Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс "Школа России" по ФГОС.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая учебная программа по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir2.doc | 49.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1473 им. Г.А. ТАРАНА
Принято Принято на заседании МО на педагогическом совете Протокол № 1 Протокол № 1 25 августа 2011 года 29 августа 2011 года
"Согласовано" "Утверждаю" Зам. директора по УВР Директор ГБОУ ЦО № 1473 __________ Е.А.Пудовкина ___________ С.Г. Савельев 27 августа 2012 года 30 августа 2012 года
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Образовательная область: Естествознание Название предмета: Окружающий мир, ОБЖ Класс 2 В (параллель) Учитель: Горшкова Лидия Владимировна
Количество часов: 1 триместр 20 2 триместр 21 3 триместр 22
всего 63 в неделю 2
Плановых контрольных работ - 5
ПРОГРАММА составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта
Москва 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Изучение окружающего мира во 2 классе направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
- овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
- систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
- освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
- знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
- существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе.
Раздел «Человек и природа».
Второклассник научится:
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
- использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Второклассник получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество».
Второклассник научится:
- различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
· Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
· Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
· Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
· Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
· Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Выразительно читать и пересказывать текст.
· Вступать в беседу на уроке и в жизни.
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
· связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
· наблюдать за погодой и описывать её;
· уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
· пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
· различать изученные группы растений и животных;
· приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
· оценивать правильность поведения людей в природе;
· уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Тематическое планирование составлено в соответствии с первым (исходным) вариантом Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе Концепции стандарта второго поколения.
Базовый вариант тематического планирования не только обеспечивает достаточную для продолжения образования предметную подготовку, но и расширяет представления обучающихся об отношениях и закономерностях окружающего мира.
Содержание программы
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Экскурсии:
Что нас окружает?
Живая и неживая природа.
Осенние изменения в природе.
Зимние изменения в природе.
Знакомство с достопримечательностями родного города.
Весенние изменения в природе.
Формы земной поверхности родного края.
Водоемы родного края.
Практические работы:
Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
Знакомство с горными породами и минералами.
Свойства воды.
Распознавание деревьев, кустарников и трав.
Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
Приемы ухода за комнатными растениями.
Отработка правил перехода улицы.
Отработка основных правил этикета.
Определение сторон горизонта по компасу.
Основные приемы чтения карты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (63 ч)
№п/п | Дата проведения | Тема | Примечание |
1 триместр (20 ч.) | |||
«Где мы живём?» | |||
1. | 03.09. | Родная страна | Тест: «Государственные символы России» |
2. | 06.09. | Город и село. Проект «Родной город» | |
3. | 10.09. | Природа и рукотворный мир. | Тест: «Объекты природы и рукотворные объекты» |
4. | 13.09. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | Проверочная работа |
«Природа» | |||
5. | 17.09. | Неживая и живая природа | Кроссворд |
6. | 20.09 | Явления природы. Как измеряют температуру? | Викторина Практическая работа |
7. | 24.09. | Что такое погода? | Викторина |
8. | 27.09 | В гости к осени.Экскурсия. | |
9. | 01.10. | Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелётные птицы. | |
10. | 04.10. | Звёздное небо. | |
11. | 16.10. | Заглянем в кладовые Земли. | Практическая работа |
12. | 19.10. | Про воздух… | |
13. | 23.10. | …и про воду. Вода в жизни человека | |
14. | 26.10. | Какие бывают растения. | Викторина «Какие бывают растения?» Практическая работа |
15. | 30.10. | Какие бывают животные? | Тест: «Группы животных» |
