Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Сысоева Ульяна Валерьевна

 

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».

Тип урока: открытие нового знания

Основной целью урока является  познакомить младших школьников с причинами осенних изменений в растительном мире.

Задачи:

Обучающая: учить младших школьников рассматривать изменения в жизни растений, изучить причины листопада.

Развивающая: развивать исследовательский тип мышления младших школьников.

Воспитательная: прививать бережное отношение к родной природе.

Для реализации цели на учебном занятии использовалась  технология исследовательской деятельности и в рамках этой технологии были применены следующие методы:

метод эксперимента ,метод наблюдения, метод анализа, метод  сравнения,  метод обобщения и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_3_klass.docx57.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 1»  

ЭНГЕЛЬССКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА   САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


        Конспект урока окружающего мира

«Осенние изменения в растительном мире»,

проведённого в 3 б классе

учителем второй квалификационной категории

Ермохиной Ульяной Валерьевной.

Энгельс 2012 год

Урок окружающего мира

 3 класс.

УМК « Гармония»

( О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин « Окружающий мир ») 23сентября 2012 года

Тема урока: Осенние изменения в растительном мире.

Дидактическая цель: познакомить школьников с причинами осенних изменений в растительном мире.

Задачи урока:

Обучающая: учить младших школьников рассматривать изменения в жизни растений, изучить причины листопада.

Развивающая: развивать исследовательский тип мышления младших школьников.

Воспитательная: прививать бережное отношение к родной природе.

Тип урока: урок открытия  нового знания .

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные (беседа, фронтальный опрос);

- наглядные (демонстрационный материал, мультимедийная презентация);

- практические (опыт);

- поисковые;

- аналитический;

- самостоятельной работы учеников (выполнение заданий);

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы к уроку:

- учебник « « Окружающий мир »» 3 класс (авторы:О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин- тетрадь-задачник «Окружающий мир» 3 класс (авторы:О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин.);

- мультимедийная презентация;

- пробирка со спиртом, зелёный лист, спиртовка;

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД.

1. Психологический настрой учащихся.

(под музыку)

( 1мин. )

2.Постановка учебной цели

(5 мин.)

3.Исследовательская работа.

( 3-4 мин.)

4.Решение учебной проблемы.

( 2 мин.)

5.Открытие нового знания.

( 1 мин.)

Практико-ориентированный

6.Опыт

Исследование.

Исследование.

( 7 мин.)

7.Домашнее задание.

8.Рефлексия деятельности.

Итог урока.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ульяна Валерьевна.

Я - учитель начальных классов, учу таких же ребят, как и вы.

- Мне хочется надеяться, что сегодняшний урок пройдёт продуктивно!

-Желаю нам удачи!

А.С.Пушкин "Унылая пора! Очей очарованье!"

-Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

-Определите, о каком времени года эти строки?

- По каким признакам вы определили?

-Осень прекрасное время года, вдохновляющая художников, поэтов, композиторов на творчество.

Осень – особая пора, она настраивает на лирическое настроение. Недаром лучшие стихотворения многих русских поэтов были посвящены именно этому времени году.

- Сейчас вам предстоит поработать исследователями. У каждой группы будет свой объект исследования. Исследовать мы будем стихотворение Михаила Садовского « Берёзы косы расплели ». Ваша задача найти и подчеркнуть в тексте осенние изменения, происходящие в живой и неживой природе.

( слайд №2 )

 1 группа- будет работать с 1-ым четверостишьем.

 Берёзы косы расплели.

 Руками клёны хлопали.

 Ветра холодные пришли,

 И тополи затопали.

2 группа –будет работать со 2-ым четверостишьем.

 Поникли ивы у пруда,

 Осины задрожали,

 Дубы,

 огромные всегда,

 Как будто меньше стали.

 3 группа - будет работать с 3-им четверостишьем.

 Всё присмирело. Съёжилось.

 Поникло. Пожелтело.

 Лишь ёлочка пригожая

 К зиме похорошела.

( текст. Слайд № 3)

Итог:

- Итак, природа увядает, леса оделись в багрец и золото, ветра холодные  срывает листву, небеса покрыты тучами, редко пробиваются лучики света, первые морозы.

- Идя сегодня на урок,  я заметила на ветке одного дерева разные по цвету листики: желтые и зеленые. Почему листья были летом все зеленые, а осенью становятся желтыми? Это тайна природы!

