Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса окружающий мир для 3 классов общеобразовательных учреждений Авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._po_okruzhayushchemu_miru_3_klass_shkola_rossii_timchik_yu.yu_._2013-2014.doc | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 497 Невского района Санкт – Петербурга
193079, Октябрьская набережная, дом 70, корп. 2, литер А, тел 446-17-62
«Принята к использованию» «Согласована»
Протокол № ___ от «___» ______________ 2013 г. заседания МО учителей начальных классов ГБОУ школы № 497 Невского района Председатель МО __________ / Н.В.Алексеева / подпись расшифровка | Заместитель директора ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга ______________________ /Д.В. Кабакова./ подпись расшифровка |
«Утверждаю» Приказ № ___ от «____» ____________ 2013 г. Директор ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга _____________________________ /О.А. Коноплёва./ подпись расшифровка |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для учащихся 3 классов
(на 2013-2014 учебный год)
Составитель:
Тимчик Юлия Юрьевна,
учительначальных классов
первой квалификационной категории
г. Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса окружающий мир для 3 классов общеобразовательных учреждений Авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. |
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. |
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год». 4. Распоряжения Комитета по образованию Правительства СПб от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений СПб, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год» 5. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по окружающему миру 3 класс, Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение. 2011. 6. Учебный план образовательного учреждения ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на 2013/2014 учебный год, принят на заседании педагогического совета № …. от…., утвержденный приказом директора школы № 497 №…. от ….. |
Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Основное её содержание составляют сведения о разнообразии живой и неживой природы, о здоровье, об отраслях экономики и о городах и странах. Построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом руссккого языка (использование речевы средств), технологии и математики (изготовление моделей). Методические особенности изучения предмета: Содержание курса окружающий мир открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения:
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять. |
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение. 2011. УМК состоит из:
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. |
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на изучение окружающего мира в классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Часы на обучение по данному курсу выделены из федерального компонента учебного плана. |
Система контроля по курсу окружающий мир включает проведение 11 – практических работ, 6 повторительно–обобщающих, 6 контрольных уроков, а также – 6 проектов, 2 экскурсии. |
Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения В системе уроков планируются использование следующих типы уроков: Урок изучения нового материала. Урок закрепления знаний. Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки. Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени. Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ. Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5». Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). |
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной работы. |
В результате прохождения программного материала обучающийся должен: знать: - человек — часть природы и общества; - что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы; - основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе; - основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); - группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); - группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы; - взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); - взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); - строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме; - правила гигиены; основы здорового образа жизни; - правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила - -- противопожарной безопасности, основы экологической безопасности; - потребности людей; товары и услуги; - роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета; - некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту). уметь: - распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; - проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; - объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; - выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; - выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; - владеть элементарными приемами чтения карты; - приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц. |
Литература и средства обучения
- Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012.
- Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс./ М.: ВАКО, 2012.
- Плешаков, А. А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова. - М.: Просвещение, 2011
- Плешаков А.А от земли до неба: Атлас определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2010.
- Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 2 класс / Сост.И.Ф.Яценко. М.ВАКО, 2012.
- Электронное приложение к учебнику.
Технические средства обучения.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Магнитная доска
- Персональный компьютер с принтером
- Ксерокс
- Фотокамера
- Мультимедийный проектор.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Географические карты.
- Глобус.
- Лупа
- Компас
- Изображения архитектурных сооружений, исторических памятников
Формы контроля
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | ||
Проекты | Самостоятельные работы/тесты | Контрольные работы | |||
1. | Как устроен мир | 7 | 1 | 1 | 1 |
2. | Эта удивительная природа | 19 | 1 | 2 | 1 |
3. | Мы и наше здоровье | 10 | 1 | 1 | 1 |
4. | Наша безопасность | 8 | 1 | 1 | 1 |
5. | Чему учит экономика | 12 | 1 | 1 | 1 |
6. | Путешествие по городам и странам | 12 | 1 | 1 | 1 |
68 | 6 | 7 | 6 |
Содержание
Тема 1. Как устроен мир (7 часов)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Тема 2. Эта удивительная природа (19 часов)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Тема 3. Мы и наше здоровье (10 часов)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Тема 4. Наша безопасность (8 часов)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Тема 5. Чему учит экономика (12 часов)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Тема 6. Путешествие по городам и странам (12 часов)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 3 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов), УМК Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение. 2011.
