной в культуре народов России (то есть сравнить друг с другом все типы празднования нового года в разные сезоны, о которых было рассказано в учебнике ранее); определить нравственный смысл кален-

дарных праздников в культуре народов России и мира, подведя итог полученным в течение года знаниям

научиться выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о ста-

ринных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края.

Разгадываем загадки

67

Проверочная работа

1

Проверить уровень усвоения изученного материала по всем разделам, анализ ошибок, корректировка знаний.

Показать уровень усвоения материала, изученного в течение учебного года, корректировка знаний

Текущий контроль

68

Повторение изученного за год

1

Обобщить и систематизировать полученные знания в ходе викторины по изученным темам

Повторить в игровой форме основной материал изученный в течение учебного года

Игра «Времена года»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...