Урок - проект по окружающему миру во втором классе "Природная зональность" по УМК "школа 2100"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок-проект - это всегда интересно! Данный урок является вводным преред изучением большого блока "Природные зоны" В разработке прописана подробная работа в группах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока – проекта по окружающему миру «Природная зональность».
ФИО учителя: Амосова Татьяна Юрьевна
Класс, предмет: 2 класс, окружающий мир
Тема урока: Природная зональность
Цель урока:
Познакомить учащихся с природными зонами и проявлением закона природной зональности. Развивать речь, наблюдательность и познавательный интерес, умение анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы, работать в группе. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Задачи в соответствии с этапами урока:
1. Организовать готовность к уроку, настроить учащихся на работу.
2. Систематизировать знания об экосистемах
3. Актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы, создать проблемную ситуацию – мотив для изучения нового учебного материала
4. Изучить правила и законы распределения природных зон с севера на юг
5. Подвести итог работы
6.Рефлексия
Тип урока: изучение нового материала
Применяемые технологии, приемы и методы: проектная технология; здоровьесберегающая технология, проблемный метод, побуждающий и подводящий диалоги, методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; аналитические, аналитико-синтетические; методы самостоятельной работы и работа под руководством; стимулирования и мотивации (учебные игры, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушева 2 класс, часть 2
- презентация к уроку
- компьютер, проектор, презентация к уроку,
- звукозапись классической музыки «Адажио»,
- запись музыкальной физминутки,
- пейзажи природных зон, рисунки растений, животных
- карта «Природные зоны»,
- задания, карточки для работы в группах,
- глобус
- конверты для рефлексии
Этапы урока Цель этапа (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
( 1 мин) | -Прозвенел уже звонок, Нам пора начать урок! | |
(2 мин.) | - Вспомните, чему был посвящён наш прошлый урок? - Могут ли экосистемы жить без чьей либо помощи? | - В природе существуют экологические системы. Они не нуждаются в участии человека. Экосистема – это место, удобное для проживания животных и растений, они взаимодействуют с неживой природой. Внутри экосистемы живые организмы имеют разные «профессии»: «кормильцы», «едоки», «мусорщики». -Да, это природные экосистемы, они живут по своим природным законам. |
(5 мин) | - Ребята, когда у нас были зимние каникулы, двое наших ребят ездили с родителями отдыхать за пределы нашей республики. Я попросила их привезти нам фотографии природы тех мест. Посмотрите, что у них получилось. Какое время года на каждом снимке? СЛАЙД - Как же так получилось? Ребята уехали из одного и того же места, в одно и тоже время? - Сколько поясов освещённости на Земле? - Верно. Как вы думаете, влияет ли количество тепла на природу в каждом поясе? - Хорошо. Вы молодцы, у вас много предположений. На какой вопрос нам нужно будет сегодня ответить? -Я предлагаю вам отправиться в путешествие, как наши одноклассники, только не в разные стороны, а пройтись с северного полюса до экватора. Согласны? - А меня с собой возьмёте? | - Лето и зима - Солнце нагревает Землю неравномерно. Полюсам достаётся меньше света и тепла. В северных районах лучи падают наклонно, скользят по поверхности Земли, слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно, прямо падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность. СЛАЙД - Два холодных, два умеренных и один жаркий предположения детей -каким образом влияет количество солнечного тепла на природу. -Да |
( 7 – 10 мин) | - каждая группа во время путешествия выполнит своё задание. - Первая группа «Географы» - попробуют выяснить, меняется ли поверхность Земли, климат. - Вторая группа «Ботаники» - попробуют выяснить, меняются ли виды растений, условия их обитания. - Третья группа «Зоологи» - попробуют выяснить, меняется ли животный мир, условия его обитания. - И четвёртая группа «Экологи» - будут выяснять, есть ли экологические проблемы на тех участках Земли, которые мы будем исследовать. - Памятка работы в группе у вас на столах, а также задания и справочная информация. - надо настроиться на дальнюю дорогу. Разомнёмся? - На работу вам даётся 10 минут, по моему звоночку работу заканчиваем и выбираем, кто будет представлять работу всей группы. Удачи! | Сидят по группам, читают, разбирают задание ( во время работы групп звучит звукозапись классической музыки «Адажио») Выполняют задание по группам |
