Рабочая программа 2 класс система Занкова
рабочая программа (окружающий мир, 2 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», утверждёнными Министерством образования и науки РФ (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
om.doc | 290.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №31»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол от «__» ______ 2012г. № __ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР МБОУ «НОШ №31» ________ А.И.Королькова «____»____________2012 г. | РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол от «__» ________ 2012г. № __ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «НОШ №31» __________Т.Н.Орехова Приказ от «__» _____2012г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Окружающий мир»
Благодарёвой Наталии Николаевны
2 «Б» класс
Старый Оскол
2012г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», утверждёнными Министерством образования и науки РФ (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011) .
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
• осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
• установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
• способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
• осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
• умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
- освоить доступные способы изучения природы и общества;
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Раздел | Умения |
Человек и природа | • Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; • использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; |
Человек и общество | • Различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город; • различать прошлое, настоящее, будущее; |
Правила безопасной жизни | • Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих |
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2012
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2кл.к уч. «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2012
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 2 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
Основные виды учебной деятельности :
- наблюдение сезонных изменений в природе;
- характеристика признаков времен года, сезонных изменений в природе;
- чтение и пересказ текстов о природе;
- различение природных объектов и изделий (искусственные предметы), характеристика их отличительных свойств.
- группировка объектов живой или неживой природы по отличительным признакам;
- объяснение и обсуждение правил поведения в различных ситуациях;
- моделирование и оценка различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах;
- рассказ о семье (членах семьи, труде, занятиях, традициях), труде людей родного города (села), его достопримечательностях (по результатам наблюдений и экскурсий);
- работа с иллюстративным материалом;
- поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
Программа рассчитана на 68 часов. Внесены изменения. В соответствии с приказом УО администрации Старооскольского городского округа от 25 мая 2012 г № 01-14/2347 «О сроках каникул и продолжительности учебных четвертей общеобразовательных учреждений в 2012 – 2013 учебном году» продолжительность учебного года составляет 35 недель, поэтому в календарно–тематическое планирование добавлено 2часа: раздел «Живая природа»,).
Плановых контрольных уроков - 4.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособий;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих детей;
- этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме сознания «Я» как гражданина России;
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимание чувств одноклассников и учителей;
- представление о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителями и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, схемами, символами, диаграммами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать;
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте;
- самостоятельно выделять класс объектов.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению;
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыками взаимоконтроля.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты живой и неживой природы;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
- различать жидкие, твердые и газообразные вещества;
- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
- определять условия, необходимые для жизни растений;
- различать хвойные, цветковые, дикорастущие и культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных;
- различать диких и домашних животных , животных разных групп;
