Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Г. Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок разработан в соответствии с новыми ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klasss-_chtenie_andersen_stoykiy_olovyannyy_soldatik.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
Цели урока:
а) Формировать способность к восприятию произведения: сопереживать героям, понимать авторский замысел, видеть динамику эмоций, воспроизводить прочитанное, размышлять над мотивами поступков, обстоятельствами героев, оценивать поступки героев.
б) Формировать умение анализировать прочитанное, развивать общие учебные умения, навыки и способы деятельности (компетенции) в познавательной деятельности, речевой, в работе с информацией, в организации деятельности.
в) Умение ставить цели, подбирать средства и способы получения результата, оценивать его, анализировать, рефлексировать.
г) Развивать интерес к чтению, желание и умение учиться.
д) Воспитывать волевые качества, эстетические чувства.
Ход урока.
- Организационный момент.
– Скажем «здравствуйте» нашим гостям.
-Я вижу у многих хорошее настроение, тогда приглашаю вас на урок литературного чтения. Пусть этот урок принесёт вам радость общения, наполнит ваши сердца прекрасными чувствами.
2. Артикуляционная разминка.
Раз-------- скорее улыбнись
Два------------ язык опустим вниз
Три---------язык наверх потянем
На четыре-------- поболтаем
Пять----------по зубкам постучим
Шесть--------------на лошади поскачем
Семь--------- как горка язычок
Восемь ---------сделаем грибок
Девять ------------ротик на замок. (сели)
- Считалка.
- Прочитайте считалку про себя, затем- вслух, передавая интонацию голосом:
1 вариант- ритмичность
2 вариант- интонацию вопросительных и повествовательных предложений.
Аты – баты - шли солдаты.
Аты – баты - на базар.
Аты – баты - что купили?
Аты – баты - самовар. (поменять варианты)
- Почему я выбрала считалку о солдатах, как думаете?
(Работаем над сказкой Г. Х. Андерсена.)
4. Сформулируйте тему урока.
- Посмотрите на портрет Андерсена.
-Вам приятно смотреть на автора? Почему?
(У него доброе лицо и грустные глаза)
- Сформулируйте тему урока.
( Мы продолжаем работать над сказкой Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» -открыть на доске)
Сказка в гости к нам пришла.
В мир фантазий повела.
Свои знания покажем.
Всё про сказку мы расскажем.
Будем вместе мы читать,
Цель урока достигать!
-Сейчас повторим всё, что мы знаем о сказках.
5. Индивидуальная работа.
- Для работы за доской пойдёт 1 ученик и восстановит план нашей сказки.
6. Работа в парах и группах.
А мы будем работать в группах и в парах.
Задание первой группе:
Распределите сказки на группы по виду и по авторству. Лишние не писать.
волшебные
бытовые
о животных
литературные
народные
поучительные
богатырские
смешные
- Оцените свою работу в группе.
Задание для второй группы:
Выберите из предложенных формулировок правильное определение сказки.
а) Сказка- это научно- фантастическое произведение.
б) Сказка- это произведение, в котором разговаривают животные.
в) Сказка- это произведение о вымышленных героях и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
- Оцените свою работу.
Работа в парах.
Перечислите особенности сказок.
( зачин, троекратный повтор, волшебные предметы, волшебные герои, вымысел, концовка, добро побеждает зло, отрицательные и положительные герои)
7.Отчёт о проделанной работе.
Начинает 2 группа - определение сказки.
(Наша группа работала как единая команда.)
1 группа - виды сказок. (Мы поддерживали и помогали друг другу.)
Работа в парах - особенности сказки. (Мы принимали решение вместе.)
Перед нами произведение Г.- Х. Андерсена.
- Какая наша сказка по виду? (бытовая)
- По авторству? (литературная)
- Обратите внимание на название сказки.