№ п/п | Дата проведе-ния | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания. Основные понятия. | Требования к уровню подготовки Знать/уметь: | демонстрационный материал (таблицы, дид.карточки, презентация «ТЕМА»), ЦОРы | Домашнее задание |
Тема 1. Как устроен мир (7 часов) | |||||||
1 (1) | 1н. | Природа. Ценность природы для людей. | Комбинированный урок | Знакомство с учебником. Знакомство с целеполаганием раздела «Как устроен мир». Разнообразие природы. Ценность природы для людей. Микроорганизмы. | - доказывать, пользуясь текстом и иллюстрациями учебника, что природа многообразна; - формулировать цели биологии и изучения её; - классифицировать объекты живой природы на царства; - доказывать, что без природы невозможна жизнь людей; анализировать схему значения природы для человека; - различать опасные и полезные микроорганизмы; - моделировать взаимоотношения между представителями различных царств природы в ходе самостоятельно составленной театральной постановки; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать результаты своей работы на уроке. | Картинки с изображением объектов природы. Предметов рукотворного мира. | Стр.4-6 (учебник), р.т. №4,5 стр.4 |
2 (2) | 1н. | Человек. | Урок изучения нового материала | Сходство и отличие человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. | - находить общность человека и живых существ и отличия его от животных; - анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; - обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека; - оценивать богатство внутреннего мира человека и его поступков; - моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; - работать с терминологическим словарем; - формулировать выводы на поставленные вопросы; - оценивать свои достижения на уроке. - готовиться к выполнению проекта «Богатства, отданные людям». | Карточки с заданиями, памятки | Стр.10-14 (учебник), р.т. стр.7 №4 |
3 (3) | 2н. | Наши проекты: «Богатства, отданные людям». | Презентация проекта | Презентация проекта, оформление стенда о знаменитых земляках. | -определить цель проекта; - распределить обязанности по проекту в группах; - собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью; - подобрать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготовить недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформить стенд; - презентовать проект; - оценить результаты работы. | Портрет Леонардо да Винчи, репродукции картин, рисунки его изобретений | Подготовка проекта |
4 (4) | 2н | Общество. | Урок изучения нового материала | Человек как член общества. Понятие о человечестве и семье как части общества. Народ (этнос). Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Республиканская и монархическая формы правления. Понятие о гражданстве. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - формулировать понятие о человечестве; - характеризовать место человека в мире; - характеризовать семью, народ, государство как части общества; - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; - сопоставлять формы правления в государствах мира; - характеризовать функции государства; - обобщать сведения о России как государстве; - работать с терминологическим словарем; - с помощью дополнительной литературы подготовить сообщение об одном из народов мира; - формулировать выводы по изучаемому материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Карточки с заданиями, политическая карта мира. | Стр.18-23 (учебник). Р.т. №3 стр.8 |
5 (5) | 3н | Что такое экология. | Урок изучения нового матерриала | Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой , её роль в жизни человека и общества. Понятие об окружающей среде. | - сопоставлять вид дневного и ночного неба; - прослеживать на схемах взаимосвязи между живыми существами в природе; - приводить примеры взаимосвязей живого – неживого, растений и животных, человека и природы; - моделировать взаимосвязи живых существ в природе; - описывать окружающую среду для природных объектов; - рассказывать о виде дневного и ночного неба; - работать с терминологическим словарем; - подготовить сообщение с использованием дополнительной литературы на экологическую тему; - формулировать выводы по изученному на уроке; - оценивать свои достижения на уроке. | Рисунки коровы, клевера, кошки, шмеля; ножницы, клей. | Стр.26-28 (учебник), найти книги по экологии, подготовить сообщение по прочитанному, |
6 (6) | 3н | Природа в опасности! Охрана природы. | Комбинированный урок | Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Исчезновение отдельных видов животных. Меры по охране окружающей среды. Заказники, заповедники и национальные парки. | - понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; - сопоставлять положительное и вредное влияние человека на окружающую среду; - обсуждать проблему работы вредных для природы предприятий; - характеризовать заказники, заповедники и национальные парки как особо охраняемые природные территории; - приводить примеры наиболее известных заповедников и национальных парков; - предлагать меры по охране окружающей среды; - моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; - обсуждать, как каждый может помочь природе; - работать с терминологическим словариком; - используя дополнительную литературу, подготовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своем регионе, о природоохранных мероприятиях в своем городе (селе); - участвовать в природоохранной деятельности; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать результаты своих достижений на уроке. | Карточки с заданиями; рисунки. Фотографии цветов. | Стр.29-34 (учебник)р.т. стр.11 №1-3, подготовить сообщение о растениях и животных своего края, занесённых в Красную книгу. |
7 (7) | 4н | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа. | Контрольный урок | Проверка знаний | - понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; - сопоставлять положительное и вредное влияние человека на окружающую среду; - моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать результаты своих достижений на уроке. | Макет журнала из листо формата А4. | Не задано |
