конспект урока по познанию мира "Растения и животные лугов. Охрана лугов" (4 класс)
план-конспект урока (4 класс)

Радькова Ирина Анатольевна

На уроке создана учебная ситуация для  формирования естественнонаучной грамотности через формирование знаний о значении растенияй и животных лугов для человека, о влиянии человека на луг и об охране лугов; умение находить причинно – следственные связи и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок познания мира (4 класс)87.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок познания мира

Дата  

Класс  4

Тема занятия:

Растения и животные лугов. Охрана лугов

Ссылка:

Учебник познания мира  для 4 класса  – Алматы, «Атамұра», 2015г. (К.Жунусова, А.Бирмагамбетов, И.Нугуманов, Е.Ледовских)

Общие цели:

1.  Создать учебную ситуацию для  формирования естественнонаучной грамотности через формирования знаний о значении растениях и животных лугов для человека, о влиянии человека на луг и об охране лугов; умение находить причинно – следственные связи и делать выводы.

2. Развивать коммуникативную компетенцию через ведение диалога, обогащать словарный запас учащихся. Формировать активную гражданскую позицию школьника.

Результаты обучения:

Ученик:

А – знает животных и растения луга

В – устанавливает причинно-следственные связи        

С – приводит доказательства предоставленным утверждениям

Материалы и оборудование

Интерактивная доска, маркеры, плакаты.

Ход занятия

Этапы проведения урока

Время 45 минут

Действия преподавателя  и действия участников

Организация

класса

 2 мин.

3 мин.

Занятие начинается с приветствия учащихся. Психологический настрой на урок.

Встань-ка ровненько, дружок,

Прозвенел уже звонок.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Но сначала повернитесь.

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

- Я желаю вам всем успехов на уроке.

* Проводится формирование групп  

- Сегодня на уроке мы работаем  по центрам активности. Их у нас 3. Названия узнаете чуть позже

— Для дружной организованной работы нам нужны правила поведения в группах. Назовите их. Выберите руководителя в каждой команде.

I этап - Вызов

Кумулятивная беседа:

Введение в тему. Сообщение темы урока и задач.

5 мин.

*** Запись даты.

Актуализация знаний

- Какой раздел познания мира мы изучаем? – Растительный и животный мир Казахстана

– Что является объектом изучения этого раздела? – природные сообщества

- Мы знаем, что в Казахстане очень большое разнообразие природных сообществ.

- Какие природные сообщества есть в Казахстане? – пустыня, поле, сад, горы, леса, водоёмы

- В какой местности мы с вами живем, если брать пределы нашего города? - степь

- О каком природном сообществе мы с вами сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, разгадав загадку:

Травою поле зарастает,
Траву домашний скот съедает.
Все лето скот на нем пасется.
Скажи, как поле то зовется?       (Луг)

- Это новая для вас тема?  - нет

План изучения природного сообщества.

  1. Название сообщества.+
  2. Какие организмы составляют сообщество.+
  3. Как связаны между собой организмы в сообществе.+
  4. Значение сообщества для человека.
  5. Влияние человека на сообщество.

             6.   Охрана сообщества.

- Тогда какова тема сегодняшнего урока? Что сегодня нужно изучить? … - как охранять это природное сообщество, влияние человека на природное сообщество

- Опираясь на слова значение сообщества для человека, влияние человека на сообщество , охрана сообщества сформулируйте тему сегодняшнего урока.  -  Охрана луга.

- Что вы уже знаете о луге? – что это природное сообщество, животный и растительный мир луга

– Тогда, какова цель урока?  - выяснить значение луга для человека, узнать как человек влияет на луг, как охранять луг

– Зачем вам это надо уметь? (Чтобы правильно вести себя в природе, чтобы сохранить это сообщество для всех, т.е. чтобы сохранить жизнь на планете Земля)

- Как спланируем свою работу на уроке?

- Что будем делать сначала? Что потом?

План работы.

- Повторю изученный материал

- Узнаю правила поведения на лугу.

- Проверю себя.

- Оценю себя.

(Составляют план работы по схеме.)

Повторю …

Узнаю   ....

Проверю …

Оценю ….

II стадия –

Актуализация опорных знаний 

***проверка д/з

Индивидуальная работа

5 мин.

1)  Графический диктант.

