Урок окружающего мира "Вода на Земле" 2 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Урок окружающего мира "Вода на Земле".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок окружающего мира во 2 классе26.94 КБ

Предварительный просмотр:

 Окружающий мир, 2 класс, УМК «Гармония».

Урок на тему: «Вода на Земле. Океаны и моря».

        Разработала учитель начальных классов МОУ «СОШ №15»               г.Энгельса  Саратовской области  Брюханова Т.В

Цели урока:

I. Образовательная:

1) проверить и углубить знания учащихся о формах поверхности Земли и их условных обозначениях на физической карте;

2) дать понятие о Мировом океане и представление об океанах и морях;

3) расширить знания учащихся о многообразии организмов, населяющих воды Мирового океана.

II.Развивающая:

1) развивать память, логическое мышление;

2) способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, объясняя приспособленность к среде обитания.

III. Воспитательная:

1) воспитывать любовь к растительному и животному миру;

2)воспитание любви к Родине.

Учащиеся должны знать, что такое море и океан, а также уметь распознавать моря и океаны на физической карте.

Оборудование: мультимедийный проектор, для опыта: стаканчики, палочки, соль, учебники О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс; рабочие тетради О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс.

ХОД УРОКА

I Орг момент.   Проверь, дружок,

                   Всё в порядке:

                   книжки, ручки и тетрадки?

II. Повторение ранее изученного материала по разделу «Формы поверхности Земли».  

-Мы живём на планете Земля. ( слайд № 2  )

-Назовите основные формы поверхности Земли. ( слайд № 3)

-О какой форме поверхности земли идет речь?

             Отгадайте загадку:

     Носит бабка снежную шапку,

   Каменные бока закутаны в облака.   (гора) ( слайд № 4)

- Есть ли в нашей области горы? (слайд № 5)

-Отгадайте загадку:

       Это ровная поверхность,

       Есть леса, но нету гор.     (равнина) ( слайд № 6 )

-Какие бывают равнины? ( плоские и холмистые) ( слайд № 6 )

- Назовите сходство гор и холмов. (слайд № 7) (Это возвышенности. Различают части: подошва, склон, вершина).

- Определите холм и ли гора? (слайд 8) В чём их отличие?

- Каким цветом на карте обозначают горы и равнины? Покажите на карте. ( слайд № 9) ( Горы – коричневым, а равнины – зелёным)

- А почему тогда нашу землю называют « Голубой планетой?» ( слайд № 10)

III. Работа по теме урока. Сегодня мы продолжим изучение нашей планеты. Вы уже, наверно, догадались, что будем изучать?

 Тема урока «Вода на Земле. Океаны и моря». (слайд №11)

1)Вводное слово учителя: Да на нашей планете больше воды, чем суши. ( слайд № 12 )

 (Посмотрите диаграмму в рабочей тетради с.4.)

 - Что можете сказать о соотношении воды и суши на земле?  ( Если всю поверхность Земли изобразить в виде круга и разделить его на 10 частей. То 3 части займёт суша и 7 частей вода.) 

Нашу Планету можно было назвать планетой ОКЕАНОВ. Вся Вода на земном шаре называется Мировым океаном.

2)        Работа по карте полушарий. ( слайд № 12 )

- Весь Мировой океан делится на пять частей, то есть пять океанов. Океаны - это огромные пространства воды.

- Какие мы знаем океаны? (показ)

Учитель: Часть океана, которая расположена вдоль берега материков, называется морем. 

( показ)

Сравнительные размеры морей и океанов и количественное соотношение:

- А что больше по площади поверхности океан или море?

- А по количеству?   (морей много, их 50, а океанов - 5).

(Закрепление понятий - океан, море.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Показать, как вода движется в океане- волнами).

3) Работа по карте РОССИИ: (слайд №13) Россия большая держава, омывают её 3 океана. ( показ)

-        Особенно много морей вдоль северных берегов России (назвать и показать).

- Какие моря ещё знаете?  

- Какой русский художник любил изображать море? (Айвазовский) ( слайд № 14, 15 )

4) Исследовательская работа.

