Урок окружающего мира во 2 классе "Строение Земли. Образование гор"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок окружающего мира, 2А класс
Тема урока: Строение Земли. Образование гор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2kl_gory.zip | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия № 12»
Урок окружающего мира, 2А класс
Учитель: Мелякина Светлана Анатольевна
Тема урока: Строение Земли. Образование гор.
Цели урока по линиям развития личности | Обязательный минимум содержания |
1-ая линия развития. Уметь пользоваться картой, условными обозначениями, считывать информацию с карты. 2-ая линия развития. Уметь пользоваться известными и новыми определениями понятий и явлений, связанных со строением Земли, образованием гор. | Строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Землетрясение, извержение вулкана. Горы: старые и молодые. Выветривание. Географические объекты: Альпы, Кордильеры, Гималаи, Анды, Уральские горы |
Оборудование: -мультимедийный проектор, пластилин.
Учебник окружающего мира «Наша планета Земля» 2 класс, авторы: А.А. Вахрушев,
О. В. Бурский, А. С. Раутиан
С.112-119
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 2 класс авторы: А.А. Вахрушев,
О. В. Бурский, А. С. Раутиан
С.36-37
Методические рекомендации для учителя «Наша планета Земля» 2 класс, авторы: А.А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан
Урок 12, с. 52-54
Универсальные учебные действия:
1. Регулятивные УУД:
Самостоятельно выбирать цель деятельности
Действовать по плану
Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки
Проверять и оценивать результаты работы
Составлять план действий
2. Коммуникативные УУД:
Понимать точку зрения другого
Объяснять свою позицию
Извлекать информацию, данную в неявном виде
3. Личностные УУД:
Выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам
Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей
Определять важные для себя и окружающих правила поведения
Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей
4. Познавательные УУД:
Представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм
Сравнивать и группировать факты и явления
Извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций
Определять причины явлений и событий
Делать выводы на основе обобщения знаний
Ход урока
Этапы урока, время | Учитель | Ученики | Доска и оборудование |
1. Организацион- ный момент (1-2 минуты) | -Прочитайте пословицу на доске На свой ум надейся, но и за чужой держись. -Как вы её понимаете? - Каким образом эта пословица может помочь нам на уроке? - С таким напутствием отправляемся в путешествие по стране знаний. | Читают пословицу на доске, объясняют её содержание: -Только вместе мы сможем справиться с любой задачей и приблизиться к истине. Важно не только уметь высказать своё мнение, но и уметь выслушать точку зрения другого человека. | Слайд 3- пословица. |
2. Актуализация знаний учащихся Создание проблемной ситуации (3-4 минуты) | -Сообща нам будет легче справиться с первым заданием. Отгадайте кроссворд, вставив в строчки знакомые географические понятия. Учитель предлагает разгадать кроссворд, в котором повторяются основные понятия и географические объекты, «открытые» на предыдущих уроках. В результате открывается слово «ГОРЫ» | Разгадывают кроссворд, повторяют основные понятия. | Слайд 4 – кроссворд (по мере отгадывания открываются слова). Задания для кроссворда:
|
3. Формулирование темы и целей урока (2-3 минут) | - Почему именно это понятие открылось в нашем кроссворде? -Что нам сегодня предстоит выяснить? -Какова тема нашего урока? -Какие цели мы перед собой поставим? | Формулируют тему и цели урока. Тема урока: Горы. Цели урока: понять, почему и как образуются горы; научиться находить крупные горы на карте | Тема и цели фиксируются на доске в виде опорных схем. |
4. Планирование деятельности (2 минуты) | - В каждом путешествии необходим багаж. Наш багаж - знания, необходимые для раскрытия темы урока. - Что мы уже знаем по этой теме? - Какова форма Земли? - Каким цветом на карте обозначены горы? -Что нужно узнать, чтобы достичь целей урока? -Какие версии происхождения гор есть у вас? | Вспоминают изученный ранее материал. Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть. | План действий фиксируется на доске в виде опорных схем |
