Урок по ОРКСЭ, модуль ОПК, 4 класс. "Россия - наша Родина"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Данный урок по ОПК составлен по требованиям ФГОС, содержит интересный дополнительный материал по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по ОРКСЭ модуль ОПК 4 класс "Россия - наша Родина" | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
« Россия – наша Родина»
Цели урока:
- Формировать у учащихся чувства патриотичности и гражданственности;
- Формировать представление о России как многонациональной стране с многовековыми традициями;
- систематизировать знания государственной символике РФ.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Знакомство с содержанием курса.
-Урок у нас сегодня необычный, торжественный! Сегодня на уроке вы узнаете о нашем Отечестве, чем оно богато.
- Не все в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать Родину. Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россией. Что она - самая большая страна в мире. Что Россия - страна с древней историей.
С первых лет моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи...
И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна. Я прошу, только вслушайся в имя Россия. В нем и росы, и синь, и сиянье, и сила...
- Главная ценность России - люди, их жизнь, труд, культура. Всегда на Руси особым почетом и уважением пользовались защитники Отечества.
- Назовите известные вам имена великих, выдающихся людей России.
- Можно ли сказать, что они явлвются гордостью нашего государства? Почему?
(Илья Муромец, Князь Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков и другие).
- Верно. Эти великие полководцы - гордость и слава России. Например, Князь Александр Невский - великий воин. Он одерживал победы над немецкими и шведскими рыцарями, когда они вторгались в пределы Руси. Но еще князь Александр - великий миротворец: он несколько десятилетий удерживал Русь и орду от столкновений. Он причислен к лику святых. В его честь построено множество храмов. В нашем городе так же есть храм, расположенный около нашей школы, который носит имя Александра Невского. Это один из самых красивых храмов нашего города.
Маршал Победы Георгий Константинович Жуков - выдающийся русский полководец, герой Великой Отечественной войны. Эту войну он встретил уже генералом. Жукову доверяли самые трудные и ответственные операции. Во время войны все знали; если на фронт прибывает Жуков - жди наступления и разгрома врага. Именно маршал Жуков подписывал Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и принимал в Москве Парад Победы.
- Много отважных, смелых и достойных людей выросло на нашей земле.
( Чтение с доски)
Берегите Россию, без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Берегите Россию - нет России другой.
3. Работа с текстом учебника.
1) чтение текста о Родине учителем;
2)Словарная работа (Ключевое слово - Родина).
4. Государство в котором я живу.
-Ребята, а вы знаете, откуда произошло слово Родина?
(Ответы учащихся)
Слово Родина произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
- Ребята, подберите однокоренные слова с корнем РОД - ( родители, родственник, родня , родословная ).
Родина - это отечество, страна, и место рождения человека, народ - нация, жители страны.
- Ребята, как называется наше государство? (Россия, Российская Федерация.)
- Россия - семья многих народов. Какие народы населяют нашу страну? (Русские, украинцы, белорусы, татары, удмурты, башкиры, осетины и многие другие)
- У каждого народа свои традиции, культура, религия. Мы все очень разные, но важнейшие ценности у нас одни: семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония. Без этого жизнь человека обесценивается, теряет смысл. Наше Отечество богато своими духовными традициями. Например, самые простые - поздравить родных и близких с днем рождения, с праздником и другие.
- Россия стала такой большой и сильной потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. Помните, что у разных людей могут быть разные традиции и святыни и надо с уважением к этому относиться. К важнейшим духовным традициям России относятся христианство (прежде всего, русское православие), ислам, буддизм, иудаизм.
5. Моя малая РОДИНА.
- Ребята, найдите и покажите на карте России нашу малую Родину, Калужскую область, Кировский район.
- Кто из вас может назвать известных людей, проживающих на территории нашего района? (Ответы детей)
- На территории нашего района живет много людей достойных уважения. Благодаря их труду развивается и хорошеет наш город. В час трудных испытаний времен Великой Отечественной войны жители нашего города, как и всей страны, встали на защиту своей Родины. Девяти кировчанам было присвоено звание Героя Советского Союза – это самая высокая награда Родины. Их имена ми названы улицы нашего города.
( просматривание портретов героев)
6 Символы нашего государства.
- Мы с вами знаем, что наша Родина – это Россия.
У каждого государства есть свои символы.
- Кто знает символы РФ? ( ответы детей)
- Ребята, а что такое флаг?
Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означает «сжигать, озарять, гореть». Наиболее древнее название флага – «стяг».
У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Они разного цвета. Вам нужно выбрать только необходимые и собрать флаг нашего государства.
(Дети работают)
Показ флага РФ.
Бело – сине – красный флаг появился при царе Петре 1.Верхняя полоса флага белая, нижняя – красная, а между ними находится синяя полоса. Как вы думаете, что обозначают эти полосы?
(Ответы детей.)
-Красный символизирует отвагу, защиту веры, героизм, великодушие. Синий – небо, верность, духовность. Белый – мир, чистоту, благородство.
-Кроме флага государственным символом является герб.( Показ герба РФ)
Герб появился очень давно, более четырех тысяч лет назад. В переводе с немецкого «эрбе» означает «наследство».
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим верх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного дракона.
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
-Третьим символом нашей страны является гимн. Гимн в переводе с греческого языка «торжественная песнь».
Гимн Российской Федерации написан известными людьми: автор С.Михалков, музыка А.Александрова.
Когда гимн можно услышать?
(Каждое утро и ночью в радио эфире, гимн исполняется при открытии торжественных заседаниях при встрече зарубежных гостей правительством нашей страны, на Олимпийских играх).
-Как надо слушать гимн?
(Стоя)
(Прослушивание гимна Р.Ф.)
А какой самый главный город нашей страны?
(Москва)
Как мы его называем?
(Столица) Показ слайдов о Москве
-Вспомните пословицы, в которых говорится о Москве?
(Кто в Москве не бывал – красоты не видал.
Москвой – столицей – весь мир гордиться.
Москва – всем городам мать).
-А что является символом нашей столицы?
( Картина Кремля)
7. Итог урока.
Что нового узнали сегодня на уроке?
Стихотворение С.Орлова «Родное».
Я узнал, что у меня есть огромная страна.
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое - это всё моё родное!
Это Родина моя, всех люблю на свете я!
8. Домашнее задание
Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.
Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством?
Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?
Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать?
Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины?
Кто это, в чем их заслуги?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"
Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...
Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс " Россия – наша Родина
Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс " Россия – наша Родина...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ модуль ОПК на тему: «Россия - Родина моя»
Данная методическая разработка предназначена для учителей преподающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное занятие предусматривает обогащение культуры школьников,...
Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Россия - наша Родина "
урок окружающего мира по программе "Школа России"...
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Россия - наша Родина"
Технологическая карта....