Морей много. И вода в них МОРСКАЯ.

- Кто был на море?    Какая на вкус морская вода?   А почему? Есть соль в воде, а мы её не видим. ( проблемн. ситуация)

Давайте проведём исследование.

Опыт.   В стаканчики с водой добавим немного морской соли, размешаем. (работа в паре)

- Что заметили? (соль растворилась) Сделайте вывод. ( Вода – растворяет соль, поэтому морская вода солёная)

- А как нам обратно получить соль? ( проблемн. ситуация)

( Опыт описан в рабочей тетради с. 4.)

- А вы на море пили морскую воду? (Нет, морскую воду пить нельзя!)

- А вы в море купались?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  Мы на море живём

                    Мы по морю плывём.

                     Раз взмах, два взмах.

                     Хорошо вот так!!!

- Стойте, стойте, далеко нельзя заплывать!

- Какие правила поведения на море знаете?

- А что нам советует учебник.

Работа по учебнику с. 5. Правила поведения на море.

5) О роли воды и богатств морей и океанов в жизни человека.

Вся жизнь на нашей планете связана с водой.  (слайд №16)

Учитель: Почему так говорят « Кругом вода, а с питьем беда»? Ответ: это о морской воде так говорят, потому что она соленая.

Солёная, а как же там обитают различные животные? ( предположения детей)

- Многие живые существа приспособились жить в морской воде.

- Каких морских обитателей знаете? (слайд №17)

- Как люди используют богатства морей и океанов?  (слайд №18)

- Рыба — один из главных продуктов питания жителей морских побережий? (слайд №19)

 Из морских водорослей тоже делают продукты питания и лекарства. Добывают из них йод, красящие вещества. Из некоторых морских моллюсков достают жемчужины для бус и колец. Раковины идут на изготовление перламутровых пуговиц и украшений. (Показ раковин)

На побережье строят санатории, дома отдыха.  (слайд № 20, 21)

По морям и океанам перевозят разные грузы и товары. Путешествуют на морских судах и люди. Рассматривание рис. На 7 стр. учебника.

- НО! ВНИМАНИЕ! Морю угрожают  опасности. Как вы думаете – какие? (Ответы)

- Да, морю угрожают 2 опасности – загрязнение различными отходами и избыточная добыча рыбы.  ( слайд № 22, 23)

Учитель: Какой же вывод из этого следует? (Ответы)  

Вывод: не мусорить, не загрязнять, а охранять моря и океаны. ( слайд № 24)

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Самостоятельная работа. (слайд №25)

Учитель: Давайте выясним, что же мы узнали сегодня на уроке. Для этого каждый из вас заполнит карточку - тест. (Вывод-итог зачитывается вслух). См. приложение № 1.

 Домашнее задание: ( слайд № 26) с.7 учебника. Сочинить «Сказку о рыбаке и рыбке» на новый лад.

Любознательным: найти в энциклопедиях ответы на вопросы:

  1. Какие «цветные» моря есть на Земле?
  2. В каком море охотятся, судя по его названию.
  3. Какое море есть «среди земли»?
  4. Есть ли «неживое» море?

Рефлексия. – Что нового узнали? – Что было интересно на уроке?

 Если на уроке вы узнали достаточно, всё было понятно – то прикрепите на доску голубую капельку, а если хотите узнать больше – то белую. (дети прикрепляют и получается «ручеёк»)

- Что у нас получилось? ( ручеёк, речка ) А о них мы узнаем на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе (ПНШ) 8-ое заседание клуба «Мы и окружающий мир» «Безопасное поведение в лесу»

                Данный урок проводится в форме заседания клуба. Задачи данного занятия: - углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие раст...

УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.

Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...

Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"

Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир". УМК "Перспектива". Учебник А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой "Окружающий мир. 1 класс"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "В лес за грибами" (УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир 1 класс», авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина)

Урок окружающего мира по теме "В лес за грибами" проводится во 2 полугодии 1 класса. Это 3-й по счёту урок-закрепление по теме "Грибы". Проводится в форме урока-путешествия. На дан...