5. Открытие нового знания (20-30 минут) | Строение Земли.(10-12 мин) 1. -Проверим версии образования Земли. -Всем известно, что Земля - шар. Секрет образования гор следует искать внутри Земли. - Внутреннее строение Земли напоминает куриное яйцо (показать). Ядро - желток. Мантия - белок. Кора - скорлупа. Учитель предлагает из пластилина создать модель Земли, в процессе работы комментирует, называя основные слои. Ядро - представляет собой раскаленные расплавленные металлы при t=5000 °С. Мантия (в сказках накидка королей) - расплавленная масса, постоянно течет; нагреваясь от ядра, поднимается вверх, затем опускается вниз. Как будто варится каменная каша. Земная кора - тонкий верхний твердый слой (по толщине сравним с почтовой маркой, наклеенной на мячик). Реальная толщина - 100 км. (Разрезать модель Земли, повторить слои). - У кого картинка более правильная? 2. Образование гор(2-3 мин). Кора состоит из отдельных плит, которые плавают, как льдины во время ледохода, только очень медленно, со скоростью 1-2 см в год. Изобразим движение плит, например, Евро-Азиатской и Индо- Европейской. Подвижная игра «Движение плит», в ходе которой раскрываются причины образования гор. 3. Землетрясение, извержение вулкана(2-3 мин). - В результате движения плит образуются горы. Но все движения сопровождаются землетрясениями, извержениями вулканов и др.катаклизмами. Зрелище потрясающее по красоте, но невероятно страшное по своим разрушительным силам. - Насколько велика скорость лавы вулкана? Подвижная игра «Спасись от вулкана» (по принципу бега наперегонки). - Вряд ли у вас получится убежать от вулкана, ведь средняя скорость истекания лавы 50 км/ч, а при извержении вулкана Везувия в Помпеях - лава текла со скоростью 150 км/ч. Крупнейшие катаклизмы в истории человечества. - О каких крупных и разрушительных землетрясениях современности знаете? 11 марта 2011 года в Японии произошло сильное землетрясение. Возникшая в результате волна цунами высотой в несколько десятков метров частично разрушила атомную станцию Фукусима-1 и повредила систему охлаждения. Авария вызвала радиоактивное заражение местности и слив радиоактивной воды в Тихий океан. Землетрясение унесло жизни почти 16 тыс. человек. - А в 79 г. н.э. извержение вулкана Везувия стерло с лица Земли несколько городов, в том числе цветущий город Помпеи. Работа с иллюстрацией учебника (с. 119) -Что происходит на картине? -Какое настроение она вызывает? -Что вас удивило? -И только в 19 веке город был случайно обнаружен и после проведенных раскопок практически невредимым предстаёт перед нашими современниками. - Оцените по карте возможность землетрясений, извержений вулканов на территории Мордовии? 4. Горы: старые и молодые (5-7 мин.) Горы являются символом незыблемости, вечности. Но и горы стареют, разрушаются. -На каком рисунке изображены старые горы, а на каком – молодые? -По каким признакам вы догадались? -Почему горы стареют и разрушаются? Ответ на этот вопрос найдите в учебнике на с. 117. - Как вода, ветер, растения разрушают горы? - Поэтому более молодые горы - крутые, с острыми вершинами, более старые - сглаженные, с пологими склонами. -Достигли мы какой-то цели урока? А какую цель ещё предстоит достичь? | Выполняя это задание, ученики открывают новые знания. Скатывают первый шарик Аккуратно обворачивают первый шарик пластилином другого цвета Выполняют верхний очень тонкий слой пластилином другого цвета Разрезают полученную модель ниткой -У всех. Ведь Земля постоянно меняется. 6-8 учеников встают в 2 ряда, напротив друг друга, изображают сдвиг, раздвиг и смещение плит 2-3 ученика бегут наперегонки -Извержение вулкана, т.к. виден огонь, землетрясение, т.к. рушатся дома и статуи. Ученики по карте делают вывод: Мордовия расположена в центре плиты, поэтому вероятность землетрясения – минимальна. Работа по вариантам: 1 вариант находит ответ на вопрос «Почему разрушаются горы?», 2 вариант – определение понятия «выветривание» Учащиеся дают ответ на поставленный вопрос, делают выводы. | У каждого ученика – 3 шарика пластилина, дощечка, влажные салфетки. Слайд 5 – первичное закрепление. Слайд 6- извержение вулкана. Слайд 7-8 - землетрясение и цунами в Японии Учебник, с. 119 Слайды 9-10 – Помпеи после раскопок. На доске – карта полушарий. Слайд 11 – старые и молодые горы. Слайд 12 – «выветривание», первичное закрепление. |
6. Физкульт- минутка (2 мин) | Вот горы встают у него на пути, И он по горам начинает ползти. А горы всё выше, а горы всё круче, А горы уходят под самые тучи! -Из какого произведения эти строки? -Кто автор? -К какой реке стремился попасть Айболит? - На каком материке она расположена? | Дети имитируют движения. | |
