II. Актуализация знаний и подготовка к активной познавательной деятельности. Цель: актуализировать знания об изученных экосистемах и необходимые знания для изучения новой темы
| - Посмотрите на слайд. Что вы можете сказать об этой схеме?
- Что такое круговорот веществ?
- Кто является участниками круговорота веществ?
- Урок мы посвятим одному живому участнику круговорота веществ. Для того чтобы узнать о чем будет идти речь, выполним задание в группах. - На столе лежит конверт с рисунками. Подумайте, что объединяет все рисунки в конвертах.
Учитель на доску вывешивает таблички « Растения болота, растения луга, растения леса, растения поля, растения озера»
| Слайд 1 Высказывают свои предположения.
Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом.
Производители, потребители, разрушители
Дети работают в группах, раскладывают картинки с изображениями, обсуждают их и делают выводы 1 группа. Растения экосистемы болота. 2 группа. Растения экосистемы луга. 3 группа. Растения экосистемы леса. 4 группа. Растения экосистемы поле. 5 группа. Растения экосистемы озера. |
Объяснять понятие «круговорот веществ», называть его участников
|
Ориентироваться в своей системе знаний
Извлекать информацию из иллюстраций и обобщать её. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Строить собственное речевое высказывание.
|
Постановка познавательной задачи. (через подводящий диалог) Цель: анализ ситуации и определение темы урока; постановка целей учебной деятельности
| - Что можете сказать об этих группах растений? - Что общего у всех групп?
- Сформулируйте тему урока.
- Что мы знаем по этой теме? - Заполните в группах левую часть таблицы «Что мы знаем»
Что мы знаем | Что мы узнали | Производители | | Выделяют кислород | | Поглощают углекислый газ | | В листьях происходит фотосинтез | |
- Сделаем вывод. - Что из того что мы перечислили, доказывает, что растение является живым организмом? О чем не сказали?
- Мы с вами тоже живые организмы. Каким образом растения отличаются от других живых организмов?
- Что такое орган?
- Проверим ваши предположения. Обратимся к словарю учебника (стр.139)
- Какие учебные задачи поставим сегодня на уроке? Составим план нашей работы. | Это растения, они все – производители. Высказывают свои предположения.
Открывается тема урока “Растения - производители” Слайд 2
Группы работают с таблицей.
Высказывают свои мысли. Дышит, питается, растёт, развивается, размножается, умирает.
Зелёным цветом, процессом фотосинтеза, нет движения, имеют другие (части) органы. Высказывают различные предположения.
Органы – части тела, которые выполняют свою работу.
Предлагают различные вопросы по теме урока, на основе которых составляется план урока. 1.Определим органы цветкового растения. 2. Узнаем, какую работу выполняет каждый орган растения. 3. Разнообразие растений. | Обобщать знания об известных группах растений
Называть различия растений от других живых организмов. Объяснять понятие «орган растения».
|
Определять тему урока
Определять границу своих знаний.
Осознавать необходимость нового знания
Определять и формулировать цель деятельности, сохранять цель и учебные задачи. Планировать свою деятельность.
|
III. Совместное открытие новых знаний Цель: самостоятельное восприятие и осмысление новых знаний, установление взаимосвязей и отношений в изучаемом объекте а) исследовательская деятельность в группах Цель: предоставление максимальной самостоятельности в «открытии» новых знаний
б) Согласование результатов исследовательской деятельности Цель: самоконтроль - установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала Физминутка
в) исследовательская деятельность в группах Цель: предоставление максимальной самостоятельности в «открытии» новых знаний
г) Согласование результатов исследовательской деятельности Цель: самоконтроль - установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала
д) исследовательская деятельность в группах Цель: предоставление максимальной самостоятельности в «открытии» новых знаний
е) Согласование результатов исследовательской деятельности Цель: самоконтроль - установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала
| - Приступаем работать по первому вопросу в нашем плане. Определим органы цветкового растения.
- Одним из представителей всех растений является комнатный цветок. У каждой группы на парте цветущее комнатное растение. Каждая группа должна заполнить информационный лист, на основе вопросов, с которыми она будет работать.
Работаете по плану: 1) рассмотреть цветок; 2) ответить на вопросы; 3) выполнить задания; 4) заполнить информационный лист; 5) сделать вывод по информации, с которой вы работали
- Заполненный лист будет давать представление об основных органах цветкового растения
- Выслушаем представителей групп. Работа с заполненными информационными листами.
Отдохнем, чтобы с новыми силами продолжить работу.
- Приступаем к работе над вторым пунктом нашего плана. Узнаем, какую работу выполняет каждый орган растения - Задание будете выполнять в группах. Каждая группа должна заполнить информационный лист, на основе текстов, с которыми она будет работать. Работаете по плану: 1) прочитать и обсудить текст; 2) ответить на вопросы; 3) выполнить задания; 4) заполнить информационный лист; 5) сделать вывод по информации, с которой вы работали
Работа с заполненными информационными листами.
