Россия - Родина моя (урок по ОРКСЭ)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Регентовская Светлана Витальевна

Это первый урок по новому курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Его можно использовать при изучении любого модуля.

Цель: определить отношение каждого ученика к нашей родине - России.

Задачи: формирование первоначальных представлений о единстве многонационального народа России; развивать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих; воспитывать любовь и гордость к своей Родине.

Прилагается раздаточный материал.

Можно использовать на других уроках по этой теме и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc95 КБ
Файл kartochki_teksty.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Регентовская Светлана Витальевна

Район

Городецкий

Место работы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Смольковская средняя общеобразовательная школа»

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

«Основы светской этики»

УМК

М.Т.Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс» - М.: «Русское слово», 2011

Тема урока

«Россия – наша Родина»

Тип урока

комбинированный

Цель, задачи

Цель: определить отношение каждого ученика к нашей родине - России.

Задачи: формирование первоначальных представлений о единстве многонационального народа России; развивать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих; воспитывать любовь и гордость к своей Родине.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, экран

Дидактическое обеспечение

Распечатка текста, карточки для самостоятельной работы, карточки для рефлексии, географическая карта, «Ящик пожеланий», символика России, портрет президента, , великих людей России, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, город.

Планируемые результаты  урока

  1. личностные
  1. вызвать положительное отношение к уроку; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование осознания своей принадлежности к народу, стране.
  1. предметные
  1. воспринимать на слух художественное произведение; знание и понимание обучающимися ценности: Родина.
  1. метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов; овладение логическими действиями анализа, построения рассуждений; готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Творческая самостоятельная работа.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  1. М.Т.Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс» - М.: «Русское слово», 2011

Дополнительная

  1. К.Д.Ушинский «Наше Отечество»;  В.Степанов «Моя Родина – Россия»; Голованова М. И. Герб, флаг, гимн России.

Интернет-ресурсы

  1. nsportal.ru     openclass.ru     viki.ru     900igr.net     pedsovet.su

ЭОРы

Запись песни, гимна, презентация «Россия - наша Родина»


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Проводит игру «Чем мы похожи». - Мы все оказались в одном кругу, а это значит, что мы все чем-то похожи друг на друга.

Участвуют в игре, в конце которой оказываются в одном кругу. (коллективная)

Личностные (вызвать положительное отношение к уроку)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Зачитывает стихотворение В.Степанова «Народы России».

(Слайд 1)

- Ребята, а что для вас значит Родина?




- Как называется страна, в которой мы живем?

-Как вы думаете, какое отношение имеют мои вопросы к теме нашего урока?

Ведут диалог с учителем, высказывают свои суждения о понятии «Родина».

- Страна,  в которой родился и живет человек. Место, где живут близкие нам люди. Место, по которому люди скучают, находясь далеко. И т.д.

- Наша страна называется Россия.

Совместно с учителем  формулируют тему урока «Россия – наша Родина». (Слайд 2)

(фронтальная)

Предметные (воспринимать на слух художественное произведение; знание и понимание обучающимися ценности: Родина).

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Показывает Россию на географической карте. Беседа о России (столица, символика, разнообразие жителей).

 (Слайды 3 – 10)

- Как еще можно назвать страну, где ты родился?

- Почему?






Высказывают свои предположения.

(фронтальная)

Предметные (знание, понимание и принятие обучающимися ценности: Родина).

Личностные (формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий).

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

- Где можно найти такую информацию?

- Прочитать в словаре.

- Посмотреть в интернете.

- Прочитать в книгах.

-Спросить у родителей.

(фронтальная)

Метапредметные (формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей).

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Предлагает различные словари.

Раздает текст К.Д.Ушинского «Наше Отечество».

(текст раздается в печатном виде)

Организует анализ.

Ищут в словаре определение слова «Родина», смотрят в интернете.

Читают текст, ищут ответ на ранее поставленный вопрос.

(групповая)

Личностные (развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками)

Метапредметные (умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов; овладение логическими действиями анализа, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения;

умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Подводит детей к формулированию вывода.

Делают вывод в группах, затем его обсуждают. («У нас одна Родина-мать, значит, между нами много общего, несмотря на множество различий. Мы едины – мы россияне».)

Личностные (формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками). Метапредметные (формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; вести диалог, аргументировать свою точку зрения).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Организует самостоятельную работу обучающихся.

Выполняют самостоятельное творческое задание. (индивидуальная)

Затем зачитывают, обсуждают.

Метапредметные (формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей).

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

- Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, области, району, селу, школе?

Пишут пожелания, опускают в «Ящик пожеланий» (кто желает, зачитывает вслух).

Предметные (знание, понимание и принятие обучающимися ценности: Родина).

 Личностные (формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину).

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Просит продолжить предложения.

(Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

Россиянами называют…)


Домашнее задание:

- Ребята, к нам скоро должен приехать иностранец, он очень хочет познакомиться с нашей страной. Что бы вы ему рассказали о нашей стране? Обсудите это дома с родителями.


Прослушивание песни Г. Струве «У моей России».

Пишут продолжение предложений. (индивидуальная)






Записывают задание.








Слушают песню.

Метапредметные (формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей).

Личностные (формирование осознания своей принадлежности к народу, стране).





ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»



Предварительный просмотр:

Игра «Чем мы похожи».

Учитель  приглашает в круг одного из детей на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

- Посмотрите, ребята, мы все оказались в одном большом круг, а это значит, что мы все чем-то похожи друг на друга. А еще мы держимся за руки – мы друзья.

В. Степанов

НАРОДЫ РОССИИ

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.

К. Ушинский

Наше Отечество

Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

Самостоятельная творческая работа учащихся.

1.Составь и запиши предложения со словами Россия, Отечество, патриот, президент._____________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2. Подбери 5 прилагательных      

Моя Родина_____________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Подбери синонимы к слову Родина_______________________________

_______________________________________________________________

4. Мои чувства, когда я слышу слово Россия__________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

     

Продолжи предложения.

Оказывается_________________________________________________________________________________________________________________________

Самым неожиданным для меня было__________________________________

_________________________________________________________________

Мне больше всего_________________________________________________

_________________________________________________________________

Россиянами называют______________________________________________

_________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по ОРКСЭ "Наша Родина Россия"

Вводный урок по теме "Наша Родина -Россия" проводится в четвертом классе одновременно для всех учащихся,занимающихся по разным модулям....

Урок по ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Конспект вводного урока по ОРКСЭ (4 класс) "Россия - наша Родина"...

ОРКСЭ 4 класс, урок.1 "Россия - Родина моя"

Курс ОРКСЭ, 4 класс урок,1 "Россия - Родина моя"Воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответствен...

Урок по ОРКСЭ "Моя Родина - Россия"

Урок по ОРКСЭ "Моя Родина - Россия". Урок №1. Может использоваться для всех модулей предмета ОРКСЭ...

Урок по ОРКСЭ, модуль ОПК, 4 класс. "Россия - наша Родина"

Данный урок по ОПК составлен по требованиям ФГОС, содержит интересный дополнительный материал по теме....

Урок по ОРКСЭ 4 класс "Россия - Родина моя"

Урок № 1по ОРКСЭ в помощь учителям начальных классов....