Урок окружающего мира "Твердые тела,жидкости и газы" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Аранова Лариса Очировна

Урок "Твердые тела,жидкости и газы"содержит конспект урока для 1 класса по программа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_1_klass.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.1 класс.

Тема: Твердые тела, жидкости и газы.

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления учеников с понятием «тело», свойствами твердых тел, жидкостей и газов; способствовать развитию памяти, мышления; содействовать расширению кругозора.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умеют объяснять мир: называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека, окружающие предметы и их взаимосвязи; умеют определять свое отношение к миру: оценивать правильность поведения людей в природе и в быту.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику деятельности.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Познавательные: общеучебные - использовать тексты стихотворений, данные опытов, знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические -анализируют наблюдения, делают выводы; находят соответствие.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование: схемы, сосуды, одноразовые шприцы без игл, шарики, мультимедийное оборудование.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать

У себя внимательность

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

 1 ученик. Предлагаю вам поиграть,

                  В моих стишках словечко досказать.

              Каждому школьнику должно быть известно:

              Всему в окружающем мире есть место.

              Глазки шире раскрывай,

             За природой …

Ученики. Наблюдай.

2 ученик. Книга – гостья дорогая,

        Зови ее всегда скорей.

        Она расскажет про Отчизну,

        Про природу, про друзей,

        Рады с книгой вы дружить,

        Этой дружбой дорожить?

        Тогда книгу открывай,

        Про окружающий мир …

Ученики. Прочитай.

3 ученик. Веселая девчушка, о чем просит вас?

        Спеть, сосчитать иль придумать рассказ?

        Когда прочитал, словечко к словечку сложи,

        Интересное нам обо всем …

Ученики. Расскажи.

4 ученик. Девочка смотрит недоуменно,

        И озабоченно, и удивленно...

        Быстро, дружочек, утром проснись,

        Миру вокруг ты всему …

Ученики. Удивись.

На слайде появляются эти слова:

За природой наблюдай.

Про окружающий мир прочитай.

Интересное нам обо всем расскажи.

Миру вокруг ты всему удивись.

Учитель. Вот, ребята, этими словами вы и определили, чем будем заниматься сегодня на уроке. Слайд1

2.Изучение новой темы.

Учитель. Когда вы слышите слова «тело», что вы себе представляете?

Ученики. Ответы.

Учитель. В словаре С.И.Ожегова дано такое значение: « Тело-это организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение: телами называют все предметы, окружающие нас. Именно оно и будет нас интересовать сегодня на уроке.

Все предметы мы делили на группы по разным признакам. Каким?

Ученики. Форма, цвет, размер.

Учитель. Верно. А еще все тела мы будем делить по состоянию.

Посмотрите на рисунки на с.34. Что объединяет предметы  на первом рисунки? А на втором?

Что у меня в баллончике? Надуваю шар - а здесь?

Ученики. Ответы.

Учитель. На доске появляется запись: Слайд2,3,4,5

Твердые тела                       Жидкости                              Газы

Учитель. Посмотрите на доску и скажите, о чем мы будем говорить  сегодня на уроке?

Опытно - экспериментальная работа.

Работа в парах
У детей на столах бутылка с водой, стакан, брусок, шарик, шприц без иголки. Обучающиеся выполняют опыты по алгоритму, заданному учителем.

• Какую форму имеет брусок? Возьми брусок и положи его в стаканчик, проверь, изменилась ли его форма? (нет)
• Какую форму имеет вода в бутылке? Перелей воду в стакан? Как изменилась форма?(приняла форму сосуда)
• Надуйте шарик, что находится внутри? Почему шар увеличивается в размерах?
Выбери подходящий вывод: твёрдые тела жидкости газы ----- имеют постоянную форму, меняют форму.

2) Возьмите брусок, сожмите его. Что чувствуете?
Наберите воздух в шприц, закройте носик пальцем, надавите на поршень. Что получилось? (сжимается воздух). Теперь отпусти поршень(он вернулся на прежнее место)
Наберите воду в шприц, закройте носик пальцем, надавите на поршень. Что чувствуете? (Нельзя сжать)
Вывод: твёрдые тела, жидкости, газы_______ сжимаются, не сжимаются.

