Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок окружающего мира « Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».
Тип урока: открытие нового знания
Основной целью урока является познакомить младших школьников с причинами осенних изменений в растительном мире.
Задачи:
Обучающая: учить младших школьников рассматривать изменения в жизни растений, изучить причины листопада.
Развивающая: развивать исследовательский тип мышления младших школьников.
Воспитательная: прививать бережное отношение к родной природе.
Для реализации цели на учебном занятии использовалась технология исследовательской деятельности и в рамках этой технологии были применены следующие методы:
метод эксперимента ,метод наблюдения, метод анализа, метод сравнения, метод обобщения и синтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_3_klass.docx | 57.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект урока окружающего мира
«Осенние изменения в растительном мире»,
проведённого в 3 б классе
учителем второй квалификационной категории
Ермохиной Ульяной Валерьевной.
Урок окружающего мира
3 класс.
УМК « Гармония»
( О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин « Окружающий мир ») 23сентября 2012 года
Тема урока: Осенние изменения в растительном мире.
Дидактическая цель: познакомить школьников с причинами осенних изменений в растительном мире.
Задачи урока:
Обучающая: учить младших школьников рассматривать изменения в жизни растений, изучить причины листопада.
Развивающая: развивать исследовательский тип мышления младших школьников.
Воспитательная: прививать бережное отношение к родной природе.
Тип урока: урок открытия нового знания .
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные (беседа, фронтальный опрос);
- наглядные (демонстрационный материал, мультимедийная презентация);
- практические (опыт);
- поисковые;
- аналитический;
- самостоятельной работы учеников (выполнение заданий);
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы к уроку:
- учебник « « Окружающий мир »» 3 класс (авторы:О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин- тетрадь-задачник «Окружающий мир» 3 класс (авторы:О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин.);
- мультимедийная презентация;
- пробирка со спиртом, зелёный лист, спиртовка;
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД. |
1. Психологический настрой учащихся. (под музыку) ( 1мин. ) 2.Постановка учебной цели (5 мин.) 3.Исследовательская работа. ( 3-4 мин.) 4.Решение учебной проблемы. ( 2 мин.) 5.Открытие нового знания. ( 1 мин.) Практико-ориентированный 6.Опыт Исследование. Исследование. ( 7 мин.) 7.Домашнее задание. 8.Рефлексия деятельности. Итог урока. | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ульяна Валерьевна. Я - учитель начальных классов, учу таких же ребят, как и вы. - Мне хочется надеяться, что сегодняшний урок пройдёт продуктивно! -Желаю нам удачи! А.С.Пушкин "Унылая пора! Очей очарованье!" -Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. -Определите, о каком времени года эти строки? - По каким признакам вы определили? -Осень прекрасное время года, вдохновляющая художников, поэтов, композиторов на творчество. Осень – особая пора, она настраивает на лирическое настроение. Недаром лучшие стихотворения многих русских поэтов были посвящены именно этому времени году. - Сейчас вам предстоит поработать исследователями. У каждой группы будет свой объект исследования. Исследовать мы будем стихотворение Михаила Садовского « Берёзы косы расплели ». Ваша задача найти и подчеркнуть в тексте осенние изменения, происходящие в живой и неживой природе. ( слайд №2 ) 1 группа- будет работать с 1-ым четверостишьем. Берёзы косы расплели. Руками клёны хлопали. Ветра холодные пришли, И тополи затопали. 2 группа –будет работать со 2-ым четверостишьем. Поникли ивы у пруда, Осины задрожали, Дубы, огромные всегда, Как будто меньше стали. 3 группа - будет работать с 3-им четверостишьем. Всё присмирело. Съёжилось. Поникло. Пожелтело. Лишь ёлочка пригожая К зиме похорошела. ( текст. Слайд № 3) Итог: - Итак, природа увядает, леса оделись в багрец и золото, ветра холодные срывает листву, небеса покрыты тучами, редко пробиваются лучики света, первые морозы. - Идя сегодня на урок, я заметила на ветке одного дерева разные по цвету листики: желтые и зеленые. Почему листья были летом все зеленые, а осенью становятся желтыми? Это тайна природы! -И сегодня на уроке нам предстоит раскрыть эту тайну. -Чему же будет посвящен наш урок? Какова тема? -Спасибо,я вас выслушала. Делаем вывод. (слайд № 4) -Какова же будет цель нашего урока? (слайд № 4) - Как вы думаете, всё ли мы узнали об осенних изменениях? - Какие вопросы, касающиеся осенних изменений в жизни растений, нам предстоит раскрыть? - Обратите внимание у вас на столах маршрутный лист, по которому мы продолжим наше исследование.
