Урок познания мира "Разнообразие растений на Земле"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок по познанию мира проводится в 3 экспериментальном классе по переходу на модель 12-летнего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_raznooobr_rast_.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дарьинская средняя общеобразовательная школа
РАЗНООБРАЗИЕ
РАСТЕНИЙ
НА ЗЕМЛЕ
(открытый урок по окружающему миру
в экспериментальном 3 классе)
Разработала и провела:
учитель начальных классов
Оторвина Е.В.
Тема: Разнообразие растений на Земле.
Цель: Формирование методологической, экологической компетенций.
Задачи: 1) Формировать умение конструировать и аргументировано
отстаивать свою точку зрения на основе наблюдений.
2) Систематизировать знания о разнообразии растений на Земле.
3) Воспитывать чувства ответственности в преобразовании природы
и сохранении здорового образа жизни.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: сигнальные карточки, условные знаки, компас, карточки с вопросами, открытки, иллюстрации, аквариум с водорослями, комнатные растения, кора дерева, гербарии, «Красная книга», карта Казахстана, слайды с изображением природа на компакт-диске.
План урока:
I .Актуализация прежних знаний:
а) создание позитивной обстановки:
- Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые учителя, гости! Ребята, повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь с ними.
б) психологический настрой:
- С каким настроением пришли сегодня на урок?
(дети сигнализируют картинками: тучка, солнышко, солнышко из-за тучки)
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
И недосуг дуть
На корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный! (А.Барто)
-Ребята, погладьте свои головки, чтобы они хорошо работали, погладьте левую сторону груди, чтобы нормализовать работу сердца. (играет тихая музыка)
в) повторение:
«Минутка календаря»
- Расскажите о погоде сегодня.
(ученик у доски сообщает дату, день недели и выставляет условные знаки погоды)
- Домашнее задание по разделу «Ориентирование на местности» мы проведем в виде игры «Что? Где? Когда?». (крутится стрелка)
1. Что такое горизонт?
2. Что такое план местности?
3. Когда хорошо видна линия горизонта?
4.Какие стороны горизонта ты знаешь?
5. «Черный ящик» . Прибор для определения сторон горизонта. (в ящике лежит компас)
II Формирование новых понятий и способов действий:
а) вступительное слово учителя:
-Сегодня наш урок мы посвящаем растениям. Мы будем говорить о их разнообразии, о богатстве растительного мира и местах их произрастания. Растения занимают четвертую часть живой природы. Выдающиеся художники и поэты черпали свое вдохновение в поле и в лесу, среди деревьев и трав. Их неповторимые ароматы, сказочный шелест травы, завораживающее пение птиц и упоительный воздух- все это радует нас и волнует, разжигает у человека желание жить и жить. На территории нашей страны произрастает около 20 тысяч видов растений. Большинство из них-травы. Растительный покров нашей области разнообразен и характеризуется травостоем. В правобережье Урала растут: таволга, крушина, типчак, ковыль и мн. др. (обращается внимание на карту Казахстана)
б) -Ребята, скажите, а где мы можем встретить растения? Давайте составим кластер.
Вывод: Растения всюду!
в) –Все растения на Земле представляют собой царство, которое делится на отделы, а те, в свою очередь, на 5 больших групп. Это: водоросли, мхи и лишайники, папоротники, хвойные и цветковые растения.
(ребята получили задание кратко о них рассказать)
1.Водоросли- низшие растения. Обитают во влажных природных средах, в
(ученик) болотах, прудах, около горячих источников. Ими питаются жи-
вотные водоемов, они очищают воду. Бурые, красные водо-
росли и фукус разводят промышленным способом для удоб-
рений и питания.
Загадки:
1. Есть змеи стометровые
Зеленые, бордовые.
А капитану в море
От них большое горе.
2. Вошли мы в реку босы,
А стали вдруг обутые.
«Русалочьи косы»
Ноги нам опутали.
Учитель: Водоросли- бывают одноклеточными и многоклеточными. Синезеленые водоросли имеют специальные пигменты, которые
придают им особенный красивый цвет. Бурые водоросли прикрепляются ко дну морей. Обитают вблизи берегов и имеют длину нескольких десятков метров. Красные водоросли обитают в морях. Содержат красные и синие красящие вещества. Значение их огромно. Они являются пищей для животного мира рек, озер, морей, океанов. Их используют в сельском хозяйстве. Некоторые виды употребляют в пищу, делают лекарства.
