Рабочая программа 3 класс "Система Л.В. Занкова"
рабочая программа (окружающий мир, 3 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе учебника Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казаковой по программе "Система Л.В. Занкова" Программа включает в себя 36 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fedorovoy_okruzhayushchiy_mir.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 51»
«УТВЕРЖДАЮ» | «СОГЛАСОВАНО» | «РАССМОТРЕНО» |
Директор МОУ «СОШ № 51» | Зам.директора по УВР | На заседании ШМО протокол № от |
С.Я.Паршина | Председатель ШМО |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51»
Рабочая программа
Предмет окружающий мир
Классы 3 класс
Кол-во часов по плану 35 часов
Всего 35 часов в неделю 1 час
Плановых контрольных работ – 2, проверочных тестовых работ - 5
Административных контрольных работ – по плану учреждения
Проектов - 4
Рабочая программа составлена на основе интегрированного курса «Окружающий мир» Дмитриевой Н.Я.
Учебник Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебника для 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.
Разработчик программы
Учитель Федорова Ю.Ю.,
Педстаж 5 лет,
Категория без категории
Саратов, 2012/13год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 3 класс разработана на основе:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Программы для начальной школы. Система Л. В. Занкова.;
- Авторской программы по окружающему миру Н.Я. Дмитриевой «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Цель изучения данного курса – формирование у учащихся широкой целостной картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания – о природе, человеке, обществе в их историческом развитии.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию;
- на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
Предмет «Окружающий мир» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны, как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Рабочая программа предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков.
В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями окружающего мира.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» и «Обществознание». Это как раз те области познания, которые на данном этапе развития школьника и формируют его представления об окружающем мире. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, который характеризует интегрированный курс.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования.
Программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебника для 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.;
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.;
Программа предусматривает обучение в 3 классе в объеме 35 часов, по 1 уроку в неделю.
Содержание курса:
Природные условия Земли – 6 часов
Человек в далеком прошлом – 4 часа
Земли восточных славян – 8 часов
Образование Древнерусского государства – 4 часа
Объединение русских земель вокруг Москвы – 6 часов
Какая она, Азия – 3 часа
Россия в XVII веке – 4 часа
Основные технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, нестандартные формы уроков – уроки-дискуссии, уроки-исследования, уроки-практикумы.
Темы проектов:
«Саратовская область на карте России»
«Природные сообщества Земли»
«Человек и природа»
«Экология лесов»
Формы и средства контроля: контрольные работы, тесты, проверочные работы, самостоятельные работы, индивидуальные и фронтальные устные опросы, письменные работы, самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Плановых контрольных работ – 2, тестовые проверочный работы – 5.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Виды и формы контроля | Сроки | ||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | план | факт | |||||
Природные условия Земли (6 часов) | ||||||||
1. | Промежуточные географические направления. Карты. Масштаб. | 1 | Работа с физической картой. Стороны горизонта, материки, океаны. Ознакомление с масштабом. | Личностные: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения. Познавательные: Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а так же самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: Умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | Практическая деятельность | Фронтальный опрос | ||
2. | Что такое погода. Народные приметы погоды | 1 | Понятие о погоде, ее составляющие (температура, облачность, осадки, ветер), причины изменения погоды. Изменчивость погоды. Метеорология – наука о погоде. Классификация признаков хорошей и плохой погоды. Наблюдения в природе. | Составление сборника «Приметы погоды» | Работа в группах Практическая работа | |||