- приводить примеры разных представителей растений и животных;
- правила ухода за комнатными растениями;
- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения;
- различать животных разных групп.
Человек и общество
Обучающийся научится:
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации : наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективе.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Характеристика основной деятельности ученика | Примечание | |
I четверть Общий взгляд на Землю (5 часов) | ||||||
1 | Наша Родина – Россия. Урок-игра | 1 | 6.09 | Участие в викторине «Государ-ственные символы России». Работа с физической и админи-стративной картами мира и России «Путешествуя по родной стране». Участие в игре «Продол-жи ассоциативный ряд по теме «С чего начинается Родина». Прослу-шивание или исполнение Государ-ственного гимна России с после-дующим обсуждением текста гимна. Участие в мини-проекте «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» (знакомство с праздника-ми и традициями людей различ-ных национальностей). Участие в викторине «Ими гордится страна» (портреты людей, прославивших Россию в разные времена). | ||
2 | Настоящее и прошлое Земли. Урок-игра | 1 | 7.09 | Участие в игре «Продолжи ассо-циацию» по теме «Какой самый старый предмет я держал в руках?» (применение собствен-ного опыта в контексте предло-женной ситуации). Участие в игре «Монтируем фильм об истории…» (нашего края, города, села). | ||
3 | Россия – родина космонавтики. | 1 | 13.09 | Участие в игре-выставке «Гор-дость отечественной космонавти-ки» (на основе портретов россий-ских космонавтов и конструкто-ров). Подготовка короткого сооб-щения. Просмотр научно-попу-лярного фильма о развитии оте-чественной космонавтики или подготовленной учителем темати-ческой компьютерной презента-ции. Составление вопросов к просмотренному материалу | ||
4 | Материки и океаны. Урок-путешествие | 1 | 14.09 | Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, контурной картой полушарий. Участие в викторине «По материкам и океанам» | ||
5 | Северный Ледовитый океан. Урок-презентация | 1 | 20.09 | Участие в коллективном мини-проекте «Покорители Северного Ледовитого океана». Подготовка короткого сообщения | ||
Как изучают окружающий мир? (9 ч.) | ||||||
6 | Органы чувств: зрение и слух. | 1 | 21.09 | Прослушивание записей звуков природы и фрагментов музыкаль-ных произведений разных компо-зиторов. Просмотр фотографий с видами природы, репродукций пейзажной и жанровой живописи. Анализ информации, полученной из разных источников | ||
7 | Органы чувств: обоняние, вкус, осязание | 1 | 27.09 | Определение с помощью органов чувств разных объектов окружаю-щего мира и их свойств | ||
8 | Наблюдения рассуждения, выводы. Инструменты и приборы. Практическая работа «Измерение температуры» | 1 | 28.09 | Демонстрационный опыт: иссле-дование условий, необходимых для горения. Определение основных этапов исследовательской деятельности. Практические работы: Измерение температуры своего тела. Измерение температуры воздуха; температуры воды; температуры снега (льда). Изучение мелких предметов при помощи лупы, микроскопа. | ||
9 | Книги другие источники информации. Экскурсия в школьную библиотеку | 1 | 4.10 | Классификация различных инфор-мационных источников(например, летописи, сказки, повести, статьи, изображения и т.д.) по признаку их достоверности/недостовернос-ти. Знакомство с методикой сбора информации в процессе исследо-вательской деятельности (по А.И. Савенкову): самостоятельный сбор необходимой информации по заданной учителем теме. Посеще-ние с экскурсией школьной библиотеки. Осуществление поиска необходимой книги с помощью алфавитного каталога | ||
10 | Тела и вещества. | 1 | 5.10 | Различение природных объектов и изделий (искусств. предметов). Характеристика их отличитель-ных свойств. Определение ве-ществ, из которых образованы природные или сделанные челове-ком предметы (тела). Определение образов природы в изделиях, со-зданных руками человека. | ||
11 | Свойства газообразных веществ. | 1 | 11.10 | Групповое обсуждение отрывка из повести Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей» о путе-шествии на воздушном шаре. Формулирование вопросов, требу-ющих развернутого ответа, по содержанию текста. Анализ прин-ципов передвижения по воздуху: с использованием разных газов. Знакомство с правилами сохране-ния тепла (теплого воздуха) в доме зимой. | ||
12 | Свойства жидких и твердых веществ. | 1 | 12.10 | Проведение демонстрационных опытов. Исследование изменений свойств твердых, жидких и газо-образных веществ при нагре-вании. Фиксирование данных в виде таблицы («Сравнение свойств твердых, жидких и газообразных веществ») | ||
