"Органы дыхания. Гигиена органов дыхания" разработка урока по окружающему миру в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Ахмадуллина Лейсан Ревилевна

 

«Органы дыхания. Гигиена органов дыхания»

1.     Познакомить с дыхательной системой человеческого организма, с ролью органов дыхания, входящих в неё.

2.     Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать учебный материал.

3.     Формировать бережное отношение к здоровью как  одной из основных ценностей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_dyhaniya_4_kl.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

I. Организационный момент. ПУЗ

- Начнём урок с разминки. Все расслабились. Делаем глубокий  вдох через нос – спокойный выдох через рот, вдох - выдох, вдох – выдох.

 - Ребята, пока мы делали это упражнение прошло 30 секунд.

А вы знаете, если бы мы не дышали в это время, то мы  бы начали задыхаться.

Пока я это говорила прошла уже 1 минута. Если в течение 1 минуты в головной мозг не поступит кислород, то произойдут  уже необратимые последствия.

Следующее упражнение «Цапля» : стоя на вдохе руки разводим в стороны, одну ногу сгибаем в колене и поднимаем. На выдохе опускаем руки и ногу, произнося «ш-ш-ш». 2 раза

- Спасибо. Садитесь.

-Что вы можете сказать о нашей разминке?

+Все они на дыхание.  Вдох, выдох.

- Человек постоянно дышит. Мы настолько привыкли к этому, что и не замечаем. Интересно то, что новорожденный ребёнок дышит 60 раз в минуту, а взрослый человек только 16 раз.

- А давайте попробуем не дышать. Я засекаю время, а вы задержите дыхание. Кто сколько выдержит?

- Вам легко было не дышать? Какой вывод мы можем сделать?

+ Человек не может не дышать. Если не дышать, то  можно умереть.

- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?

+ О дыхании.

- А что такое  дыхание?

+Это вдох и выдох.

- При вдохе мы набираем  в себя воздух в грудь, при выдохе- выдыхаем, т.е. наш организм постоянно обменивается воздухом с окружающим.

- Давайте попробуем обнаружить воздух:

1) Помашите перед собой рукой.

2) Подуйте  на свою руку.

3) Помашите перед собой тетрадкой на лицо.

- Что вы ощутили?

+Ветерок. А ветер это колебания воздуха.

- Видите ли вы воздух?  Имеет ли он вкус, запах?

-Воздух это газ, без цвета, без вкуса и запаха.

-Зачем организму нужен воздух?

+ Чтобы дышать.

- Сегодня на уроке мы с вами должны проследить путь воздуха вдыхаемый и выдыхаемый человеком, т.е. изучим органы дыхания. (Слайд, карточка)

II. Изучение нового материала

- Мы делаем вдох. Куда попадает прежде всего воздух?

+В нос.

 НОС (карточка, слайд) 

- Перед вами на партах лежат листочки со схематическим изображением человека.  Найдите и подпишите на рисунке этот орган.

- Откройте учебник стр.68. Познакомьтесь с содержанием третьего абзаца текста. Найдите ответ на вопрос: «Какие  функции выполняет нос?»

Фильтр    Увлажнитель      Сторожевой пост     Печка

Фильтр- очищает воздух от пыли. Внутри поверхность носа усеяна множеством крохотных ресничек. Они всё время колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер.

К этим ресничкам прилипают на лету пылинки.

Увлажнитель- увлажняет воздух.

Печка- так как стенки носа пронизаны множеством тонких сосудов, по которым течёт кровь. Поэтому  даже  в морозные дни воздух успевает согреться.

Сторожевой пост-  распознает запахи, препятствует проникновению микробов.

- С этим заданием вы справились хорошо.

- Воздух дальше  проходит через гортань ( карточка, слайд)

в трахею (карточка, слайд).

-Прощупайте в передней части шеи жёсткую ребристую трубку. Это и есть трахея.

На рисунках найдите и подпишите трахею.

Трахея устроена очень хитро. Когда вы что-нибудь глотаете, трахея закрывается маленькой заслонкой, чтобы пища не попала в лёгкие. А когда делаете вдох  закрывается глотка, и воздух бежит не в желудок, а в лёгкие. Но если вы вздумаете говорить или кричать во время еды заслонка может вовремя не закрыться, крошка попадёт в трахею, и тогда вам придётся долго кашлять, пока она оттуда не вылетит.  

Не зря гласит пословица «Когда я ем, я глух и нем».

Далее трахея разветвляется на 2 широкие трубки. Это бронхи. (карточка, слайд).

Найдите и подпишите у себя на рисунках.

