Органы дыхания. Гигиена дыхания.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Левина Ирина Николаевна

На уроке  обучающиеся будут оценивать личную ответственность за состояние своего здоровья и сохранение здоровья окружающих, формировать основы экологического сознания, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; развивать сознание норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами; воспитывать умение работать в паре и  группами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse_po_teme.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира  в 4 классе по теме:

«Органы дыхания. Гигиена дыхания».

И. Н. Левина,

учитель начальных классов, МОУ Непецинская СОШ,

Коломенский район, Московская область

Цель урока: продолжать знакомство с органами дыхания; учить заботиться о своём здоровье.

Задачи урока:

- учить детей оценивать личную ответственность за состояние своего здоровья и сохранение здоровья окружающих;

        -формировать основы экологического сознания, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

        - развивать сознание норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами; воспитывать умение работать в паре, группами.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, таблица «Органы дыхания», листочки с пословицами для работы в группах, учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казакова), швейные метры для работы в парах, раюочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 4 класс (авт. Дмитриева Н. Я., Казакова А. Н.)

Ход урока.

Слайд № 1

  1. Организация урока.

Прошла перемена,

Раздался звонок.

Пора поскорее

Начать наш урок.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

  1. Проверка домашнего задания.

Разминка.

Слайд №2.

- На прошлом уроке мы с вами говорили об органах дыхания. Давайте вспомним что мы знаем об органах дыхания  и их функциях.

1.Нос.(Увлажнение, обоняние, обеззараживание, согревание).

2.Трахея и бронхи. ( Эти органы имеют вид трубок. Они состоят из хрящей и никогда не слипаются.)

3. Лёгкие. ( Они похожи на большие розовые губки, обогащают кровь кислородом.)

 Игра  «Знайка».

  1. Нос служит для украшения лица. (Нет.)
  2. В носу воздух согревается и очищается. (Да.)
  3. Трахея и бронхи имеют вид трубок. (Да.)
  4. Из носа воздух попадает в лёгкие. (Нет.)
  5. Человек вдыхает углекислый газ, а выдыхает кислород.(Нет.)
  6. Откашливаясь, человек удаляет грязь из организма. (Да.)
  7. В лёгких происходит обмен газов. (Нет.)
  1. Изучение нового материала.

Слайд №3.

- Сегодня на уроке мы будем учиться беречь органы дыхания. Тема нашего урока «Гигиена дыхания». Что такое гигиена? («Гигиена - раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.» Ожигов С. И. )

А) Практика под руководством учителя.

- Что хотите сказать, посмотрев это фотографии?

- В воздухе вокруг нас много микробов, пыли. И возникает вопрос.

Слайд №4.

- Почему же мы не болеем постоянно? ( В носовой полости за 5 минут погибает 90% всех микробов. Не все бактерии вредны для человека.)

- Какие заболевания передаются по воздуху через органы дыхания? (Простудные, инфекционные)

-Какие правила  надо соблюдать, чтобы не заразиться?  На этот вопрос вам помогут ответить фотографии.( Спорт, правильное питание, режим дня, чистота.)

-Почему одной из экологических задач, которую решает человечество, является борьба за чистый воздух? (Пыль есть почти везде. Только в море, 1000-1200 км от берега, и на очень большой высоте пыли нет. Даже на вершинах Альп в 1 мл воздуха содержится 200 пылинок. А в таком же объёме городского воздуха пылевых частиц более полумиллиона. В деревне пыли меньше, но и там в 1 мл воздуха до 5 тысяч частичек пыли. Ветер переносит пыль на очень далёкие расстояния: в Норвегии, например, обнаружена пыль пустыни Сахары, а в Европе – вулканическая пыль с островов Индонезии. В магазинах, театрах, на выставках, где бывает очень много людей, в 1 мл воздуха может быть до 12 млн бактерий и более. Бактерии не носятся в  воздухе свободно. Они «пассажиры» частиц пыли и переносятся только с нею. Вот почему борьба за свежий воздух – это борьба с заразными болезнями. Чем меньше пыли, тем меньше бактерий.)

Б) Работа с книгой.

-Откройте учебник на странице 71. Прочитайте вопросы около картинки и постарайтесь ответить на них.

-Какие меры нужно принимать нам, во время занятий в классе? (Проветривать на каждой перемене помещение.)

- Почему? (В комнатах пыли больше в 10-15 раз, чем на улице. Проветриваемый воздух уносит не только пыль, но и углекислый газ, и другие примеси. В классе, если не проветривается, углекислого газа к 11 часам становится почти в три раза больше, чем перед началом занятий.)

В) Практическая работа в тетради.

- Как мы дышим? Что происходит с грудной клеткой? (Меняется объём наших лёгких.) Почему? (Они насыщаются кислородом.)

-Давайте проверим ваши предположения. Откройте тетрадь на странице 33 и выполните задание № 74. Работаем парами.