13 | Наука экология. | 1 | 18.10 | Обсуждение темы «Как следует беречь природу родного края» на основе впечатлений, полученных от экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) | ||
14 | Контрольная работа №1 по теме «Общий взгляд на Землю» | 1 | 19.10 | Самоконтроль за учебными действиями | ||
Космос и Земля (14 часов) | ||||||
15 | Анализ контрольной работы. Звезда Солнце. Урок- деловая игра | 1 | 25.10 | Проведение домашних наблюдений за высотой Солнца над горизонтом; за изменением длины тени от пред-метов в течение светового дня. Анализ домашних наблюдений в классе. Обсуждение и определение значения солнечной энергии для жизни человека, растений и животных. Установление принципа работы солнечных часов (в группе) | ||
16 | Планеты Солнечной системы. | 1 | 26.10 | Работа в группе над созданием учебной презентации «Планеты Солнечной системы» (на основе подготовленных сообщений и подобранных иллюстраций). Просмотр фрагментов из мультфильма «Тайна третьей планеты». Формулирование научных вопросов создателям мультфильма | ||
17 | Звезды и созвездия. Практическая работа «Работа по карте звёздного неба» | 1 | 8.11 | Нахождение на карте звездного неба изученных космических тел. Различение звезд и созвездий. Знакомство с работой оптического телескопа | ||
II четверть | ||||||
18 | Луна – спутник Земли. | 1 | 9.11 | Обсуждение в группе результатов наблюдений за фазами Луны. Характеристика фаз Луны (новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть). Сравнение и различение объектов неживой природы, находящихся в космосе. Участие в коллективной выставке «Как появились искусственные спутники Земли» | ||
19 | Наблюдение за космическими телами Виртуальная экскурсия | 1 | 15.11 | Сравнение и различение косми-ческих тел. Характеристика отличия звезд и планет. Создание модели Солнечной системы (групповая деятельность). Прове-дение групповых наблюдений во время виртуальной экскурсии в планетарий | ||
20 | Наука о Земле. Практическая работа с географической картой и глобусом | 1 | 16.11 | Нахождение на физической карте и глобусе материков и океа-нов, географических объектов с указанием их названий. Характе-ристика условных знаков, состав-ляющих легенду карты. Участие в коллективной выставке «Перво-открыватели неизвестных земель» (рисунки, короткие сообщения о выдающихся путешественниках) | ||
21 | Горизонт. | 1 | 22.11 | Слушание и извлечение главной мысли из текста и обсуждение полученных сведений (отрывок из сказки Л.И. Лагина «Старик Хоттабыч»). Коллективное обсу-ждение фотовыставки «Природа с высоты птичьего полета». Объяснение причины расширения линии горизонта при подъеме | ||
22 | Строение Земли. | 1 | 23.11 | Различение внутренних частей Земли. Обсуждение смысла поня-тий «Земля» и «земля». Создание макета внутреннего строения Земли. Знакомство с оболочками Земли. Извлечение из учебника не-обходимой информации о живых организмах, обитающих в разных оболочках Земли. Определение отношения учебы, работы роди-телей и других видов деятельнос-ти человека к окружающему миру | ||
23 | Стороны горизонта. | 1 | 29.11 | Ориентирование на местности по отношению к собственному те-лу; по Солнцу и Полярной звезде. Обозначение (на схемах и картах) при помощи знаков основных и промежуточных направлений сторон горизонта. Обсуждение плана рассказа «Стороны горизонта». Определение располо-жения различных объектов относительно сторон горизонта. | ||
24 | Ориентирование по компасу. Определение сторон горизонта по народным приметам. | 1 | 30.11 | Ориентирование на местности с помощью устных команд и компа-са, по народным приметам. Изготовление примитивного ком-паса. Соблюдение правил пользо-вания компасом. Моделирование ситуаций по ориентированию в лесу. Анализ главного правила похода в лес – присутствие взрослого человека. | ||
25 | Глобус и географичес-кая карта. Практическая работа с географической картой и глобусом | 1 | 6.12 | Работа с глобусом и картой. Нахождение на глобусе поясов Земли, полушарий, полюсов, экватора. | ||
26 | Рельеф Земли. Практическая работа с географической картой | 1 | 7.12 | Определение характера рельефа местности (равнины, горы, холмы, овраги) на карте с помощью цвета и условных обозначений. Сравне-ние и различение на карте высоты гор и глубины участков Мирового океана. Участие в создании макета рельефа участка Земли | ||
