методическая разработка урока окружающего мира "Почва-кормилица" 3 класс, УМК "Гармония"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Разработка урока по теме "Почва - кормилица" с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование - презентация, учебник - тетрадь О.Т.Поглазовой "Окружающий мир" 3 класс, часть 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochva.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет –  Окружающий мир

Тема:  "Почва - кормилица"

Цели: сформировать представление о культуре обработки почвы, о возможных разрушениях почвы и способах его восстановления, познакомить со старинными способами обработки земли и сохранения ее плодородия;

  1. продолжить развитие экологического и исторического мышления;
  2. воспитывать уважение к труду земледельцев, желание сохранять чистоту и плодородие почвы.

Тип урока: изучение нового материала.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

  1. презентация (среда POWER POINT);
  2. учебник - тетрадь О.Т. Поглазовой «Окружающий мир» часть 2

Дата проведения: 

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Введение в тему

-Что видит космонавт в иллюминаторе? /планета/ (слайд 1)

Звучит песня «Земля в иллюминаторе видна»

Земля- планета

-Почему с заглавной буквы? /имя собственное/

-Матрос крикнул: Земля! Земля! (слайд 2)

-О чем сообщил матрос? Как вы понимаете здесь значение слова «земля»? /суша/

Земля- суша

-Вспомните, как начинается сказка «Репка» /вслух все/ (слайд 3)

-Куда посадил дед семя репки? А в каком значении употреблено слово «земля»? /почва/

Земля- почва

-Сегодня мы с вами будем говорить о том, как люди сажали в почву семена, ухаживали за посадками, т.е. познакомимся с историей возделывания и использования почвы нашими предками, какие проблемы возникали у земледельцев. Попытаемся решить проблемы, возникающие при неправильном возделывании почвы в настоящее время. Итак, тема нашего урока «Почва- кормилица».  (слайд 4) Но сначала, давайте вспомним все, что мы знаем о почве, это поможет нам решить поставленные задачи.

         3.  Повторение пройденного /слайды /

 Что такое почва? Из чего она состоит? Из чего образуется перегной? Каких обитателей почвы вы знаете? Что и почему надо делать после того, как поработал с почвой?  Расскажите по рисунку, как взаимосвязаны растения и животные почвы? Основное назначение почвы? От чего она зависит?  Как называется богатая перегноем почва? С какой скоростью растет почва? Живая ли она?

-В старину  люди всегда с большим уважением относились к почве. В старину бросить мусор, плюнуть на землю было позором. Считалось, что земля вскормила тебя, вспоила и по жизни повела. Так и говорили матушка- родная земля, торскн hазр.  

         4.  Изучение нового материала

Как вы понимаете старинное слово «земледелие»? Я расскажу о том, как  возделывали почву наши предки. Начну с далекого - далекого прошлого человечества. Когда-то люди питались, как животные, тем, что давала природа: съедобными корешками, ягодами, зернами. Но однажды они задумались: В лесу много корешков, ягод, но далеко за ними ходить. Нельзя ли у своего жилья вырастить? Так человек занялся земледелием. /слайд/

-Старались сеять на ровной земле. Для этого сжигали деревья, выкорчевывали пни. Затем обрабатывали почву разными орудиями.

-Плотные комья земли рыхлили палкой с железной плоскостью на конце – мотыгой. Поля вспахивали деревянной сохой с  острыми концами. Соху прикрепляли к оглоблям лошади или быка, и пахарь делал в почве борозды. Затем крестьянин бросал в эти борозды из лукошка семена. Семена засыпали бороной. Старинную деревянную соху сменил впоследствии железный плуг, появились сеялки, трактора. /слайды /

- Наши предки оставили нам бесценный опыт по сохранению плодородия почвы. Сеяли хлеба на ровной поверхности. А склоны оставляли под многолетние травы. Собирали растительные остатки, бытовые отходы в компостные кучи, затем этот перегной использовали для подкормки растений. Для борьбы с вредными насекомыми использовали птиц.

-А сейчас наши ученики  Настя и Люба расскажут нам, какие проблемы возникали при возделывании почвы. Чтение сказки- были подготовленными учениками.

-Взмолилась Почва: «Люди добрые, спасите меня от палящего зноя, нещадного ветра, буйной воды! Уж я вам добром отплачу»

-Что стало разрушать почву?

-Хочу отметить, что эти разрушения связаны с природными явлениями.

