Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc312.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на заседании ШМО:                                 Согласовано:                                      Утверждаю

Руководитель ШМО:                                    Заместитель директора по УВР           Директор МОБУ ООШ г.Благовещенска

___________/С.Ф.Ахметова/                 ______________/И.Г.Хабибулина/        _____________/О.Н.Зырянова/

Протокол№______от                                «_____»_____________2012                    Приказ №______от

«_____»___________2012г.                                                                                          «_____»_____________2012г.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа № 2 г.Благовещенска

Рабочая программа

Загитовой Гузэль Сафуановны

по окружающему миру

1  класса А

муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

основной общеобразовательной школы № 2 г.Благовещенска

на 2012 – 2013 учебный год.

Составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта

основного общего образования, на основе УМК «Школа России»

2012 год

Пояснительная записка.

ВВЕДЕНИЕ

  Учебная  программа начального общего образования  МОБУ  OОШ № 2 г. Благовещенска разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373), на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическим комплектом УМК «Школа России», используемым в МОБУ ООШ № 2. В данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, характеризуется учебный план.

1. Нормативная основа учебной программы:

      Законы об образовании п.6 статья 9, п.5 статья 14,  п.2 статья 72

      Приказ министерства здравоохранения  и социального развития от 26.08.2010г. №761н.

2. Цель и задачи.

Главная идея программы: «Школа России» создаётся в России и для России. Школа России должна стать школой духовно – нравственного развития.

Цели обучения:

 • создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности

• освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;

•  формирование у ребёнка интереса к учению и умения учиться;

• формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнед-ти.

Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».

Образовательная программа «Школа России» соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:

• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

• приоритет воспитания в образовательном процессе;

•воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

• единство федерального образовательного пространства, защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

• свобода и плюрализм в образовании;

• обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;

• формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

• содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учёт разнообразных мировоззренческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений  и убеждений.

 • сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

3. Общая характеристика программы.

Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдаётся проблемно – поисковой и творческой деятельности младших школьников, а также диффиринцированного подхода в обучении.  Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Программа полностью обеспечивает вариативность образования и реализует статью 14 (пункт 5) «Закона РФ об образовании». Образовательное учреждение берет на себя следующие обязательства по выполнению задач, поставленных в стандарте нового поколения: «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Программа направлена на формирование общей культуры,  духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся»¹.Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования и на реализацию в учебном процессе изложенных  в Законе Российской Федерации «Об образовании» и приведённых выше методологических принципов.

         С учетом условий работы образовательного учреждения, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения (школа работает по системе учебников «Школа России») в данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, характеризуется учебный план начальной школы.    

        Программа «Школа России» несет огромный, годами проверенный педагогический опыт. Авторами программы взято все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы. Она доступна для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития, т. к. построена на следующих принципах обучения: приоритет воспитания в образовательном процессе;

 личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

 экоадекватный характер образовательного процесса с приоритетным вниманием к   проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе;

 сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Рабочая программа включает пояснительную записку и тематическое планирование. В пояснительных записках программы указан достаточно полный перечень учебной и учебно-методической литературы для учащихся и педагогов. В структуру тематического планирования входят основные рекомендуемые компоненты и разделы, при этом планирование является примерным и предполагает творческое его использование в практике работы конкретного учителя. 

       Определены система уроков и педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозированы результат и уровень усвоения ключевых компетенций, продуманы формы контроля.

4. Использованные при составлении учебной программы  материалы опубликованы в следующих печатных пособиях издательства «Учитель»:

1. Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России». 1 класс / авт.-сост. С. В. Николаева.  2-е изд., испр.  Волгоград : Учитель, 2010.  103.

2. Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России». 2 класс / авт.-сост. Н. В. Лободина, Т. В. Калинина.  2-е изд., испр.  Волгоград : Учитель, 2010.  150 с.

3. Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России». 3 класс / авт.-сост. Т. М. Летнева, И. О. Катиркина.  Изд. 3-е.  Волгоград : Учитель, 2010.  119 с.

4. Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России». 4 класс / авт.-сост. Н. В. Лободина.  Изд. 2-е.  Волгоград : Учитель, 2010.  151 с.

1 Стандарт начального общего образования. Вестник образования. № 3 2009, - с.37.

                         Окружающий мир____________

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной Минобрнауки РФ (Москва, 2007 г.) в соответствии с требованиями федерального  компонента  государственного  стандарта  начального  образования (Москва, 2004 г.)

Рабочая программа рассчитана на 66 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 10  ч, экскурсий – 6 часов.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

1. Статус документа

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 1 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Данная программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Программа по курсу «Окружающий мир»  составлена по  авторской программе Образовательной системы «Школа России», которая имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

        Комплект строится на основе национально-значимых приоритетов, отвечающих современному этапу развития страны. Это: приоритет воспитания в образовательном процессе; личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения; Сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

2. Цель преподавания дисциплины:

В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» систематизируются и расширяются представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, происходит обогащение нравственного опыта учащихся, воспитывается любовь к своему городу (селу), к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. Программа регионального компонента является составной частью общеобразовательной программы. В основе изучения регионального компонента по окружающему миру лежат 2 направления:

1) географические, природные и исторические особенности родного края.  Программа предусматривает рассмотрение природных богатств края, его климатических условий. Программа включает доступный ребёнку младшего школьного возраста материал: о  значении общества в жизни каждого человека, о государственном устройстве, символике (герб, флаг), культуре родного края (обычаи, традиции), его основных ценностях.