27 | Ландшафт Земли. Урок-путешествие | 1 | 13.12 | Выявление отличий между поня-тиями «ландшафт» и «рельеф». Сочинение «Красота природы родного края». Сравнение фотографий, на которых человек нарушает природный ландшафт местности (свалки, котлованы, вырубание лесов), с фотография-ми создания красивых мест (ландшафтный дизайн) | ||
28 | Контрольная работа №2 по теме «Планета Земля» | 1 | 14.12 | Самоконтроль за учебными действиями | ||
Взаимодействие сил природы (22 часа) | ||||||
29 | Анализ контрольной работы. Тепловые Пояса Земли. | 1 | 20.12 | Работа с контурной картой: раз-личение тепловых поясов Земли с помощью раскрашивания соответствующим цветом, подпи-сывание названия линий, отделя-ющих друг от друга зоны тепло-вых поясов. Установление связи между углом падения солнечных лучей и нагреванием поверхности Земли. Определение зависимости живой природы от нахождения в различных тепловых поясах | ||
30 | Смена времен года. | 1 | 21.12 | Моделирование движения Земли вокруг Солнца с помощью телу-рия или глобуса и лампы. Колек-тивное составление альбома «А в это время на другом краю Земли…»: поиск иллюстраций, характеризующих особенность природы в разных тепловых поясах в данное время | ||
1 | 27.12 | Оформление выставки «Времени неслышные шаги» (фотографии, собственные рисунки, часы, кале-ндари и др.предметы). Участие в инсценировках, иллюстрирующих, как человек учился измерять время и его ценить (использова-ние пословиц, поговорок, изрече-ний о времени) | ||||
32 | Особенности Земли как планеты. Урок-путешествие | 1 | 28.12 | Описание особенностей Земли как космического тела. Составление рассказа о необхо-димых условиях для возникнове-ния различных живых организмов на Земле | ||
III четверть | ||||||
33 | Энергия (тепло) Солнца. Урок-открытие | 1 | 17.01 | Изучение влияния различных тем-ператур на разрушение камня. Объяснение причин этого разру-шения. Формулирование общего вывода. Изучение энергии солнеч-ных лучей, собранной с помощью увеличительного стекла. Обсуж-дение значения изобретения устройств, в которых использует-ся энергия солнечного света. Сравнение различных способов получения человеком энергии по их безопасности для природы | ||
34 | Внутренняя сила Земли. | 1 | 18.01 | Повторение понятий и обобщение изученного материала (работа со словарем учебника). Составление загадок на основе ранее изучен-ных тем. Отгадывание загадок одноклассников, их оценка и вы-деление наиболее удачных. Осу-ществление поиска сюжетов на-родных сказок, в которых сказоч-ные герои управляют внутренни-ми силами Земли и другими при-родными явлениями. Моделирова-ние ситуации: о чем могли думать и мечтать люди в далекие времена | ||
35 | Значение и свойства воды. Практическая работа «определение свойств воды. Измерение температуры воды» | 1 | 24.01 | Определение свойств воды как жидкости. Объяснение результа-тов опытов. Формулирование общих выводов. Фиксирование результатов наблюдений в таблице (рабочая тетрадь, № 51). Измерение температуры воды. Формирование измерительных навыков работы со спиртовым термометром. Чтение показате-лей температуры со шкалы деления термометра | ||
36 | Три состояния воды. Практическая работа «Переход воды из одного состояния в другое) | 1 | 25.01 | Проведение опытов по изучению перехода воды из одного состоя-ния в другое. Изучение явлений испарения воды; перехода водяно-го пара в жидкость; замерзания воды. Анализ результатов опы-тов. Формулирование общих выводов. Фиксация результатов наблюдений в таблице (рабочая тетрадь, № 51, 3-й столбец). Изу-чение испарения воды при ком-натной температуре: анализ ре-зультатов опыта, формулирование общего вывода (рекомендуется самостоятельная работа дома) | ||
37 | Снег и лед. Практическая работа «Изучение свойств льда» | 1 | 31.01 | Изучение свойств льда. Фиксация результатов опыта в таблице (рабочая тетрадь, № 51). Опреде-ление веществ, попадающих в снег из воздуха. Объяснение результатов эксперимента. Фор-мулирование общих выводов. Сравнение различных форм сне-жинок и соотнесение с темпера-турой воздуха, при которой они образовываются | ||
38 | Жизнь животных и растений зимой. Урок-экскурсия | 1 | 1.02 | Наблюдение во время экскурсии за состоянием природы зимой. Фиксация информации, получен-ной в ходе наблюдений в вербаль-ной (составление рассказа, веде-ние таблицы) и графической форме (составление схемы, рисун-ков). Обсуждение мероприятий по оказанию помощи птицам и зверям в морозные зимние дни. Изготовление кормушек | ||
39 | Вода – растворитель. Практическая работа «Растворение веществ в воде» | 1 | 7.02 | Растворение веществ в воде: объяснение результатов опыта, формулирование общего вывода, фиксация результатов наблюде-ний в таблице. Фильтрование не растворимых в воде веществ: объяснение результатов опыта, формулирование общего вывода, фиксация результатов наблюде-ний. Устное описание процесса растворения и фильтрования | ||