Дети измеряют грудную клетку и делают вывод.

Слайд №5.

-Что такое дыхательная гимнастика? (Совокупность специально подобранных дыхательных упражнений.)

-Как вы думаете, для чего она нужна? (Для укрепления здоровья и гармоничного развития организма.)

-Сейчас мы попробуем вместе с вами сделать такую гимнастику. С помощью этих дыхательных упражнений у вас будут развиваться лёгкие, и вы сможете управлять своим дыханием.

Г) Физкультминутка.

 «Сова». Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево и посмотреть через плечо назад. С силой развести плечи. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Посмотреть назад через правое плечо, снова с силой развести плечи. Вдох, задержка дыхания, выдох. Опустить руки, уронить голову на грудь, вдох, выдох.

Слайд №6.

«Шапка для размышлений». Сделать глубокий вдох. Осторожно завернуть уши от верхней точки до мочки («надеть шапку»). Задержать дыхание. Выдох через рот с открытым сильным звуком «А-А-А». Вдох- выдох. Вдох снова «надеть шапку». Задержать дыхание. Вдох со звуком «О-О-О» («Ы-Ы-Ы», «У-У-У»).

Слайд №7.

- Что вы почувствовали?

- Интересно,  что у одного человека в обычном состоянии за 1 минуту проходит 6-8 литров воздуха, при мышечной работе – 120 литров.

- Как выдумаете, кто помогает нам очищать воздух? (Растения)

-  Зачем люди высаживают растения? (Для очищения кислорода).

- Кроме кислорода растения выделяют особые вещества – фитонциды, которые убивают бактерии.

Д) Слово учителя о вреде курения.

Слайд №8.

Стены и потолки помещений, в которых люди курят, покрыты маслянистым налётом желтовато-серого цвета. А что же тогда происходит с органами дыхания курильщика? Нежно-розовые лёгкие становится серыми. Яд никотин, который находится в табаке,  -  один из самых опасных ядов растительного происхождения.

Слайд №9.  Е) Практика под руководством учителя. (Капелька.)

 Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от ¼ капли никотина, собака – ½,  лошадь – от 1 капли, для человека смертельная доза – 2-3 капли.

Слайд №10.

 В течении 30 лет курильщик выкуривает примерно 20000 тысяч сигарет или 160 кг табака, поглощается в среднем 800 г никотина. Если человек курит от 1 до 9 сигарет в день, то он сокращает свою жизнь на 4-6 лет. Курящие люди в 13 раз чаще, чем некурящие заболевают стенокардией, в 12 раз чаще случается инфаркт, в 10 раз чаще – язва желудка, в 30 раз чаще рак лёгких.

Слайд №11.

 У курящих девушек «вянет» кожа, грубеет голос. Дети, рожденные от курящих матерей, отстают в развитии, хуже учатся.

- Может быть кто-то из вас объяснит нам что такое «пассивное» курение.

- Это когда мы находимся рядом с курящим человеком. И что самое обидное – отравляемся также,  как и он. Поэтому лучше держаться подальше от курящего человека.

Ж) Работа в группах.

-Русский народ придумал много пословиц о вреде курения. Ваша задача «собрать» пословицы, объяснить их значение. (Все слова пословиц разрезаны.)

1-я группа – Один курит, а весь дом болеет.

2-я группа - Курить много табака – поубавиться ума.

3-я группа – Заядлого курильщика муха крылом перешибёт.

Слайд №12.

Проверка.

4. Рефлексия деятельности.

-Какую полезную информацию вы получили для себя на уроке?

5. Домашнее задание.

-Нарисовать плакат о том, как беречь свои дыхательные органы, можно в виде знаков.

Слайд № 13.

6. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Органы дыхания"

Конспект подходит для проведения уроков окружающего мира в  3 классе...

Урок по теме "Дыхание.Значение дыхания.Органы дыхания".

Предлагаемый урок содержателен, насыщен разнообразными формами работы. Опираясь на обыденные знания детей, на простые опыты в классе, учитель подводит  учеников к необходимости более глубокого из...

"Органы дыхания. Гигиена органов дыхания" разработка урока по окружающему миру в 4 классе

«Органы дыхания. Гигиена органов дыхания»1.     Познакомить с дыхательной системой человеческого организма, с ролью органов дыхания, входящих в неё.2....

словарь "Органы дыхания"

В словаре в стихотворной форме дано объяснение органам дыхания....

Урок окружающий мир "Органы дыхания" 3 класс УМК "Гармония"

Урок разработан с использованием технологии "Развитие критического мышления у младших школьников"....

Проект «Дыхание. Основные правила гигиены дыхания. Пыль: вечная, загадочная и... опасная!»

quot;Окружающий мир" и внеурочная деятельность "Загадки планеты"...

Гигиена дыхания

Как заботиться о дыхании? 12 правил гигиены дыхания, которые должен знать каждый!...