-И сегодня на уроке нам предстоит раскрыть эту тайну.

-Чему же будет посвящен наш урок? Какова тема?

-Спасибо,я вас выслушала. Делаем вывод.

(слайд № 4)

-Какова же будет цель нашего урока?

(слайд № 4)

- Как вы думаете, всё ли мы узнали об осенних изменениях?

- Какие вопросы, касающиеся осенних изменений в жизни растений, нам предстоит раскрыть?

- Обратите внимание у вас на столах маршрутный лист, по которому мы продолжим наше исследование.

  1. Почему листья меняют окраску?
  2. Почему листья опадают?
  3. Нужен ли лесу листопад?
  4. Бывает ли листопад у хвойных растений?
  5. У каких деревьев самый поздний листопад?

-Спасибо, я вас выслушала. Делаем вывод.

( слайд № 5)

-Сейчас вам необходимо внимательно посмотреть ролик. Будьте готовы ответить на вопрос.

(видео – ролик « Лунтик »

( слайд № 6)

Хлорофилл

В листьях есть особые красящие вещества, которые придают им цвет. Летом зелёный цвет листьям придаёт вещество хлорофилл. С приходом осени дни убывают, света и тепла становится меньше. Хлорофилл разрушается, и другие красящие вещества становятся ярче зелёного. Листья желтеют и краснеют.

- Что произошло с листьями?

- Почему они пожелтели?

- Наличие в листьях хлорофилла можно доказать с помощью опыта, который мы сейчас проведем.

( слайд № 7)

          Демонстрация опыта.                    

(Комментирование действий)

В пробирку со спиртом помещаем зеленый лист и нагреваем над спиртовкой. Через некоторое время спирт  окрасился в зеленый цвет, а лист стал бесцветным.

- Почему же листья на деревьях пожелтели?

-Какой вывод мы можем сделать?

( слайд № 8)

Вывод: цвет осеннего листа зависит от количества красящего вещества.

- Внимательно посмотрите  ролик еще раз и приготовьтесь ответить на вопрос.

( ролик « Лунтик )

( слайд № 9)

- С приходом осени температура воздуха и почвы понижается. В растениях замедляется движение соков, и им необходимо уменьшить испарение влаги. Надо избавиться растениям и от ненужных веществ, накопившихся в листьях за лето. У деревьев и кустарников

в месте соединения листа с веткой образуется мёртвый пробковый слой. Он перекрывает доступ растительных соков  в листья. И листья начинают опадать.

- Вы можете рассмотреть это на картинке в учебнике на стр. 47.

Листопад.

- Какое же явление в природе мы можем наблюдать?

ФИЗМИНУТКА

Мы листики осенние

Шуршим, шуршим, шуршим. (Махи руками перед собой.)

 Мы листики осенние

 Кружим, кружим, кружим. (Выпрямленные руки подняты вверх, повороты вокруг себя.)

 И вместе с ветром буйным

 Летим, летим, летим. (Руки в стороны, махи вверх-вниз.)

Ветер стихает и укрывает

 Мокрую землю пестрым ковром. (Руки вверх и через стороны вниз, приседание.)

- Сейчас нам вновь предстоит стать исследователями, чтобы раскрыть тайны изменений в природе.

( слайд № 10)

(слайд № 11,12)

1 группе необходимо найти ответ на вопрос:

- Зачем нужен лесу листопад?

И сделать выводы.

Значение листопада в природе.

1.Создание листовой подстилки, задерживающей влагу, тепло, способствующей зимовке многих животных.

2.Участие в почвообразовании и круговороте веществ в природе (перегной – минеральные соли).

3.Опавшие листья служат пищей для дождевых червей, бактерий и др. организмов.

(слайд № 13)

2 группе  необходимо найти ответ на вопрос:

- Бывает ли листопад у хвойных деревьев?

И сделать выводы.

с.47 в учебнике.

- Восковой налёт листьев –хвоинок предохраняет их от излишнего испарения влаги. Потому  и не бояться « зимней засухи» хвойные деревья. И всё же в хвоинках тоже накапливаются ненужные вещества, и они постепенно опадают. У ели хвоинки сменяются через 5-7 лет, у сосны - через 2-3 года. Среди хвойных деревьев есть удивительное исключение – это лиственница. Осенью мягкая хвоя желтеет и опадает.

