Урок по теме "Дыхание.Значение дыхания.Органы дыхания".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Предлагаемый урок содержателен, насыщен разнообразными формами работы. Опираясь на обыденные знания детей, на простые опыты в классе, учитель подводит учеников к необходимости более глубокого изучения темы "Дыхание". Сочетая беседу, обращение к тексту учебника и работу детей с карточками-заданиями, учитель включает школьника в самостоятельную мыслительную деятельность, при этом поддерживая эмоциональный насторй и внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_dyhanie._znachenie_dyhaniyayuorgany_dyhaniya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
Урок по теме: «Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания»
Цели:
-обеспечить восприятие, осмысление и запоминание учащимися изучаемого материала :органы дыхания, их строение, функции;
-содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые приводят к выводу о значении дыхания для живой природы;
-формировать отношение к здоровью как одной из основных ценностей жизни;
-учить выделять главное в тексте учебника, в речи учителя, составлять схемы, работать с таблицами.
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир» 4 класс, ч.2.
-карточки-опоры для обратной связи;
-песочные часы;
-таблица «Органы дыхания»;
-кроссворд;
-диск с записью лёгкой музыки;
-картинки с изображением предметов живой природы;
-кусочки губки;
-схема.
Ход урока
I.Организационный этап
(Приветствие, проверка готовности к уроку: учебные и письменные принадлежности; настроение; организация внимания, готовности к плодотворной работе).
Учитель: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Проверьте готовность к уроку. Сегодня мы продолжим постигать тайны главного чуда света, человека, изучать его организм.
II.Введение в тему урока
Учитель: Ребята, объясните высказывание хорошо известного вам писателя Константина Паустовского: «Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования».
Учитель: Я думаю, вы догадались, что тема сегодняшнего урока: «Дыхание».
На доске:
Органы дыхания - это воздушные ворота в организм. Через них он сообщается с внешней средой.
Учитель: На столах у вас есть карточки-опоры к теме, прочитав которые, вы сможете представить, что вы узнаете и чему научитесь.
На доске прикреплены карточки с понятиями:
-трахея,
-бронхи,
-лёгкие,
-кислород,
-углекислый газ.
Учитель: Чтобы наша совместная работа была успешной, предлагаю организовать работу по следующему плану:
Дыхание.
1.Значение дыхания.
2.Органы дыхания.
3.Процесс дыхания.
4.Дыхательная гимнастика.
Вам будут предложены различные задания. Символом успешного выполнения задания давайте выберем красный кружок, который вы будете рисовать в своих карточках.
Итак за работу!
III. Открытие значения
Учитель: Рассмотрите картинки. Что вы можете сказать о них? Как они могут быть связаны с темой сегодняшнего урока?
На доске картинки предметов окружающего мира: камень, кошка, река, лес, дом, машина, девочка, птица, муха, гриб, луна.
Дети: Это объекты окружающего мира.
-Это природа и то, что сделал человек.
-Их можно объединить в 3 группы: живая природа, неживая природа и то, что сделал человек.
Учитель: Но к нашему уроку имеет отношение только живая природа.
Дети: Все живые организмы дышат.
-Дышат растения, животные и, конечно, человек.
Учитель: Дыхание является, как вы знаете, одним из признаков живой природы. Настал час, и ребёнок родился, появился на свет…Раздался его первый крик – это первый вдох нового человека. С первым криком воздух устремляется в дыхательные пути, расправляет и наполняет лёгкие. И пока человек живёт, он непрерывно дышит, и днём, и ночью. Мы настолько привыкли к этому, что не замечаем.
Проведём опыты, которые покажут значение дыхания и что такое дыхание.
Опыт 1. Попробуйте не дышать! Кто сколько сможет выдержать?
Песочные часы показывают меньше минуты.
Вывод: Человек не может не дышать.
Значение дыхания: Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты, хорошо тренированные(пловцы, ныряльщики)- на 5-6 минут.
Учитель: Почему человек дышит непрерывно? Ответ найдите на стр.68
Учитель: Вот почему мы не могли даже короткое время сдерживать дыхание. Потребовалось пополнить запас кислорода.
Опыт 2. Чтобы пополнить запас кислорода, делаем вдох. Что хочется сделать за вдохом?
