Календарно-тематическое планирование окружающий мир 3 класс ФГОС Н.Ф.Виноградова
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира 3 класс по системе учебников "Начальная школа ХХ1 века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой интегративно с литератруным чтением Л.А.Ефросининой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchii_mir_integrativno_s_lit.cht_.odt | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по окружающему миру
интегративно с литературным чтением (22 часа)
3 класс
2013-14 учебный год
2 часа в неделю — 68 часов за год
Пояснительная записка
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Особое значение изучения образовательной области «Окружающий мир» состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Поэтому в 2013-14 учебном году, в свете реализации учебного плана, окружающий мир интегрируется с литературным чтением, в количестве 22 часов. «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок;
- получает начальные навыки экологической культуры;
-подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей,
- осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
В программе представлены следующие содержательные линии:
- человек как биологическое существо;
- человек и другие люди;
- человек и мир природы;
- человек и общество;
- история родной страны.
Интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности; основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний является рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.
В методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану образовательного учреждения.
Изучение предмета «Окружающий мир» требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (на пришкольном участке, в парке, музее, спортивном зале и пр.).
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их – оживить знания школьника, которые он получил не только на данном уроке, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Формой итоговой проверки знаний учащихся является тестирование.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Виноградова. Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века);
Виноградова. Н. Ф, Калинова Г.С. Окружающий мир: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. – 48 с.: ил.- (Начальная школа XXI века);
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2012. – 365 с.: ил. - (Начальная школа XXI века).
Н.Ф.Виноградова Окружающий мир; Прошграмма: 1-4 классы — М. Вентана-Граф 2012 — 190 с
Окружающий мир: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания/О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен». – 48 с.
CD Окружающий мир. Интерактивные карты для начальной школы + 1С: конструктор интерактивных карт, фирма «1С», 2010.
CD Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире.: наглядное пособие по естествознанию для младших школьников, - М. изд. «Новый диск», 2010.
CD Основы безопасности жизнедеятельности. Образовательная коллекция / Учебник TeachPro для учащихся начальной школы, фирма «1С», 2010.
CD и DVD Безопасность на улицах и дорогах. Учебно-методическое пособие для начальной школы, - студия «Премьер-УчФильм», 2010.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ (68 ч)
Земля — наш общий дом (7ч),
Где ты живешь. Историческое время.
Солнечная система. Условия жизни на Земле.
Человек изучает Землю (4ч)
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Царства природы. Бактерии (1ч). Грибы (2ч). Растения. (14ч) Животные (10ч) — итого 27ч
Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы.; растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений. Растения и человек. Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные.
Наша Родина от Руси до России (11ч)
Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Название русского государства в разные исторические времена.
Как люди жили в старину ( 12ч)
Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины.
Как трудились в старину ( 7ч)
Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растения ми и гербарными экземплярами.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
называть (приводить примеры):
-тела живой и неживой природы;
-планеты Солнечной системы (2-3);
-свойства воздуха, воды;
-состав почвы;
-древние города и их достопримечательности;
-имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
-причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
различать (соотносить):
-год, век, арабские и римские цифры;
-названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
-растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
-животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
-приспособления животных к среде обитания;
-особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
-понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
-объяснять необходимость бережного отношения чело века к окружающей среде;
характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
-характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
-характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
-рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
-сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
-работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
-высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Проведение по плану | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Характеристика деятельности учащихся УУД | ||||||||
