Календарно-тематическое планирование учебного материала курса окружающий мир 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме
Данное тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy.docx | 38.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочное планирование учебного материала курса окружающий мир
Во втором классе курс рассчитан на 68 часов (34 учебных недели). Урок окружающего мира проводится 2 раза в неделю.
№ урока | Дата | Тема урока | Основное содержание | Методы и приемы | ИКТ | Примечание |
РАЗДЕЛ «Что окружает человека» - 1 ч. | ||||||
1 | Окружающий нас мир. Бывают ли на свете чудеса. | Что нас окружает? Природа неживая и живая. Человек – часть природы. Общество. В природе много чудес. Человек должен уметь их замечать. Многие чудеса созданы руками человека. | Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)», «изделие». Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях. Упражнение на классификацию объектов природы. Минутка игры. Беседы с использованием фотографий «Бывают ли на свете чудеса?». Работа с рубрикой «Обсудим вместе». Рассказ учителя: «Чудеса света». Чтение и обсуждение фрагмента стихотворения Н.Юрковой «Чудо» (уч.1, с.14). | ПК, ИД | 1 полугодие (1 четверть) | |
РАЗДЕЛ «Ты кто такой» - 3 ч. | ||||||
2 | Я, ты, он, она…Все мы люди. | Я, ты, он, она…Все мы люди. Человек – живое существо, организм. Внешние отличия одного человека от других Хорошо, что все люди разные. Словесный портрет человек. | Рассказ учителя «Что природа дает человеку». Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Обсуждение проблемной ситуации: «Если бы все люди были одинаковые». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | ДК, ИД | ||
3 4 | Наши помощники -органы чувств. | Органы чувств – наши помощники. С их помощью человек воспринимает окружающий мир. Ориентировка в понятиях «чувство», «ощущение», «внешние чувства», «обоняние», «осязание». | Речевая разминка. «Расскажу о себе двумя словами». Игра «Кто быстрее найдет похожие предметы?». Дидактические игры: «Кто позвал», «Чудесный мешочек», «цвет предмета». Работа с текстом учебника. | ИД, ПК | ||
РАЗДЕЛ «Кто ты такой» - 11ч. | ||||||
5 6 | Поговорим о здоровье. | Что такое здоровье? Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это делать. Причины некоторых болезней. | Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоровым?». Работа с иллюстрированным материалом причины заболеваний. Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь». Ролевая игра «Мальчик заболел». | ПК, ИД | ||
7 8 | Режим дня. | Режим дня как правильное сочетание разных занятий в течение дня. Значение соблюдений режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни человека. Правила организации жизни человека. Правила организации режима дня. | Работа в группах: коллективное составление памятки «Режим дня для второклассника». Работа с иллюстрированным материалом и текстами учебника. | ПК, ИД | ||
9 | Физическая культура. | Культурный человек должен владеть физической культурой. Физическая культура – это движения, занятие физическими упражнениями, подвижными играми и спортом. Физическая культура – это так же гигиена и закаливание. | Беседа на тему «Что такое физическая культура» с использованием материалов учебника (ч. 1, с. 43-44). Игры малой подвижности. Работа с рубрикой «Картинной галереей». | |||
10 | Закаляться может каждый. | Закаливание – необходимое условие здорового образа жизни. Правила закаливания: постепенность, подходящая температура воды и воздуха, непрерывность и др. | Обсуждение проблемы: «Почему говорят: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья?». Составление памятки «Как нужно закаляться». Творческое рассказывание по картинке. | ПК, ИД | ||
11 | Почему нужно правильно питаться. | Человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Наша пища состоит из жиров, белков и углеводов. | Работа со схемой «Почему нужно правильно питаться». Проведение опытов по определению состава продуктов. | ПК, ИД | ||
12 | О витаминах. | Кроме питательных веществ, организму требуются витамины. При их недостатке организм слабеет и больше подвергается разным болезням. | Составление схемы «Какие витамины нужны организму?». Работа с рубрикой «Этот удивительный мир». Обсуждение проблемы «Полезен ли сахар?». | ИД, ДК | ||