( слайд №14)

3 группе  необходимо найти ответ на вопрос:

 - У каких деревьев самый поздний листопад?

И сделать выводы.

  Сопоставьте свои выводы с  народными приметами, соответствующей цели вашего исследования.

 

- Какую тему мы изучали сегодня на занятии?

-Какие  вопросы мы поставили перед собой?

-Посмотрим на слайд.

- Какие изменения осенью происходят в растительном мире?

- Назовите главную причину.

- На все вопросы  нашли ответы?

- Всё ли мы узнали про осенние изменения?

- На следующем уроке продолжите работу.

( слайд № 15)

Задание на дом:

-базовый уровень(для всех обязателен) с.46-48;

-повышенный уровень : составить кроссворд по теме «Осенние изменения»;

( слайд №16)

- Ребята, вы оказались очень

любознательными, хорошо трудились, искали ответы на разные вопросы. Кто оказался лучшим в группе? Кому из вас удалось пополнить свои знания? Оцените свою работу на уроке. На ваших партах лежат листики разного цвета. Пусть каждый из вас выберет листик определённого цвета и приклеит его на дерево:

красный листик - "мне было интересно", желтый листик - "я узнал много нового", зеленый листик - "мне было трудно все запомнить",

а на белом листике вы можете сейчас или в течение дня написать тот вопрос, который вас заинтересовал по данной теме и отдать его учителю.

Любуемся получившимся "Деревом Познания".

 

- Ребята,  мне понравилась  проявленная вами активность, любознательность, организованность на уроке. Удивил и порадовал тот багаж знаний, который вы продемонстрировали . Спасибо за работу.

До свидания.

 ( слайд № 17)

(Об осени)

В багрец и в золото одетые леса..

И мглой волнистою покрыты небеса..

И редкий солнца луч, и первые морозы..

Осенние изменения в растительном мире.

Причины осенних изменений в растительном мире

Нет.

Ответы детей.

-Листья пожелтели.

-Из-за похолодания осенью вещество хлорофилл разрушилось в листья  и стали проявляться другие красящие вещества.

Ответы детей.

Вывод: спирт действительно окрасился в зелёный цвет, а лист стал бесцветным,  это доказывает наличие в листе зелёного пигмента – хлорофилла

-Почему листья меняют окраску.

                        

Почему листья опадают.

   Листва  оставшаяся лежать в лесу и в других местах приносит огромную пользу. Она улучшит почву, питает ее, является естественным удобрением. К тому же, благодаря опавшей листве активизируются черви. Дождевые черви улучшают состав почвы, а листва служит им пищей.

   Листва не только питает почву, но и укрывает её на зиму от морозов, спасает корневую систему растений.

   Ну и, конечно же – опавшая листва служит подстилкой, задерживающей  влагу, тепло, что способствует зимовке многих животных.

Вывод:

-В результате наблюдения можно заметить, что не все деревья и кустарники одновременно меняют раскраску своих листьев. Различен и характер листопада. Совершенно не изменяют свой цвет, например, листья сирени.

Не одинаковы и у различных деревьев сроки, длительность и характер листопада. На это оказывает различное местообитания растений.

Ранний или поздний листопад - своего рода сигнал, который подают нам деревья и кустарники, указывая на смену времени года.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Изменение глагола по числам" 3 класс с презентацией

Урок русского языка. 3 класс Программа "Школа России" ФГОС,...

Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам" 3 класс

Данный материал содержит конспект урока, презентацию и приложение по теме "Изменение глаголов по временам" 3 класс. В конспекте представлена работа с электронными ресурсами....

Конспект урока по русскому языку «Изменение глаголов по временам», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временамПланируемые результаты:Предметные:- Знать определение глагола;- Уметь определять время глагол;- Уметь изменять глаголы по вре...

Конспект урока по русскому языку «Изменение глаголов по временам», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Закрепление умения отличать одну временную форму глагола от  другой по вопросу. Планируемые результаты.Предметные:Уметь: распознавать времена и лица глаголов; изме...

конспект урока по русскому языку «Изменение глаголов по числам» (2 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема: «Изменение глаголов по числам»Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении глаголов по числам.Планируемые результатыПредметные:-...

Конспект урока по русскому языку "Изменение прилагательных по падежам" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Изменение прилагательных по падежам»Цели деятельности учителя:-Формирование знаний об изменении прилагательных по падежам-Формирование умений изме...