3. | Климат. Климатические пояса. | 1 | Показатели погоды, показатели климата (в сравнении. Климатические пояса. Работа с картой климатических поясов. Выявление причин, влияющих на разнообразие климатов. Определение климата своей местности. | Определение характерных признаков сезонов года | Контроль, наблюдение учителя | |||
4. | Осенняя экскурсия | 1 | Наблюдение за признаками наступления осени в природе, состояние неживой природы, | Практическая деятельность по плану учителя. | Самоконтроль | |||
5. | Почва. Состав почвы. Образование почв. Охрана почв. | 1 | Состав почвы. Определение состава почвы. История образования почв. Почва и растения. Разнообразие почв. Плодородие. Перегной. Защита почв от загрязнения, разрушения. | Наблюдение, опыт. | Фронтальный опрос. | |||
6. | Природные зоны суши Земли. | 1 | Ознакомление с природными зонами в разных тепловых и климатических поясах. Общее и отличия. Природные зоны мира. Приспособленность живой природы к условиям окружающей среды. Работа с физической картой. | Назвать отличительные особенности природных зон | Тестирование | |||
Человек в далеком прошлом (4 часа) | ||||||||
7. | Происхождение человечества. Африка. | 1 | Условия зарождения человечества, различия между человеком и животным. | Личностные: Совершенствовать имеющиеся знания и умения, осознавать свои трудности, стремиться к их преодолению. Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической, модельной форме, устанавливать причинно-следственные связи, уметь находить дополнительную информацию. Регулятивные: составление плана и последовательности действий, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других собеседников. | Работа с дополнительной информацией | Устный опрос | ||
8. | Как появился человек. Жизнь древних людей. | 1 | Древнейшие люди, образ жизни и занятия, расселение древних людей. | Составление устного рассказа. | Работа в парах, взаимоконтроль | |||
9. | Самые древние государства. Лента времени. Материки и части света. | 1 | Государства Средиземноморья. Лента времени. Развитие наук. Достижения человечества, которые дошли до нас. | Работа с глобусом. | Контроль и наблюдение учителя | |||
10. | Расширение знаний о мире. Первые шаги в изучении природы | 1 | Александр Македонский идет на Восток. Китайские путешественники в Средней Азии. Открытие шарообразности земли. Изобретения. | Классификация объектов окружающего мира. | Тестирование | |||
Земли восточных славян (8 часов) | ||||||||
11. | Восточно-европейская равнина. Степи. Растительность и животный мир степи. Люди в степи. | 1 | Уметь показывать на карте территорию Восточно – Европейской равнины, давать краткую характеристику местоположения, рельефа, климата. Природные зоны, зона степей (местоположение, климатические условия), растительность, животные степи, их особенности, приспособление к степным условиям жизни. Лето в степи и деятельность людей, охрана степей от пожаров, зима в степи и деятельность человека, жизнь кочевников. | Личностные: Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом и созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм. Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи, уметь находить дополнительную информацию, использовать знаково-символические средства для решения учебных задач, делать обобщения и выводы. Регулятивные: Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить монологические высказывания. | Взаимообмен информацией по теме «Степи» | Фронтальный опрос. | ||
12. | Лесостепь. Лесная зона. | 1 | Природные зоны, зона лесостепей (местоположение, климатические условия), растительность, животные. Условные обозначения на карте. Географическое положение. Климат, почвы. Особенности растительности. Работа с картами. Значение леса. | Составление памятки: «Как должен себя вести человек в лесу» | Взаимоконтроль | |||
13. | Смешанный лес. | 1 | Понятие «ярусность». Растительность. Животные. Работа с коллекциями и гербарными материалами. | Устный опрос | ||||
14. | Сезонные изменения в лесу. Осень. Зима. Весна. Лето. | 1 | Приспособленность животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе. Распространение семян. Ядовитые растения леса. Животные лесов. Перелетные и зимующие птицы. Как звери леса проводят зиму (на какие группы их можно разделить), первая помощь при обморожении. Признаки весны: изменения в жизни растений, насекомых, птиц, млекопитающих. Взаимосвязь смены времен года и изменениях в природе. Изменения в жизни растений, насекомых, птиц, млекопитающий. Меры по сохранению леса. | Подготовить материал по временам года в группах. | Фронтальный опрос | |||