13 | Умеем ли мы есть. | Чтобы быть культурным человеком, нужно знать правила приема пищи и правила поведения за столом. Незнание этих правил может привести к неприятностям и даже болезням. | Работа с рубрикой «Обсудим вместе». Ролевая игра «Приглашаем в гости». Составление памятки «Как вести себя за столом». | |||
14 | Как управляют движениями. | Осторожный человек всегда думает о том, к чему может привести неосторожное поведение. Соблюдение правил дорожного движения спасает человека от многих неприятностей. Знаки дорожного движения: запрещающие, предписывающие и предупреждающие. | Чтение и обсуждение текста в учебнике. Создание плаката «О чем рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители». | Н, ИД, ПК | ||
15 | Чтобы избежать неприятностей Можно ли изменить себя. | Нужно запомнить правила поведения с незнакомыми людьми. Человек многое может и умеет. Он может научиться не только читать и писать, решать математически задачи, но и управлять своим поведением. | Беседа «Когда и почему у человека возникают неприятности?». Дидактическая игра «Мой адрес». Беседа «Дадим другу советы». Обсуждение проблемы «Почемучка – это хорошо или плохо?». Игра «Минутка почемучек». | |||
РАЗДЕЛ «Кто живет рядом с тобой?» - 6ч. | ||||||
16 | Семья – коллектив близких людей. | Семьи бывают разные и различаются по числу поколений. Членов семьи объединяет проживание в одной квартире, ведение общего хозяйства. Труд и отдых в семье. Члены семьи любят друг друга. | Создание рисунка-плаката «Моя семья». Работа с учебником и иллюстративным материалом. | ДК, ПК, ИД | ||
17 | Кто занимается домашним хозяйством. | Кто в семье занимается домашним хозяйством и может ли член семьи сказать: «Это - не мое дело?». Какие обязанности может исполнять второклассник в семье. | Обсуждение проблемной ситуации «Может ли мальчик испечь пирог». Решение логических и творческих задач. Работа с учебником. Конкурс кулинаров. | (2 четверть) | ||
18 | Чем семья занимается в свободное время. | Члены дружной семьи проводят свободное время вместе, их досуг интересен и полезен для всей семьи. | Работа с иллюстративным материалом. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассказ учителя о старинных играх и забавах. | ПК, ИД, ДК | ||
19 | Какие бывают правила. | Правила культурного поведения позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения. Правила бывают разные и их нужно соблюдать. | Обсуждение проблемной ситуации. Работа со схемой «Какие бывают правила». Сочинение: «Три истории о Васятке». Ролевые игры: «Театр», «Библиотека». | |||
20 | О дружбе. | Без друзей человеку жить трудно и не интересно. Нужно знать и выполнять правила дружбы. | Чтение и обсуждение историй о детях. Составление памятки «Правила дружбы». | |||
21 | Могут ли обидеть жесты и мимика. | Общаться можно не только словами, но и мимикой и жестами. Жесты и мимические выражения лица могут рассказать о многом. Не все жесты приятны, некоторые могут обидеть, поэтому их нужно избегать. | Обсуждение текста учебника. Разыгрывание ситуаций: мимика и жесты. Моделирование «Какими бывают жесты». | |||
РАЗДЕЛ «Россия – твоя Родина» - 13ч. | ||||||
22 | Родина – что это такое? | Слова «родина», «отечество», «отчизна», «родная сторона» обозначают место, где человек родился, где он живет, работает, где живут его родные и близкие люди. РФ – наша Родина. | Чтение и обсуждение текста «О чем рассказал папа». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассказ-описание «Моя родная земля». | ПК, ИД, ДК | ||
23 | Прошлое, настоящее, будущее. Как можно узнать о прошлом? | История изучает прошлое. Сравнение слов история и случай. Как ученые изучают прошлое. | Работа с текстом учебника. Беседа «Как можно узнать о прошлом». Работа с форзацем учебника. | |||
24 | Как Русь начиналась. | Предки русских людей – славяне. Первые их поселения появились в V веке. Селились славяне в небольших поселках по берегам рек и хорошо защищали от врагов свои поселения. | Упражнение: вспомним римские цифры. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа с текстом учебника. | ИД, ДК, ПК | ||