По ходу ознакомления со свойствами тел, жидкостей и газов на доске оформляется схема  «Свойства предметов» Слайд 6 (поочередно)

Твердые тела                 Жидкости                                          Газы

Имеют постоянную         не имеют определенной                  заполняют весь

 форму                                    формы                                                  объем

не сжимаются                       не сжимаются                                     сжимаются

3. Физминутка

Учитель. Я называю тело (вещество), определите его состояние, покажите его

( твёрдое- присядьте; жидкое – плывём «буль-буль»; газ- парим в воздухе):
(  МОЛОКО, ВОЗДУХ, БРЕВНО, ЛИМОНАД, ЖЕЛЕЗО, ПАР, СОК)

4.Практическая работа.

Выполняются задания №1,2 с.50 в рабочей тетради.

Задание №1 Определите и укажите стрелками, в какие сосуды налили воду.

Дети выполняют самостоятельно. Затем проверка на слайде.

Слайд 7.

- Ребята, все тела состоят из очень маленьких частиц, которые называются молекулы. Но в каждом теле молекулы располагаются по-разному. (слайд 8) Например, в твердом теле каждая молекула движется около определенной точки. В жидкостях молекулы не так крепко соединены и дают возможность перемещаться из одного положения в другое. А в газах, молекулы и вовсе не соединены друг с другом, поэтому легко разлетаются в разные стороны.

Задание №2 Подпишите на пустых строчках, что находится в бутылях.(жидкость, газ, твердое тело)

5.Итог.

Учитель. На листе на парте у вас дано задание. Заполните таблицу.

Проверка на слайде. Слайд 9

Твердые тела сохраняют форму

Жидкие тела сохраняют форму

Газ заполняет все пространство

Газ можно сжать

Твердые тела сжимаются

Жидкости сжимаются

Покажите кругами как вы на уроке работали. ( красный круг- мне было интересно…, желтый- на уроке я узнал…,зеленый- мне было трудно-…)
Проблемный вопрос: Какое вещество может быть сразу в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном?
6.Домашнее задание
Кто хочет найти ответ на этот вопрос, может получить лист домашнего наблюдения.

Лист домашнего наблюдения______________________________________________
Проблемный вопрос:
Что может быть в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном?
Исследование:
Я открываю кран, из него течёт __________________, она в _______________ состоянии. Я наливаю _______________ в чайник и кипячу его. Во время кипения _______________ нагрелась и превратилась в _____________, который выходит из носика. Он в _________________ состоянии.
Я наливаю _______________ в формочку и ставлю в морозильник. Через несколько часов в формочке _________________, он в ______________________ состоянии.

ВЫВОД УЧЁНОГО: ____________ бывает в твёрдом, жидком и газообразном состоянии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку"Окружающего мира" Плешаков А.А.2 класс

Урок "Окружающего мира",2 класс,Плешаков А.А.Тема: "Звездное небо" (презентация к уроку)...

Урок + презентация Урок окружающего мира по теме "Грибы" 2 класс

В ходе исследования ученики открывают новое знание: грибы выделяются в отдельную группу живых организмов....

Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.

Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....

Конспект урока. Интегрированный урок: окружающий мир и английский язык. 4 класс. Тема. «Учимся общаться в интернете. Правила написания электронного письма»

Цели: познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки...

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

Презентация к уроку Окружающий мир УМК Планета знаний 1 класс. Урок практической работы по теме "Вода"

Подробная презентация к уроку по теме "Вода" возможно использовать в течение всего урока, - от постановки целей урока до рефлексии....

Технологическая карта урока окружающего мира УМК «Школа России», 1 класс. Тема урока «Как живут растения?»

Цель урока: формирование знаний об особенностях растений, с условиями для жизни растений, целями и задачами нового раздела; формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы.Задач...