40 | Подземные воды Земли. | 1 | 8.02 | Исследование свойств минераль-ной воды: извлечение необходи-мой информации о лечебных свойствах минеральной воды из дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Ин-тернет, этикетки). Составление рекомендаций для использования минеральной воды в различных целях. Поиск и фиксирование на карте России мест выхода на по-верхность горячих источников | ||
41 | Источники воды в нашей местности (изучение краеведческого материала) | 1 | 14.02 | Сообщения о местных подземных источниках. Поиск и обозначение на карте района (области, респуб-лики или края) места нахождения подземных вод. Подготовка пре-зентации «Животные, обитающие в водоемах нашей (нашего)…» (в группе) | ||
42 | Атмосфера Земли: состав и значение воздуха. | 1 | 15.02 | Просмотр учебного фильма «Атмосфера Земли» или компью-терной презентации, подготов-ленной учителем. Формулирова-ние сложных вопросов, требую-щих развернутого ответа по мате-риалам видеоряда. Пространст-венное изображение неба на рисунках. Графическое представ-ление данных о составе воздуха на примере круговой диаграммы. Знакомство с другими видами ди-аграмм (столбчатые, трехмерные) | ||
43 | Свойства воздуха. | 1 | 21.02 | Извлечение необходимой инфор-мации из текста учебника. Опре-деление свойств воздуха (сжима-емость и упругость): объяснение результатов опыта, формулиро-вание общих выводов, фиксация результатов наблюдений в табли-це. Измерение температуры воз- духа. Формирование измеритель- ных навыков при работе со спир-товым термометром. Чтение показателей температуры со шкалы деления термометра | ||
44 | Движение воздуха. Практическая работа «Определение направления ветра» | 1 | 22.02 | Определение направления ветра с помощью флюгера. Самостоя-тельное изготовление простей-шего флюгера. Обсуждение воз-никновения и направления ночного и дневного ветра на побережье. Объяснение значения ветра в жизни растений и живот-ных. Описание ветродвигателей, мельниц и других устройств | ||
45 | Грозные ветры. Урок-открытие | 1 | 28.02 | Моделирование ситуации выжи-вания человека во время различ-ных стихийных бедствий. Выявле-ние факторов опасности для жизни и здоровья. Освоение основных правил выживания в экстремальных условиях | ||
46 | Сила воды, ветра и Солнца на Земле. Урок-сказка | 1 | 1.03 | Составление правил экономного использования воды и электро-энергии в доме. Участие в инсце-нировке возможного диалога, который могли бы вести вода, ветер и Солнце, если бы могли с помощью слов доказывать свое огромное значение в природе. Поиск (с помощью библиотек, Интернета и др. ) сказок, в кото-рых вода, ветер и Солнце станови-лись полноценными персонажами | ||
47 | Круговорот воды в природе. Урок-путешествие | 1 | 7.03 | Самостоятельное составление схемы круговорота воды в приро-де. Обсуждение проблемы: есть ли круговорот воды в аквариуме; благодаря чему в нем существует жизнь. Моделирование ситуации: что бы было на Земле без круговорота воды | ||
48 | Загрязнение вод человеком. | 1 | 7.03 | Анализ в ходе экскурсии экологи-ческого состояния своей мест-ности: выявлять источники за-грязнения водоемов. Моделиро-вание ситуации, касающейся по-падания промышленных и быто-вых отходов в водоемы | ||
49 | Вода, ветер и рельеф. Человек и неживая природа. Урок-игра | 1 | 14.03 | Извлечение из учебника необходи-мой информации об особенностях разрушения рельефа. Анализ процессов разрушения рельефа. Обсуждение правил поведения при стихийных бедствиях. Моде-лирование ситуации: что бы было, если… (на Земле исчезли ветер, вода, атмосфера). Классификация различных природных явлений по предложенным или самостоятель-но выявленным основаниям. Под-готовка вопросов по материалам темы для команд-соперниц к игре «Что? Где? Когда?» (работа в группах). Составление кроссвор-да «Земля – наш общий дом» | ||
50 | Контрольная работа №3 по теме «Взаимодействие сил природы» | 1 | 15.03 | Самоконтроль за учебными действиями | ||
Живая природа(20 часов) | ||||||
51 | Анализ контрольной работы. Жизнь – уникальная особенность Земли. | 1 | 21.03 | Обсуждение условий, необходи-мых живым организмам для жизни. Определение связи мно-жества разнообразных организмов между собой, соотношения жи-вых организмов на Земле. Харак-теристика биологии как науки, изучающей живую природу (рабо-та со схемой «Царства живой природы»). Определение роли растений в природе (очистители воздуха и пища для животных и человека) | ||