25 | Москва – столица России. | Москва – самый знаменитый город России, который знают не только все россияне, но и люди разных стран мира. | Игра-путешествие по Москве. Работа с иллюстративным материалом. | ПК, ИД, ДК | ||
26 | Как Москва строилась. | Некоторые страницы истории строительства российской столицы. | Чтение и обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Составление плана рассказа «Как изменялся внешний вид Московского Кремля со временем». | ПК, ИД | ||
27 | Города России. | В каждом городе есть достопримечательности, которые делают его известным и знаменитым. | Путешествие по городам России. | ПК, ИД, ДК | ||
28 | Родной край – частица Родины. | Россия – наша Родина. Каждый край чем-то знаменит. Наш край: памятные места, названия улиц, памятники… | Экскурсия: в краеведческий музей, по улицам города и др. | |||
29 | Зачем человек трудится. | Человек стал человеком, когда стал трудиться. Труд необходим для жизни и благополучия людей. Труд создает ценности культуры. | Решение проблемной ситуации: «Зачем человек трудится?». Работа со схемой «Зачем человек трудится». Беседа на тему: «Хлеб – всему голова». | |||
30 | О занятиях наших предков. | Основные занятия наших предков: охота, рыболовство, земледелие, скотоводство. Элементарные сведения об истории развития земледелия. | Чтение и обсуждение текста учебника. Игровая минутка. Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюстративным материалом. | ДК, ПК, ИД | ||
31 | Все профессии нужны… | В мире много разных профессии, и каждая из них очень важна для человека и общества в целом. | Экскурсия на сельскохозяйственное или промышленное предприятие. Встреча с родителями разных профессий. | |||
32 33 | Мы – граждане России. | Каждый человек – гражданин какого-нибудь государства. Права и обязанности граждан. Ребенок как гражданин тоже имеет права. | Рассказ учителя о нашем государстве. Рассматривание государственной символики России. Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в РФ». | ПК, ИД | 2 полугодие (3 четверть) | |
34 | Россия – многонациональная страна | В России живет более ста народностей. | ИД, ПК | |||
РАЗДЕЛ «Мы – жители Земли» - 4 ч. | ||||||
1 2 (35-36) | Твое первое знакомство со звездами. | Звезды имеют разный цвет. Солнце – глава большой «Солнечной семьи». Что думали о строении Солнечной системы люди разных эпох? | Учебный диалог «Почему люди смотрят на звезды?». Работа с текстом и схемами учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея». | ИД, ПК, Н | ||
3 (37) | Чем Земля отличается от других планет. | Земля отличается от других планет Солнечной системой. Условия жизни на Земле. Луна – спутник Земли. | Беседа «Что мы знаем о нашей Земле?». Обсуждение результатов наблюдения Луны. Опыт «Солнце – Луна – Земля». | |||
4 (38) | Глобус – модель Земли. | О чем рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле: суши или воды? | Практическая работа с глобусом. | |||
РАЗДЕЛ «В некотором царстве…» - 2 ч. | ||||||
5 (39) | Царства природы. Бактерии. | Четыре царства живой природы. Кто такие бактерии? | Дидактическая игра «Царство живой природы». Рассказ учителя на тему «Бактерии». | ПК, ИД | ||
6 (40) | Грибы. | Что такое грибы? Какие бывают грибы? Все ли грибы съедобны для человека? | Дидактическая игра «Кто больше?». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника. Рисование схемы «Строение гриба». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | ПК, ИД, Н | ||
РАЗДЕЛ «Жизнь животных и растений» - 3 ч. | ||||||
7 (41) | Какие животные обитают на планете Земля. | Разнообразие животного мира на планете Земля: черви, паукообразные, моллюски, иглокожие, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, рыбы, ракообразные (общее представление). | Игра-путешествие «Какие животные обитают на Земле?» Описательный рассказ «Расскажу о животном». | ПК, ИД, СК | ||
8 (42) | Разнообразие растений. | Мир растений разнообразен: водоросли, хвойные, лишайники цветковые. Разнообразен и внешний вид растений. | Игра-путешествие «Растения планеты Земля». Подготовка схем: «Какие бывают растения» и «Части растения». | ПК, ИД | ||