1 четверть — 9 недель — 18 часов | ||||||||||||||
Земля – наш общий дом (7 часов) | ||||||||||||||
1 | Где и когда ты живешь? | 1 | Текущий | Тысячелетие. прошлое, настоящее, будущее. Счет лет в истории | Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем). Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха | |||||||||
2 | Солнечная система | 1 | Текущий | названия планет. Астроном Коперник. Языческие верования. | ||||||||||
3 | Земля – планета Солнечной системы. Изображение Земли. | 1 | Текущий | Меридианы и параллели. Полюса, экватор, Северное и Южное полушария. Линия горизонта. | ||||||||||
4 | Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света | 1 | Текущий | Экваториальный пояс. Арктический пояс | ||||||||||
5 | Значение воды для жизни на Земле. | 1 | Текущий | Картинная галерея. Айвазовский «Девятый вал». | ||||||||||
6 | Вода – источник жизни на Земле | 1 | Текущий | |||||||||||
7 | Воздушная оболочка Земли | 1 | Текущий | Кислород, углекислый газ. Проектная деятельность: Как защитить воздух от загрязнения. | ||||||||||
Человек изучает Землю ( 4 часа) | ||||||||||||||
8 | Человек познает мир. Как изображают Землю. | 1 | Текущий | Способы познания окружающего мира | Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом | |||||||||
9 | Карта и план. О меридианах и параллелях. | 1 | Текущий | Модели как метод изучения мира | ||||||||||
10 | Практическая работа с географ. картой | 1 | Текущий | Способы ориентирования в окружающем мире | ||||||||||
11 | Чтобы не заблудиться в лесу |
1 | Текущий | Способы ориентирования в окружающем мире | ||||||||||
Царства природы (27 часов) | ||||||||||||||
12 | Бактерии | 1
| Тематический | Живые примитивные существа, имеют разную форму и величину | Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. | |||||||||
13 | Грибы. | 1 | Текущий | Отличие грибов от растений. Правила сбора грибов Проект: Тихая охота. | ||||||||||
14 | Какие бывают грибы | 1 | текущий | Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). | ||||||||||
15 | Распространение растений. Растения дикорастущие и культурные. Ядовитые растения. | 1 | Тематический | |||||||||||
16 | Если бы на Земле не было растений. Разнообразие растений на Земле. | 1 | Тематический | Лекарственные растения. Языческие верования славян о силе растений. Проект: Растения прекрасные, но опасные. | ||||||||||
17 | Растения прекрасные, но опасные. | 1 | Текущий | Картинная галерея. П. Кончаловский «Сирень в корзине». | ||||||||||
18 инт | Разнообразие растений на Земле лит.чт Бунин «Листопад» | 1 | Текущий | Организм. | ||||||||||
2 четверть — 7 недель — 14 часов | ||||||||||||||
19 | Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения Растения – живые существа (организмы) | 1 | Текущий | Признаки организма (питание, дыхание, рост, размножение) Побег | Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека. Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. | |||||||||
20 инт | Как живёт растение лит.чт А.П.Чехов «Степь» | 1 | Текущий | Растение — живой организм
| ||||||||||
21 | Растения – живые существа (организмы) | 1 | текущий | Значение каждого органа растения | ||||||||||
22 | Размножение растений | Практич. работа: размножение фиалки и бегонии | ||||||||||||
23 | Размножение растений: вегетативное размножение | 1 | текущий | Способы распространения растений | ||||||||||
24 | Размножение растений: как долго живут растения | 1 | текущий | Рассказ-рассуждение на основе анализа текста и сравнения рисунков в учебнике | ||||||||||
25 | Культурные растения в жизни человека | 1 | текущий | Когда и почему возникло земледелие | ||||||||||
26 | Хлеб – всему голова. | 1 | текущий | Путешествие в прошлое «Хлеб – всей жизни голова». | ||||||||||
27 | Красная книга России.Охрана растений. | 1 | Текущий | Картинная галерея. А. Саврасов «Лосиный остров в Сокольниках» | ||||||||||
28 | Правила поведения на природе. | 1 | Тематический | Составление памятки: «Правила поведения на природе». | ||||||||||
29 инт | Разнообразие мира животных лит.чт Л.Андреев. "Кусака" | 1 | текущий | |||||||||||
30 инт | Животные – часть природы. Роль животных в природе лит.чт М.Пришвин «Двойной след» | 1 | текущий | |||||||||||
31 инт | Животные – живые существа (организмы) лит.чт Л.Н. Толстой «Лев и собачка» | 1 | текущий | Фауна. одноклеточные, многоклеточные. насекомые – беспозвоночные животные. Жабры, легкие, трахея. Органы выделения | ||||||||||
32 инт | Жизнедеятельность животных лит.чт И.С.Т ургенев « Перепелка» | 1 | текущий | |||||||||||
3 четверть — 10 недель — 20 часов | ||||||||||||||
33 | Беспозвоночные животные. | 1 | текущий | Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные» | ||||||||||
34 | Разнообразие насекомых. Пауки. | 1 | текущий | Ролевая игра, напр., «Я-муравей». | ||||||||||
35 | Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. | 1 | Текущий | Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – позвоночные животные | ||||||||||
36 инт | Птицы.Млекопитающие (звери) лит.чт Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 1 | Текущий | Картинная галерея. А. Рылов «В голубом просторе». | ||||||||||
37 инт | Природные сообщества лит.чт И.Тургенев «Лес и степь» | 1 | текущий | Цепи питания. Место животных и растений в цепи питания | ||||||||||
