конспект урока по русскому языку «Изменение глаголов по числам» (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Чигинцева Анастасия Вячеславовна

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Изменение глаголов по числам»

Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении глаголов по числам.

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь устанавливать грамматическую связь существительного и глагола;

- знать, как опознавать у глаголов форму числа.

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- формировать каллиграфические навыки;

 

 

Тип урока: «открытие» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                              ФИО  учителя: Савушкина Т.П.

Школа: № 104                                                                                                                  ФИ студента: Чигинцева А.

Класс: 2 «м»                                                                                                         ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 314

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Изменение глаголов по числам»

Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении глаголов по числам.

Планируемые результаты

Предметные: 

- уметь устанавливать грамматическую связь существительного и глагола;

- знать, как опознавать у глаголов форму числа.

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- формировать каллиграфические навыки;

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник: «Русский язык», УМК «Перспектива» 2 класс, 2 часть, Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В; учебная презентация.

2021 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

1 мин

- Здравствуйте, ребята.

- Друг на друга посмотрели, улыбнулись и тихо сели.

Меня зовут Анастасия Вячеславовна и сегодня урок русского языка мира проведу у вас я.

- приветствие учителя

Л: самоопределение к деятельности;

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: запись слов

Практический: отгадывание слов

3 мин

- Ребята послушайте загадку и отгадайте о какой части речи идёт речь.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Все расскажет нам …..

- Молодцы. Сегодня мы с вами будем продолжать разговаривать о глаголе.

--Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?

 -Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем?

 -Открываем тетрадь записываем число. И прописываем в тетради минутку чистописания.

- А сейчас я вам  предлагаю поиграть в игру. Я вам  буду называть существительное, а вам нужно преобразовать его глагол.

- Например: дежурный- дежурить. Все поняли, что нужно делать.

- Слова  завтрак, мороз, праздник, работа.

- А сейчас я вам предлагаю их записать в тетрадь.  Пишем через запятую слова, которые образовали и подчёркиваем в них орфограммы. Так же пишем красиво и аккуратно.

- Покажите, как нужно правильно сидеть. Сидим ровно, спинки держим прямо.

- глагол

- отгадывают загадку

- открывают тетрадь записывают число

- завтракать, морозить, праздновать, работать.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П:смысловое чтение

III.Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: работа над словом

Частично- поисковый

3 мин

- Посмотрите на картинку. Что вы видите?

- Запишите слово снег в тетрадь.

- А теперь прочитайте какие слова к нам «прилетели»: пройдут, скользит, воют, скатится, замёрзнет, дуют, засверкают.

-Что обозначают эти слова?

Давайте составим предложение.

- К слову снег какой глагол подходит?

- Можно сказать снег пройдут? Почему?

- А как правильно сказать?

- В каком числе стоит слово снег? Значит, и глагол должен быть …

- Почему сразу не получилось?

-Так что мы изменили?

- Кто сформулирует тему урока?

- Кто сформулирует цель урока?

- Молоды.

Составим план сегодняшней работы:

  1. Выполним упражнения по изменению глаголов по числам.
  2. Познакомимся с новым правилом.
  3. Выполним самостоятельную работу по изменению числа глаголов.

-А как изменяются глаголы по числам мы сейчас рассмотрим.

снег

- действие предмета

- пройдут

- нет

-снег пройдёт

- ед.числе

-глагол тоже должен в единственном числе

- сущ. снег стоит в ед.числе, а глагол пройдут во мн.числе. Так говорить нельзя. 

- изменили число глагола

- тема урока « Изменение глагола по числам»

- научиться изменять глаголы по числам.

П: произвольное построение речевого высказывания

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

IV.Открытие нового знания

Словесный: беседа

Работа с текстом: беглый просмотр

Практический: упражнение (лексич., устн.,коллект., тренир.,словесное, зрительно-слуховое, продуктивное)

12 мин

Откройте учебник на странице 93.

Посмотрите на упражнение 127. Что нужно сделать?

- мы видим две колонки. В первой колонке что дано?

- во второй?

- Кто прочитает первое предложение со словом «Шофер»?

- Существительное в каком числе стоит?

- Как вы это определили?

- А глагол, который подобрали к нему в каком числе стоит?

- Как вы это определили?

- А теперь подберите глагол к существительному «трактористы».

- В каком числе стоит существительное?

- Как вы это определили?

- А глагол?

- Как вы это определили?

Кто повторит алгоритм определения числа глагола?

Если вопрос что делает? Что сделает?  Это единственное число, если что делают? Что сделают? Множественное.

- Что мы можем сказать о связи глагола с существительным?

- Поставить глагол в правильную форму нам помогает вопрос, заданный от существительного.

- Кто прочитает правило от профессора Самоварова ниже?

Сравните правило Самоварова с нашим. Как можно дополнить наше правило?

- С чем связан глагол?

- Составить предложения с глаголами.

- имена существительные

- действие, которое совершает существительное

- в единственном.

