ОРКСЭ урок презентация по теме "Россия-Родина моя"
презентация к уроку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Основы светской этики
Г. Москва, ГБОУ школа-интернат №16
Гнездилова Н.В.
Урок № 1 «Россия – наша Родина».
Цели:
Расширить представление детей о родной стране, о государственных символах России; формировать целостный образ России как многонационального государства.
Задачи:
1.Обобщить и актуализировать знания о Родине;
2. Подчеркнуть многонациональный состав России;
3. Показать необходимость единения, сплочения всех народов России;
4. Формировать чувство гордости за свою Родину, свой народ;
5. Воспитывать чувство патриотизма, чувство гражданственности.
Средства наглядности: Карта России, презентация к уроку
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем изучать новый школьный предмет «Светская этика» (учащиеся листают учебник, рассматривают иллюстрации, читают оглавление).
- Как вы думаете, для чего нам сегодня потребуется карта России? (возможные вариант ответа: На уроке мы будем говорить о России).
- Что можно рассказать , глядя на карту России?
- У каждого из нас есть семья, родственники, друзья, есть свой дом. Есть у нас и общая Родина, которая называется Россия.
- Подберите родственные однокоренные слова к слову Родина:
(Род, родной, родня, родители, родиться, родственники, родство, родинка, рождение, рождество, народ и т.п.) (работа в группах)
- Слово «Родина» произошло от древнего слова род. Это слово обозначает группу людей, объединённых кровным родством.
- Наша любимая Родина называется Россией. А как называлась наша Родина раньше?
- В стародавние времена Россию называли Русью. Это слово произошло от слова «русло».
Русло – это ложе реки, по которому она течёт. Посмотрите на карту России. Сколько полноводных рек и глубоких озёр на территории нашей Родины! Русь – страна света, солнца, страна добрых сильных людей. Русских людей раньше называли россами, а страну – Россией.
- Как вы думаете, с чего начинается наша Родина?
(Звучит песня «С чего начинается Родина?» (слайды 2 - 14 )
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?..
Стихи М. Матусовского, музыка В. Баснера.
- Ребята, что же такое Родина? (возможные вариант ответа: Родина – это страна, в которой мы родились; Родина – это место, где живут наши родители, братья, сёстры, родственники… и т.д.)
- Нашу прекрасную страну мы называем «отечеством», потому что наши отцы , деды, прадеды, их предки защищали свою землю от врагов, чтобы сохранить нашу Россию, нашу Родину для следующих поколений. На вопрос «с чего начинается Родина?» можно дать и такой ответ: «Родина начинается с памяти». Нельзя забывать тех героев, кто воевал за нашу Родину, кто подарил нам с вами счастливую жизнь.
- Подумайте, какое дерево является символом России? (Берёза) (слайды 15 – 18)
Родина
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
<1941>
- Как вы понимаете значение слова «патриот»? Кого можно назвать ПАТРИОТОМ?
(Патриот – это человек, который предан своему отечеству, своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
- Назовите известных вам героев России (слайд)
- Все ли защитники нашей России были по национальности русскими?
Дети приходят к выводу, что Россия – многонациональное государство. И неважно, какой национальности человек, живущий в России и защищающий её границы. Самое важное и ценное для страны – это люди.
- В нашей стране проживают люди разных национальностей, разных культур и вероисповеданий. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну большую и дружную семью народов нашей любимой Родины – России.
Нашу страну ещё называют по-другому – Российская Федерация. Какие государственные символы вы знаете? (Флаг, герб, гимн). Накануне урока дети, разбившись на группы, готовят сообщения о символах нашего государства(флаге, гербе, гимне).
- Какого цвета наш флаг?
Флаг – один из важнейших символов страны. Российский флаг – это трёхцветное (слайд0 полотнище, с белой, голубой и красной полосами. Цвета нашего флага выбраны не случайно, каждый цвет российского флага имеет глубокий смысл.
Красный цвет – символизирует кровь, пролитую за наше Отечество.
Синий цвет – цвет неба, символизирует веру и верность нашей необъятной Родине.
Белый цвет означает – мир, правду, чистоту, благородство, откровенность.
