Модель-конспект урока по окружающему миру по теме «Зона степей»
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Берзина Татьяна Ивановна

Тип урока по дидактической цели: изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model-konspekt_uroka.docx60.39 КБ

Предварительный просмотр:

Модель-конспект урока по окружающему миру

Тема «Зона степей»

Задачи:

  1. Сформировать у детей представление о природной зоне степей как о природном комплексе и дать комплексную характеристику, раскрыв проблемы экологии и значение для человека.
  2. Продолжить формирование специальных предметных учебных действий- умений работать  с натуральными  предметами  - гербарием;  картографических умений;  развитие  интеллектуально-познавательные УУД: рассуждать, сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки,делать выводы; формировать коммуникативные УУД- уметь воспринимать текст с учетом учебной задачи, работать в группах;  регулятивных УУД:   оценивать свою деятельность.
  3. Продолжить становление целостного взгляда на окружающий мир на основе установления причинно-следственных связей между компонентами природы в природной зоне степей;  формировать основы экокультурына основе природоохранного, социально- экономического  аспектовэковоспитания; воспитывать любовь к родному краю.

Методы обучения:

Словесные: беседа, рассказ, дискуссия

Наглядные: иллюстративный

Практические:  практические работы с гербарием, таблицами, текстом;  моделирование

Тестирование.

Средства обучения:

Плоскостные: иллюстрации учебника, таблица «Зона степей»,карта «Природные зоны», карточки

Натуральные:гербарий

Вербальные : текст учебника,  текст энциклопедии

Тип урока по дидактической цели:  изучение нового материала

Ход урока

Этапы и методические особенности урока(формы, методы, приёмы)

Содержательные линии

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Предметные учебные действия

УУД

1.Организационно-мотивационный момент

Рассказ информационный

Рассказ фактологический

Беседа

Приветствие.  Проверка готовности к уроку.

У нас сегодня необычный урок. Мы отправляемся с вами в путешествие по зоне степей.  Цель урока - дать комплексную характеристику  зоны степей. Источники знаний: опорные знания детей, таблицы, картины "Зона степей", иллюстрации  и текст учебника, гербарий, картографические источники.

А чтобы нам было не скучно путешествовать, я предлагаю взять с нами пингвина. Я думаю, что ему очень понравится степь, и он с удовольствием поселится там.

А вы знаете, что пингвины живут не только в Антарктиде?

В жарких странах пингвины встречаются на экваторе - это галапагосские пингвины, на побережье южной Африки селится очковый пингвин, на юге Австралии, на острове Тасмания и в Новой Зеландии живет самый крохотный из пингвинов – карликовый пингвин.  Вот видите, ребята, оказывается,  некоторые пингвины совсем не боятся жары. Давайте расскажем нашему пингвину про степь. Может она ему понравится?

 Как вы считаете, что надо, чтобы животное могло жить в данной природной зоне?

Регулятивные: самоорганизация

Коммуникативные: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение

Приветствие, проверка готовности к уроку

Дети высказывают своё мнение

 В основном все говорят, что пингвину там не место. Там слишком жарко.

Дети высказывают своё мнение

2.Изучение нового материала

Беседа с элементами практической деятельности

Беседа

Рассказ фактологический

Парная форма работы

Беседа

Групповая форма работы

Дискуссия

Практическая работа с элементами дискуссии

Практическая работа

Дискуссия с элементами моделирования

Практическая работа на основе карточек, иллюстраций и текста учебника

Рассказ с элементами дискуссии

дискуссия

дискуссия

Обобщающая беседа

Дискуссия

Рассказ фактологический

Дискуссия

Обобщающая беседа

Парная форма работы

Элементы моделирования

Обобщающая беседа

В течение урока мы будем заполнять  следующую опорную таблицу

        Зона степей

Географическое положение

климат

воды

почвы

Растительный мир( жизненные формы, состав, приспособления)

Животный мир(видовой состав, приспособления)

Значение для человека

Проблемы

экологии

Сначала мы поработаем все вместе, потом вы выступите в роле ученых и в группах изучите особенности зоны степей.

Где находится природная зона степь? Откройте карту природных зон мира. По легенде карты найдите степи.Между какими природными зонами она располагается?
Где находится зона степей в России? Изучите карту природных зон России (юг страны).Каков рельеф преобладает в степи?( равнинный)
- Запишите в таблицу в графу «Узнали» местоположение степей

Как думаете, какой климат в степи? Давайте узнаем, откройте климатическую карту

В каком климатическом поясе находятся степи?

 В степной зоне много солнечного света, но мало осадков. Найдите годовое кол-во осадков. К чему приводит малое количество осадков ?(засухи) Как  думаете, недостаток  влаги  влияет  на  другие компоненты природы зоны  степей-  почвы  и

растительность?

Как вы думаете, Какое самое благоприятное время года в степи? Почему?