- Благодаря тому, что в природе создано все совершенно, на Земле более 350 тысяч видов растений. Это очень большое число. Если мы с вами будем каждую секунду называть по одному растению, то на перечисление всех видов растений нашей планеты понадобится почти 97 часов. Сколько суток без отдыха и сна мы будем перечислять все виды растений? - Учёные изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп. - Попробуйте догадаться, на какие группы? 7 слайд - Посмотрите, сколько разных групп растений. А как вы думаете, по каким признакам ученые разделили группы растений? 7 слайд - Приступим к третьему пункту плана «Разнообразие растений». Чтобы найти ответ на этот пункт плана, нужно изучить признаки каждой группы растений. Поработаем в группах по плану. Работаете по плану: 1) прочитать и обсудить текст; 2) внимательно рассмотреть гербарий; 3) заполнить таблицу; 4) сделать вывод по информации, с которой вы работали
Вид растения | Корень | Стебель | Листья | Цветок | Водоросли | - | - | - | - | Мхи и лишайники | _ | + | + | - | Папоротники | + | + | + | - | Хвойные | + | + | + | - | Цветковые | + | + | + | + |
- Выслушаем представителей групп. Сравним с таблицей слайда 14. Сделаем вывод. | Высказывают свои мысли.
5 групп работают с вопросами 1, 3 группа 1.Как называются части цветкового растения, которые вы знаете? 2. Что необходимо для роста растений? 2,5 группа 3.Откуда растение берет воду и минеральные вещества? 4. Любому растению нужны свет и вода, но не всем его частям они доступны. Объясните, каким частям растения более доступен свет, а каким вода? 4 группа 5. Все ли органы растения мы видим? Назовите видимые органы цветка (цветок, стебель, лист) Как бы вы их назвали? 6. Какой орган нам не виден? (Корень). Почему? Как бы вы их назвали?
Обсуждение представленной обучающимися информации. 3,4 слайд Мини вывод: наземные части растений тянутся вверх к свету. Они обеспечивают процесс фотосинтеза. А подземные части растения тянутся вниз, всасывая воду, а с ней и другие полезные вещества
Учащиеся выполняют движения.
5 групп выполняют задания по плану. 1. Прочитайте отрывок из текста учебника (указана стр. в задании) 2. В чем заключена главная задача органа (листьев, стебля, корня, цветка, плода), описанного на этой стр. 3. Подчеркните ключевые слова, которые относятся к вашему органу растения. Кормят растения, фотосинтез, защищены кожицей, преодолевает земное притяжение, опора листьям, связывает части растения, удерживает стебель, всасывает воду и минеральные вещества, орган размножения, привлекает насекомых, защита и распространение заключённых в нём семян
Получились схемы 5,6 слайд
Предположения обучающихся. 97:24=4 суток и 1 час
С помощью учителя дети формулируют названия групп.
5 групп выполняют задания: 1. Прочитайте текст карточки. 2. Рассмотрите гербарий. 3.Поставьте «+», если у вашего растения есть перечисленный орган, если нет, то «-». 8 слайд 1 группа – водоросли 2 группа – мхи 3 группа – папоротники 4 группа – хвойные 5 группа – цветковые
Обсуждение и координирование представленной обучающимися информации. 1 группа (слайд 9) 2 группа (слайд 10) 3 группа (слайд 11) 4 группа (слайд 12) 5 группа (слайд 13)
| Определять части цветкового растения.
Объяснять роль каждого органа для растения.
Уметь ориентироваться в разнообразии растений, выделять отличительные признаки групп растений, объяснять необходимость бережного отношения к ним.
| Организовывать учебное взаимодействие в группе, представлять информацию, доносить свою позицию до других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Извлекать и преобразовывать информацию из текстов, организовывать учебное взаимодействие в группе, планировать свою деятельность.
Обобщать факты, явления
Извлекать и преобразовывать информацию из текстов, организовывать учебное взаимодействие в группе, планировать свою деятельность. Заполнять таблицы с выделением существенных характеристик объекта, представлять их графически.
Осуществлять сравнение
|
V. Итог урока Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели Рефлексия Цель: усвоение принципов саморегуляции, сотрудничества VI. Домашнее задание Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | - Удалось ли вам выполнить намеченный в начале урока план? - Насколько самостоятельно вы справлялись с работой? - Какие умения формировались у вас при выполнении заданий? - Оцените свою работу в группе
Инструктаж по выполнению задания дома. - Выбрать одного представителя из царства растений и составить рассказ по плану: План. 1. Название растения. 2. Назови органы данного растения. 3. К какой группе растений относится и почему? 4. Как размножается растение? 5. Кто помогает растению распространять их семена (споры). 6. Дополнительные сведения | Фиксируют свои результаты, называя конкретный пример по данному уроку.
Самооценивание.
|
| Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать степень успешности своей индивидуальной деятельности, понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.
|