9 (43) | Условия роста и развития растения. | Растение можно вырастить из семени, посадив его во влажную землю и создав необходимые условия для его роста и развития. Со дня посадки растение изменяется; его развитие происходит так: появляется стебелек, листочки, позже растение зацветает и дает плод и семена. | Опыт с семенами бобовых. Наблюдения и фиксация их результатов и рисунке-схеме. | М, Н, ПК, ИД | ||
РАЗДЕЛ «Природные сообщества» - 11 ч. | ||||||
10 (44) | Среда обитания – что это такое. | Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них воздействие. Живые существа, обитающие в одном месте и связанные между собой, называются природным сообществом. | Беседа на тему «Каждое живое существо привыкает к определенному месту обитания (к природной среде)». Работа с текстом и иллюстративным материалом учебника. | |||
11 (45) | Лес и его обитатели. | Лес – «многоэтажный дом». Внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав. | Экскурсия в лес. Сравнение «жителей» разных «этажей» леса. Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. | |||
12 (46) | Деревья леса. | У каждого дерева есть свой «паспорт», в котором отражаются особенности этого растения. | Проектная деятельность. | ИД, Н, ПК | ||
13 (47) | Кустарники леса. | Кустарники – это обычно второй ярус леса. Они отличаются от деревьев и трав. | Экскурсия. Наблюдение: рассматривание веточки сирени (черемухи, жасмина). Проектная деятельность. Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. | |||
14 (48) | Травянистые растения леса. | Травянистые растения располагаются на нижнем ярусе леса. Они отличаются от деревьев и кустарников: имеют низкий мягкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с растениями других этажей леса. | Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста учебника. | ИД, ДК, ПК | ||
15 (49) | Лесная аптека. | Многие растения леса лекарственные. | Учебный диалог: «Лесная аптека». (работа с таблицей). | |||
16 (50) | Животные леса. | Животные (каждый по своему) приспособились к жизни в лесу. Внешний вид птицы, зверей и др животных позволяет им быть незаметными среди растений леса. Одни животные строят жилища на земле, другие – на деревьях, третьи – глубоко под землей. | Дидактическая игра « Кто больше?». Сюжетная игра « Расскажу Вам о себе» (с использованием иллюстраций). Рассказ учителя «Белка и бурундук». Работа с рубрикой «Картинная галерея». | |||
17 (51) | Птицы - лесные жители. | Особенности строения тела птицы и её поведения. Значение перьевого покрова тела в жизни птиц, причины сезонных изменений в их жизни. | Решение проблемной ситуации «Зачем птицам перья?». Работа с текстами учебника. Рассказ учителя: истории из жизни птиц. | ПК, ИД | ||
18 (52) | Пресмыкающиеся – обитатели леса. | Ужи – самые многочисленное семейство среди пресмыкающихся. Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеёй. | Рассказ учителя « Ужиное семейство». Учебный диалог: сравнение рисунков (чучел) разных видов рептилий. Ролевая игра «Неожиданная встреча». | ПК, ИД | ||
19 (53) | Насекомые леса. | Насекомые – обитатели леса. Среди них есть вредные и полезные для растений леса. По внешнему виду и особенностям жизни насекомые значительно отличаются друг от друга, но всех их объединяют отдельные общие признаки. | Рассказывание: насекомые, какие они разные. Классификация рисунков: полезные и вредные насекомые леса. | ПК, ИД | ||
20 (54) | Если ты пришел в лес… | Правила поведения в лесу. | Составление коллективной памятки «Правила поведения в лесу (работа в группах). | ПК, ИД | ||
9.04РАЗДЕЛ «Водоем и его обитатели» - 7 ч. | ||||||
21 (55) | Что мы знаем о воде. | Вода – одно из самых важных в природе веществ. Она имеет разные состояния: жидкое, твердое, газообразное. Без воды жизнь невозможна. Свойства воды можно установить с помощью различных опытов. | Учебный диалог: «Поговорим о воде». Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния». Опыты: определение свойств воды. | ПК, ИД | ||
22 (56) | Путешествие капельки. | Вода в природе совершает круговорот. | Чтение и обсуждение текста «Путешествие капельки». | ПК, ИД | ||
