Урок по окружающему миру в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок с элементами исследования "Жизнь растений осенью"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_po.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: Урок-исследование.
Методы: наблюдения; исследования; метод самообучения (метод открытий); видеометод; эвристическая беседа; педагогической поддержки; создание ситуации успеха;
Форма работы: парная.
Цель урока: изучить природное явление - листопад. Учебно-воспитательные задачи урока:
Обеспечить восприятие и первичное закрепление знаний учащихся об изменениях в жизни растений осенью, о лиственных и хвойных растениях.
Содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи. Содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного. Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод). Способствовать расширению и углублению экологических знаний. Оборудование:
ветки лиственных растений (березы, клёна); ветки хвойных растений (сосны, ели); лупы ; фрагмент видеофильма "Мир вокруг нас"; выставка детского творчества "Волшебница-осень"; искусственная елка, березка; учебник-хрестоматия "Давай знакомиться, мир" 1 класс.
Ход урока
1. Организационный момент
Звонок прозвенел - отвечай поскорей, Время года, какое стоит у дверей? (осень) Сегодня, ребята, урок листопада. Вспомнить, узнать много нам надо.
2. Актуализация полученных знаний
Листопад! Листопад! (хором)
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клен, жёлтый бук. Жёлтый солнца в небе круг. Жёлтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна. Значит осень - не весна.
- И сегодня мы узнаем некоторые тайны осени.
- Как изменялась погода осенью? (ОТВЕТЫ НЕ ТРЕБУЮ)
- Чем богата осень?
- Как изменились растения? Почему осенью с растений облетают листья? Ответы на эти
вопросы вы знаете, но не на все.
3. Сообщение темы и задач урока.
- Тема нашего урока: "Жизнь растений осенью".
- Вы будете учеными-исследователями. Вас ждут открытия, у каждого они будут свои.
Какой месяц осени идет?
Октябрь - середина осенней поры. В старину этот месяц называли "листопадом", "грязником", потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Примета, т. е. так раньше говорили: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой - к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх - к холодной зиме.
4. Практическая работа
У детей -листья.
- Рассмотрите осенние листья.
- Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона? Покажите ладошки вот так - это
внутренняя сторона, а так - внешняя. А на листьях - это изнанка, т. е. внутренняя сторона.
А это-лицевая сторона, т. е. внешняя.
ПРОХОЖУ МЕЖДУ РЯДАМИ И РАССЫПАЮ ЛИСТЬЯ, ОДНОВРЕМЕННО ГОВОРЮ
ФИЗМИНУТКУ
Физминутка.
Руки подняли и помахали.
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает листву.
Листья запорхали
Как бабочки на карнавале.
- Посмотрите, какой стороной упали листья в классе.
Задание 1. По дороге домой понаблюдайте, как легли листья на землю и сделайте вывод, какая будет зима по этой примете.
5. Исследовательская работа
1 этап. Эксперимент.
- Откройте учебник стр. 26.
- Какие растения мы можем встретить в нашем лесу? (Беседа по картине учебника)
- На какие две большие группы их можно разделить?
- Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда производил
расчистку леса. Положите слева веточки хвойных растений, а справа - лиственных.
Закройте учебник. - Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Как называется растение? Есть
ли на нем листья? Какого они цвета? Оторвите листочек. Легко это сделать? Давайте
рассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Есть ли ранки от опавших
листьев на веточках? Почему? Зовем на помощь учебник-хрестоматию.
(читающий ученик читает материал учебника-хрестоматии)
Конец черешка гладкий, округлый: листья опали, не оставив ранки на ветках. Почему? Летом черешки листьев прочно соединены с ветками, и по ним проходят питательные вещества, Осенью там, где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно отделяет черешок от ветки словно перегородкой. Летом, когда пробковой перегородки в черешке нет, лист легче разорвать, чем без повреждений отделить от
ветки. А осенью, когда перегородка полностью закупорит черешок, лист отделяется от ветки, не оставляя ранки. (По Г. Мельниковой, А. Крестинскому)
- А зачем же растения сбрасывают листья на зиму?