Физминутка. (СЛАЙДЫ С ЗАРЯДКОЙ) (3 мин) Презентация работ каждой группой ( 12 мин) | - Время вашей работы закончилось, Давайте посмотрим, чьи же предположения были верными? Прошу «географов» представить свою работу. - Молодцы. Какой вывод можно сделать по вашей работе? - Прошу представить свою работу «ботаников». Какой вывод вы сделали? - Прошу представить свою работу «зоологов» - Какой вывод вы сделали? - Замечательно. Из нашего путешествия вернулись уже три группы с выполненными заданиями. Сможем мы теперь ответить на вопрос: каким образом влияет количество солнечного тепла на природу? - Молодцы. Как можно назвать эти территории с похожими природными условиями? - Эти территории называются природными зонами. Эти зоны тоже имеют форму поясов, с севера на юг природные зоны сменяют друг друга в строгом порядке. На Земле действует закон природной зональности. - Мы с вами знаем, что природу, любую экосистему легко нарушить. Кто может это сделать? - Я предоставляю слово группе «экологов», они расскажут нам, какая экологическая обстановка в природных зонах. - Спасибо большое, «экологи». | - Мы расположили участки поверхности Земли следующим образом (работа вывешивается на доску) На севере большие участки Земли покрыты льдами, климат очень суровый, холодно, низкая температура. Южнее климат постепенно меняется, становится теплее, меняются и картины природы. - Мы выяснили, севернее климат более холодный, а южнее климат более тёплый. - Мы расположили растения с севера на юг. Вот, что у нас получилось. На севере растений мало, нет лесов, стебли тоненькие и не высокие, южнее появляются маленькие деревья, ягоды. Дальше появляются хвойные деревья, лиственные деревья, больше трав и цветов, грибы. На юге деревьев меньше, так как там сухое и жаркое лето, им не хватает влаги. Мы выяснили, что условия обитания растений и их виды постепенно меняются с севера на юг. Мы расположили животных. На севере условия жизни животных очень суровые, у всех животных очень тёплый мех белого или тёмного цвета. Животный мир меняется к югу. Больше видов животных, более яркая окраска, тоньше мех, лучше условия для жизни, больше пищи. На юге окраска животных яркая, чтобы лучше маскироваться. - Мы выяснили, что условия обитания растений и их виды постепенно меняются с севера на юг. Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительный и животный мир зависят от климата. - предположения детей Человек Во многие северные районы пришла современная техника, построены города. Южнее – ведётся разработка добычи полезных ископаемых, вырубаются леса, уничтожаются пожарами, много участков земли вспахано, из-за ценного меха уничтожают животных, многие животные на грани исчезновения. Деятельность человека нанесла большой вред всей природе Земли с севера до юга. Нарушена работа экологической системы. Человек сам может погибнуть, если не станет бережнее относиться к природе. Мы гости, а не хозяева. |
(4 мин) | - Наше путешествие подходит к концу. Вы молодцы, проделали такую интересную и в тоже время трудную работу. -Скажите, как звучит тема нашего урока? - От чего зависит смена природных зон? - Есть нарушения в экосистемах? -На следующих уроках мы продолжим изучение каждой природной зоны более подробно. | Природные зоны От количества солнечного тепла, от климата Да, очень много. Нужно помогать сохранять природу, восстанавливать экосистемы |
( 2 мин) | - Ребята, у меня на столе остался лежать цветок ромашки. Я забыла добавить его в задание «ботаникам». Скажите, где ему было бы хорошо? В какой зоне? - Замечательно. У вас на столах белые конверты, а в них ромашки. Если вам наше путешествие понравилось, возьмите свою ромашку и прикрепите на глобус. - Красиво? Если каждый из нас, каждый человек на Земле подарит частицу своего тепла, заботы и доброты нашей природе, то наш дом – планета Земля всегда будет прекрасен! -Спасибо за урок. | В лесной |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по истории отечества в 4 классе.
Название: «Возможно, ли стать идеальным?».