Лето в степи солнечное и жаркое. Зима очень холодная, с сильными

морозами. Назовите изотермы января и июля?

Весной часто возвращается холода с заморозками. Осень

стоит обычно теплая. Резкосменяется температура в течение суток летом: так как в степи неткрупных растений, солнце хорошо прогревает землю. А когда оносадится, земля быстро охлаждается.

На суровость степного климатасильно влияют ветры. Часто дуют

горячие ветры – суховеи .Иногда они переходят в пыльные

бури. Зимой часты метели и снежные бури

Заполните  графы " Географическое положение" и "Климат" в таблице на основании   полученных знаний.

Найдите на карте реки, озера, другие водоемы зоны степей,
Почему в степях нет больших
водоемов?

 Изучите в парах  особенности почв степей, используя карту «почв»

Преобладают черноземы- самые плодородные почвы, почему?

Как влияет климат на почву?

Заполним таблицу

Ребята, а сейчас разделитесь на группы по 5  человек :Ботаники, Зоологи, Экологи, Краеведы.                

- Итак, начинаем работу в группах. Каждая группа получает карточки с вопросами, по которым вы будете строить свои ответы. Главная задача перед группами – создание образа природной зоны, установление причинно-следственных связей между компонентами природы.

Материалы для ботаников:

Гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедия «Я познаю мир. Растения», учебник (стр. 114,115). Карточка:

  1. Общая особенность растений степи.
  2. Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных органов растений (корень, стебель, листья).

Материалы для зоологов:

Картины и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», учебник (стр. 116-118).

Карточка:

  1. Классы, виды и отличительные черты степных животных.
  2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).

Материалы для экологов:

Карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (стр. 119, 120).

Карточка:

1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине
человека.

2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

Материалы для краеведов :

Карточки с изображением растений и животных, материал учебника

1.Хозяйственное использование зоны степей:

Зерновые культуры,  выращиваемые в степи

Отрасли животноводства степи

 Дети представляют результаты своих исследований

1.Группа ботаников,  поделитесь своими изысканиями?

Так почему в степи не растут деревья?

Почему растения имеют мощную корневую систему, узкие, мелкие листья? С чем все это связано?

Мы выяснили, что климат во многом влияет на видовой состав и приспособления растений  в зоне степей.

А растения связаны с почвой? Как растения могут влиять на качество почвы?(Однолетние травы каждый год отмирают и образуют перегной,

бобовые улучшают состав почвы)

Заполнение таблицы.

2.Выступление зоологов

 Расскажите  о животных степи?

Какие животные лучше всего приспособились к жизни в

степи?Так почему нет крупных растениеядных животных, ведь в степи огромное количество трав?

Каковы главные приспособления животных в степи?

Вспомним о нашем госте , как вы думаете, захочет пингвин жить в степи? Подходят ли данные условия для него? К какой среде обитания привык пингвин?

Итак, мы рассмотрели, как климатические  условия  влияют на обитателей зоны степей. Как вы думаете,  влияют друг на друга или нет растения и животные степей?

Сделаем вывод: 1.В природной  зоне степей  климат влияет на видовой состав и разнообразие животного и растительного мира

2. Видовой состав растительного мира влияет на разнообразие животных.

мира.

Заполнение  таблицы.

3.Слово предоставляется экологам

Почему необходимо сберегать степную зону? Какие опасные явления характерны для степей? Что является их причиной?(суховеи, засухи, пыльные бури, пожары)

Учитель дополняет ответ детей

 В Ростовской области создан  Биосферный заповедник, в котором пытаются сохранить степь в ее природном виде. Здесь охраняются животные и растения, типичные для степей. Те, кому интересно, дома могут познакомиться самостоятельно с природными заповедниками Донского края.

4.Слово предоставляется краеведам

Какое  значение  имеет  степь  в  жизни  человека? Раскройте особенности хозяйственного использования

Почему степи почти везде распаханы?

Заполняем таблицу.

Какой  компонент природы является главным в природной зоне?

Какую роль играет климат в формировании зоны степей?

Какие жизненные формы и  приспособления имеют растения в зоне степей?

Каков   видовой состав  и приспособления животного мира в зоне степей?  

В процессе дискуссий  уделялось особое внимание  установлению  причинно-следственных связей между компонентами природы в зоне степей.  Учащимся предлагается вычертить логически опорную схему, иллюстрирующую взаимосвязи компонентов природы в зоне степей.