Вывод: Дыхание непременно чередует вдох и выдох. При вдохе мы набираем в себя воздух, а при выдохе выдыхаем воздух в окружающее пространство.
Учитель: Что же такое воздух? Давайте проведём ещё один опыт.
Опыт 3. Попробуем его обнаружить: 1)помашите перед собой рукой или тетрадкой; 2) подуйте на руку.
Учитель: Что вы ощущаете?
Дети: Лёгкий ветерок, который не виден.
Учитель: Имеет ли он запах, вкус, цвет?
Дети: Нет, не имеет.
Опыт 4. Оборудование: 2 литровые банки, 2 свечки.
Зажигаем свечки. Одну накрываем банкой с комнатным воздухом, вторую – банкой, в которую сделали 3-4 выдоха. Наблюдаем. Делаем выводы. (Под второй банкой свеча погасла, т.к. в банке был углекислый газ, а он не поддерживает горение и дыхание).
Воздух- это смесь газов без цвета, без вкуса, запаха, при дыхании меняется его состав. Человек вдыхает воздух с кислородом, а выдыхает воздух с углекислым газом.
Учитель: Зачем человеку воздух?
Учитель: Вспомните, как трудно вам стало, когда вы перестали дышать, как сильно захотелось глубоко вдохнуть. Это, оставшись без кислорода, взбунтовались все клетки. Они словно закричали: «Скорее же пришлите нам кислород! Иначе мы погибнем!» И, подчиняясь этому приказу, мы сделали вдох.
Как это происходит?
IV.Изучение строения органов дыхания.
Учитель: Мы делаем вдох. Куда прежде всего попадает воздух?
Учитель прикрепляет к таблице аппликацию «нос».
Дети записывают в своих таблицах : 1 – нос.
Учитель: Познакомьтесь с содержанием третьего абзаца текста учебника на стр.68. Найдите ответ на вопрос: какие четыре функции выполняет нос?
Заполните схему.
Учитель прикрепляет «трахею».
Учитель: Прощупайте её в передней части шеи. Это жёсткая ребристая трубка.
Дети подписывают в карточках: 2- трахея.
Учитель: Трахея устроена очень хитро. Когда вы что-нибудь глотаете, трахея закрывается маленькой заслонкой, чтобы пища не попала ненароком в лёгкие. А когда вы делаете вдох, закрывается глотка, и воздух бежит не в желудок, а в лёгкие. Но если вы вздумаете говорить, кричать или хохотать, глотая пищу, заслонка может вовремя не закрыться, крошка попадает в трахею, и тогда вам придётся долго кашлять, пока она оттуда не вылетит. Это очень опасно. Какую поговорку обычно говорят?
Учитель прикрепляет «бронхи».
Учитель: Далее трахея разветвляется на две широкие трубки. Это бронхи. Они соединяют трахею с правым и левым бронхи.
Дети подписывают в карточках: 3-бронхи.
Учитель прикрепляет «лёгкие».
Учитель: Понаблюдайте, что происходит с грудной клеткой, когда выделаете вдох и выдох.
Дети: Она вначале увеличивается, расширяется, а потом как бы сужается, делается меньше.
Учитель: Ребята, воздух по бронхам поступает в лёгкие. При этом грудная клетка поднимается и лёгкие расширяются. Лёгкие похожи на две большие розовые губки. Они состоят из бесчисленного множества крохотных пузырьков – альвеол и тоненьких кровеносных сосудов. Поступая в лёгкие, свежий воздух наполняет лёгочные пузырьки. Кровь, пробегая по их стенкам, вбирает из воздуха кислород, чтобы затем разнести его по телу, в каждую клеточку. Именно здесь, в лёгких, происходит этот обмен.
Дети пишут в карточке: 4 – лёгкие. Рассматривают кусочки розовой губки, которые есть на каждом столе.
Учитель: Давайте ещё раз проследим, как путешествует воздух в организме.
На доску прикрепляются таблички для составления схемы.
Учитель: Возьмите карандаш и стрелками красного цвета укажите, как путешествует воздух при входе.
Дети выполняют задание в карточках, один ученик – у доски.
Учитель: В клетках кровь вбирает в себя углекислый газ, отдаёт его лёгочным пузырькам – альвеолам. Грудная клетка сжимается, и мы делаем выдох, удаляя углекислый газ из организма.
Возьмите синий карандаш и покажите стрелками, какой путь проходит воздух при выдохе.