-Посмотрите на слайды и скажите, что стали делать люди, чтобы помочь Почве? / слайд «лесные полосы», «борьба с оврагами» они стали сажать вокруг больших полей и поперек них лесозащитные полосы из деревьев и кустарников/

-К сожалению, проблема разрушения почвы коснулась и нас с вами. Но случилось это по вине человека. Калмыки всегда занимались животноводством. Они бережно относились к  почве, поэтому вели кочевой образ жизни. Пася своих овец на одном пастбище, они затем перегоняли их на другое, давая почве первого пастбища отдохнуть. А потом калмыки стали вести оседлый образ жизни и пасти овец на одном и том же месте, не давая почве отдохнуть. Своими острыми копытами овцы вытаптывали почву, сбивая верхний плодородный слой земли. В результате на том месте трава переставала расти. Постепенно земля превращалась в пустыню. А поскольку у нас постоянно дуют ветра, то ползучие пески приближаются с каждым годом все ближе и ближе к нашему поселку. Послушайте отрывок из стихотворения нашего земляка Александра Дагаева. /слайд /

Спасайте Яшкульский район, не сдайте в плен его пескам.

В нем жили предки, мы живем. С чего же так тревожно нам?

Ползут барханы к нам тайком, спокойно, тихо, исподволь.

Вокруг земля - соленый ком. С песком смешаться не позволь…

-Задумались ученые над этой проблемой. Чтобы остановить движение песков стали сажать кустарник джузгун, песчаный овес. Они не давали пескам распространяться дальше. В 2001 году в Калмыкии была принята целевая программа «Возрождение пастбищного животноводства». Скот было решено пасти в разных местах. Как вы думаете для чего? /почве дали возможность отдохнуть, набраться сил, слайд /

-Защитили люди почву и зажила она припеваючи. Стали люди собирать богатые урожаи. Вот и мы с вами попробуем собрать урожай фруктов и овощей.

   Физминутка.

-Если я назову фрукт на калмыцком языке, то вы хором называете его на русском и наоборот, затем поднимаетесь на носочки, поднимая руки вверх. Если назову овощ, то приседаете.

-Боднцг – картофель, груша – кедмн, чи – вишня, мянгрсн – лук, яблоко – альмн, адамч –помидор, огурец – хаяр, уста узм – виноград.

-Обрадовалась Почва, что сняли люди богатый урожай. Укрылась Почва теплым  снежным одеялом. Но неугомонный ветер задумал оголить Почву, разметать снег, чтобы промерзла она.

-Что стали делать люди для спасения Почвы? /слайд/

- Наступила весна, захотели люди еще больший урожай получить, стали кормить Почву разными удобрениями, а против вредителей – яды применять. Возмутилась Почва: «Пощадите! Не могу я переварить все это! Гибнут мои жители. Есть у природы другие средства, чтобы подкормить и защитить растения»

-Как иначе подкормить и защитить растения? / Надо подкармливать почву навозом, травяным компостом. Для борьбы с вредителями привлекали пернатых друзей – птиц. Этот опыт по защите почвы оставили нам наши предки./

-Тут бы и зажить людям счастливо. А они давай разными новинками все вокруг забрасывать, да еще и в почву их закапывать. Опять сетует Почва: «Не родились еще у меня такие жители, которые превращали эти новинки в питательные вещества для моих растений. Спасите меня, уберите от меня это безобразие!» Какие новинки придумали люди? /пластиковая посуда, полиэтиленовые пакеты /

-Очистка почвы от бытовых отходов – это пока нерешенная проблема, в частности, нашей страны. Огромные горы мусора есть вокруг каждого города, поселка. Как же решить эту проблему, не навредив природе?

-В развитых странах люди тоже обеспокоены этой проблемой, там  мусор сортируют и производят вторичное сырье.

          5.  Закрепление изученного.

Задание 1 ряду: отметьте, что может разрушить почву красным цветом, а защитить – синим цветом. С. 43 №2

Задание 2 ряду: подчеркни правильные советы, как сохранять плодородие почвы. с.44 №3

Задание 3 ряду: составьте и поясните пословицы и поговорки. С.45 №6

          6.   Итог урока.

- Объясните, почему мы называем почву – кормилицей?

-Как относились к земле наши предки?

-Какими способами  можно и нужно сохранять плодородие земли?

    Домашнее задание: с. 43 №2 - нарисуйте знаки охраны почвы; с.45 №5 – запиши и нарисуй, что ты узнал о почве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока окружающий мир; 3 класс

Тема урока: Экологическая безопасность.Аннотация к Уроку-Окружающий мирУровень образования школьников: 3 класс общеобразовательной школы.Форма учебной работы: классно-урочная.Оганизация работы: группо...

методическая разработка урока окружающий мир;4 класс

Тема: Мир древности: далёкий и близкий Цель: 1. Познакомить учащихся с древним Египтом, Грецией, Римом, с их достижениями и достопримечательностями. ...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...

Методическая разработка урока. Окружающий мир 1 класс "Когда наступит лето?"

Цели деятельностиучителяОпределять характерные признаки смены времен года, соотношение временных промежутков; воспитывать чувство ответственности и пунктуальности.Тип урокаРешение частных задач.Планир...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА окружающий мир 2 класс

Тема: "Красная книга России. Правила поведения в природе"  Цели урока:           • рассказать о существовании Красной книги, содержащей...