Тема 2. Эта удивительная природа (19 часов) | |||||||
8 (1) | 4н | Тема, вещества, частицы. | Комбинированный урок | Знакомство с целеполаганием раздела. Понятие о телах, веществах, частицах (молекулах, атомах). Практическая работа по растворимости веществ. | - характеризовать понятия «тело», «вещество», «частица»; - приводить примеры тел (естественных и искусственных), веществ, частиц; - приводить примеры цветков и соцветий; - различать естественные и искусственные тела; - разграничивать понятия «тела» и «вещества»; - в ходе практической работы по растворимости веществ доказывать их молекулярный состав; - моделировать молекулярный состав веществ; - различать молекулярное строение твердых, жидких и газообразных веществ; - формулировать ответы на итоговые вопросы; - оценивать свои достижения на уроке. | Д. стеклянная, керамическая вазы, ложка, мяч, гвоздь, молоко в стакане; кусочек сахара; пластилиновые шарики. | С.34-37, с. 38* |
9 (2) | 5н | Разнообразие веществ. | Комбинированный урок | Разнообразие веществ. Наиболее распространенные в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Практическая работа по выявлению наличия крахмала в продуктах. Кислотные дожди. | - характеризовать свойства поваренной соли, сахара, кислоты; - в ходе практической работы выявлять наличие крахмала в продуктах питания; - отличать кислоты от других веществ, различать сахар и соль по вкусу; - описывать изучаемые вещества по плану; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Карточки с заданиями, портрет М.В.ломоносова. раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко; соль, сахар и крахмал. | С. 39-43, задание №2, с. 43* |
10 (3) | 5н | Воздух и его охрана. | Комбинированный урок | Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Определение свойств воздуха в ходе практической работы. Охрана чистоты воздуха. | - исследовать и характеризовать свойства воздуха в ходе практической работы; - формулировать выводы из учебного эксперимента; - предлагать меры по охране чистоты воздуха; - работать с терминологическим словариком; - интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Д.»Состав и свойства воздуха» | С. 44-48 |
11 (4) | 6н | Вода. | Комбинированный урок | Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Выявление свойств воды в ходе практической работы. | - исследовать и характеризовать свойства воды в ходе практической работы; - формулировать выводы из учебного эксперимента; - моделировать в виде схемы увеличение расстояний между молекулами воды при нагревании и уменьшение – при охлаждении; - для подтверждения тезиса о важности воды для жизнедеятельности организма наблюдать, сколько жидкости выпивает в день каждый из членов семьи; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Д «Свойства воды» | С. 49-52,задание №2, с. 52* |
12 (5) | 6н | Превращения и круговорот воды. | Комбинированный урок | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | - наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадение дождя; - моделировать кругооборот воды в природе; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Карточки с заданием; Д | Стр.55-58, р.т.: №5 стр.25 |
13 (6) | 7н | Берегите воду. | Комбинированный урок | Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию. | - моделировать в виде схемы источники загрязнения воды; - обсуждать меры по экономии воды; - интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Распечатки таблицы; пластилин. | Стр.59-63 |
14 (7) | 7н | Что такое почва? | Урок изучения нового материала | Почва как верхний плодородный слой земли. Исследование состава почвы в ходе практической работы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - исследовать свойства почвы в ходе учебного эксперимента; - обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в структуре почвы; - описывать одну из птиц по плану; - моделировать взаимосвязь растений и почвы; - обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»; - выявлять роль дождевых червей в структурировании почвы; - характеризовать процессы образования и разрушения почвы; - на основе материала учебника о деятельности В.В.Докучаева характеризовать меры по охране почвы от разрушения; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | Стр.64-66 | |
15 (8) | 8н | Разнообразие растений. | Комбинированный урок | Ботаника как наука. Классификация растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать предложенный список растений по группам; - определять с помощью атласа-определителя 2-3 растения в классе; - рассказывать о разнообразии растений; - используя атлас-определитель, подготавливать сообщения об одном из видов растения любой группы; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Карточки с заданиями, таблица | Стр.69-73 |
16 (9) | 8н | Солнце, растения и мы с вами. | Урок изучения нового материала | Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; - моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; - выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; - доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | Распечатки таблиц, карточки с названиями растений. | Стр.74-77 |
17 (10 | 9н | Размножение и развитие растений. | Урок изучения нового материала | Опыление как способ размножения растений. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность плодов растений к разным способам их распространения. Стадии развития растений из семян. | - характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения; - наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; - выявлять роль животных в размножении и развитии растений; - характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Пластилин | Стр.78-81 |
18 (11) | 9н | Охрана растений. | Урок – самостоятельная работа | Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; - оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Карточки сзаданиями. Распечатки таблиц | Стр.82-85 |
19 (12) | 10н | Разнообразие животных. | Урок изучения нового материала | Зоология как наука о животных. Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; -приводить примеры животных разных групп; - с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определенной группе; - работать с электронным приложением к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Карточки с заданием. Распечатки таблиц | Стр.87-92 |
