Россия - Родина моя (урок по ОРКСЭ)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Это первый урок по новому курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Его можно использовать при изучении любого модуля.
Цель: определить отношение каждого ученика к нашей родине - России.
Задачи: формирование первоначальных представлений о единстве многонационального народа России; развивать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих; воспитывать любовь и гордость к своей Родине.
Прилагается раздаточный материал.
Можно использовать на других уроках по этой теме и во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 95 КБ |
kartochki_teksty.docx | 14.52 КБ |
Предварительный просмотр:
КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Регентовская Светлана Витальевна |
Район | Городецкий |
Место работы | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Смольковская средняя общеобразовательная школа» |
Должность | Учитель начальных классов |
Общая информация | |
Модуль | «Основы светской этики» |
УМК | М.Т.Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс» - М.: «Русское слово», 2011 |
Тема урока | «Россия – наша Родина» |
Тип урока | комбинированный |
Цель, задачи | Цель: определить отношение каждого ученика к нашей родине - России. Задачи: формирование первоначальных представлений о единстве многонационального народа России; развивать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих; воспитывать любовь и гордость к своей Родине. |
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор, экран |
Дидактическое обеспечение | Распечатка текста, карточки для самостоятельной работы, карточки для рефлексии, географическая карта, «Ящик пожеланий», символика России, портрет президента, , великих людей России, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, город. |
Планируемые результаты урока | |
|
|
|
|
| умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов; овладение логическими действиями анализа, построения рассуждений; готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* | Творческая самостоятельная работа. |
Литература и Интернет-ресурсы | |
Основная |
|
Дополнительная |
|
Интернет-ресурсы |
|
ЭОРы | Запись песни, гимна, презентация «Россия - наша Родина» |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Проводит игру «Чем мы похожи». - Мы все оказались в одном кругу, а это значит, что мы все чем-то похожи друг на друга. | Участвуют в игре, в конце которой оказываются в одном кругу. (коллективная) | Личностные (вызвать положительное отношение к уроку) |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Зачитывает стихотворение В.Степанова «Народы России». (Слайд 1) - Ребята, а что для вас значит Родина? - Как называется страна, в которой мы живем? -Как вы думаете, какое отношение имеют мои вопросы к теме нашего урока? | Ведут диалог с учителем, высказывают свои суждения о понятии «Родина». - Страна, в которой родился и живет человек. Место, где живут близкие нам люди. Место, по которому люди скучают, находясь далеко. И т.д. - Наша страна называется Россия. Совместно с учителем формулируют тему урока «Россия – наша Родина». (Слайд 2) (фронтальная) | Предметные (воспринимать на слух художественное произведение; знание и понимание обучающимися ценности: Родина). |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Показывает Россию на географической карте. Беседа о России (столица, символика, разнообразие жителей). (Слайды 3 – 10) - Как еще можно назвать страну, где ты родился? - Почему? | Высказывают свои предположения. (фронтальная) | Предметные (знание, понимание и принятие обучающимися ценности: Родина). Личностные (формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий). |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | - Где можно найти такую информацию? | - Прочитать в словаре. - Посмотреть в интернете. - Прочитать в книгах. -Спросить у родителей. (фронтальная) | Метапредметные (формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей). |
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Предлагает различные словари. Раздает текст К.Д.Ушинского «Наше Отечество». (текст раздается в печатном виде) Организует анализ. | Ищут в словаре определение слова «Родина», смотрят в интернете. Читают текст, ищут ответ на ранее поставленный вопрос. (групповая) | Личностные (развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками) Метапредметные (умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов; овладение логическими действиями анализа, построения рассуждений; готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих). |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Подводит детей к формулированию вывода. | Делают вывод в группах, затем его обсуждают. («У нас одна Родина-мать, значит, между нами много общего, несмотря на множество различий. Мы едины – мы россияне».) | Личностные (формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками). Метапредметные (формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; вести диалог, аргументировать свою точку зрения). |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Организует самостоятельную работу обучающихся. | Выполняют самостоятельное творческое задание. (индивидуальная) Затем зачитывают, обсуждают. | Метапредметные (формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей). |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | - Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, области, району, селу, школе? | Пишут пожелания, опускают в «Ящик пожеланий» (кто желает, зачитывает вслух). | Предметные (знание, понимание и принятие обучающимися ценности: Родина). Личностные (формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину). |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Просит продолжить предложения. (Оказывается… Самым неожиданным для меня было… Мне больше всего… Россиянами называют…) Домашнее задание: - Ребята, к нам скоро должен приехать иностранец, он очень хочет познакомиться с нашей страной. Что бы вы ему рассказали о нашей стране? Обсудите это дома с родителями. Прослушивание песни Г. Струве «У моей России». | Пишут продолжение предложений. (индивидуальная) Записывают задание. Слушают песню. | Метапредметные (формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей). Личностные (формирование осознания своей принадлежности к народу, стране). |
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Предварительный просмотр:
Игра «Чем мы похожи».
Учитель приглашает в круг одного из детей на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.
- Посмотрите, ребята, мы все оказались в одном большом круг, а это значит, что мы все чем-то похожи друг на друга. А еще мы держимся за руки – мы друзья.
В. Степанов
НАРОДЫ РОССИИ
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой – готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.
К. Ушинский
Наше Отечество
Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.
Самостоятельная творческая работа учащихся.
1.Составь и запиши предложения со словами Россия, Отечество, патриот, президент._____________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. Подбери 5 прилагательных
Моя Родина_____________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Подбери синонимы к слову Родина_______________________________
_______________________________________________________________
4. Мои чувства, когда я слышу слово Россия__________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Продолжи предложения.
Оказывается_________________________________________________________________________________________________________________________
Самым неожиданным для меня было__________________________________
_________________________________________________________________
Мне больше всего_________________________________________________
_________________________________________________________________
Россиянами называют______________________________________________
_________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"
Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....
Урок по ОРКСЭ "Россия - наша Родина"
Конспект вводного урока по ОРКСЭ (4 класс) "Россия - наша Родина"...
ОРКСЭ урок презентация по теме "Россия-Родина моя"
http://dfiles.ru/files/azrd7tucv...
ОРКСЭ 4 класс, урок.1 "Россия - Родина моя"
Курс ОРКСЭ, 4 класс урок,1 "Россия - Родина моя"Воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответствен...
Урок по ОРКСЭ "Моя Родина - Россия"
Урок по ОРКСЭ "Моя Родина - Россия". Урок №1. Может использоваться для всех модулей предмета ОРКСЭ...
Урок по ОРКСЭ, модуль ОПК, 4 класс. "Россия - наша Родина"
Данный урок по ОПК составлен по требованиям ФГОС, содержит интересный дополнительный материал по теме....
Урок по ОРКСЭ 4 класс "Россия - Родина моя"
Урок № 1по ОРКСЭ в помощь учителям начальных классов....