У вас было задание: узнать по толковому словарю лексическое значение слова «стойкий»------ а) стойкий, неослабевающий;
б) непоколебимый, упорный, твёрдый;
- Какое значение слова нам подходит?(второе)
- Почему второе?(сделан из олова- прочного материала)
- Оловянный солдатик Андерсена- это игрушка, но сказочник оживляет его, наделяет душой, мыслями, чувствами, характером.
- Как называется такой приём в литературе?( метафора)
8. Проблемный вопрос.
- Вспомним проблему, которую поставили на предыдущем уроке.
О чём эта сказка: о стойкости оловянного солдатика или о любви?
- У кого какое уже сложилось мнение?
- Мы не пришли к единому мнению.
- Сформулируйте цель урока.
( Попытаться решить на сегодняшнем уроке: О чём эта сказка: о стойкости солдатика или о любви.)
--Что вы предлагаете для этого сделать?
(проанализировать сказку, выбрать слова для характеристики героев, их чувств)
9. Целеполагание.
- Сформулируйте свои цели на урок. Выберите цели из предложенных вам:
- понять авторский замысел
- проследить динамику эмоций героев
- научиться анализировать прочитанное
- правильно строить ответы
- анализировать сказку
- уметь оценивать поведение героев с точки зрения морали и этики
- выразительно читать вслух
- умение оценивать поступки героев (личностные)
- выражать эмоциональное отношение к произведению
10)уметь задавать вопросы по тексту и отвечать
11) умение работать в паре и группе (коммуникативные)
12) понимать смысл целей и заданий (регулятивные)
13) умение оценивать свою работу на уроке (личностные)
14) объяснить выбор автором языковых средств в произведении для описания героев, их поступков
10. Работа над текстом.
- Проверим инд. работу. Оцени свою работу.
( Мне было задание: правильно расположить последовательность событий, происходящих в сказке. Я с работой справился ….)
-Кратко перескажем сказку ( 5 человек).
- Грустная или весёлая сказка Андерсена?
(Грустная, потому что и солдатик и танцовщица сгорают. Радостная, потому что и после гибели солдатика и танцовщицы остается маленькое оловянное сердечко- символ любви героев. Радостно и интересно от сказочных чудес).
-В русских народных сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут? Мы постараемся ответить и на эти вопросы при повторном чтении сказки.
1 часть, стр. 24.
-Чтение 1 абзаца, с. 24.
- Какими были солдатики в сказке Андерсена?
(ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну прелесть что за солдаты)
- Из чего были сделаны солдатики?
( из олова, оловянный –выставить)
- Как названа ложка, из которой сделаны солдатики?
( родные братья по матери- старой оловянной ложке)
- Чем был интересен 25 солдатик?
(с. 24,Все солдатики были одинаковые, кроме одного, который был с одной ногой. Его отливали последним, и олова немножко не хватило) -----слайд
- Почему он оказался самым замечательным?- ( выставить)
( Именно с ним происходят всякие невероятные приключения.)
- Как относится к нему мальчик и Андерсен?
( Мальчик играл с ним, он не выбросил испорченную игрушку. Солдатик стоял стойко на своей одной ноге. Андерсену нравился солдатик, поэтому в сказке он и оказался самым замечательным из всех)
- Что сказочного вы увидели в том, что прочитали?
( солдатики видели, слышали всё, что происходило)
- Прочитайте, как выглядела танцовщица.
(Милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца………, сверкала розетка величиною с лицо самой барышни)-----слайд
- Что сближало солдатика и танцовщицу?
( другую ногу подняла так высоко, что солдатик не увидел её и решил, что красавица тоже одноногая, как он)
-Какими словами называет её автор?
(Она - красавица, прелестная танцовщица - выставить слова)
- О чём мечтает наш солдатик? Прочитайте мечту солдатика.
(с.25, вот бы мне такую жену!...но познакомиться всё же не мешает)
- Почему Андерсен написал «Но познакомиться всё же не мешает», а не «Пойду познакомлюсь».
