Методическая разработка урока к учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас: 3 класс» (М.: Просвещение)
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Смирнова Галина Мейнартовна

В данном материале автор разработал интегрированный урок по предмету   "Окружающий мир" с элементами урока по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Галина Мейнартовна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №362 Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка  урока к учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас: 3 класс» (М.: Просвещение)

Тема:      ПРЕВРАЩЕНИЯ И КРУГОВОРОТ ВОДЫ.

Цели:

  1. познакомить учеников с тремя агрегатными состояниями воды;
  2. познакомить учащихся с круговоротом воды в природе;

Задачи:

  1. активизировать познавательную деятельность учащихся;
  2. развивать логическое мышление;
  3. развивать умение пользоваться конспектом, применять знания;
  4. развивать наблюдательность;
  5. воспитывать аккуратность, осторожность;
  6. совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.

Оборудование:

для ученика – на каждый стол 2 стакана, чистая отстоявшаяся вода, небольшое чистое стекло, чайная ложка, чистые соль и сахар;

для учителя – спиртовка, металлическая сетка, треножник, стакан с молоком, стакан с водой, тарелка.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала

По итогам тестовой работы два ученика получают карточки на восполнение пробелов по теме «Полезные ископаемые».

Например:

Заполни таблицу

Название

Свойства

Использование

Каменный

уголь

  1. Работа в группах.

Игра по вариантам.

I вариант           II вариант

(Учащиеся I варианта называют полезное ископаемое, а учащиеся II варианта называют его свойства. Затем меняются ролями.)

  1. Сообщение темы урока

Ребята, мы с вами сегодня будем говорить о воде и познакомимся с ее путешествиями по планете. Вода есть всюду. Она необходима природе и человеку.

Какие важнейшие свойства воды полезны природе и человеку? Почему человек не может без воды? Выяснить это нам помогут опыты.

  1. Работа по теме урока.

Работа включает 5 опытов:

Опыт 1. Установление запаха воды.

Цель: определить, имеет ли вода запах.

- Ребята, возьмите стакан с водой и определите, есть ли у воды запах? (Запахов не ощущается).

Итог. Чистая вода запахов не имеет.

(Результат опыта записывается в таблицу на доске).

Опыт 2. Установление текучести воды.

Цель: установить, что вода  обладает текучестью.

- Возьмите стекло и налейте ложкой немного воды на поверхность стекла. Что происходит? (Вода растекается по стеклу).

Итог. Текучесть – это свойство воды.

Опыт 3. Установление прозрачности воды.

Цель: доказать, что вода прозрачна.

- Ребята, опустите в стакан с водой чайную ложку. Теперь посмотрите, я сделаю то же, что и вы. Что   вы видите? (В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком – нет).

Итог. Ложка в воде видна, потому что вода прозрачна, а молоко нет. Чистая вода всегда прозрачна, цвета не имеет.

Опыт 4. Выявления свойства воды растворять вещества.

Цель: доказать, что вода является растворителем веществ.

  1. Убедимся, что вода растворяет вещества. Для этого насыпьте в разные стаканы по ложке соли и сахара, размешайте. Что вы наблюдаете?

               (Соль и сахар как бы исчезли в воде).

  1.  Попробуйте определить изменился ли вкус. (Вода в стакане стала сладкой или соленой).

Итог. Сахар и соль не исчезли, значит они присутствуют в воде, но только в растворенном состоянии. Вода растворила их. Она обладает свойством растворять.

Опыт 5. Установления свойства воды переходить из жидкого состояния в парообразное

Цель: выяснить, в каких состояниях может находиться вода.

- Смотрите внимательно, что происходит? (Учитель помещает тарелку с водой на сеточке спиртовки и подогревает ее. Над тарелкой появляется пар, а в тарелке количество воды уменьшается).

- Теперь над паром я буду держать холодное чистое стекло. (На стекле появились капельки воды).

Итог. Воды при  нагревании переходит в другое состояние – пар, который вновь при остывании превращается в капельки воды.

- Итак,  какие свойства воды мы установили? (Вода не имеет запаха, прозрачная, текучая, растворитель, переходит в пар.)

  1. Физкультминутка.
  2. Работа в тетрадях и на доске.

-  Давайте вспомним о чем мы говорили, когда во 2 классе изучали тему «Снег и лед». (Снег и лед – твердое состояние воды. Лед не имеет цвета, снег – белый. Лед прозрачный, снег не прозрачный, лед и снег запаха и вкуса не имеют. Лед и снег тают при температуре 0 градусов).

- Молодцы!

(На  доске  и в тетрадях   получается  сводная таблица).

Свойства воды

в жидком,  твердом, газообразном состояниях  (пар)

Свойства

Состояние воды

 Жидкое

Твердое

Газообразное

Цвет

Бесцветная

Лед – бесцветный

Снег - белый

Бесцветный

Прозрачность

Прозрачная

Лед –прозрачный

Снег – не прозрач.

Прозрачный

Запах

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Текучесть

Растекается

Лед имеет форму

Снег рыхлый

Не растекается

Переход в другое состояние

При 0 замерзает

При 0 тает

Превращается в воду

-  В последнем опыте, ребята, вы видели, как при нагревании вода испаряется и затем, при охлаждении снова превращается в мельчайшие капельки воды. Это свойство очень важно в природе. Благодаря нему происходит круговорот воды по следующей схеме. С поверхности океанов, морей, рек и суши вода испаряется и поднимается вверх в виде невидимого пара. В воздухе водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды. Из них образуются облака. Из облаков вода в виде снега или дождя выпадает обратно на поверхность земли. На суше эта вода пополняет реки, а реки несут ее в океан. И  все повторяется.

  1. Написание  мини-сочинения «Как я путешествовала».

-  А сейчас, ребята, представьте, что каждый из вас это капелька воды. Возьмите  лист  бумаги и от лица капельки расскажите о ее приключениях.

  (Учащиеся пишут сочинение).

  1. Итог урока. Рефлексия.
  1. Чему  учились на уроке?
  2. Что узнали нового?
  3. Выполним тест все вместе на знание темы: «Вода и ее свойства». Выберем правильные ответы.
    Дети отвечают на вопросы теста.

           

  1. Домашнее задание.

с. 53-56 по учебнику, тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Посмотри вокруг" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Посмотри вокруг»Цели урока: учить находить и моделировать стороны горизонта и ознакомить с названиями основных и промежуточных сторон горизонта.Планируе...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему: "Посмотри вокруг" 2 класс (конспект+презентация)

Технологическая карта урокаПредмет: окружающий мирКласс: 2Тема: "Посмотри вокруг"Цели деятельности учителя: познакомить с целями и задачами раздела; ввести понятия "горизонт", "линия горизонта".Планир...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека.

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида.  Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида.  Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....

Методические разработки по учебному предмету «Окружающий мир» /УМК «Школа России»/ 2 класс

Конспекты  уроков по окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс (Сборник)...