Краткая аннотация: представлена разработка проектного урока по курсу «Введение в обществознание», который раскрывает индивидуальность ребёнка, черты характера, самооценку через выражение эмоций, умение общаться друг с другом.
Разработка может быть использована классными руководителями, психологами общеобразовательных школ.
Учебный предмет: «Человек и человечество»
Уровень образования школьников: 4 класс
Форма учебной работы: проектная, классно-урочная.
План проведения урока
Тема урока: « Возможно, ли стать идеальным? (4 «Б» класс)
Тип урока: Урок – проект
Цель урока: формирование умений увидеть проблему и намечать пути ее решения
Задачи урока:
Познавательный аспект: расширить знания об особенностях состояния нашего внутреннего мира.
Развивающий аспект: учить логически выстраивать свою речь; извлекать нужную информацию из научно-популярной литературы; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитательный аспект: воспитание сотрудничества, коммуникативности, обучение общению, формирование уважительного отношения к друг другу и окружающим.
Форма обучения: групповая (на группы учащиеся делились самостоятельно)
Методы: стимулирование и мотивация, наглядный, сравнение, частично поисковый, исследовательский.
Оборудование, материалы: листы А3, карандаши, фломастеры, «палитра эмоций» - палитра красок, где каждой краске соответствует эмоция или чувство, карточки с перечнем личностных качеств.
Этапы урока | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |
I. Введение в тему проекта Учебно-воспит. задача этапа: Обеспечить нормальную обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию. |
Точка, точка, запятая… Вышла рожица смешная. Ручки, ножки, огуречик… Получился человечек! Настоящий это человечек? Почему? | Быстро мобилизоваться, сосредоточиться. Включиться в деловой ритм Обсуждение темы проекта |
II. Организация деятельности Учебно-воспит. задача этапа: Подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности |
1 группа: «Идеальный ученик»: - создать портрет идеального ученика с помощью карандашей, используя «палитру эмоций» - описать, какими качествами должен обладать идеальный ученик - продумать защиту своей работы 2 группа: «Реальный ученик»: - создать портрет реального ученика с помощью карандашей, используя «палитру эмоций» - описать, какими качествами должен обладать реальный ученик - продумать защиту своей работы 3 группа: «Идеальный учитель» - создать портрет идеального учителя с помощью карандашей, используя «палитру эмоций» - описать, какими качествами должен обладать идеальный учитель - продумать защиту своей работы 4 группа: «Реальный учитель» - создать портрет идеального ученика с помощью карандашей, используя «палитру эмоций» - описать, какими качествами должен обладать реальный учитель. - продумать защиту своей работы |
и распределение ролей в группе осуществляется самостоятельно, с условием, по возможности равного распределения навыков и умений
|
III. Осуществление деятельности Учебно-воспитательная задача этапа: обеспечение самостоятельной работы в группе | консультация учащихся по необходимости
| Изображение ученика и учителя в идеальном и реальном образах, используя палитру эмоций, записывая качества личности Защита своих работ |
IV. Презентация -закрепить и осмыслить уч. материал, -закрепить умение работать с предоставленной информацией, -развивать логическое мышление. -развивать умение адекватно оценивать себя и окружающих - умение оригинально мыслить, высказывать свои идеи, выбирать самые неординарные идеи, излагать свои мысли публично. | Обобщение полученных результатов • подведение итогов • оценивание умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др. • акцент на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Какой положительный опыт приобрели, выполняя данную работу?
«каков я?» «что во мне не так?» «каким я должен стать?» Вывод: стремиться к идеальному можно и нужно, но быть идеальным скорее всего невозможно! |
|
V. Подведение итогов урока Проанализировать работу класса | Рефлексия: Ответьте на вопросы:
| Индивидуальная оценка урока каждым участником. |
Сценарий
открытого урока по введению в обществознание
По теме:«Возможно ли стать идеальным?»
Дата проведения: 4 марта
Место проведения: кабинет начальных классов
Оборудование: листы А3, карандаши, фломастеры, «палитра эмоций».
Учитель:
- Добрый день! Дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок – урок-проект.
-Посмотрите на доску. Что у нас здесь появляется?
Точка, точка, запятая…
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик…
Получился человечек!
(одновременно на доску вывешивается чёрно-белое изображение фигуры человека)
-Знакома вам эта песенка?