15. | Как жили наши далекие предки. | 1 | Жизнь восточных славян. Строительство жилища в степной и лесной зонах. Макеты домов и поселений. | Составление рассказа о своих предках. | Работа в группах | |||
16. | Расселение славян. | 1 | Расселение славянских племен, жизнь переселенцев, возникновение городов, откуда берется мед (о пчелах, о лечебных свойствах меда, безопасность поведения при укусе пчел, их появлении). | Проблемные задания. Ответ на вопрос: «Почему шло расселение славян» | Взаимоконтроль | |||
17. | Путь «из варяг в греки». | 1 | Торговый путь, опасности, причины опасности, топонимика – наука о географических названиях. | Составить алгоритм пути | Индивидуальные сообщения | |||
18. | Обожествление природы. | 1 | Верования древних славян. Язычество. Человек и природа. Защита своих земель. | Подготовить свое видение природы | Плановая контрольная работа | |||
Образование древнерусского государства (4 часа) | ||||||||
19. | Первые русские князья. Принятие Русью христианства. | 1 | Понятие «государство». Князья. Лента времени. Образование Древнерусского государства. Связи с Византией. Князь Владимир. Значение принятия христианства для Руси. Лента времени. Расцвет древнерусского государства. | Личностные: Способность к самооценке своих действий, поступков, осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народностям. Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции синтеза, сравнения, классификации, использовать знаково-символические средства в решении учебных задач. Регулятивные: Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Коммуникативные: Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Подготовить информацию | Самоконтроль | ||
20. | Древнерусская культура. Ослабление Древнерусского государства. | 1 | Деревянное и каменное строительство на Руси. Памятники архитектуры. Прикладное искусство. Понятия культуры: зодчество, прикладное искусство, народное творчество. Ослабление Руси. Раздробленность на отдельные княжества. | Обмен мнениями | Фронтальный опрос | |||
21. | Ордынское нашествие. | 1 | Возникновение Золотой Орды, ордынское нашествие, причины падения Киевской Руси. Мужество русских людей в борьбе с монголо-татарами. | Аналитическое рассуждение, почему это произошло | Взаимоконтроль | |||
22. | Угроза с запада. Ледовое побоище. | 1 | Эпизоды защиты Родины от иноземных захватчиков, полководческий талант князя Александра Невского, значение победы для всей Руси. | Творческая работа «Как ты понимаешь патриотизм» | Тестирование | |||
Объединение Русский земель вокруг Москвы. (6 часов) | ||||||||
23. | Залесская земля. | 1 | Жизнь на Руси под игом Орды. Залеская земля (ее местоположение, природные условия, переселение людей). | Личностные: Готовность поддерживать состояние окружающей среды, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм. Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументации своего мнения и позиции в коммуникации. | Показать особенности залесской земли. | Устный опрос | ||
24. | Природное сообщество. Законы лесной жизни. | 1 | Природные сообщества лесной зоны. Природное равновесие в лесу. Разнообразие природных сообществ. Цепи питания. Связи внутри природных сообществ (между растениями и животными, между разными группами животных). Ориентирование в лесу. Лес - наше богатство. Моделирование вариантов нарушения экологических связей в лесу. | Подготовить памятку «Законы лесной жизни» | Индивидуальные сообщения. | |||
25. | Луг – природное сообщество. | 1 | Растительный и животный мир луга. Экологическое равновесие. Значение лугов для сельскохозяйственной деятельности человека. | Ответить на вопрос «Чем интересен луг» | Работа в группах | |||
26. | Озеро – природное сообщество. Правила поведения на воде. | 1 | Знакомство с природным сообществом река, озеро. Растительность, животный мир, связи внутри сообщества. | Составить памятку «Правила поведения на воде» | Взаимоконтроль | |||
27. | Природное сообщество – поле. | 1 | Сообщество поле создано человеком. Роль деятельности человека в поддержании этого сообщества. | Анализ «Чем отличается поле от других природных сообществ» | Работа в парах | |||
28. | Возвышение Москвы. Освобождение Руси от монгольского ига. Куликовская битва. Создание Московского государства. Развитие русской культуры. | 1 | Географическое положение. Природные условия. Выдающиеся деятели (князья). Дмитрий Донской. Куликовская битва. Стояние на реке Угре. Лента времени. Объединение Руси вокруг Москвы. Правление Ивана III, Ивана IV Грозного. Зодчество. Золотое кольцо России. Книжная мудрость. Искусство. Народные промыслы. Первый книгопечатник Иван Федоров. | Подготовить реферат «Московское государство» | Тестирование | |||