23 (57) | Какие бывают водоемы. Болото – естественный водоем. | Естественные и искусственные, соленые и пресные водоемы. Как образуются болота. Растения и животные болот. | Рассказ учителя: «Какие бывают водоемы»; «Болото-водоем». Работа с иллюстрациями: «Растения болот». Обсуждение проблемного вопроса «Почему нужны природе все?». | ПК, ИД | ||
24 (58) | Что такое река. | Реки – природные водотоки. | Обсуждение текста «Что такое река». Обсуждение «Правильно ли дана характеристика реки как водного потока». | |||
25 26 (59,60) | Обитатели пресных вод. Животные и растения. | Многие животные приспособились к жизни в пресных водоемах. Особенности рыб как обитателей водоемов. Стрекозы, выдры, бобры и др. животные приспособились к жизни в водоемах. Разнообразные растения в пресных водоемах. | Учебный диалог «Обитатели водоемов». Наблюдение за рыбой в аквариуме. Работа с материалом учебника. «Минутка для любознательных». Работа с иллюстрациями «Животные пресных водоемов». Работа в группах «Растения пресных водоемов» | ПК, ИД, ДК | ||
27 (61) | Обитатели соленых водоемов. | Животные морей и океанов. | Работа с текстом учебника и иллюстративным материалом «Животные морей и океанов» | ПК, ИД, ДК | ||
РАЗДЕЛ «Луг и его обитатели» - 2 ч. | ||||||
28 29 (62,63) | Растения и животные луга. | Луг – сообщество животных и растений. Они приспособлены к жизни в условиях луга. Есть ли на лугу ярусы? Какие растения и животные обитают на лугу и почему? | Экскурсия на луг. Наблюдения: сравним два сообщества – лес и луг (сходства и различия). Работа с рубрикой «Картинная галерея». | ПК, ИД, ДК | ||
РАЗДЕЛ «Поле и его обитатели» - 2 ч. | ||||||
30 31 (64,65) | Растения и животные поля. | Поле – сообщество, за которым ухаживает человек. Какие растения относятся к зерновым культурам. | Работа с гербарием: зерновые культуры. Обсуждение проблемных вопросов: правильны высказывания? Работа с текстом учебника и рубрикой «картинная галерея». | ПК. ИД, ДК | ||
РАЗДЕЛ «Сад и его обитатели» - 1 ч. | ||||||
32 (66) | Растения и животные сада. | Сад – сообщество растений и животных. Размножение садовых культур. | Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника. | ПК, ИД, М, Н | ||
РАЗДЕЛ «Природа и человек» - 2 ч. | ||||||
33 (67) | Человек – часть природы. | Человек – часть природы. Красная книга России. | Рассказ учителя «Человек и природа». Составление памятки «Правила поведения в природе». Обсуждение ситуации «Дядя, купи котенка!» (с. 149,150) | |||
34 (68) | ПК, ИД, СК, Н |
Экскурсии – 5
Практические работы - 4
В учебно-методический комплект по предмету «Окружающий мир» для учащихся 2 класса входят следующие издания:
- Окружающий мир: 2класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях/ Н.Ф.Виноградова. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.
- Окружающий мир: 2класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях / Н.Ф.Виноградова. . – 4-е изд., перерраб.– М.: Вентана – Граф, 2012.
- Думаем и фантазируем: 2класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / С.В.Литвиненко. – М.: Вентана – Граф, 2012
Пособие для учителя:
Окружающий мир:1 – 2 классы: методика обучения / Н.Ф.Виноградова. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана – Граф, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование учебного материала курса изобразительное искусство 2 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического...
Календарно-тематическое планирование учебного материала курса технология 2 класс
Программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.)....
Календарно-тематическое планирование учебного материала Обучение грамоте 1 класс "Гармония"
Поурочное планирование учебного материала (Букварь 1 класс и Пропись 1 класс УМК "Гармония"). Планирование уроков письма и чтения даётся параллельно ( 4 урока чтения/ 4 урока письма в неделю ) с указа...
Календарно-тематическое планирование учебного материала Русский язык 1 класс "Гармония"
Поурочное планирование учебного материала учебника"Русский язык 1 класс" Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. и рабочей тетради, планирование проверочных работ, словарного материала. 4 урока в неде...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....