(демонстрируются картинки, рисунки, гербарии с водорослями)
2. Мхи и лишайники-сложные растения без корней. Мхи живут во влажных
(ученик) зонах, под деревьями, в расщелинах скал. Лишайники
принимают различные формы: напоминают листья, кустарники, кору. Живут они на стволах деревьев, на камнях стен.
Загадки:
1. Я- болотное растенье,
Конопатят мною стены.
2. Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
Учитель: Мхи и лишайники- высшие растения. Многолетние. Выносят большую жару и сильные морозы. Типичные представители: кукушкин лен и сфагнум. Встречаются они повсеместно. Мхи впитывают большое количество воды, поэтому поверхность воды им зарастает и заболачивается. Растет мох медленно, за год до 3-х см. Нижние участки болот темнеют, уплотняются и превращаются в торф- полезное ископаемое, которое используется, как топливо и удобрение.
(демонстрируются образцы мхов и лишайника на коре дерева, рисунки)
3.Папоротник- высшее сосудистое растение. Размножается спорами. На всей
(ученик) земной поверхности насчитывается около 10 тыс. видов. Мно-
гие виды папоротников – экзотические, их разводят специаль-
но.
Загадки:
1. Есть в лесу трава-краса.
Листья, словно паруса,
А в цвету красу-траву
Не увидишь наяву.
2. От пальмы верхушки
Растут на опушке.
И в гнилом овраге-
У гнилой коряги.
Учитель: Папоротник-группа высших споровых растений. Растут во влажных тенистых местах. В основном они травянистые и бывают всего лишь несколько мм, но в тропических районах встречаются в виде деревьев и достигают 20 м. В нашей стране обитают: орляк и пузырник. А это- экзотический папоротник «щитовник мужской».
(демонстрируется комнатное растение, а также рисунки, гербарии)
Физминутка:
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе- раз, это брасс.
Одной, другой- это кроль.
Три, два, один-
Плывем как дельфин.
Качаясь на волне,
Плывем на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись и домой.
4. Хвойные- высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены
(ученик) к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов.
Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину ис-
пользуют для строительства и в мебельной промышленности.
Загадки:
1. У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви- только на макушке. (сосна)
2. И зимой, и летом
В зеленую шубу одета. (ель)
3. В Крыму, над морем
Как в дозоре
Стоят колоннами
Всегда зелеными,
На диво стройными. (кипарис)
Учитель: Хвойные- представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это- лиственница. У хвойных есть шишки с семенами, из которых получают витамины, кедровое масло. Хвойные леса- хранители вод, выделяют много кислорода. Из древесины готовят шелк, бумагу, пластмассы.
( демонстрируются образцы хвойных, рисунки, видеозаставки)
5.Цветковые- наиболее распространенные, высшие растения. Встретить их
(ученик) можно в любой части света, в любой природной среде.
Загадки:
1. Стоит в лесу кудряшка-
Белая рубашка.
Сердечко золотое,
Что это такое? (ромашка)
2. Он очень похож
На звериную пасть,
Но только в нее
Неопасно попасть. (львиный зев)
3. Стебель- кралатый,
Листик- усатый,
Цветок- душистый,
А плод- пушистый. (горошек)
Учитель: Цветковые- наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые- культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок- знайте, что растение наверняка относится к цветковым.
(демонстрируются гербарии, рисунки, комнатные цветковые растения)
* Параллельно на доске выстраивается цепочка блоков. Дети рисуют ее в тетрадях.
Царство растений:
водоросли | мхи и лишайники | папоротники | хвойные | цветковые |
III Формирование умений и навыков:
а) –Откройте учебники на стр.57-59, рассмотрите рисунки, прочитайте название растений. К каким группам они относятся:
б) Работа в парах: Ученики задают небольшие вопросы по восприятию материала. «Ты- мне, я- тебе».