( Солдатик чувствует себя, наверно, не достойным красавицы, боится с ней сразу знакомиться. Думает, что «она из знатных»,; он «притаился» и только наблюдает за барышней).
- Каким в этой части мы видим солдатика?
(Он - серьёзный, скромный, стеснительный– выставить к иллюстрации)
- Какие чувства одолевают солдатиком?
(любит танцовщицу)
- Кто из героев других сказок Андерсена чувствовал себя таким же непохожим на других, «недостойным»?
( гадкий утёнок, Дюймовочка среди жуков, Русалочка среди людей)
Ганс Христиан Андерсен вышел из бедняков. В его жизни было много огорчений, связанных с его происхождением. Над его «мужицкой кровью» насмехались, не принимали. Но у Андерсена были и друзья, которые ценили его талант.
2 часть, с. 25.
-Что делали игрушки, когда в доме все ложились спать?
Прочитайте про себя и найдите слова, которыми автору удалось передать шум и гам, неразбериху.
(Глаголы: принялись стучать, кувыркался, плясал, проснулась, заговорили)
Авторы часто используют глаголы, чтобы передать движение и быструю смену действий. Это тоже художественный приём в литературе.
- А что происходило с солдатиком и танцовщицей?
(Она была единодушна с солдатиком и не участвовала в общем шуме. А он «не сводил с неё глаз. Может, это была любовь? И барышня заметила солдата?»)
- Кто такой тролль и почему он стал угрожать солдатику?
Прочитайте.
(злой волшебник, с. 25)------слайд
- Почему он может не нравиться читателям, ведь он выпрыгнул из такой красивой шкатулки?
(Тролль запрещает смотреть на танцовщицу, злой, мысли его злые).
- Такие люди часто встречались в жизни Г-Х Андерсена.
«Всё хорошее во мне втоптали в грязь», говорил о себе Андерсен.
- И солдатик оказывается в грязи. Как? Почему?
( он упал из окна на грязную мостовую)
- Какие испытания проходит солдатик?
(стоит вниз головой, простирая к небу единственную ногу, а мундир не позволяет ему кричать)
- Какие слова выберем для характеристики солдатика?
(Он - стойкий, терпеливый, воспитанный - на доску вынести)
Физминутка.
Встали. 1,2,3,4,5-руки вверх……
Поиграем в артистов театра.
Попробуем изобразить солдатика, как он стоит на часах с ружьём и танцовщицу (дети изображают фигуры)
3 часть, с.26.
Прочитайте 3 часть самостоятельно и поставьте вопросы друг другу.
Примерные вопросы:
- Кто нашёл солдатика?
- Что значит «уличные мальчишки»?
-Куда мальчишки отправили солдатика?
-Какие опасности подстерегали солдатика?
-Как солдатик переносил все трудности?
- Что потребовала Крыса от солдатика?(пошлина- денежный взнос)
-Какие чувства испытал солдатик при встрече?
( страх, он мечтает увидеть танцовщицу, он преодолевает чувство страха при одной мысли о танцовщице)
- Как вы думаете, почему в этой части так много восклицательных предложений? (много опасностей)
-Прочитаем эту часть, передавая интонацией, описание опасностей, которые выпали на долю солдатика.
-А какие чувства испытали вы, читая 3 часть?
(переживания за солдатика)
- Так каким мы видим его в этой части, чтобы добавить к его характеристике.
( мужественный, храбрый – на доску)
4 часть, с. 27.
- Прочитаем 4 часть по «цепочке» и подумаем: Какие чувства испытывает солдатик, о чём думает?
( погибает, но думает о танцовщице)
- Сочувствует ли автор своему герою? Из каких слов это видно? (называет его «бедняга»)
- Какие чудеса произошли?
(Как награда за все испытания. Он оказался волей судьбы в той же комнате, где чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей)
- Автор восклицает: Вот так стойкость!
- Что этим хотел сказать Андерсен?