Работа с картой (6-7 мин). а) Горы имеют магическое воздействие на людей. У человека, впервые увидевшего, они вызывают чувство восторга и пугающего восхищения, манят к себе новыми открытиями. Откуда эта притягательность? Учитель демонстрирует на карте крупные горные хребты. Евразия - Альпы, Урал, Гималаи. -В каких словах вы слышите тот же корень, что и в слове «Альпы»? Альпы - рекордсмены в Европе по высоте (Монблан - 4807 м). Молодые горы. Район международного альпинизма. Кавказ –граница между Европой и Азией. Наиболее известные вершины — г. Эльбрус (5642 м) и г. Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками. -Мы на предыдущих уроках упоминали об Уральских горах. Что вы о них знаете? Гималаи (Тибет, Памир) - рекордсмены Евразии по длине - 2400 км. Гималаи в переводе с санскритского языка означают «обитель снегов». Гималаи необычайно высоки: более 50 вершин поднимаются на семь с лишним тысяч метров, 11- превышают даже 8 тысяч м. Среди них величаво вздымается огромная белая пирамида высочайшей вершины Земного шара- Джомолунгма (Эверест, 8848 м). Северная Америка - Кордильеры (Мак-Кинли - 6169 м) - рекорд мира по длине - 15 000 км). Район частых землетрясений и извержений вулканов. Южная Америка - Анды (Аконкагуа - 6960 м) II место по протяженности - 9000 км | Учащиеся отмечают горы на контурной карте в рабочей тетради (с. 78-79) -Альпинисты. -Это граница между Европой и Азией. | На доске – карта полушарий. Слайды №13-15 – горы Альпы. Слайды №16-18 – горы Кавказ. Слайды № 19-21 –Уральские горы. Слайды № 22-25 – Гималаи, Джомолунгма. Слайды №26-28. Слайды №29-31. | |
7. Применение нового знания (4-6 минут) | 1. Используя новые знания, выполняем упражнение 5 (с. 37) из рабочей тетради. | Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Затем осуществляется самопроверка по образцу. Один из учащихся даёт самооценку выполненной работе по алгоритму. | Слайд 32 – образец выполнения задания. Доска – алгоритм самооценки. |
8. Итог урока(5-10 минут) Вывод по проблеме. Рефлексия. Самооценка. Домашнее задание | - Наш урок приближается к концу. Смогли ли мы достичь целей, которые поставили в начале урока? -Как образуются горы? - Перечислите наиболее крупные горные системы Земного шара? -Сегодня мы на уроке тоже покоряли гору, Но эта гора необычная, она расположена в стране знаний. -Оцените свою работу на уроке, полученные знания и на карточках, которые лежат на парте, отметьте высоту, которую удалось покорить. Нарисуйте человечка на этой высоте. -Смогли мы добраться до вершины горы? Всё ли мы узнали о горах? -Оказывается, горы – это настоящая сокровищница Земли, там сосредоточены главные запасы полезных ископаемых. Но об этом мы узнаем на следующем уроке. Проблемный вопрос: - Откуда в горах взялись раковины погибших животных? -Еще немного подняться на гору знаний вы сможете, выполнив домашнее задание. | Обобщают, делают выводы по проблеме. | Запись домашнего задания. Слайд 33 –рефлексия. С. 114-117 (уч.), №1, с. 36 (т) или № 4, с. 37 (т)-по выбору |
Литература:
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. , Раутиан А.С. , Тырин С.В., Наша планета Земля, 2 класс, Москва: Баласс 2011
- Вахрушев А.А., Бурский О.В. , Раутиан А.С., Наша планета Земля, Методические рекомендации, 2 класс, Москва: Баласс 2011
- Шпотова Т. В. Игровая экология, г. Обнинск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Наша планета - Земля" 2 класс
Урок окружающего мира с использованием ИКТ. В конце урока дети выполняют тест на персональных нетбуках....
урок окружающего мира "Открытие формы Земли"
Цель: поставить задачу на определение формы Земли, организовать работу в группах по выдвижению гипотез о форме Земли, организовать обсуждение гипотез и модельную их проверку, чтение текстов и ок...
Урок окружающего мира на тему:Земля в космосе.
Этот урок разрабртан с применением ЦОР....
Урок окружающего мира "Вода на Земле" 2 класс УМК "Гармония"
Урок окружающего мира "Вода на Земле"....
22 апреля - День Земли. Урок окружающего мира, посвященного «Дню Земли». 2 класс, УМК «Школа России»
Тема: День Земли.Цель: формировать экологическое самосознание ребят.Задачи:Образовательные:- формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;- закрепить знание о Конаковском боре...
Урок окружающего мира "Внутреннее строение Земли"
Конспект урока + презентация.Ссылка на презентацию: http://yadi.sk/d/apvFjQU6AeXrq...
Технологическая карта к уроку окружающего мира "Мы - жители Земли" (2 класс)
Технологическая карта к уроку окружающего мира "Мы - жители Земли" (2 класс)...