52 | Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники. Практическая работа «Сравнение и различение групп растений» | 1 | 22.03 | Изучение особенностей внешнего строения водорослей, мхов, папо-ротников (на основе гербарных образцов, рисунков). Сравнение и различение групп растений – деревья, кустарники, травянистые растения. Графическое изображе-ние частей травянистого растения, дерева, кустарника (с подписью названий частей) | ||
IVчетверть | ||||||
53 | Хвойные и цветковые растения. | 1 | 4.04 | Изучение в группе особенностей внешнего строения хвойных и цветковых (на основе гербарных образцов, коллекций шишек, се-мян и плодов, рисунков). Изобра-жение частей цветкового расте-ния (листья, плоды, поперечный срез ствола древесных растений) | ||
54 | Дикорастущие и Культурные растения. | 1 | 5.04 | Изучение и описание внешнего строения зерновых, масленичных, овощных, плодово-ягодных расте-ний. Характеристика природных условий, влияющих на растения, изменяющих их внешний вид. Загадывание и отгадывание зага-док о фруктах на основе выделе-ния существенных признаков | ||
55 | Условия, необходимые для жизни растений. | 1 | 11.04 | Наблюдение за развитием расте-ний в различных условиях. Обсуждение в классе условий проведения эксперимента | ||
56 | Что мы едим. | 1 | 12.04 | Изучение внешнего строения пло-дов и корнеплодов. Различение овощей и фруктов на рисунках. Классификация растений по самостоятельно выделенным кри-териям. Извлечение необходимой информации из текста учебника | ||
57 | Растения-путешест- венники. Практическая работа «Наблюдение и уход за комнатными растениями» | 1 | 18.04 | Наблюдение и уход за комнатны-ми растениями. Коллективное составление выставки «Расте-ния–путешественники»: опреде-ление названий комнатных растений, произрастающих в классе и коридорах школы, по школьному определителю расте-ний и с помощью учителя; изго- товление бирок с названиями рас-тений и мест, откуда они родом | ||
58 | Грибы: съедобные и ядовитые. | 1 | 19.04 | Различение на рисунках, в приро-де съедобных и ядовитых грибов. Выращивание хлебной плесени. Фиксация результатов наблюде-ния. Формулирование общего вывода. Обмен опытом, обсужде-ние проблемы в классе: почему нельзя поедать незнакомые грибы, употреблять пищу с плесенью | ||
59 | Значение растений и животных на Земле | 1 | 25.04 | Классификация растений и жи-вотных на группы по различным признакам. Установление взаимо-связи растений и животных по схеме, приведенной в учебнике или самостоятельно. Определение значения животных и растений на Земле. Совершение прогулки на природу или посещение с экскур- сией ботанического сада или зоопарка. Исследование на основе непосредственных наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных и времени года (весны) | ||
60 | Комплексная контрольная работа | 1 | 26.04 | Самоконтроль за учебными действиями | ||
61 | Группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные. | 1 | 2.05 | Выделение существенных при-знаков строения животных. Класс-сификация животных по выде-ленным признакам на группы. Определение групп животных своей местности. Изучение особенностей внешнего строения моллюсков, насекомых, паукооб-разных (на основе коллекций засушенных беспозвоночных, живых обитателей, рисунков) | ||
62 | Группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. | 1 | 3.05 | Характеризовать разнообразие внешнего вида рыб. Работать с иллюстрациями учебника. Извле-кать необходимую информацию из текста. Изучать особенности внешнего строения рыб, земно-водных, пресмыкающихся (на основе биологических препара-тов, представителей живого уголка, рисунков) | ||
63 | Группы животных: птицы и млекопита-ющие. | 1 | 10.05 | Изучение особенностей внешнего строения птиц и млекопитающих (на основе биологических препа-ратов, чучел, представителей жи-вого уголка, рисунков). Составле-ние схемы «Группы животных». Обсуждение значения млекопита-ющих и птиц в жизни человека, в природе. | ||
64 | Особенности размноже-ния разных животных. | 1 | 10.05 | Участие в составлении фотога-лереи «Животные и их детены-ши».Определение последовательности стадий развития животных. Анализ различных способов (стратегий) выживания животных в природе | ||
65 | Животные и среда их обитания. Питание животных. | 1 | 16.05 | Установление связи внешнего строения животных с особеннос-тью их обитания в природе и питанием. Соотнесение изучае-мых организмов и мест их обитания. Характеристика особенностей питания различных животных. Анализ рациона питания домашних животных (на знакомых детям примерах) | ||