в) Слово учителя: Растения в нашей жизни играют огромную роль. Они являются пищей, промышленным сырьем. А травы играют в нашей жизни и другую важную роль. Издавна люди познавали их целебную силу. Среди дикорастущих всемирно известен «корень жизни» женьшень. Не менее известны и крапива, подорожник, зверобой. Однако, в нашей стране 500 видов растений находятся на грани исчезновения. Чрезмерный сбор лесных и полевых букетов послужил оскудению растений. Уходят от нас купальница, сон-трава, ветреница. Редко встретишь возле города ландыш. На помощь растениям пришла «Красная книга» Многое зависит и от нас с вами. Отдыхая в лесу, удержись от соблазна сорвать цветок.
Физминутки:
1. Гимнастика для глаз.
На листе ватмана изображены крупные цветы (4 ряда по 3 цветка) различного цвета. Плакат помещен выше уровня глаз на боковой стене. На кончике указки бабочка, которая порхает с цветка на цветок. Дети выполняют упражнение стоя, «скользят» глазами по просьбе учителя.
2. Гимнастика для улучшения слуха.
Одновременно круговыми движениями массируем уши в одну сторону, затем в другую. (по 10 раз) -Хорошенько помассируйте мочки ушей.
г) – А знаете ли вы правила поведения в природе: Ваши знания проверим в виде игры. (Дети сигнализируют: зеленый- да, можно; желтый- осторожно; красный- нет, нельзя)
Экологический светофор
Красный свет- природе вред!
Желтый- осторожно!
Свет зеленый- так красиво,
Лес сказал тебе спасибо!
1. Можно ли в лесу собирать лекарственные растения? (осторожно)
2. Можно ли разорять муравейники? (нет)
3. Можно ли собирать в лесу грибы? (осторожно)
4. Можно ли с поля, луга уносить букеты цветов? (нет)
5. Нуждаются ли в защите хвойные деревья? (да)
6. Можно ли из леса выносить яйца птиц, птенцов и детенышей животных? (нет)
7. Уходя из леса после похода, экскурсии, нужно ли убирать за собой мусор? (да)
IV Рефлексия:
а) – Все свои сокровища природа отдает человеку и за все это просит только одного: беречь ее! Давайте же будем беречь нашу природу! Старайтесь не уносить из природы ее сувениры: растения, насекомых, птиц, зверушек. Они должны жить на воле, радовать нас. А от общения с природой старайтесь уносить здоровье и бодрость, хорошее настроение, хорошие впечатления, желание помочь природе. Это зависит от каждого из нас.
б) Чтение стихотворений учащимися:
1. Ты-человек. Любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
2. В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она- твой добрый давний лекарь,
Она- союзница души.
3. Не жги ее напропалую.
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
в) – Понравился ли вам урок? О чем расскажете дома?
- А какое настроение у вас сейчас? (тучка, солнышко, солнышко из-за тучки)
- Желаю, чтобы такое настроение было у вас и на других уроках, а каждый из вас был бы маленьким солнышком. Спасибо за урок!
поле
растения
луг
горы
лес
водоем
степь
пустыня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок познания мира на тему "Земля-шарообразное тело". 4 класс
Архив урока "Земля-шарообразное тело" содержит разработку урока и презентацию с использованием видеороликов и богатогодополнительного материала по данной теме.Материал скачайте ...
Разработка урока познания мира. 2 класс. "Растение - живой организм"
Урок разработан с учётом возрастных особенностей детей. Материал разнообразный, помогающий хорошо усвоить данную тему. Дети с интересом работали на уроке, отвечали на вопросы....
Открытый урок познания мира 4 класс «Состав воздуха. Воздушная оболочка Земли»
Материал урока помогает детямлегко усвоить данную тему....
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду." Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...
урок познание мира в 3 классе "Использование растений человеком. Влияние человека на растительный мир. Красная книга растений Казахстана"
урок познание мира в 3 классе "Использование растений человеком. Влияние человека на растительный мир. Красная книга растений Казахстана"...
конспект урока по познанию мира "Растения и животные лугов. Охрана лугов" (4 класс)
На уроке создана учебная ситуация для формирования естественнонаучной грамотности через формирование знаний о значении растенияй и животных лугов для человека, о влиянии человека на луг и об охр...
Урок окружающего мира «Растения. Если бы на Земле не было растений (растения-производители)»
Урок окружающего мира «Растения. Если бы на Земле не было растений (растения-производители)»...