20 (13) | 10н | Кто что ест? | Урок изучения нового материала | Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать и приводить примеры животных по типу питания; - анализировать схемы цепей питания; - охарактеризовать растения и животных по средствам защиты от нападения врагов; - обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке; - готовиться к выполнению проекта «Разнообразие природы родного края» (изучить инструкцию). | Карточки с заданием. Распечатки таблиц | Стр.94-97 |
21 (14) | 11н | Презентация проекта «Разнообразие природы родного края». | Презентация проекта | Презентовать результаты выполнения проекта с демонстрацией иллюстраций (открыток, слайдов). Составить «Книгу природы родного края». | - изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта; - определить цель и этапы работы; - распределить обязанности; - подбирать открытки, делать слайды; - презентовать «Книгу природы родного края». | Карта родного края | Подготовка проекта |
22 (15) | 11н | Размножение и развитие животных. | Урок изучения нового материала | Размножение и развитие животных разных групп. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать животных разных групп по способу размножения; - моделировать стадии размножения животных разных групп; - рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Стр.100-105. | |
23 (16) | 12н | Охрана животных. | Урок – самостоятельная работа | Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; - с помощью атласа-определителя определять животных, занесенных в Красную книгу России; - обсуждать меры по охране животных; - формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; - с помощью дополнительной литературы подготовить сообщение о животных, занесенных в Красную книгу, которые не изучались ранее; - подготовить сообщение о Московском зоопарке; - создать книжку-малышку «Береги животных»; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Распечатки таблиц, текстов, рисунки и фотографии животных. | Стр.106-111 |
24 (17) | 12н | В царстве грибов. | Комбинированный урок | Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Симбиоз грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы, их различение. Правила сбора грибов. Лишайники. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать строение шляпочных грибов; - с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; - моделировать различие грибов-двойников; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Презентация «Грибы» | Стр.112-116 |
25 (18) | 13н | Великий круговорот жизни | Комбинированный урок | Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки ее потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители; - обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе; - моделировать круговорот веществ в природе; - рассказывать о круговороте веществ на Земле; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Фильм «Король Лев», «Как дед великое равновесие нарушид\л» | Стр.118-120 |
26 (19) | 13н | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | Контрольный урок | Контоль и учёт знаний | - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Не задано | |
Тема 3. Мы и наше здоровье (10 часов) | |||||||
27 (1) | 14н | Организм человека. | Урок изучения нового материала | Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать системы органов человека (их части и назначение); - обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; - анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника; - работать с терминологическим словариком; - - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Таблица «Внутренние органы человека» | Стр.122-124 |
28 (2) | 14н | Органы чувств. | Урок – самостоятельная работа | Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно изучить материал темы и подготовить рассказы по данному плану (работа в группе); - опознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; - формулировать правила гигиены органов чувств; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Распечатки текстов про органы | Стр.126-129 |
29 (3) | 15н | Надежная защита организма. | Комбинированный урок | Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обморожения). | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - изучить в ходе практической работы свойства кожи; - характеризовать средства гигиены и ухода за кожей по их назначению; - характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; - подготовить рассказ об уходе за кожей; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Стр.130-133 | |
30 (4) | 15н | Опора тела и движение. | Комбинированный урок | Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранение правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать роль скелета и мышц для опоры тела и движения; - характеризовать роль правильной осанки для здоровья организма; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Стр.134-137 | |
31 (5) | 16н | Наше питание. | Комбинированный урок | Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Количество питательных веществ в различных продуктах (практическая работа). Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать наличие питательных веществ в продуктах питания; - моделировать строение пищеварительного тракта; - моделировать схему движения пищи по пищеварительному тракту, характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания; - обсуждать правила рационального питания; - составлять меню здорового питания; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке; - готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров». | Упаковки от различных продуктов | Стр.138-141 |
32 (6) | 16н | Наши проекты «Школа кулинаров» | Презентация проекта | Презентовать результаты выполнения проекта с демонстрацией иллюстраций (открыток, слай | - изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта; - определить цель и этапы работы; - распределить обязанности; - подбирать открытки, делать слайды; - презентовать проект | Картинки (яйца, молоко, рыба, мясо, овощи), упаковки продуктов, респечатки с перечнем пищевых добавок. | Подготовка проекта |