66 | Дикие и домашние животные. | 1 | 17.05 | Наблюдение и уход за животными в живом уголке. Рассказ о своем домашнем питомце. Обсуждение условий ухода: питание, необхо-димое домашним животным. Классификация животных на группы по различным признакам. Освоение правил безопасного поведения с животными | ||
67 | Анализ контрольной работы. Бактерии: невидимые организмы. | 1 | 23.05 | Обсуждение значения бактерий в жизни человека. Наблюдение размеров бактерий с помощью микроскопа. Составление схемы «Значение бактерий в природе». Ознакомление с оказанием первой помощи при повреждении кожно-го покрова на руке | ||
68 | Гигиена – наука о чистоте и здоровье. | 1 | 24.05 | Обсуждение и составление пра-вил гигиены, предохраняющих организм человека от попадания опасных бактерий. Составление схемы «Как опасные бактерии попадают в организм человека» | ||
69 | Повторение изученного во 2 классе. Красота и разнообразие природы России. | 1 | 30.05 | Повторение знаний о связи внеш-него строения животных с особен-ностью их обитания в природе и питанием, о приспособляемости растений к погодным условиям местности. | ||
70 | Красота и разнообразие природы России. Экскурсия в природу | 1 | 31.05 | Совершение прогулки на природу Исследование на основе непосред-ственных наблюдений связи жиз-недеятельности растений, живот-ных и времени года (весны), под-ведение рассуждений к выводу о разнообразии и красоте родной природы |
Содержание программы
Общий взгляд на Землю (5 часов)
Человек и природа
Материки и океаны Земли.
Россия- самое большое государство мира. Москва -столица.
Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом.
Как изучают окружающий мир (9 часов)
Человек и общество
Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя.
Человек и природа
Вещества. Три состояния вещества в природе -твердое, жидкое, газообразное,
их основные свойства. Экология.. Практические работы определение свойств веществ, измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.
Космос и Земля (14 часов)
Человек и природа Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна- спутник Земли. Форма Земли.
Область жизни на Земле. Горизонт, стороны горизонта. Компас.
Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности
Практические работы. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов.
Взаимодействие сил природы (22 часа)
Человек и природа. Влияние Солнца на сушу. Тепловые пояса Земли и смена времен
года. Причина смены времен года.
Вода. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды.
Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных и человека.
Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времен года. Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле.
Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ Обсуждение правил поведения у водоема.
Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.
Живая природа (18 часов)
Человек и природа. Царства живой природы. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание.
Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное
отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода).
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Представление о группах животных. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными.
Грибы -съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов.
Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.
Красота и разнообразие природы России.
Практические работы: наблюдение и уход за комнатными растениями,
изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев; рассматривание и классификация плодов и семян;
Экскурсия в природу.
дом, жидком и газообразном состоянии;
Примерные контрольно-измерительные материалы:
Контрольная работа №1 по теме «Общий взгляд на Землю»
1. Прочитай. Из данных названий выпиши только те, которые обозначают материки.
Европа, Австралия, Евразия. Антарктида, Северная Америка, Азия. Россия, Америка, Африка. Южная Америка.
2. Какого океана не существует?
Тихий, Северней Ледовитый, Индийский, Средиземный, Ат лантический.
3. Кто из людей первым полетел в космос?
4. Продолжи высказывание:
Море - это часть ...
Полуостров - это часть ...
5*. Какое слово может быть «лишним»?
а) Океан, море, бассейн, озеро.
б) Баренцево море. Охотское море, Карское море, Аравийское море,
в) Лучина, телевизор, лапти, карета.
Контрольная работа №2 по теме « Планета Земля»
1. Соедини левую и правую части определений:
а) Твёрдая оболочка Земли литосфера
б) Водная оболочка Земли атмосфера
в) Воздушная оболочка Земли гидросфера
2. Укажи стороны горизонта:
3. Впиши недостающие слова, чтобы получилось верное выска зывание; воспользуйся словами для справок (горизонт, линия гори зонта, ландшафт, рельеф, экватор).