- Они соединяют трахею с правым и левым лёгким (карточка, слайд).  Оттуда  воздух кровью разносится по всему организму.

- Найдите на рисунках лёгкие и подпишите.

- Посмотрите у меня в руках губки. Лёгкие похожи на эти губки, но только  больше. Они состоят из бесчисленного множества пузырьков- альвеол и тоненьких кровеносных сосудов. Поступая в лёгкие свежий воздух наполняет лёгочные пузырьки кислородом, а при выдохе углекислый газ  выходит, совершая обратный путь. В  лёгких происходит обмен газов.

- Итак, давайте повторим через какие органы  воздух проходит в наш организм. И как он выходит.

III. Практическая работа

- А теперь я прошу вас встать.

А теперь встали, положите руку на грудную клетку. По моей команде  сосчитайте сколько вдохов и выдохов вы сделаете за одну минуту. Начали.

Засечь время.

Запишите результаты на своих листочках.

- А теперь на счёт сделайте 10 приседаний подряд.  

- Посчитайте количество вдохов и выдохов за 1 минуту.

- Запишите результаты. Садитесь.

- Сравните. Сделайте вывод.

+ При нагрузке дыхание учащается, а в покое становится реже.

Замечено, что человек дышит часто и тяжёло не только при физической нагрузке, но и при волнении. Когда надо успокоиться  полезно делать дыхательные упражнения. Давайте разучим одно из них.

Упражнение называется «Дыхание уступами».

Делаем 3-4 коротких вдоха подряд, затем 3-4 коротких выдоха подряд. (2-3 раза) 

IV. Закрепление изученного материала

- Продолжим работу в группах.

Почему нужно дышать не ртом, а носом?

Почему пыль из воздуха не попадает в лёгкие?

Рассмотрите картинки. На какие две группы их можно разделить? Какая группа может быть связана с темой нашего урока? Почему?

Что было бы, если бы  воздух вдруг исчез полностью из атмосферы Земли?

Как вы думаете, почему люди разводят комнатные растения?

Объясните высказывание К.Паустовского: «Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования».                                

Как вы понимаете смысл слова «гигиена»?

Ответы

- А правильно ли вы  понимаете это слово мы проверим по словарю Ожегова.

Гигиена посмотреть по словарю  

- А какие условия мы должны соблюдать для поддержания гигиены дыхания?

+Проветривание, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе.

- Если мы не будем соблюдать гигиену дыхания, то через органы дыхания в организм попадают вирусы. Поэтому в период эпидемий простудных заболеваний и гриппа нужно регулярно промывать нос подсоленной водой, носить маски.

- Как вы думаете полезен ли для здоровья табачный дым?

+Нет

- Курение- враг номер один органов дыхания. Ядовитые вещества, которые втягиваются в лёгкие разрушают его.

Посмотрите как выглядят лёгкие курящего и здорового человека. Ответы

 Никотин действует на мозг человека и способствует развитию тяжёлой болезни – рака.

Болезни органов дыхания бывают и при переохлаждении. Закалённые люди не переохлаждаются.

V. Итог урока

-  Подведём итоги урока.

- Что нового узнали  на уроке?

- Почему нужно соблюдать  гигиену органов дыхания?

- Что вас удивило?

- Что вам понравилось?

- Спасибо, всем за работу.

VI. Самооценка

- Ребята, кто считает, что сегодня работал на  5? Сколько человек? На доске

- Ребята, кто считает, что сегодня работал на  4? Сколько человек? На доске

VII. Домашняя работа

- разучите дыхательные упражнения

- приготовить сообщение «Что опасно для органов дыхания»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 1 класс." Здоровье. Гигиена. "

Урок по окружающему миру 1 класс.учитель начальных классовЧавкина Татьяна Николаевна. Саратовская область. Энгельсский район п. Новопушкинское. Дата: 22 ноября 2011г.Тема: Здоровь...

Урок по окружающему миру.3 класс Школа России. Органы чувств.

Формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; познакомить со строением и ф...

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Что такое гигиена". УМК "Перспектива"

Реализация системно-деятельностного подхода средствами различных педагогических технологий....

Схема конспекта урока по окружающему миру 4 класс "Зачем нужна гигиена"

Данный урок имеет четко организованную структуру учебной деятельности обучающихся на уроке.Создаются условия для формирования УУД:       - личностных: мотивация учения, о...

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс "Дыхание и питание растений"

Предмет: окружающий мир   Класс:  3    Учебник (УМК): А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс «Школа России» Тема урока: Солнце, растения и мы ...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" по теме: "Дыхание. Движение крови"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Дыхание. движение кровиЦели:образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с функциями ды...