33 (7) | 17н | Дыхание и кровообращение. | Урок изучения нового материала | Дыхательная система: ее строение и функционирование, кровеносная система, ее строение и функционирование. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота (практическая работа). | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме; - моделировать строение дыхательной системы; - характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; - моделировать строение кровеносной системы; - обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем; - учиться находить пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту в ходе практической работы; - работать с терминологическим словариком; - определять пульс у членов своей семьи; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Таблица «органы пищеварения» | Стр.144-146 |
34 (8) | 17н | Умей предупреждать болезни. | Комбинированный урок | Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать факторы закаливания; - формулировать правила закаливания; - составлять памятку по закаливанию; - составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | «песенки о зарядке» | Стр.147-149 |
35 (9) | 18н | Здоровый образ жизни. | Комбинированный урок | Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; - обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать; - работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Стр.150-153 | |
36 (10) | 18н | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа. | Контрольный урок | Повторение и обобщение знаний по изученным разделам. Выработка учебных компетенций. Формирование адекватной самооценки. | - выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность - неправильность предложенных ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | Макет журнала формат А4 | Не задано |
Тема 4. Наша безопасность (8 часов) | |||||||
37 (1) | 19н | Огонь, вода и газ. | Изучение нового материала | Знакомство с целеполаганием раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; - моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; - называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; - работать с терминологическим словариком; - анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Карточки с номерами телефонов | Стр.4-7 |
38 (2) | 19н | Чтобы путь был счастливым. | Комбинированный урок | Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте. | - готовить (в группах) сообщения по самостоятельно подготовленному правилу поведения на улице и в транспорте; - формулировать правила безопасного поведения; - обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; - выполнять тесты с выбором ответа о правильном – неправильном поведении на улице и в транспорте; - моделировать свои действия в ходе ролевой игры; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Стр.8-13 | |
39 (3) | 20н | Дорожные знаки. | Комбинированный урок | Дорожные знаки. Знаки разрешающие, запрещающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | - анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; - выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков; - моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Презентация «Дорожные знаки» | Стр.14-17 |
40 (4) | 20н | Наши проекты: «Кто нас защищает» | Презентация проекта | Презентовать результаты выполнения проекта с демонстрацией иллюстраций (открыток, слай | - изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта; - определить цель и этапы работы; - распределить обязанности; - подбирать открытки, делать слайды; - презентовать проект | Дорожные знаки | Подготовка проекта |
41 (5) | 21н | Опасные места. | Комбинированный урок | Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, подоконнике, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т.д. | - обсуждать потенциальные опасности дома и вне его; - моделировать опасные места в своем дворе в виде схемы; - составлять памятку по избеганию опасности; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Картинки с изображением балкона и подоконника | Стр.20-24 |
42 (6) | 21н | Природа и наша безопасность. | Комбинированный урок | Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать опасности природного характера; - находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах; - характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; - отличать гадюку от ужа; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Памятки | Стр.25-30 |
43 (7) | 22н | Экологическая безопасность. | Комбинированный урок | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать по схеме цепь загрязнения; - приводить примеры цепей загрязнения; - моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; - обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; - в ходе практической работы наблюдать за состоянием воды при ее очистке бытовым фильтром; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Рисунки для моделирования. | Стр.31-36 |
44 (8) | 22н | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа. | Контрольный урок | Контоль и учёт знаний | - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Не задано | |
Тема 5. Чему учит экономика (12 часов) | |||||||
45 (1) | 23н | Для чего нужна экономика. | Урок изучения нового материала | Понятия о потребностях, товаре, услугах. | - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить; - раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; - приводить примеры товаров и услуг; - формулировать роль труда в создании товаров и услуг; - разграничивать товары и услуги; - работать с терминологическим словариком; - прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Стр.38-41 | |