Какая она, Азия (3 часа) | ||||||||
29. | Русские первопроходцы. Географическое положение Азии. | 1 | Первые путешественники – купцы. Новгородцы, открывшие северные Земли. Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь. Ориентирование по карте. | Личностные: Осознание ответственности за общее дело, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности Познавательные: Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, предвосхищение результата деятельности. Коммуникативные: Учет разных мнений, координирование в сотрудничество разных позиций, использование критериев для аргументации своего утверждения. | Работа с физической и контурной картами России. Подготовить дополнительный материал по теме | Взаимоконтроль | ||
30. | Природные условия Сибири. Тайга. Экологические проблемы тайги. Болото – природное сообщество. | 1 | Рельеф. Реки Сибири. Природные условия Сибири. Растительность и животный мир тайги. Природные связи. Причины лесных пожаров. Браконьерство. Экологические связи внутри сообщества. Растительный и животный мир болот. Условные обозначения болот на карте, образование болот, торф. | Составить викторину «Тайга и болото» | Работа в группах | |||
31. | «Хождение за три моря». Природа Индии. | 1 | Географическое положение. Открытие европейцами. А. Никитин. Растительный и животный мир джунглей. | Практическая работа с картой «Путешествие в Индию» | Тестирование | |||
Россия в XVII веке (4 часа) | ||||||||
32. | Смутное время. Спасители Земли Русской. | 1 | Нашествие врагов с Запада. Правление Бориса Годунова. К. Минин и Д. Пожарский. | Личностные: Способность радоваться успехам одноклассников, понимание связи между деятельностью человека и состоянием природы, Познавательные: Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Умение договариваться, находить общее решение в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Поиск информации в учебных пособиях | Устные сообщения | ||
33. | Сквозь сибирские дебри. | 1 | Поход С. Дежнева на Север. Работа с физической и контурными картами. Рельеф. Климат. | Работа с физической и контурной картами. | Взаимокнтроль | |||
34. | Природа тундры. Люди в тундре. Арктическая пустыня. | 1 | Зона тундры на физической карте, Растительность и животный мир. Взаимосвязь неживой и живой природы. Сезонные изменения. Жизнь и занятия населения. Охрана природы тундры. Арктическая пустыня на физической карте, природные условия зоны, растительность, животный мир, охрана животных. Полярное сияние, Арктика и Антарктика. | Подготовить материал «Жизнь людей в тундре» | Фронтальный опрос. | |||
35. | Народы Сибири. Рудознатцы. Послы. | 1 | Численность сибирских народов. Промышленность Урала. Русские дипломаты. | Общение знаний о людях, профессиях, богатстве Сибири. | Плановая контрольная работа |
Содержание тем учебного курса
Природные условия Земли (6 часов)
Приглашение к путешествию.
Промежуточные географические направления. Карты. Масштаб.
Что такое погода.
Народные приметы погоды
Климат. Климатические пояса.
Осенняя экскурсия.
Почва. Состав почвы.
Образование почв.
Охрана почв.
Комнатные растения.
Природные зоны суши Земли.
Человек в далеком прошлом (4 часов)
Происхождение человечества. Африка.
Климат и природные зоны.
Как появился человек. Жизнь древних людей.
Самые древние государства. Лента времени. Материки и части света.
Расширение знаний о мире.
Первые шаги в изучении природы
Духовная жизнь древнего человека.
Земли восточных славян (8 часов)
Восточно-европейская равнина.
Степи. Растительность и животный мир степи. Люди в степи.
Лесостепь
Лесная зона.
Смешанный лес.
Сезонные изменения в лесу. Осень. Зима. Весна. Лето.
Как жили наши далекие предки.
Расселение славян.
Путь «из варяг в греки».
Обожествление природы.
Образование Древнерусского государства (4 часов)
Первые русские князья.
Принятие Русью христианства.
Древнерусская культура.
Ослабление Древнерусского государства.
Ордынское нашествие.
Угроза с запада. Ледовое побоище.
Объединение русских земель вокруг Москвы (6 часов)
Залесская земля.
Природное сообщество.
Законы лесной жизни.
Луг – природное сообщество.
Озеро – природное сообщество. Правила поведения на воде.
Природное сообщество – поле.
Возвышение Москвы.
Освобождение Руси от монгольского ига. Куликовская битва.
Создание Московского государства.