-Спасибо, я вас выслушала. Делаем вывод. ( слайд № 5) -Сейчас вам необходимо внимательно посмотреть ролик. Будьте готовы ответить на вопрос. (видео – ролик « Лунтик » ( слайд № 6) Хлорофилл В листьях есть особые красящие вещества, которые придают им цвет. Летом зелёный цвет листьям придаёт вещество хлорофилл. С приходом осени дни убывают, света и тепла становится меньше. Хлорофилл разрушается, и другие красящие вещества становятся ярче зелёного. Листья желтеют и краснеют. - Что произошло с листьями? - Почему они пожелтели? - Наличие в листьях хлорофилла можно доказать с помощью опыта, который мы сейчас проведем. ( слайд № 7) Демонстрация опыта. (Комментирование действий) В пробирку со спиртом помещаем зеленый лист и нагреваем над спиртовкой. Через некоторое время спирт окрасился в зеленый цвет, а лист стал бесцветным. - Почему же листья на деревьях пожелтели? -Какой вывод мы можем сделать? ( слайд № 8) Вывод: цвет осеннего листа зависит от количества красящего вещества. - Внимательно посмотрите ролик еще раз и приготовьтесь ответить на вопрос. ( ролик « Лунтик ) ( слайд № 9) - С приходом осени температура воздуха и почвы понижается. В растениях замедляется движение соков, и им необходимо уменьшить испарение влаги. Надо избавиться растениям и от ненужных веществ, накопившихся в листьях за лето. У деревьев и кустарников в месте соединения листа с веткой образуется мёртвый пробковый слой. Он перекрывает доступ растительных соков в листья. И листья начинают опадать. - Вы можете рассмотреть это на картинке в учебнике на стр. 47. Листопад. - Какое же явление в природе мы можем наблюдать? ФИЗМИНУТКА Мы листики осенние Шуршим, шуршим, шуршим. (Махи руками перед собой.) Мы листики осенние Кружим, кружим, кружим. (Выпрямленные руки подняты вверх, повороты вокруг себя.) И вместе с ветром буйным Летим, летим, летим. (Руки в стороны, махи вверх-вниз.) Ветер стихает и укрывает Мокрую землю пестрым ковром. (Руки вверх и через стороны вниз, приседание.) - Сейчас нам вновь предстоит стать исследователями, чтобы раскрыть тайны изменений в природе. ( слайд № 10) (слайд № 11,12) 1 группе необходимо найти ответ на вопрос: - Зачем нужен лесу листопад? И сделать выводы. Значение листопада в природе. 1.Создание листовой подстилки, задерживающей влагу, тепло, способствующей зимовке многих животных. 2.Участие в почвообразовании и круговороте веществ в природе (перегной – минеральные соли). 3.Опавшие листья служат пищей для дождевых червей, бактерий и др. организмов. (слайд № 13) 2 группе необходимо найти ответ на вопрос: - Бывает ли листопад у хвойных деревьев? И сделать выводы. с.47 в учебнике. - Восковой налёт листьев –хвоинок предохраняет их от излишнего испарения влаги. Потому и не бояться « зимней засухи» хвойные деревья. И всё же в хвоинках тоже накапливаются ненужные вещества, и они постепенно опадают. У ели хвоинки сменяются через 5-7 лет, у сосны - через 2-3 года. Среди хвойных деревьев есть удивительное исключение – это лиственница. Осенью мягкая хвоя желтеет и опадает. ( слайд №14) 3 группе необходимо найти ответ на вопрос: - У каких деревьев самый поздний листопад? И сделать выводы. Сопоставьте свои выводы с народными приметами, соответствующей цели вашего исследования.