Герб. (слайд) Герб – это отличительный знак, эмблема государства. На гербе нашей страны на фоне щита красного цвета изображён двуглавый орёл с тремя коронами, на груди которого – фигура всадника, поражающего копьём дракона. Двуглавый орёл – это символ власти, могущества, мудрости. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии. Одна голова смотрит на запад, вторая – на восток, как бы показывая, что государство наше огромно, но едино. Наверху у герба – корона. Она обозначает закон. Это значит, что наша страна живёт по своим законам. Главный закон, определяющий жизнь нашего государства, права и обязанности граждан России – это Конституция РФ.
Гимн.(слайд) В Древней Греции гимном называли торжественную хвалебную песню в честь богов и героев. В толковом словаре слово гимн трактуется как «торжественная песня, принятая как символ государственного единства» .
- Как нужно слушать гимн? (Гимн слушают стоя, мужчины без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины).
Гимн (видеоролик)
Музыка А. Александрова
Слова С. Михалкова
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
- Наша страна огромна и прекрасна. Вещи, предметы, которые окружают нас, явления природы, всё это называется материальный мир. Но есть совсем другой мир – мир духовный. Давайте разъясним, что же это такое. Откройте учебник на с. 4 и найдите объяснение.
- Как вы поняли, что такое «духовный мир человека»?
- Как по-другому называют «духовный мир»?
- Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих нам людей, всё, во что он верит и к чему стремится.
Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться и печалиться, может создавать что-то новое, необходимое людям или лениться, бездействовать, предаваясь унынию и тоске. От чего же это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.
Во внутреннем мире человека, так как и во внешнем мире есть прекрасное и безобразное, светлое и тёмное. Есть любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь. Человек сам выбирает, как ему жить и что выбрать. Чем питать свою душу. Этот выбор никогда не бывает лёгким.
Как не разрушить свой внутренний мир? На этот и другие сложные , но очень важные вопросы поможет нам ответить новый учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.
- Найдите в учебнике и прочитайте, что же такое традиция.
В понятии традиции особо можно выделить культурные традиции. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально–этические нормы. Все они основаны на вечных ценностях. Это добро, справедливость, милосердие, честь и достоинство, прощение и, наконец, любовь. Человек, который следует этим нормам–законам, не заблудится в сложном мире и всегда выберет правильную дорогу среди многих. Такой человек всегда отличит добро от зла, узнает как сделать свой внутренний мир светлым, чистым и радостным.
В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. И пусть они говорят на разных языках, но всегда понимают друг друга и вместе составляют одну общую семью народов России.
Давайте обобщим знания, полученные сегодня на уроке.
- Как называется наша Родина?
- Какие государственные символы России ты знаешь?
- Что такое «духовный мир человека»?
- Для чего существуют культурные традиции?
(Слайд) перед вами слайд с пословицами. Постарайся объяснить их смысл.
Дома, пользуясь разными источниками информации найдите пословицы и поговорки о Родине. Прочитайте и расскажите своими словами, что нового узнали сегодня на уроке.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по курсу ОРКСЭ с презентацией "Дорога добра"
подробный конспект урока-путешествия с презентацией. Модуль - Основы православной культуры...
конспект урока по курсу ОРКСЭ и презентация
Модуль " Основы буддийской культуры". Конспект урока №13 " Отношение к природе". Презентация к уроку....
ОРКСЭ Урок "Пасха" и презентация
Разработка урока ОРКСЭ в 4 классе...
Урок(презентация) по ОРКСЭ "Добро и зло"
Презентация по предмету Основы Религиозной Культуры и Светской Этики. 4-й класс начальной школы. "Добро и Зло"...
презентация "Культура и религия", ОРКСЭ, урок №2 к учебнику Шемшуриной (Дрофа)
Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд для освещения новой темы. В ходе работы над высказываниями, посвященными культуре и религии, учащиеся имеют возможност...
Презентация "Диалог о философии и этике", ОРКСЭ, урок №3, учебник Шемшуриной (Дрофа)
Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд для изучения нового материала. Раскрывает особенности научного взгляда на мир, дает толкования понятиям "философия" и "этика", рас...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация
Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...