Развитие русской культуры.
Какая она, Азия (3 часа)
Русские первопроходцы. Географическое положение Азии.
Природные условия Сибири. Тайга. Экологические проблемы тайги.
Болото – природное сообщество.
«Хождение за три моря». Природа Индии.
Россия в XVII веке (4 часа)
Смутное время. Спасители Земли Русской.
Сквозь сибирские дебри.
Природа тундры.
Люди в тундре.
Арктическая пустыня.
Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.
Россия накануне реформ.
Требования к уровню подготовки выпускников
Учащиеся должны:
иметь представление:
- об истории человека в древние времена;
- об истории родного края;
знать:
- состав и свойства почвы;
- особенности природы своего края;
-наиболее типичных представителей растений и животных природных зон России;
-характерные признаки сезонов года родного края;
-названия основных сообществ (лес, луг, водоем);
-названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
-названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
-правила поведения в природе;
-правила безопасности в лесу и на водоемах;
-имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский;
- государственную символику;
- даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
- народы, населяющие Россию;
- название Основного закона страны.
уметь:
- определять местонахождение крупных объектов на физической карте России;
- устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами, внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных; между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разных природных зонах;
- узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
-приводить примеры растений и животных природных сообществ;
- узнавать особо охраняемые растения и животных родного края;
- называть характерные признаки сезонов года родного края;
- фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней;
-устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период;
- находить на физической карте России природные зоны, понимать условный язык карт и планов,
- уметь пользоваться масштабом;
- характеризовать природные зоны и природные сообщества России;
- приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта).
владеть компетентностями:
- осуществлять классификацию объектов окружающего мир по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
- подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, природа; живая и неживая природа; животные и растения и т.д.);
- проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
- оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
- оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;
- выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями);
- пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;
- оформлять результаты исследовательской работы;
Результаты освоения учебной дисциплины
Личностные результаты: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народностям; формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами; принятие обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование установки на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты: формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности; понимание особой роли России в мировой истории; формирование умения находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее; ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России; умения фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Метапредметные результаты: овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией; формирование действий замещения и моделирования (использование готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей); формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебника для 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.;
2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.;
3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 3 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010 г.;
4. Контрольные и проверочные работы. Система Л.В. Занкова / Сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.;
5. Крылова О.Н. Окружающий мир: итоговая аттестация: 3 класс: типовые текстовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2012 г.;
6. Итоговые комплексные работы в начальной школе. 3 класс. Стандарты второго поколения. / Авт.-сост. Н.Н. Нянковская, М.А. Танько. – М.: АСТ: Астрель, 2011 г.;
7. Комплексные тесты. 3-й класс. Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: учебное пособие. / под ред. Н.А. Сениной – Ростов н/Д: Легион, 2011 г.
8. Мы и окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова. I-II части / авт.- сост. И.Г. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
Список литературы для обучающихся:
1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебника для 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.;
2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.
Дидактический материал.
Наглядные пособия: гербарии, коллекции, чучела, любые возможные натуральные природные объекты, физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи, атлас, настенные карты, таблицы классификации растений и животных, картин объектов природы, рисунки, презентации, видеофильмы, самодельные наглядные пособия.
Электронные образовательные ресурсы:
Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. - http://zankov.ru
Презентация уроков «Начальная школа». - http://nachalka
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - http://scb.ool-collection.edu.ru
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике система Занкова 1 кл.
Рабочая программа по математике по системе Занкова 1 класс с ФГОС...
Рабочая программа 2 класс система Занкова
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», утверждёнными Министерством образ...
Рабочие программы 3 класс СРО Занкова Л.В.
Спасибо за понимание уважаемые коллеги!...
Рабочая программа 2 класс система занкова
Данный материал содержит рабочие программы по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии,изо. Программы отвечают всем требованиям ФГОС....
Рабочая программа по технологии.Система Занкова .3 класс
Рабочая программа по технологии.3класс.Система Занкова...
Рабочие программы 3 класс система Занкова 2014 - 2015 учебный год
Предлагаю рабочую программу по изобразительному искуству, 3 класс по системе Л.В.Занкова...