- С какой целью проводим графический диктант? – повторить изученный материал, проверить подготовку д/з

-  Если утверждение верное, то вы ставите +, если утверждение  неправильное -

1. Группа связанных между собой организмов, которые обитают на одной территории, влияют друг на друга и окружающую среду-это природное сообщество +

2. Луг – это участок земли с достаточным количеством влаги, на котором растут  влаголюбивые травянистые растения. +

3. На лугах обитают крупные животные –

4. К растениям луга относятся: душица, незабудка, иван-чай +

5. Медведь, белка живут на лугу. –

6. Благодаря роющей деятельности кротов почва насыщается воздухом и влагой +

7.  Большинство лугов  возникло  на  месте болот  и  лесов +

8. Ядовитые растения луга – это иван –чай, люцерна, мята   --

             

  • Проверка по ключу

(ключ - индивидуальная работа)                ****Ключ: + + - + - + + -

ФО

3 мин.

Самооценка на полях тетради по модельному ответу.

 - нет ошибок

 - 1-2 ошибки

 - 3-4 ошибки

Рефлексия

2 мин

- На что было направлено данное задание? – повторить изученный материал, проверить подготовку д/з 

- Сделайте вывод, над чем нам надо работать? – первое д/з!

Получение новой информации, её осмысление

Групповая работа

20 мин

(4*3=12)

Сегодня на уроке мы работаем  по центрам активности

 исследователи

 наблюдатели

 художники

- Итак, помните: «Работаем дружно, сообща. Доказываем друг другу своё суждение. Находим правильный вариант. Выполняем задание»

***У каждого центра своя цель:

- у исследователей – собрать нужную информацию

- у наблюдателей – создать правила поведения в природе,

- у художников – создать экологические знаки «Охрана луга»,  

***На работу в группе 4 минуты. Удачи!

Каждая группа работает по карточкам и оформляет свой вывод на листе.

Выслушиваем докладчиков.  

Или  ! Обмен таблицами  и  ставят оценку на  плакат.

Рефлексия

2 мин

- На что было направлено данное задание? – на изучение правил поведения на лугу, как охранять луг

 Сделайте вывод, над чем нам надо работать?- --второе д/з !

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Индивидуальная работа

5 мин.

Самостоятельная работа. 
- Ребята все задания выполняли вместе в группах и парах, а сейчас  давайте  покажем, что мы умеем работать самостоятельно.

- Проводит тест с целью?..... – подготовки к ВОУД

Мини- ТЕСТ  по теме: «Охрана луга»

1.Человек использует луга как…

+ А) пастбища и ценные сенокосы

   В) место для игр

   С) места для строительства жилья

   D) места для стоянки транспорта

2. Что вредит лугу?

   А) ядовитые растения

+ В) неумеренный выпас скота

   С) многообразие животных

   D) сильная влажность

3. Чтобы не исчезли ценные кормовые семена человек …

+ А) оставляет часть трав нескошенными

   В) пасёт скот

   С) сжигает сухую траву

   D) подкармливает почву

4. Многие животные и растения, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Куда они занесены?

   А) в зоопарки

   В) на фермы

+ С) в «Красную книгу»

   D) в живые уголки

КЛЮЧ К ПРОВЕРКЕ –  

1-А          2-В          3-А            4-С

ФО

3 мин.

Самооценка на полях тетради по модельному ответу.

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3-4 ошибки

III этап- Рефлексия

Итог урока СО

4 мин

– По какой теме мы работали сегодня на уроке?

- Какую цель ставили перед собой?

- Достигли мы этой цели?

- Проанализируйте свои оценки.

 Обратите внимание на те задания, в которых имеются недочеты.  

- Урок заканчивается. Поделитесь своим впечатлением от урока:

«Закончи предложение»

Научился…      Узнал…     Понравилось…

Затруднялся…    Поделюсь…    Расскажу…

Домашнее

задание (по выбору) 

 Домашнее задание

Разноуровневые задания:

1. Прочитать материал учебника, ответить на вопросы к тексту.

2. Найти названия растений и животных луга, занесенных в "Красную книгу Казахстана".

3. Составить синквейн к слову "ЛУГ"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Охрана животных" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру "Охрана животных " для 3 класса разработан в соответсвиями ФГОС...

конспект урока по познанию мира " Связь животных и растений в природе"

Конспект урока по познанию мира по теме "Связь животных и растений в природе" рассчитан для учащихся 3 классов. Входит в раздел "Разнообразие животных"...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Охрана животных" 2 класс

Урок по окружающему миру во 2 классе по теме "Охрана животных" содержит интересный материал, который может быть использован учителями начальных классов....

Технологическая карта окружающий мир 4 класс по теме «Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов.»

Предмет: окружающий мир № урока по расписанию 3; в теме «Родной край – часть большой страны» № 8Тема «Жизнь луга. Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луг...

Конспект урока по технологии «Лепка диких животных из пластилина» (1 класс)

Тип урока: «Открытия» новых знанийЦель урока: Формирование у обучающихся умения лепки из пластилина объемных фигур.Дидактические:1. Освоение обучающимися приемов работы с пластилином;2. Со...