38 инт | Почему люди приручили диких животных лит.чт Куприн «Собачье счастье» | 1 | Проверка знаний. Тематический (тест) | Заповедники России. Картинная галерея. А. Пластов «Витя-подпасок» | ||||||||||
Наша Родина: от Руси до России (11 часов) | ||||||||||||||
39 | Как люди узнают о прошлом | 1 | текущий | История изучает прошлое Земли и человечества | Различение названий российского государства в разные исторические времена | |||||||||
40 | Восточнославянские племена | 1 | текущий | Расселение восточных славян, освоение территорий между Чёрным, Белым и Балтийским морями | ||||||||||
41 | Первые русские князья | 1 | текущий | Возникновение Древнерусского государства | ||||||||||
42 инт | Владимир Красное Солнышко лит.чт былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | текущий | Работа по карте — расположение Древнерусского государства | ||||||||||
43 | Владимир Мономах | 1 | текущий | Мини-дискуссия «Можно ли Наказ Владимира Мономаха применить к нашему времени?» | ||||||||||
44 инт | Как Москва стала столицей лит.чт И.С.Т ургенев «Деревня» | 1 | текущий | Образование Московской Руси | ||||||||||
45 | Иван 1Y Грозный — первый русский царь | 1 | текущий | Венчание на царство Ивана 1Y. Характер и особенности поведения Грозного. | ||||||||||
46 | Пётр 1 Великий | 1 | текущий | Первый император России. Выдающийся деятель, реформатор. | ||||||||||
47 | Екатерина 11 Великая | 1 | текущий | Деятельность Екатерины Великой на благо русского государства | ||||||||||
48 | Последний российский император Николай 11 | 1 | текущий | Время, в которое он правил. Отречение от престола | ||||||||||
49 инт | Советская Россия. СССР лит.чт Стихи о Родине | 1 | текущий | Октябрьская революция. Республики, входившие в состав СССР | ||||||||||
Как люди жили в старину ( 12ч) | ||||||||||||||
50 | Из истории имён Имя, отчество, фамилия | 1 | текущий | Прозвище. Из истории имен. Проектная деятельность: «Что означают имена членов твоей семьи?» | Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.) | |||||||||
51 инт | Какими людьми были наши предки славяне лит.чт былина "Как боролся русский богатырь | 1 | текущий | Легенда. Летопись. Пядь. Вершок. | ||||||||||
52 | Как принимали гостей | 1 | текущий | Картинная галерея А. Рябушкин «Боярышня 17 века», Г.К. Михайлов «Игра в жмурки» | ||||||||||
53 инт | Скажи, какой у тебя дом... лит.чт К. Паустовский «Стальное колечко» | 1 | текущий | Картина А.М. Васнецова «В горнице древнерусского дома московских времен», А.Г. Венецианов «Гумно», К.П. Брюллов «Портрет княгини Е. П. Салтыковой», | ||||||||||
54 инт | Какие предметы окружали русских людей? Лит.чт Загадки | 1 | текущий | П. А. Федотов «Сватовство майора», Н. Ярошенко «Деревенский хор» | ||||||||||
55 инт | По одёжке встречают лит.чт А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок) | 1 | текущий | Особенности одежды славян | ||||||||||
56 инт | Валенки, валенки... лит.чт К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла» | 1 | текущий | Одежда детей, женщин и мужчин | ||||||||||
57 | Одежда по приказу | 1 | текущий | Одежда разных сословий | ||||||||||
58 инт | Русская трапеза лит.чт Пословицы о доме, о трапезе | 1 | текущий | Проектная деятельность: Составление древне-русского меню. Картина | ||||||||||
59 | Верования языческой Руси | 1 | текущий | Боги древних славян. | ||||||||||
60 | Масленица и Иван Купала | 1 | текущий | Религия. Язычники. Картинная галерея. В. Суриков «Взятие снежного городка», | ||||||||||
61 | Принятие христианства на Руси | 1 | текущий | В. Васнецов «Крещение Руси». Проектная деятельность: Христианские праздники. | ||||||||||
Как трудились в старину ( 7ч) | ||||||||||||||
62 инт | Труд в крестьянском хозяйстве лит.чт.Л.Н.Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» | 1 | текущий | Земледелие. Земледелец | Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль» | |||||||||
63 инт | Тяжёлый труд крепостных лит.чт.А.П. Чехов «Ванька» | 1 | текущий | Учебный диалог: при каких условиях человек лучше трудится: если он сам распоряжается результатами своего труда, или если работает на своего господина и отдаёт ему всё, что сделал своими руками | ||||||||||
64 | Что создавалось трудом ремесленника. Что такое ремесло | 1 | текущий | Возникновение ремесленничества в России | ||||||||||
65 | О гончарном ремесле | 1 | текущий | |||||||||||
66 инт | Что создавалось трудом рабочего. О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России лит.чт. Русская народная сказка «Про ленивую и Радивую» | 1 | текущий | Мини-дискуссия «При каком труде (машинном или ручном) можно сделать больше вещей» | ||||||||||
67 | О первых железных дорогах | 1 | текущий | Строительство железных дорог | ||||||||||
68 инт | Открытие, которые совершил человек в Х1Х-ХХ веках лит.чт Ф.Глинка «Москва» | 1 | текущий |
Инт — интеграция окружающего мира с литературным чтением
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое пранирование по окружающему миру во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века"
Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС 2 поколения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
календарно-тематическое лпанирование по окружающему миру1 класс (надомное обучение)
Календарно- тематитеское планирование....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...