Начертим логичес

Вывод:Зона степей- это природный комплекс , т.к все природные компоненты находятся в тесной взаимосвязи

Картографические умения

Формирование

картографических умений

Практические умения работать натуральными объектами- гербарием

Формирование основ экологической культуры

Интеллектуально- познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь

Коммуникативные: работать в парах

Интеллектуально- познавательные: анализировать,  делать выводы, устанавливать взаимосвязь

Коммуникативные: работать с различными источниками знаний

Интеллектуально- познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь между компонентами природы

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

Интеллектуально- познавательные: делать выводы, приводить примеры в качестве доказательств устанавливать взаимосвязь между компонентами природы

Интеллектуально- познавательные: делать выводы, приводить примеры в качестве доказательств устанавливать взаимосвязь между компонентами природы

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать собственную работу

Регулятивные: оценивать собственную работу

Интеллектуально-познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы

Формирование интеллектуально-познавательных УУД: выделять главную мысль, обобщать, делать выводы, вычерчивать схемы

Чертят в тетради таблицу

Отвечают, работают с географической картой

Отвечают на вопросы

Осознают специфику климата с

Заполняют таблицу

Работают с картой

Разбиваются на группы, работают с карточками, иллюстрациями, текстом учебника, энциклопедиями, исследуют проблему

Работают с карточками, иллюстрациями, текстом учебника, энциклопедиями, исследуют проблему

Выступает группа ботаников

Заполнение таблицы

Выступают зоологи

Отвечают

Делают  предположения,

 выводы

Выступает группа экологов

Представляет результаты работы в группе

Заполняют таблицу

Отвечает группа краеведов

Делают выводы

Заполняют таблицу

Высказывают предположения, рассуждают,

Делают вывод

Вычерчивают логически опорную схему

3.Закрепление нового материала

Тестирование с элементами моделирования

Тестирование с элементами моделирования

Рефлексия

Обобщающий рассказ

Итак, какую природную зону мы рассмотрели сегодня?

Что же собой представляет степь?

Оцените свою работу на уроке.

Учитель раздает листы- самоконтроля

Дома проверьте насколько вы усвоили тему , ответьте на вопросы теста  по теме «Зона степей.»

1. Выбери верное утверждение. Степь – это….

а) бескрайнее поле;
б) небольшая равнина, покрытая лесом;
в) бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.

2. Зона степей расположена:

а) в тропическом поясе; 
б) арктическом поясе; 
в) умеренном поясе.

3. Климат в степи:

а) жаркий и влажный; 
б) жаркий и сухой;
в) холодный и сухой.

4. Почвы в степи:

а) бурые; 
б) подзолистые;
в) чернозём.

5. Растения в степи бывают:

а) раннецветущие; 
б) многолетние; 
в) влаголюбивые;
г)засухоустойчивые.

6. Напиши 3 названия растений степей:

7. Выбери только животных степей:

а) пингвин; 
б) сайгак;
в) медведь; 
г) дрофа;
д) кобылка; 
е) тетерев; 
ж) тушканчики.

8. Напиши экологические проблемы степей.

9. Начерти схему взаимосвязи природных компонентов в степи

1.Какой компонент природы и почему является ведущим в формировании природной зоны степей?

2.Что является основой для формирования целостного взгляда на окружающий мир?

3.Почему чернозёмы являются самыми плодородными почвами в мире?

4.Каковы экологические проблемы зоны степей?

Таким образом, зона степей - уникальный природный комплекс, в котором взаимосвязаны все природные компоненты, что является основой для формирования целостного взгляда на окружающий мир. Особо необходимо подчеркнуть необходимость охраны растений и животных зоны степей , особенно, занесённых в Красную Книгу. Необходимо охранять  почвы степей, т.к. они - житница России.

Формирование основ экологической культуры

Формирование интеллектуально-познаваательных  УУД: выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы

Формирование интеллектуально-познаваательных  УУД: устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы

Регулятивные: самооценка деятельности на уроке

Отвечают на вопросы тестов

Выполняют тестовую работу

Отвечают на проблемные вопросы

4.Оценка работы детей

Учитель с комментариями оценивает работу детей.

Становление  экологической культуры

Оценивают собственную работу на уроке

5.Задавание домашнего задания

Подготовить сообщение об одном из заповедников или заказников Ростовской области. Учитель даёт аннотацию для выполнения соответствующего задания

Осознают приёмы выполнения домашнего задания

6.Логическая завершённость урока

Учитель возвращается к главной целевой установке урока и подводит итоги урока

Урок  завершен, но это не значит, что вы открыли все тайны нашей  природы, вам предстоит ещё многое узнать. Всегда помните:

Берегите  Землю и наш Донской край!

Оценивают значимость изученной темы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Зона степей" в 4 классе

Учительство - это искусство, труд не менее творческий чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с ...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона степей" 4 класс, УМК " Перспективная начальная школа" + презентация

Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....

Урок окружающего мира по теме "Зона степей" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Предлагается план-конспект урока по теме "Зона степей" с подробным описанием каждого этапа урока, выделяются конкретныеУУД каждого этапа. Урок включает в себя разные формы работы учащихся. Используетс...

Урок окружающего мира по теме "Зона степей" (3 класс, по системе Л.В. Занкова)

Открытый урок окружающего мира по теме "Зона степей" проведён в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков 3 класс (II часть). На материале данного урока у учащих...