(Читающий ученик читает материал хрестоматии)
Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и сучья. (По Н. Осипову)
- А что еще можно рассмотреть на месте опавших листьев? Почки. Они спят до весны.
Весной на них вырастут новые веточки со стебельком и листьями
ИТАК, В НАЧАЛЕ УРОКА МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ, ЧТО ВЫ - УЧЕНЫЕ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Вы
провели сейчас небольшую исследовательскую работу. Что вы исследовали? А ТЕПЕРЬ
КАКОЙ СДЕЛАЕТЕ ВЫВОД? Лиственные растения осенью сбрасывают листья, так как в это
время в черешке листа вырастает особая пробковая перегородка. Так они к зиме
готовятся.
Физминутка
Мы зашли в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в позолоте стоит,
Слева зеленая елка глядит.
Вот и зайка проскакал.
От лисы он убежал.
Ой, это серый волк рыщет.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас.
В лесу такая красота!
А нам за работу уже пора.
2 этап. Наблюдение.
- Посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева?
- Чем они похожи друг на друга?
- Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Они
сидят парами. - Какие они по длине? Длинные, узкие.
- А что скажете про иголочки у ели? Располагаются по одной. Короче, чем у сосны.
Колючие. Потрите пальчиками хвоинки, понюхайте. Душистые, смолистые. - А можно ли назвать иголочки-хвоинки листьями? Да
Листья-хвоинки покрыты восковым налетом, плотные, они испаряют меньше влаги, чем лиственные деревья, поэтому зимняя засуха им не страшна.
- Интересно узнать, сбрасывает ли ель и сосна листья-хвоинки на зиму? Кто был в
хвойном лесу? Что видели под елью и сосной? Откуда взялись хвоинки, если нет листопада.
Они не сбрасывают всю хвою. И все же листопад у них идет понемногу и постоянно. На месте опавших хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что на ели одни и те же листья. На прогулке обратите внимание на опавшие листья-хвоинки. 3 этап. Постановка проблемы.
- Семенами хвойных деревьев питаются зимой птицы, (показ иллюстраций птиц)
- Полезно гулять в хвойных лесах! А почему - найдите ответ в книгах, спросите у
родителей, у врача, когда будете на приеме. Также узнайте, почему полезно чистить зубы
зубной пастой на основе хвойного сока и принимать ванны с хвойным экстрактом. - ИТАК, ДОРОГИЕ УЧЕНЫЕ, какое открытие для себя вы еще сделали? Хвойные растения
не сбрасывают ВСЮ хвою, зимуют с семенами-шишками, потому что зимняя засуха им не
страшна.
6. Видеосюжет "Пожар в осеннем лесу"
ОТКРОЙТЕ СТР. 27 ПРОЧИТАЙТЕ ВОПРОС.
(Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу?)
Попробуйте найти ответ в фильме.
Какие выводы сделаем? (демонстрация экологического знака) Будем беречь родные леса!
7. Экскурсия в творческую мастерскую
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья ребятам спасибо говорят
За что? За творчество, мастерство.
- Мы - в творческой мастерской. Я показываю работу, а автор расскажет о том, что он
изобразил, листья, каких деревьев использовал в работе?
-Да, щедра художница-осень на яркие краски! Посмотрите, какая золотая осень в нашем
родном крае. Этот осенний пейзаж вдохновил нашего земляка Константина Букринского
на поэтические строки
Я Русь свою люблю до боли,
Люблю привольные ветра, |
Люблю зарайские раздолья
Хрусталь осенний Осетра.
9. Итог урока
ИТАК, В ТЕЧЕНИЕ УРОКА ВЫ БЫЛИ УЧЕНЫМИ -ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ.
- Какие открытия вы сделали на уроке? Мы научились проводить эксперимент, вести
наблюдение, анализировать, сравнивать и делать выводы.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ. УРОК ОКОНЧЕН.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»
Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...