конспект урока по окружающему миру 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Иващенко Ирина Ивановна

Конспект урока по окружающему миру 3 класс тема: Почва

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pochva.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 3 класс  Тема: Почва. Состав почвы.

Цели:

Образовательная:

  1. сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах.

Развивающая: 

  1. развивать умения работы с научным текстом и схемами,
  2. выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой,
  3. делать выводы на основе проведенных опытов,
  4. развивать познавательный интерес.

Воспитательная: 

  1. воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы обучения: фронтальная, групповая

Оборудование: 

  1. карандаши,
  2. образцы почв,
  3. материал для опытов,
  4. презентации,
  5. компьютер,
  6. мультимедийный проектор,
  7. учебник,
  8. тетрадь Плешаков А.А. (3 класс)

Ход урока

I. Организационный момент. Стадия вызов

Ребята, начнем урок с разминки. Будем разгадывать кроссворд. Готовы? Тогда вперед.

1 слайд

1. Отгадайте загадки и заполните кроссворд.

1. В чистом поле встретишь склон,
Точно знаешь – это…
(холм).

2. Далеко, конца не видно,
Расстилается...
(равнина).

3. Носит бабка
Снежную шапку.
Каменные бока
Закутаны в облака.
 (гора.)

4. Тает снег - и я расту,
Дождик льет - и я расту,
Но расту не в высоту,
А в глубину и в ширину.
Полю хлебному я враг,
А зовут меня...
(овраг).

Отгадки появляются в кроссворде.

2 слайд.

-Как называются одним словом отгаданные слова?
(Гора, равнина, овраг, холм - это формы поверхности земли.)

- Почему так написали? Что такое почва? Откуда вы это узнали? Учитель ставит карточку с рисунком книги. Что ещё вы узнали из газеты? Что бы вы хотели узнать ещё? Учитель ставит на доску вопрос?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?

(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)

Итак, тема нашего урока:

6 слайд.

IV. Изучение нового материала.

- Как вы думаете везде ли есть почва на нашей земле?

- Почему в этих местах нет почвы?

V. Актуализация знаний.

1. Почва и её состав.

Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.

10 слайд.

В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.

Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные

Солнце жаркое печёт,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
- Ох, стара я, ох, старая
11 слайд.

      Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
- Вновь я стала молодой.

Как образуется почва?

Вывод :из остатков растений под действием бактерий  образуется перегной. Так постепенно очень медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву.

12 слайд.

- Мы узнали, как образуется почва.

Но что входит в её состав? Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить это, просто внимательно рассмотрев почву.

Нет. Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.

Результат запишем в  виде кластера

Составим кластер(ученики заполняют листочки)

                       Опыт 1.

Что будете проверять в результате опыта? (Состав почвы.)

Оборудование:

  1. стакан,
  2. вода,
  3. комок почвы.

Ход опыта

Положи в стакан с водой комок почвы.

Вывод: в почве есть воздух.

Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.

- Для чего нужен воздух в почве?

Опыт 2.

Вывод: в почве есть песок, глина.

Учащиеся рисуют песок на дне стакана и мутную воду.

Опыт 3. (Проводит учитель.)

Оборудование:

  1. сковородка,
  2. спиртовка,
  3. стекло.

Ход опыта

Вывод: в почве есть вода.

Учащиеся рисуют капельки воды, выпаренной из почвы.

- Зачем в почве вода?

Опыт 4 (продолжение опыта 3).

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.)

Опыт 5.

Цель: увидеть наличие солей.

Ход опыта

Взять  землю с видимыми остатками солей. ( Что это за белый налет?) Это соли.

Вывод: соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

- Сделайте вывод, что входит в состав почвы. Заполните схему.
Проверка кластера.

Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, остатки растений, перегной, живые организмы (микробы).

13 слайд.

3. Свойство почвы.

- С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

Посмотрите на слайд.

14 слайд.

- Как вы можете прокомментировать этот рисунок?

(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)

- Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

- А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

15 слайдВоронежские черноземы хранятся в парижской Палате Мер и Весов как эталон почвы для земледелия.

V1. Физкультминутка.

Игра на внимание. Сейчас я проверю насколько вы внимательны.

Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

Осина, апельсин, черника, брусника, сосна, багульник. ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, морошка, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана. клюква

VII. Рефлексия.

1. - Давайте подведём итог.

  1. Что такое почва?
  2. Назовите основное свойство почвы.
  3. Перечислите  состав почвы.

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.

VIII. Домашнее задание.

 Информация о домашнем задании есть у вас в ваших индивидуальных карточках.

  1. Какая почва лучше удерживает влагу? Выбери правильный ответ.
  1. Почва, в которой больше песка.
  2. Почва, в которой больше глины.
  1. Есть ли почва на Луне, на других планетах Солнечной системы? Объясни своё мнение.
  2. Какую пользу почве приносит дождевой червь?
  3. Узнай у родителей, какая почва на твоём дачном участке. Что в ней больше: песка, глины, перегноя. Что, по твоему мнению, нужно сделать, чтобы улучшить свойства почвы?

6. ИТОГ УРОКА:

 - А сейчас заключительный разговор. 
Легко ли вы справлялись с заданиями?
В чём вы испытывали затруднения?
С каким настроением вы работали?
Что расскажите дома об уроке? Что узнали о почве?
Все вы были дружными, активными, проявляли смекалку, ум. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...


 

Комментарии

Хороший конспект урока, интересный, наполненный разными видами работ. Урок, проведенный в такой форме, будет продуктивным.