16. | 2.11. | Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. | |
17. | 6.11. | Дикорастущие и культурные растения | Практическая работа |
18. | 9.11. | Дикие и домашние животные | Игра «Кто больше даст правильных ответов?» |
19. | 13.11. | Комнатные растения | Практическая работа |
20. | 16.11. | Животные живого уголка | |
2 триместр (21 ч.) | |||
21. | 27.11. | Про кошек и собак | Рассказ о домашнем питомце по плану |
22. | 30.11. | Красная книга | Игра «Кто быстрее назовёт слово?» |
23. | 4.12. | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | |
24. | 7.12. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | Проверочная работа |
«Жизнь города и села» | |||
25. | 11.12. | Что такое экономика? | Тест: «Элементы экономики» |
26. | 14.12. | Из чего что сделано? | Игра «Из чего это сделано?» |
27. | 18.12. | Как построить дом? | Игра «Мы построим новый дом» |
28. | 21.12. | Какой бывает транспорт? | Работа по карточкам |
29. | 25.12. | Культура и образование | |
30. | 28.12. | Все профессии важны | |
31. | 11.01. | В гости к зиме. Экскурсия. | |
32. | 15.01. | В гости к зиме | Мини-сочинение по теме: «Зима» |
33. | 18.01. | Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | Проверочная работа |
34. | 22.01. | Презентации проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | |
«Здоровье и безопасность» | |||
35. | 25.01. | Строение тела человека | |
36. | 29.01. | Если хочешь быть здоров | |
37. | 1.02. | Берегись автомобиля! | Практическая работа |
38. | 5.02. | Школа пешехода | Игра «Доскажи словечко» |
39. | 8.02. | Домашние опасности | |
40. | 12.02. | Пожар | |
41. | 15.02. | На воде и в лесу | Тест: «Поведение в лесу и на воде» |
3 триместр(22 ч.) | |||
42. | 26.02. | Опасные незнакомцы. | |
43. | 1.03. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | Проверочная работа |
«Общение» | |||
44. | 5.03. | Наша дружная семья | Тест: «Вежливые слова» |
45. | 12.03. | Проект «Родословная» | |
46. | 15.03. | В школе | Игра «Доскажи словечко» |
47. | 19.03. | Правила вежливости | Практичекая работа |
48. | 22.03. | Ты и твои друзья. | Тест: «Правила этикета» |
49. | 26.03. | Мы – зрители и пассажиры | Тест: «Мы – зрители и пассажиры» |
50. | 29.03. | Оценим себя и свои достижения. | Проверочная работа |
«Путешествия» | |||
51. | 2.04. | Посмотри вокруг… | Тест: «Стороны горизонта» |
52. | 5.04. | Ориентирование на местности | Практическая работа |
53. | 16.04. | Ориентирование на местности | Работа по карточкам. |
54. | 19.04. | Формы земной поверхности | Игра «Угадай-ка» |
55. | 23.04. | Водные богатства. | Тест: «Части реки» |
56. | 26.04. | В гости к весне. Экскурсия | |
57. | 30.04. | В гости к весне. | Рассказ о весне по вопросам |
58. | 7.05. | Россия на карте. | Практическая работа |
59. | 14.05. | Проект «Города России» Путешествие по Москве | |
60. | 17.05. | Московский Кремль Город на Неве. | |
61. | 21.05. | Путешествие по материкам. Путешествие по планете | Тест: «Достопримечательности Кремля» |
62. | 24.05. | Страны мира. Проект «Страны мира». Впереди лето. | Работа по карточкам |
63. | 28.05. | Проверим себя и оценим свои достижения. По разделу «Путешествия» Презентации проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | Тест: «Материки и океаны» |
Программно-методическое обеспечение учебного плана
на 2012-2013 учебный год
Учебный план по предмету | Учебно-методический комплект | |
для учащихся (автор, название, выходные данные) | для учителя (автор, название, выходные данные) | |
2 ч/нед. | Окружающий мир. 2 класс. Учебник. В 2-х частях. Плешаков А.А. Издательство: Просвещение Серия: Школа России дата выпуска: 2011 г. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях. Плешаков А.А. Издательство: Просвещение Серия: Школа России дата выпуска: 2011 г. | Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова Максимова Т.Н. Издательство: Вако Серия: В помощь школьному учителю Дата выпуска: 2011 г. Окружающий мир. 1-4 классы. Рабочие программы. А.А. Плешаков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ технология 1 класс Н.А.Цирулик ФГОС
технология 1 класс Н.А.Цирулик ФГОС...
Календарно-тематическое планирование окружающий мир 3 класс ФГОС Н.Ф.Виноградова
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира 3 класс по системе учебников "Начальная школа ХХ1 века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой интегративно с литератруным чтением Л.А.Ефросининой...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир, 2 класс. ФГОС
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе:Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом ...
Календарно- тематическое планирование "Окружающий мир" 3 класс ФГОС
Календарно- тематическое планирование "Изобразительное искусство" 3 классМБОУ Стодолищенская СШ Лубова Г.А....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...