а) Видимое вокруг нас пространство называется ...
б) Воображаемая линия, разделяющая земной шар на два по лушария, называется, ...
в) Вид местности (рельеф, растительный и животный мир этой местности) — это ...
4. Укажи верные высказывания.
а) Ось Земли наклонна.
б) Компас - это прибор для определения направления ветра.
в) Горы на карте обозначены темно-зеленым цветом.
г) Глобус - это модель Земли.
д) Муравейники всегда находятся с северной стороны ствола дерева.
5*. Найди «лишнее»:
а) Санкт-Петербург, Москва, Россия, Волгоград.
б) Север, компас, запад, восток.
в) Аристотель, Магеллан, Колумб, Хоттабыч.
Контрольная работа №3 по теме « Взаимодействие сил природы»
1. В каких состояниях может быть вода?
2. В каком тепловом поясе находится наша страна?
3. Какого газа больше всего содержится в воздухе;
а) кислород,
6) азот,
в) углекислый газ.
4. Каким свойством вода НЕ обладает:
а) прозрачна,
б) не имеет формы,
в) обладает приятным запахом,
г) обладает текучестью,
д) не имеет цвета (бесцветна).
е) хорошо сжимается,
ж) может переходить из одного своего состояния в другое.
ч) имеет солоноватый вкус.
и) способно долго удерживать тепло.
5, Оцени (да или нет) правильность высказываний:
а) Лед легче воды.
б) Воздух плохо проводит звук.
в) Вода - отличный растворитель.
г) Фильтрование — это очистка воды от нерастворимых пр >сей,
д) Самый длинный день в году - 22 декабря, е) Воздух имеет давление.
б*. Выдели «лишнее»:
а) Васко да Гама, Магеллан, Гольфстрим, Колумб.
6) Ураган, смерч, айсберг, тайфун.
в) Гейзер, компас, барометр, термометр.
Контрольная работа №4 по теме «Живая природа»
1. Перечисли 4 царства живой природы:
2. Укажи, какие из перечисленных названий относятся к растениям, а какие – к животным:
Мхи, папоротники, насекомые, хвойные, млекопитающие, земноводные, водоросли, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, лишайники.
3. К каким группам можно отнести следующих животных:
а) Олень, дельфин, кошки ( _____________________).
б) Оса, жук- плавунец, кузнечик (____________________).
в) Филин, страус, воробей ( ___________________)
г) Змея, ящерица, крокодил (________________________).
4. Составьте цепи питания, добавив недостающие звенья.
а) Осина ---- заяц ---- ….
б) Яблоня, ---- гусеница---- ….
в) … пингвин---- морской лев.
5. Определи правильность следующих высказываний ( да или нет) :
а) Кит – это огромная рыба, а млекопитающее.
б) Акула – тоже млекопитающее.
в) Пингвины не умеют летать, зато хорошо плавают, но всё же они – птицы.
г) Перья и клюв – отличительные черты птиц.
д) Пауки относятся к насекомым.
е) Лишайники растут очень быстро.
ж) Бледная поганка – самый ядовитый гриб.
з) Растения потребляют кислород, а выделяют углекислый газ.
6. Найди лишнее:
А) индюк, собака, орёл, корова
Б) аист, пингвин, сова. Можжевельник
В) шампиньон, мухомор, сыроежка, подберёзовик.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебники для 2 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2кл.к уч. «Окружающий мир»- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 2 классы. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
- Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир».- Самара: Корпорация «Федоров». 2011
- Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров» 2011
Специфическое сопровождение (оборудование)
Наглядные пособия:
- Натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород.
- Изобразительные:
- муляжи плодов, животных;
- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека;
- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
- атлас для начальных классов;
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России».
- Компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по системе Занкова для 3 класса по ФГОС со всеми УУД
Рабочие программы по математике на 2014-2015 учебный год (пояснительная записка, паспорт программы, содержание курса, УМК и т.д.)...
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 1 класс
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 1 класс...
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 2 класс
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 2 класс...
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс...
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс...
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс
Рабочие программы по программе "Развивающая система Занкова" за 3 класс...
Рабочая программа по системе Занкова 1 класс
Рабочая программа по математике для 1 класса...