|
Этапы работы |
Содержание этапа
|
1. | Организационный момент. 2 мин. Деятельность учителя: проверка готовности обучающихся, организация положительной мотивации. Цель: активизация внимания учащихся.
Деятельность учащихся: выполнение психологической минутки. Цель: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность, развивать умения работать в команде, сотрудничая с учителем и товарищами.
| Сегодня у нас необычный урок. Мы узнали много нового, интересного и удивительного о мире природы. Мы будем работать по группам. Класс разделён на 2 команды, чтобы узнать название команд отгадайте загадки. Название команд «Водичка» и «Ветерок» (2-3 слайд).
Он бескрылый, а летает, Я и тучка, и туман, Безголосый, а свистит, Я - река и океан, Хоть безрукий, но бывает, Я летаю и бегу, Груши с веток обрывает- И стеклянной быть могу. Так порою он сердит. (вода) Только что он был везде, Миг - и нет его нигде! Что это? (ветер) |
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу. 7 мин. Деятельность учителя: организует опрос учащихся по группам. Цель: проверка правильности, полноты и осознанности выполнения домашнего задания. Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя, соперников, выступают с монологическими высказываниями. Взаимопроверка: - полно; - последовательно; - правильно. Цель: развивать мыслительную деятельность учащихся. Создавать условия для развития речи учащихся, формирования умения высказывать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию. | Команда «Водичка» перечисляет свойства воды, команда «Ветерок» - свойства воздуха. Каждая команда наблюдает за соперником, исправляет и дополняет (4-5 слайд). Перекрёстный опрос. Каждая команда задаёт друг другу вопросы по изученным темам. Предполагаемые вопросы: -Что такое ветер? -Какие грозные ветры вы знаете? -Что такое гейзер? -Что такое айсберг? Затем команды по очереди находят соответствие названий явлений природы и их действия (6 слайд).
Вихрь | Атмосферное явление - бурное ненастье с громом и молнией | Шторм | Порывистое круговое движение ветра | Гроза | Снежная буря | Гром | Ветер разрушительной силы | Вьюга | Сильная буря на море | Ураган | Безветрие | Штиль | Грохот, сопровождающийся молнией во время грозы |
|
3. | Актуализация новых знаний. Целеполагание. 5 мин. Деятельность учителя: элементы исследовательской деятельности. Проведение эксперимента. Цель: сформировать у учащихся представление о круговороте воды как важнейшем явлении в природе, расширить знания учащихся о процессах, происходящих с водой. Деятельность учащихся: участие в диалоге, анализируют и обобщают данные эксперимента, формулируют тему урока, цели и задачи. Цель: развивать наблюдательность, внимание, учить выявлять причинно-следственные связи и закономерности явлений природы.
| Как вы думаете, для чего мы так подробно повторяли сегодня тему «вода» и «ветер»? (они связаны с темой нашего урока). Предположите, о чём может пойти речь на уроке? Проведение эксперимента. - Что это за тело? (ледяной кубик) - Какое вещество? (вода) - В каком состоянии? (твёрдом) - Что надо сделать, чтобы вода стала в жидком состоянии? (нагреть) - Какой процесс происходит? (таяние, превращение из твёрдого состояния в жидкое) - Продолжим нагревать воду. Что произойдёт? (при 100 градусах процесс кипения, и вода начнёт превращаться в водяной пар). - Поставим над поднимающимся паром холодное стекло. Что произойдёт? (начнётся процесс конденсации – остывания воды и превращение в жидкое состояние) - Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит? Предполагаемый вывод: - Также происходит и в природе, но только за более длительный период времени. - Говорят вода «вечная путешественница». Как называется этот процесс путешествия воды в природе? (Круговорот воды в природе) Тема урока: «Круговорот воды в природе» (7 слайд) |
4. | Первичное закрепление учебного материала. 8 мин. Деятельность учителя: организует взаимопроверку полученных знаний с помощью видеотеста. Деятельность учащихся: создают схему модели круговорота воды в природе, дают анализ работе друг друга. Цель: уметь представлять полученные знания в модели. Задачи: уметь аргументировать свою точку зрения, уважая мнение других учащихся. Метод: практический. | Работа в группах. На столах конверты с объектами круговорота воды в природе и стрелки. Составьте схему круговорота воды в природе и объясните происходящий процесс. После взаимопроверки обратитесь к слайду №8. |
5. | Рефлексия. 2 мин. Цель: снять напряжение после продуктивной работы. | Закрыть глаза. Послушать шум воды, представить солнечный берег, горячий песок и прохладные воды бескрайнего океана. Под мелодичную музыку открыть глаза и руками сделать движение, символизирующее бесконечность.
|
6. | Систематизация и обобщение полученных знаний. 10 мин. Деятельность учителя: предлагает продолжить работу по материалу урока, побуждает обратить внимание на проблемы загрязнения воды и способы их решения. Цель: уметь видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, развивая внутреннюю экологическую культуру. Деятельность учащихся: выступают с монологическими высказываниями, вырабатывают правила экономного потребления водных ресурсов и формулируют меры борьбы с их загрязнением. Цель: показать неизбежность экологической катастрофы, вследствие расточительного отношения к воде. Задачи: формировать умение анализировать, обобщать; работать с текстом учебника и дополнительной литературой; работать в группах. Методы: практический, частично-поисковый, словесный, репродуктивный.
| Ребята, как вы думаете, много воды на земле? Если посмотрим на глобус, то на нём много синего цвета.3/4 земного шара покрыто водой. А почему мы тогда стали говорить, что 100 лет назад нам хватало воды, а сейчас нас призывают экономить воду? Ставим счётчики воды. Сейчас растёт население, строят города, люди всё больше и больше потребляют воды. Но мы сказали, что эта вода никуда не исчезает. Только берут все чистую ,а возвращают… А где вода, там и жизнь! Выступление детей по темам: - «Что такое кислотные дожди, и какой вред они приносят?» -«Откуда берётся грязная вода?» Работа по учебнику стр.38-39 и дополнительная литература. (9-11 слайд)
|
7. | Задание на дом. 2 мин. Деятельность учителя: проконтролировать правильную и полную запись домашнего задания в дневник. Цель: закрепить знания учащихся по изученной теме. Деятельность ученика: аккуратно записать домашнее задание в дневник, понять, как правильно его выполнить. Цель: при подготовке домашнего задания проявить свои творческие способности. Осознать свою роль в сбережении водных ресурсов Земли. | Учебник стр.38-39 прочитать, ответить на вопросы, выполнить задание в тетради. Подготовить ответ на вопрос: «Какой вклад вы можете внести для борьбы с загрязнением вод?» (12 слайд)
|
8. | Подведение итогов. 4 мин. Деятельность учителя: проанализировать и оценить работу учащихся, прокомментировать отметки. Цель: обсудить конечный результат урока, подвести итоги проделанной работы. Деятельность учащихся: показать знания круговорота воды в природе; умение видеть и понимать окружающий мир и бережно относиться к нему. Составление рейтинга успешной деятельности на уроке по презентации (13 слайд) и самооценка каждого ученика (работа с цветными кружками). | У каждого ученика на столе кружки трёх цветов для самооценки своей деятельности на уроке. (13 слайд) - рейтинг урока. |