Степь. Конспект урока по окружающему миру. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён четкий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с тремя зонами России.
Назовите зоны в порядке, их изучения.
- Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? (возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами)
Фонарь и глобус
- Мы с вами составим схему влияния солнца на природу всех зон.
Солнце - климат - почва - растения - животные
- Все взаимосвязи мы рассмотрели. А сможете ли вы, по описанию узнать изученные зоны?
- Зима в этой природной зоне - это долгая ледяная ночь. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Можно увидеть и лес - высотой по колено? Деревья в нем толщиной с карандаш стелятся по земле. Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения. Тундра
- Необъятные ледяные просторы, часто бушуют метели, свирепствуют морозы, очень суровая зима, холодное лето, полярная ночь, ураганные ветры, северное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Ведутся научные исследования. Арктика
- Большие могучие деревья, обильная растительность, многообразие животного мира. Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный, крестьянин должен быстро посеять, убрать сено, урожай пока хорошая погода. Отсюда поговорка "Летний день год кормит".
Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах. Леса
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗОН 1, 2, 3 + тест из нового теста устно
- Послушайте ещё одно описание.
Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь - до самого края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей предела. Открытая местность, почвы богаты перегноем. Люди занимаются: растениеводством, скотоводством, добычей полезных ископаемых.(?)
- Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?
- А есть ли общее? В чём разница? (Арктика, занятия человека)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 4 слайд 1
- Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться ПРЕЗЕНТАЦИЯ 4 слайд 1
Как вы думаете? А что нам сегодня предстоит выяснить? Расположение, климат, почва, растения, животный мир, особенности, заповедники
Слайд 2
а) Положение на карте.
- В первую очередь нам необходимо определить, где же находится зона степей.
-Следуя своему опыту изучения природных зон, предположите, где находится степная зона. (южнее зоны леса)
- Давайте проверим наши предположения, поработаем с главным помощником географов -картой. Нам потребуется карта природных зон и физическая карта.
С.77 и С.64 (учебник)
РАБОТАЕМ В ПАРАХ
1.Где расположена зона степей?
2.Какую территорию она занимает по отношению к другим зонам?
3.Как выглядит земная поверхность зоны?
- Мы выяснили географическое положение зоны. И если кто-то летом отправится в гости в Саратов, Самарскую область. Посмотрев на карту, будет знать, что перед ним предстанет совершенно иная природная зона. А с каким климатом, растениями и животными там можно встретиться, мы выяснять будем дальше.
Теперь наверно всем, интересно узнать какой же климат в степи?
Можно конечно открыть учебник и прочитать об этом.
А давайте мы с вами определим, от чего зависит климат степей. Итак, к какому выводу вы пришли?
Так давайте проверим, верно, ли наше утверждение? (книга-учебник, стр. 114 второй абзац)
- Теперь я думаю, что всем понятно, что климат степей более жаркий, чем в предыдущих зонах.
Слайд 3
Растительный мир
- Если там жаркое лето. То какая же будет зима? А что можете сказать про почву?
Благоприятные ли условия для растений?
- Давайте вспомним, что необходимо растениям?
ДЕРЕВО с карточками СВЕТ, ТЕПЛО, ПИТАНИЕ, ВЛАГА
Всё есть необходимое.
- Можно предположить, что растительность очень богатая?
- Наверно уже хочется посмотреть, как выглядит степь?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ слайд 4-8
Тюльпаны и ирисы цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом их приспособленность к жизни в степи.
Ковыль и типчак переносят сильную засуху, благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги.
Возникает вопрос. Почему при наличии всех необходимых компонентов нет высокорослых растений?
РАБОТА В ГРУППАХ
- Растения степи по разному приспособились к природным условиям, есть растения, которые появляются сразу после таяния снега, пока в почве много влаги, это такие как тюльпан, ирис, их корни в виде луковицы и утолщёний помогают им накапливать влагу и питания. Другие растения имеют тонкие длинные листья, сильно разветвлённую корневую систему, чтобы корни, проникая в глубь, могли получать влагу. Вывод: растения приспособились к засушливому климату. Для высокорослых растений нет условий.
Деревья встречаются только в низинах, так как там скапливается влага.
В какой зоне тоже нет высокорослых растений? Почему?
Животные
Если большое кол-во травянистых растений, следовательно - много каких животных? (насекомых, птиц)
Слайд 9 – 16
Кобылка и кузнечик. Различать их лучше всего по усикам. У кобылки они короткие, а у кузнечиков длинные. Кобылки питаются растительной пищей, а кузнечики поедают мелких насекомых.
Много живёт насекомых – опылителей. Почему? Какие? (бабочки, пчёлы, шмели)
Красавка – стр. 118
Много грызунов. От жары и от хищников они прячутся в норы.
Орёл – очень крупная хищная птица. Размах крыльев до 2 метров.
Хорёк – поедает много грызунов.
А знаете ли вы?
Что в степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. И совсем не много крупных растениеядных животных.
Так почему при таком огромном количестве трав и растений очень мало крупных растениеядных животных?
РАБОТА В ГРУППАХ
Так почему нет крупных растениеядных животных? (медведь, лось - нет жилищ)
Что объединяет всех этих животных? (окраска под цвет степей серо-бурого цвета, растениеядные, имеют норы, птицы вьют гнёзда на земле, хорошие бегуны - поиск пищи и воды, спасение от преследования)
Красная книга
Какие животные попали в красную книгу?
Слайд 17 – 19
Как вы думаете почему?
(не осталось степей, т.к.почва очень плодородна, много света и тепла получают здесь растения, вся степь распахана, на их месте поля и сады. Где нераспаханные участки, там пасут скот, чаще всего овец. Из-за неумеренного выпаса скота степь превращается в пустыню. Охота. Гнёзда птиц погибают во время полевых работ.)
Посмотрим, как в одном из питомников разводят дроф. Стр. 120, 3 абзац.
Зачем учёные ломают голову над вопросом: Как спасти степь?
(каждая зона по -своему красива, удивительный и уникальный растительный и животный мир)
Слайд 20
Чтобы вы сделали, чтобы спасти степь от вымирания?
(прекратить их распахивать, строго ограничить выпас скота, вести борьбу с браконьерством, создавать новые заповедники)
Подведём итог. Проверим полученные знания.
Слайд 21
РАБОТА В ТЕСТАХ В ГРУППАХ
Проверка групп.
Д/З: стр. 114-120 пересказ + р/т + доклад (отличие от реферата)
Запас презентация 000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру 4 класс Зона степей
Разработка урока по "Школе России" с презентацией...
Конспект урока по окружающему миру "Зона степей"
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класса ,автор А.А. Плешаков, по программе "Школа Росиии"...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона степей" 4 класс, УМК " Перспективная начальная школа" + презентация
Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....
план-конспект урока по окружающему миру 4 класс "Зона степей" УМК "Перспективная начальная школа"
Цель урока :Ø Создать условия для формирования у учащихся представлений о степи, её растительном мире, животном мире.Предметные задачи:Ø Способствовать развитию умений у учащихся наблюдать...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Зона степей"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Зона степей"...
Модель-конспект урока по окружающему миру по теме «Зона степей»
Тип урока по дидактической цели: изучение нового материала....
Конспект урока по окружающему миру "Зона степей"
цель урока : сформировать у учащихся представление о зоне степей, познакомить с географическим расположением зоны, ее климатом, животным и растительным миром....