Физпауза
Учитель: Замечательно! Мы хорошо потрудились. Пора и отдохнуть. Проведём физкультминутку. Разомнёмся и понаблюдаем за дыханием.
- Приседания(5-10раз)
- Как изменилось дыхание? ( стало чаще).
2) Релаксация под музыку (1мин)
- Что произошло с дыханием? (Оно успокоилось).
Вывод: при физической нагрузке дыхание учащается, в покое становится реже.
V. Первичное закрепление
Работа в парах.
«Почемучки».
*Почему надо дышать не ртом, а носом? (Чтобы согреть и очистить воздух.)
* Почему пыль из воздуха не попадает в лёгкие? (Нос-фильтр.)
Что и почему?
*Что было бы, если бы трахея не была жёсткой, ребристой трубкой? (Если бы завязали туго шарф, то задохнулись бы.)
*Что было бы, если бы поверхность дыхательных органов не была покрыта особыми клетками и ресничками? (Пыль проникла бы в лёгкие.)
Фронтальная работа с классом
Дети показывают пантомимой и объясняют значение выражений «согреть своим дыханием»; «искусственное дыхание»; «затаив дыхание»; «бездыханный».
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ!!!
*Новорождённый ребёнок дышит 1 раз в секунду, а в возрасте 15 тел- 20 раз в минуту.
*Чем больше животное, тем медленнее оно дышит. Например, слон вдыхает около 10 раз в минуту, а мышь -около 200.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Замечено, что человек дышит часто и тяжело не только при физических нагрузках, но и при волнении, стрессе.
Когда надо успокоиться – полезно делать упражнения.
Давайте разучим одно из них. Дыхание «уступами».
В основе этого дыхания лежит естественное, предусмотренное природой снятие сильного стресса.
Это смех и плач.
Что мы делаем, когда смеёмся или плачем? (Всхлипываем, вдыхаем воздух, выдыхаем.)
Дыхание уступами.
3-4 коротких вдоха подряд,
3-4 коротких вдоха подряд.
Трентровка.
ПРОФИЛАКТИКА ГРИППА
Нельзя не вспомнить, что с похолоданием наступает период эпидемии гриппа и других простудных заболеваний.
Воротами для проникновения вируса в организм являются органы дыхания.
Полезно уже сейчас защитить себя от вирусов.
Регулярно, утром и вечером, промывать нос подсоленной водой.
VI.Домашнее задание
Учитель: дома продолжайте выполнять дыхательную гимнастику, разучите её с кем-нибудь из домашних, составьте и решите кроссворд по теме «Дыхание», подберите интересный материал о гигиене дыхания.
VII.Подведение итогов
Учитель: Наш урок подходит к концу. Вы сегодня замечательно поработали, ребята! Вы хорошо выражали свои мысли и чувства..
Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на уроке? (О дыхании.)
Над чем размышляли? (Можно ли не дышать; как человек дышит.)
Что вам понравилось? (Проводить опыты, наблюдать за собой).
Что удивило? ( Большие и маленькие дышать не одинаково часто.)
Предлагая вам последнее задание – «недописанный тезис»: Что было бы, если бы воздух вдруг исчез полностью из атмосферы Земли?
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
2012 г. Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Дыхание и кровообращение"Плешаков А.А.
Тема "Дыхание и кровообращение"УМК "Школа России"...
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Урок по окружающему миру "Гигиена органов дыхания"
Пояснительная записка. Этот урок предназначен для учащихся 4 класса. Тема: "Гигиена органов дыхания». Данный урок является заключительным в теме "Дыхательная система". На предыд...
Проект урока с применением ТРКМ "Организм человека. Дыхание и кровообращение".ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Класс3 . УМК Школа России. Автор А.А.Плешаков
Проект урока с применением ТРКМ "Организм человека. Дыхание и кровообращение" ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Класс_3 УМК Школа России .Автор учебника А.А.Плешаков , Мир вокруг нас ,2008 г....
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс "Дыхание и питание растений"
Предмет: окружающий мир Класс: 3 Учебник (УМК): А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс «Школа России» Тема урока: Солнце, растения и мы ...
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме: «Дыхание и кровообращение» (3 класс, УМК "Школа России").
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме: «Дыхание и кровообращение» (3 класс, УМК "Школа России")....