- Какую тему мы изучали сегодня на занятии? -Какие вопросы мы поставили перед собой? -Посмотрим на слайд. - Какие изменения осенью происходят в растительном мире? - Назовите главную причину. - На все вопросы нашли ответы? - Всё ли мы узнали про осенние изменения? - На следующем уроке продолжите работу. ( слайд № 15) Задание на дом: -базовый уровень(для всех обязателен) с.46-48; -повышенный уровень : составить кроссворд по теме «Осенние изменения»; ( слайд №16) - Ребята, вы оказались очень любознательными, хорошо трудились, искали ответы на разные вопросы. Кто оказался лучшим в группе? Кому из вас удалось пополнить свои знания? Оцените свою работу на уроке. На ваших партах лежат листики разного цвета. Пусть каждый из вас выберет листик определённого цвета и приклеит его на дерево: красный листик - "мне было интересно", желтый листик - "я узнал много нового", зеленый листик - "мне было трудно все запомнить", а на белом листике вы можете сейчас или в течение дня написать тот вопрос, который вас заинтересовал по данной теме и отдать его учителю. Любуемся получившимся "Деревом Познания".
- Ребята, мне понравилась проявленная вами активность, любознательность, организованность на уроке. Удивил и порадовал тот багаж знаний, который вы продемонстрировали . Спасибо за работу. До свидания. ( слайд № 17) | (Об осени) В багрец и в золото одетые леса.. И мглой волнистою покрыты небеса.. И редкий солнца луч, и первые морозы.. Осенние изменения в растительном мире. Причины осенних изменений в растительном мире Нет. Ответы детей. -Листья пожелтели. -Из-за похолодания осенью вещество хлорофилл разрушилось в листья и стали проявляться другие красящие вещества. Ответы детей. Вывод: спирт действительно окрасился в зелёный цвет, а лист стал бесцветным, это доказывает наличие в листе зелёного пигмента – хлорофилла -Почему листья меняют окраску.
Почему листья опадают. Листва оставшаяся лежать в лесу и в других местах приносит огромную пользу. Она улучшит почву, питает ее, является естественным удобрением. К тому же, благодаря опавшей листве активизируются черви. Дождевые черви улучшают состав почвы, а листва служит им пищей. Листва не только питает почву, но и укрывает её на зиму от морозов, спасает корневую систему растений. Ну и, конечно же – опавшая листва служит подстилкой, задерживающей влагу, тепло, что способствует зимовке многих животных. Вывод: -В результате наблюдения можно заметить, что не все деревья и кустарники одновременно меняют раскраску своих листьев. Различен и характер листопада. Совершенно не изменяют свой цвет, например, листья сирени. Не одинаковы и у различных деревьев сроки, длительность и характер листопада. На это оказывает различное местообитания растений. Ранний или поздний листопад - своего рода сигнал, который подают нам деревья и кустарники, указывая на смену времени года. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку "Изменение глагола по числам" 3 класс с презентацией
Урок русского языка. 3 класс Программа "Школа России" ФГОС,...
Конспект урока по русскому языку «Изменение глаголов по числам.» 2 класс
«Изменение глаголов по числам.»...
Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам" 3 класс
Данный материал содержит конспект урока, презентацию и приложение по теме "Изменение глаголов по временам" 3 класс. В конспекте представлена работа с электронными ресурсами....
Конспект урока по русскому языку «Изменение глаголов по временам», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временамПланируемые результаты:Предметные:- Знать определение глагола;- Уметь определять время глагол;- Уметь изменять глаголы по вре...
Конспект урока по русскому языку «Изменение глаголов по временам», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: Закрепление умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу. Планируемые результаты.Предметные:Уметь: распознавать времена и лица глаголов; изме...
конспект урока по русскому языку «Изменение глаголов по числам» (2 класс)
Конспект урока по русскому языкуТема: «Изменение глаголов по числам»Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении глаголов по числам.Планируемые результатыПредметные:-...
Конспект урока по русскому языку "Изменение прилагательных по падежам" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Изменение прилагательных по падежам»Цели деятельности учителя:-Формирование знаний об изменении прилагательных по падежам-Формирование умений изме...