( Солдатик восхищается упорством балерины, ведь она стояла всё это время на одной ноге. Автор восхищается солдатиком, его стойким характером.
Благодаря стойкости духа, приключения солдатика закончились удачно. Осуществилась его мечта – увидеть снова танцовщицу. Себя солдатик не считает стойким.)
- Какое чувство испытал наш герой при встрече с танцовщицей?
( «тронут встречей и чуть не заплакал», «Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом»).
- О чём это говорит?
(о любви солдатика и танцовщицы)
5 часть, с. 28.
11. Выборочное чтение.
- Прочитайте, что чувствовал солдатик, оказавшись в печке?
(с.28, жарко от огня или от любви - он и сам не знал)
- Что же барышня?
( ветер её подхватил, и она попала в огонь к солдатику).
- Что осталось от танцовщицы и от солдатика?
(оловянное сердечко, розетка. Теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек)
12. Итог.
- Итак, мы завершили работу над сказкой, составили характеристику героев, проследили за их эмоциональным состоянием .( вернуться к написанному!!!!)
Синквейн - Какие слова приходят вам на ум после чтения сказки?
(сострадание. сопереживание, сочувствие ,жалость, тревога, желание помочь радость, светлая улыбка, любовь)- открыть на доске !
.
Давайте попытаемся ответить на проблемный вопрос:
О чём сказка Андерсена: о стойкости оловянного солдатика или о любви?
Сильное настоящее чувство любви солдатика к танцовщице, помогло ему преодолеть все трудности и испытания.
Автор даёт нам понять, что любовь сильнее смерти. Солдатик объединился с танцовщицей после смерти.
Стойкость солдатика- это сила духа и «подпитывалась» она любовью к танцовщице.
Сказка Андерсена грустная, но мы прочувствовали, светлую улыбку автора- любовь победила. СЕРДЕЧКО- символ любви.
13. Сведения об авторе сказки.
Родился Андерсен 2 апреля 1805года в датском городе Оденсе, расположенном на острове Фюн, в семье сапожника. Семья жила очень бедно. (1 ученик)
Маленький Ганс с детства придумывал свои сказки и стихи. Мечтал стать актёром. В 14 лет уехал учиться в Копенгаген- столицу Дании. Из-за бедности он стал обучаться в гимназии, когда ему было 18 лет. Несмотря на бедность, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.( 1 ученик)
Всемирная известность пришла к Андерсену после издания первого сборника сказок. В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни, когда были переведены на русский язык некоторые сказки. Андерсен писал переводчице: «Я рад, что мои произведения читаются в России».( 1 ученик)
- - - В Копенгагене есть памятник Русалочке из сказки Андерсена. А какие памятники другим героям сказок Андерсена вы бы поставили?
14. Домашнее задание.
- Дома нарисуйте этот памятник и обоснуйте свой выбор .
Подготовьте выразительное чтение к любой иллюстрации из сказки.
15. Самооценка.
- Поднимите руки, кто сумел осуществить свою цель на уроке.
16. Рефлексия
-И закончить этот урок я предлагаю так:
если это произведение оставило след в ваших сердцах, и вы хотели бы поделиться впечатлениями о нём, то выберите жёлтый кружок. Если остались равнодушны, то выберите розовый. (Дети поднимают выбранные квадратики)
17. Оценки за урок.
Оценки за работу на уроке. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс I четверть
Презентация фотографий поэтов и писателей , их сборников произведений, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной систем...
Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс II четверть
В презентации представлены фотографии поэтов и писателей, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" для 3 класс...
Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Лия Гераскина "В стране невыученных уроков"
Урок закрепления знаний. Построен в соответствии с новыми ФГОС....
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
Презентация "Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе «Школа 2100» 3 класс"
Презентация к урокам литературного чтения в 3 классе составлена в помощь учителю, работающему по УМК "Школа 2100"....
Нестандартные уроки литературного чтения в образовательном процессе
Нестандартные уроки литературного чтения в образовательном процессе...