46 (2) | 23н | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Комбинированный урок | Использование природных ресурсов в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике; - приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; - прослеживать взаимосвязь туда людей разных профессий при производстве товаров; - раскрывать роль науки в экономическом развитии; - подчеркивать роль профессий родителей в экономике; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы о том, что одеваться необходимо в зависимости от погодных условий и назначения одежды; - оценивать свои достижения на уроке. | карточки с заданием | Стр.42-45 |
47 (3) | 24н | Полезные ископаемые. | Комбинированный урок | Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, Способы добычи и охрана полезных ископаемых. | - определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; - выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; - характеризовать особенности предприятий горнодобывающей промышленности (шахты, карьеры, нефтяные вышки); - с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Образцы полезных ископаемых | Стр.46-50 |
48 (4) | 24н | Растениеводство. | Комбинированный урок | Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов. | - в ходе практической работы исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; - обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; - различать и классифицировать зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы; - определять с помощью атласа-определителя культурные растения; - характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов; - выявлять связь растениеводства и промышленности; - работать с терминологическим словариком; - исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Карточки с заданием, презентация «Растения» | Стр.51-54 |
49 (5) | 25н | Животноводство. | Комбинированный урок | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных. Роль их в экономике. Труд животноводов. | - классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; - характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных для экономики и труд животноводов; - выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; - работать с терминологическим словариком; - исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Карточки с заданием, презентация «Животные» | Стр.56-59 |
50 (6) | 25н | Какая бывает промышленность. | Урок изучения нового материала | Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая промышленность. Роль промышленности в экономике. | - характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; - соотносить продукцию и отрасли промышленности; - выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; - характеризовать труд работников отраслей промышленности; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Картинки-отгадки | Стр.60-63 |
51 (7) | 26н | Наши проекты «Экономика родного края» | Презентация проекта | Презентовать результаты выполнения проекта с демонстрацией иллюстраций (открыток, слай | - изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта; - определить цель и этапы работы; - распределить обязанности; - подбирать открытки, делать слайды; - презентовать проект | Подготовка проекта | |
52 (8) | 26н | Что такое деньги? | Урок изучения нового материала | Развитие товарно-денежных отношений (бартер, купля – продажа). Деньги как эквивалент товара. Роль денег в процессе купли – продажи. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Способы защиты банкнот от подделки. Денежные единицы различных стран. Зарплата и денежные сбережения. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать товарно-денежные отношения (бартер и купля – продажа); - обсуждать, от чего зависит цена товара; - характеризовать роль денег в товарно-денежных отношениях; - моделировать ситуации бартера и купли-продажи; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | монеты | Стр. 67-70 |
53 (9) | 27н | Государственный бюджет. | Урок изучения нового материала | Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Основные статьи расходов государства. Источники доходов. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; - определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; - выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; - моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Макет сумки | Стр.71-74 |
54 (10) | 27н | Семейный бюджет. | Комбинированный урок | Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; - выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; - определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; - обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными; - моделировать семейный бюджет; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Распечатки таблицы | Стр.75-78 |
55 (11) | 28н | Экономика и экология. | Комбинированный урок | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. | - характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду и меры по его нейтрализации; - раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; - обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; - приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; - моделировать экологические прогнозы; - работать с терминологическим словариком; - выяснять из дополнительной литературы, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Презентация «Экологические катастрофы» | Стр.79-84 |
56 (12) | 28н | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика?». Проверочная работа. | Контрольный урок | Контроль и учёт знаний | - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Не задано | |
Тема 6. Путешествие по городам и странам (12 часов) | |||||||
57-59 (1-3) | 29н,30н | Путешествие по Золотому кольцу. | Урок изучения нового материала | Золотое кольцо России – популярный туристический маршрут. Города, входящие в Золотое кольцо (Сергиев – Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир), их достопримечательности. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - прослеживать туристический маршрут по карте в учебнике и настенной карте России; - рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; - опознавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; - составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; - моделировать маршрут Золотого кольца или достопримечательностей; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - с помощью Интернета подготовить сообщение о любом городе Золотого кольца; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке; - готовиться к выполнению проекта «Музей путешествий». | Электронное приложение к учебнику; карта России. | Стр.86-96 |
