Методическая разработка урока к учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас: 3 класс» (М.: Просвещение)
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
В данном материале автор разработал интегрированный урок по предмету "Окружающий мир" с элементами урока по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Галина Мейнартовна
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №362 Московского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока к учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас: 3 класс» (М.: Просвещение)
Тема: ПРЕВРАЩЕНИЯ И КРУГОВОРОТ ВОДЫ.
Цели:
- познакомить учеников с тремя агрегатными состояниями воды;
- познакомить учащихся с круговоротом воды в природе;
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- развивать логическое мышление;
- развивать умение пользоваться конспектом, применять знания;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать аккуратность, осторожность;
- совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.
Оборудование:
для ученика – на каждый стол 2 стакана, чистая отстоявшаяся вода, небольшое чистое стекло, чайная ложка, чистые соль и сахар;
для учителя – спиртовка, металлическая сетка, треножник, стакан с молоком, стакан с водой, тарелка.
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала
По итогам тестовой работы два ученика получают карточки на восполнение пробелов по теме «Полезные ископаемые».
Например:
Заполни таблицу
Название | Свойства | Использование |
Каменный уголь |
- Работа в группах.
Игра по вариантам.
I вариант II вариант
(Учащиеся I варианта называют полезное ископаемое, а учащиеся II варианта называют его свойства. Затем меняются ролями.)
- Сообщение темы урока
Ребята, мы с вами сегодня будем говорить о воде и познакомимся с ее путешествиями по планете. Вода есть всюду. Она необходима природе и человеку.
Какие важнейшие свойства воды полезны природе и человеку? Почему человек не может без воды? Выяснить это нам помогут опыты.
- Работа по теме урока.
Работа включает 5 опытов:
Опыт 1. Установление запаха воды.
Цель: определить, имеет ли вода запах.
- Ребята, возьмите стакан с водой и определите, есть ли у воды запах? (Запахов не ощущается).
Итог. Чистая вода запахов не имеет.
(Результат опыта записывается в таблицу на доске).
Опыт 2. Установление текучести воды.
Цель: установить, что вода обладает текучестью.
- Возьмите стекло и налейте ложкой немного воды на поверхность стекла. Что происходит? (Вода растекается по стеклу).
Итог. Текучесть – это свойство воды.
Опыт 3. Установление прозрачности воды.
Цель: доказать, что вода прозрачна.
- Ребята, опустите в стакан с водой чайную ложку. Теперь посмотрите, я сделаю то же, что и вы. Что вы видите? (В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком – нет).
Итог. Ложка в воде видна, потому что вода прозрачна, а молоко нет. Чистая вода всегда прозрачна, цвета не имеет.
Опыт 4. Выявления свойства воды растворять вещества.
Цель: доказать, что вода является растворителем веществ.
- Убедимся, что вода растворяет вещества. Для этого насыпьте в разные стаканы по ложке соли и сахара, размешайте. Что вы наблюдаете?
(Соль и сахар как бы исчезли в воде).
- Попробуйте определить изменился ли вкус. (Вода в стакане стала сладкой или соленой).
Итог. Сахар и соль не исчезли, значит они присутствуют в воде, но только в растворенном состоянии. Вода растворила их. Она обладает свойством растворять.
Опыт 5. Установления свойства воды переходить из жидкого состояния в парообразное
Цель: выяснить, в каких состояниях может находиться вода.
- Смотрите внимательно, что происходит? (Учитель помещает тарелку с водой на сеточке спиртовки и подогревает ее. Над тарелкой появляется пар, а в тарелке количество воды уменьшается).
- Теперь над паром я буду держать холодное чистое стекло. (На стекле появились капельки воды).
Итог. Воды при нагревании переходит в другое состояние – пар, который вновь при остывании превращается в капельки воды.
- Итак, какие свойства воды мы установили? (Вода не имеет запаха, прозрачная, текучая, растворитель, переходит в пар.)
- Физкультминутка.
- Работа в тетрадях и на доске.
- Давайте вспомним о чем мы говорили, когда во 2 классе изучали тему «Снег и лед». (Снег и лед – твердое состояние воды. Лед не имеет цвета, снег – белый. Лед прозрачный, снег не прозрачный, лед и снег запаха и вкуса не имеют. Лед и снег тают при температуре 0 градусов).
- Молодцы!
(На доске и в тетрадях получается сводная таблица).
Свойства воды
в жидком, твердом, газообразном состояниях (пар)
Свойства | Состояние воды | ||
Жидкое | Твердое | Газообразное | |
Цвет | Бесцветная | Лед – бесцветный Снег - белый | Бесцветный |
Прозрачность | Прозрачная | Лед –прозрачный Снег – не прозрач. | Прозрачный |
Запах | Не имеет | Не имеет | Не имеет |
Текучесть | Растекается | Лед имеет форму Снег рыхлый | Не растекается |
Переход в другое состояние | При 0 замерзает | При 0 тает | Превращается в воду |
- В последнем опыте, ребята, вы видели, как при нагревании вода испаряется и затем, при охлаждении снова превращается в мельчайшие капельки воды. Это свойство очень важно в природе. Благодаря нему происходит круговорот воды по следующей схеме. С поверхности океанов, морей, рек и суши вода испаряется и поднимается вверх в виде невидимого пара. В воздухе водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды. Из них образуются облака. Из облаков вода в виде снега или дождя выпадает обратно на поверхность земли. На суше эта вода пополняет реки, а реки несут ее в океан. И все повторяется.
- Написание мини-сочинения «Как я путешествовала».
- А сейчас, ребята, представьте, что каждый из вас это капелька воды. Возьмите лист бумаги и от лица капельки расскажите о ее приключениях.
(Учащиеся пишут сочинение).
- Итог урока. Рефлексия.
- Чему учились на уроке?
- Что узнали нового?
- Выполним тест все вместе на знание темы: «Вода и ее свойства». Выберем правильные ответы.
Дети отвечают на вопросы теста.
- Домашнее задание.
с. 53-56 по учебнику, тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Посмотри вокруг" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Посмотри вокруг»Цели урока: учить находить и моделировать стороны горизонта и ознакомить с названиями основных и промежуточных сторон горизонта.Планируе...
Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему: "Посмотри вокруг" 2 класс (конспект+презентация)
Технологическая карта урокаПредмет: окружающий мирКласс: 2Тема: "Посмотри вокруг"Цели деятельности учителя: познакомить с целями и задачами раздела; ввести понятия "горизонт", "линия горизонта".Планир...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка по учебному предмету "Мир природы и человека" для 1 класса школы VIII вида
Технологическая карта к уроку Мир природы и человека 1 класс...
Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека.
Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....
Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека
Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....
Методические разработки по учебному предмету «Окружающий мир» /УМК «Школа России»/ 2 класс
Конспекты уроков по окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс (Сборник)...