По значению. Обозначает 1 человека.

- в единственном.

- задали вопрос от существительного: шофер (Что делает?).

- Трактористы (что делают?) пашут землю.

- во множественном.

По значению Говорится о нескольких трактористах.

- во множественном

- Задали вопрос.

1) определяем значение существительного. Один или несколько предметов совершают действие?

2) От существительного задаем вопрос к глаголу.

- Число глагола напрямую зависит от числа имени существительного.

Читают правило.

Наши правила совпадают.

- с именем существительным.

Л: Смыслообразование

П: логическое

обобщение

К.: формулировать собственное мнение и позицию;

П: логическое построение логической цепи рассуждений

1 мин

Физминутка

-Вы хорошо поработали, а теперь нужно отдохнуть.

-Сейчас я вам буду называть глаголы, если глагол множественного число то ты хлопаете, а если единственного то прыгаете на одной ноге.

- Испугалась, прибежали, сидел, ловил, закрыли, стащили.

Повторяют движения за учителем

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

рассказ о вчерашнем дне.

2 мин

- Давайте посмотри на предложения, которые записали.

-Сейчас давайте выполним упр.128.

- Прочитайте задание, что нужно сделать?

- Кто прочитает стихотворение выразительно?

- Назовите глаголы, которые будете выписывать.

- Ответьте на вопрос они называю действие одного предмета или действия нескольких предметов?

- Какой вопрос мы зададим к словам?

- Теперь запишем все тетрадь Что делают? Прыгают, кружатся, громоздятся, мчат, грохочут, трещат.

- Молодцы.

прочитать стихотворение, выписать глаголы, ответить на вопрос  и задать вопросы

- прыгают, кружатся, громоздятся, мчат, грохочут, трещат

- все глаголы называют действие нескольких предметов

- Что делают

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

П: логическое

обобщение

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа

Практический: самостоятельная работа

5 мин

 - Сейчас я вам листочки с заданиями и вам нужно его сделать.  

1вар.  1. Подчеркните среди слов глаголы.

Сияет, смешной, светят, дружба
2. Подчеркни глаголы в форме  ед.числе

Дружит, берут, спешит, убрали

3. Подчеркните глаголы во мн. числе
сияет, пишут, смотрят
4. Добавь окончание глагола в ед.числе
дума… , сия…, убира…

2вар. 1. Подчеркните среди слов глаголы.
смотрит, сильный, служба, говорят

2. Подчеркни глаголы в форме  ед.числе

Бежит, возьмут, летит, рисовали
3. Подчеркните глаголы во мн. числе

Читает, рисуют, уберут

4. Добавь окончание глагола в ед.числе

чита…, рису…,  готов….

- Поменяйтесь листочками и давайте промерим.

- Ребята, а как вы распознавали где глаголы ед.числа, а где мн.ч?

-Какое действие выполняют глаголы в ед.числе?

- А какое во мн.числе?

- Давайте сделаем вывод. Что мы должны запомнить?

- выполняют самостоятельную работу

- проверка по эталону

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Л: Самоопределение.

П: общеучебные

Структурирование

Знаний

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Домашнее задание: инструктаж

5 мин

-Сейчас ребята, я вам предлагаю поиграть в игру

 «Перепутаница».

- Как подаёт голос овца?

- Как подает голос волк?

- Как подаёт голос свинья?

- Как гусь подаёт голос?

- Как курица подаёт голос?

- На какой вопрос отвечают  эти глаголы?

- В каком числе они стоят?

- Поставьте их во множественном числе?  

- А на какой  вопрос отвечают?

-Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги  нашего урока.

-Какую цель мы ставили перед собой?

-Мы достигли её?

- Открываем дневники и записываем домашнее задание. Учебник страница 94  упражнение 130.

-  блеет
- воет
- хрюкает
- гогочет
- кудахчет
- что делает

- ед.числе

- блеют, воют, хрюкают, гогочут, кудахчут
- что делают

- научиться изменять глаголы по числам.

- да

К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы.

П: логическое

Обобщение

Р: Контроль

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

3 мин

- Закончи предложение: «На уроке мне ...»

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

-  анализируют свою работу

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Изменение глагола по числам" 3 класс с презентацией

Урок русского языка. 3 класс Программа "Школа России" ФГОС,...

Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам" 3 класс

Данный материал содержит конспект урока, презентацию и приложение по теме "Изменение глаголов по временам" 3 класс. В конспекте представлена работа с электронными ресурсами....

Урок-сказка русского языка «Изменение глаголов по числам» 2 класс

Разработка урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по числам" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Изменение глаголов по числам»Цели деятельности учителя: формирование умения определять число глаголов;  умения изменять глаголы по числам.Пла...

Конспект урока по русскому языку " Изменение глаголов по числам"

Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по числам" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку «Изменение глаголов по числам». (3 класс УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Изменение глаголов по числам» Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов, изменять глаголы по числам. Планируемы...