60 (4) | 30н | Наши проекты «Музей путешествий» | Презентация проекта | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | - собрать фотографии, открытки, значки, сделать этикетки, кем, когда и где собран материал; - выделить полки в классном шкафу (на стеллаже в классе, в школьном музее, в рекреации под экспонаты, разместить их; - подготовить сообщения (экскурсии по музею); - презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | Подготовить проект | |
61 (5) | 31н | Наши ближайшие соседи. | Урок изучения нового материала | Государства, граничащие с Россией, их столицы. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; - обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - с помощью дополнительной литературы подготовить сообщения о странах, граничащих с Россией; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Политическая карта Еразии | Стр.100-105 |
62 (6) | 31н | На севере Европы. | Урок – самостоятельная работа | Скандинавские страны, их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. Исландия. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно по группам изучить материал учебника о Скандинавских странах (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны на политической карте Европы и её столицы; - выступить одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений; - работать с терминологическим словариком; - соотносить флаги стран с их принадлежностью государству; - опознавать по фотографиям достопримечательности Скандинавии; её замечательных людей; - составлять вопросы к викторине по скандинавским странам; - в дополнительной литературе, Интернете найти 1-2 интересных факта о любой из Скандинавских стран; - в магазинах города выяснить, какие товары поступают из Скандинавии; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | Распечатки таблицы, физическая и политическая карта Европы. | Стр.108-117 |
63 (7) | 32н | Что такое Бенилюкс? | Урок изучения нового материала | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности, великие люди. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно по учебнику изучить в группах материал о странах Бенилюкса (по одной стране на группу), подготовить сообщения, презентовать их с работой по карте; - соотносить изучаемые страны с их столицами и достопримечательностями; - составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; - описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; - выполнять задания электронного приложения к учебнику; - используя дополнительную литературу, найти несколько интересных фактов по изучаемым странам; - в магазинах выяснить, какие товары поступают из Бельгии, Голландии и Люксембурга; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | Политическая карта Европы презентация «Страны Бенелюкса» | Стр.118-124 |
64 (8) | 32н | В центре Европы. | Урок изучения нового материала | Страны Центральной Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно по группам изучить материал о Германии, Австрии и Швейцарии (по одной стране на группу), используя информацию учебника, подготовить сообщение и выступить с ним, показывая страну и ее города на настенной карте; - соотносить достопримечательности и страну, где они находятся; - опознавать достопримечательности по фотографиям; - выполнять задания по электронному приложению к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - моделировать достопримечательности из пластилина; - в магазинах выяснить, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Политическая карта Европы | Стр.125-131 |
65 (9) | 33н | По Франции и Великобритании. | Урок изучения нового материала | Франция, Великобритания их местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, великие люди. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно изучать информацию учебника и выступать с сообщениями; - описывать достопримечательности Франции и Великобритании по фотографиям; - составлять вопросы для викторины; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Франции; - в магазине выяснить, какие товары поступают из Франции; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Электронное приложение | Стр.132-141 |
66 (10) | 33н | На юге Европы. | Комбинированный урок | Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно по учебнику изучить в группах материал о Греции и Италии (по одной стране на группу), подготовить сообщения, презентовать их с работой по карте; - соотносить изучаемые страны с их столицами и достопримечательностями; - составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; - описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; - выполнять задания электронного приложения к учебнику; - используя дополнительную литературу, найти несколько интересных фактов по изучаемым странам; - в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | Политическая карта европы | Стр.142-148 |
67 (11) | 34н | По знаменитым местам | Комбинированный урок | Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; - обсуждать цели международного туризма; - работать с картой; - соотносить фотографии памятников с той страной, где они находятся; - работать с терминологическим словариком; - находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Политическая карта мира | Стр.149-153 |
67 (12) | 34н | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная рабрта. | Контрольный урок | Презентовать результаты выполнения проекта с демонстрацией иллюстраций (открыток, слайдов). Повторение и обобщение знаний по изученным разделам. Выработка учебных компетенций. Формирование адекватной самооценки. | - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. - выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность - неправильность предложенных ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...
Комментарии
Юлия Юрьевна, большое спасибо
Юлия Юрьевна, большое спасибо за Вашу работу! Вы большая молодец!