-Настоящий это человечек?
- можно назвать его личностью?
-Почему?
Дети: У него нет эмоций, чувств, равнодушен, чёрно- белый цвет фигурки.
Учитель: выглядит он нейтрально, а важно ли иметь эмоции и чувства? Внутренний мир?
Дети: высказывают своё мнение
Учитель: У каждого из нас есть своё «Я», свой внутренний мир. У каждого из нас есть свой идеал. Я предлагаю вам поговорить о нас. Какой я учитель, какие вы ученики? Возможно ли встретить идеал или стать идеальным?
Дети: отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.
Учитель: Итак, каждая группа получает задание. Попробуйте изобразить и описать идеального ученика и реального, идеального учителя и реального. Используйте палитру эмоций и чувств, вспомните качества личности, черты характера. Каждая группа выберет защитника вашей точки зрения. Гостям мы также предлагаем присоединиться к нам и поработать по данному вопросу. Изобразите идеального и реального ученика.
(работа в группах ведётся самостоятельно, по желанию дети могут обратиться за консультацией к учителю.)
Дети: каждая группа защищает свою работу (каждый рисунок вывешивается на доску)
Учитель: Молодцы, вы проделали большую серьёзную работу. Посмотрим, что у нас получилось. Кто из вас может сказать, что встречал идеального ученика?
Может вы встречали идеального учителя?
- Давайте спросим наших гостей. Какой портрет у них получился?
- Спасибо гостям.
- Какой же вывод можно сделать?
Дети: Идеальных людей не бывает.
Учитель: Может быть со временем, занимаясь самопознанием и саморазвитием возможно стать идеальным учеником, учителем, человеком?
Дети: высказывают своё мнение
Учитель: Посмотрите на свои работы. Идеал практически одинаков, а реальность разная, яркая, интересная, эмоциональная.
Учитель: попробуйте ответить на вопросы:
«каков я?»
«что во мне не так?»
«каким я должен стать?»
- Кто может рассказать о себе, отвечая на данные вопросы? Есть смелые?
- Какой вывод можно сделать?
Дети: К идеальному стремиться можно, но быть идеальным невозможно, и, наверное, скучно.
Учитель: Наш человечек, которого мы нарисовали в начале урока, так и остался нейтральным. Давайте, каждый из вас подарит ему свою эмоцию или качество, черту характера, чтобы он смог стать настоящей личностью как вы.
Дети: выполняют задание, оценивают себя.
Учитель: Каким получился наш герой? Идеальным или реальным?
Ответьте на вопросы в карточках, выскажите своё мнение по уроку.
- Хочу пожелать вам стремиться к идеальному, а оставаться индивидуальными! Пусть весь мир откроется перед вашей неповторимостью. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - проект по окружающему миру и ОБЖ 1 класс
урок проект...
Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы воронежской области" 3 класс
Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области", разработан учителем начальных классов Черкасовой О.А. Целью урока является рассмотреть причины загрязнения водоемов, позн...
Урок –проект по окружающему миру, 1 класс УМК «Планета знаний»
Урок обобщения с элементами проектирования. При подготовке к уроку дети самостоятельно подбирали материал о символах России, выполняли презентации....
Открытый урок-проект по окружающему миру. 4 класс.
урок обобщение по теме Природные зоны. Создание карт для проведения урока....
Урок-проект по окружающему миру в 1 классе на тему "Уход за кошками и собаками" "
Это урок- проект в 1 классе по окружающему миру. В подготовке принимали участие и родители учеников. Проект долгосрочный, провели 5 заседаний, подготовили видео-интервью с родителями , учителями...
Методическая разработка урока ознакомление с окружающим миром во втором классе школы глухих детей.Тема: «Дикие животные. Заяц и белка».
Целью данной разработки является обучение детей правильному употреблению общих и частных названий животных. Формировние умения у неслышаших детей давать характеристику особенностям внешнего вида живлт...
Конспект урока-экскурсии по окружающему миру во втором классе
Тема: В гости к веснеПрограмма: УМК «Школа России»Учебник: А. А. Плешакова «Окружающий мир» Тип урока: изучение новых знанийМетоды работы: беседа, работа в группахОборудование:...