2) воспитание позиции «Я – гражданин родного края» решает такие важнейшие задачи, как формирование социального опыта школьника, осознание учащимся элементарного взаимодействия в системе «Человек – природа – общество».

При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Идея связей как бы цементирует разнообразные элементы содержания кypca, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

  1.             Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных ими предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.
  2.  3.Общая характеристика учебного предмета:

        В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине. Программа регионального компонента является составной частью программы «Окружающий  мир». В основе изучения регионального компонента по окружающему  миру лежат 2 направления: 1) географические, природные и исторические особенности родного края, 2) многообразие растительного и животного мира. Рабочая программа включает доступный ребёнку младшего школьного возраста материал: о значении общества в жизни каждого человека, о государственном устройстве, символике (герб, флаг), культуре родного края (обычаи, традиции), его основных ценностях.

Введение (8 ч).

Вводный урок. «Задавайте вопросы!» Мир вокруг нас, его многообразие. Экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным окружением. Мир вокруг нас, его многообразие .Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила безопасности в пути. Экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением.

Кто и что? (17 ч)

Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Кто такие насекомые? Тест. Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Тест. Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? Что мы знаем о нашей стране и своем городе? На что похожа наша планета?  Тест.

Как, откуда и куда? 13 (ч)

Куда текут реки? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Когда изобрели велосипед? Откуда в наш дом приходит электричество? Откуда берутся снег и лед? Практическая работа. Как живут растения? Тест. Как живут животные? Как ухаживать за кошкой и собакой? Как зимой помочь птицам? Как путешествует письмо? Откуда берутся шоколад, изюм и мёд? Откуда берётся и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда? (9 ч)

Когда придёт суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда ты станешь взрослым? Тест.

Почему и зачем?( 16ч)

Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью? Почему на Луне не живут люди? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему их так назвали? Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? Тест Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Самостоятельная работа. Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем мы спим ночью? Тест. Зачем строят корабли? Зачем нужны автомобили? Почему поезда такие длинные? Зачем нужны самолеты? Зачем летают в космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? Тест.

Заключение (1 ч).

Как мы находили ответы на свои вопросы?

Основные содержательные линии

Основные содержательный линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены 5 разделами: «Введение», «Что или кто?», «Как откуда и куда?», «Где и когда?», «Почему и зачем?».

Каждый раздел реализуется через комплексно-дидактическую цель.

Раздел 1 «Введение» формирует умения задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной детям форме ответы на них.

Раздел 2 «Что или кто?» формирует у детей представление об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах.

Раздел 3 «Как откуда и куда?» формирует представления о различных процессах и явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей.

Раздел 4  «Где и когда?» развивает представления детей о пространстве и времени.

Раздел 5 «Почему и зачем?» обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.

VII. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Требования к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу.

4. Перечень обязательных лабораторных, практических видов работ 1 класс

Экскурсии:

Знакомство со школой.

Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что у нас над головой?

Что у нас под ногами?

Знакомство с растениями цветника.

Что такое зоопарк?

Практические работы:

Знакомство с комнатными растениями.

Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.

Распознавание листьев различных деревьев.

Сравнительное исследование сосны и ели.

Что общего у разных растений?

Знакомство с глобусом.

Изучение свойств снега и льда.

Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.

Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Простейшие правила гигиены.

5. Результаты изучения курса:

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

6. Требования к подготовке обучающихся.

В результате теоретического и практического изучения дисциплины учащиеся должны знать и уметь:

знать:

что такое семья, школа, пришкольный участок и их назначение;

сад, огород в жизни семьи;

имена, отчества членов своей семьи, учительницы, директора школы;

сущность взаимопомощи, взаимопомощи в семье, классе, школе;

домашний адрес, адрес школы, назначение адреса;

микрорайон (село) как первичная необходимая социальная структура;

необходимость бережного отношения к личному и общественному имуществу;

что является природой и что не относится к природе (примеры);

значение некоторых компонентов природы (солнца, погоды, растений, животных) в жизни человека и самой природы;

первоначальные понятия «культурные растения», «дикорастущие  растения»,  «дикие  животные»,  «домашние животные»;

названия (родовые) и отличительные (морфологические) признаки 5—6 растений, в том числе 2—3 комнатных, 4—5 животных;

необходимость   бережного  отношения   к  объектам   природы;

отдельные  яркие  признаки  осени,  зимы,  весны   в  природе;

свой режим дня;

простейшие правила личной гигиены, их значение для сохранения здоровья;

что такое осанка, необходимость и некоторые способы ее сохранения;

значение зубов в жизни человека, необходимость и некоторые способы их сохранения;

значение глаз и ушей в познании окружающего мира, необходимость и  некоторые способы их сохранения здоровыми;

значение закаливания организма, некоторые правила закаливания;

содержание некоторых дорожных знаков, правила перехода улиц.

уметь:

крупные детали);

соблюдать режим дня;

выполнять некоторые простейшие обязанности в семье;

соблюдать правила  поведения в школе;

узнавать  в  окружающем   изученные  растения  и   животных;

поливать комнатные растения;

оценивать отношение свое и других людей к оборудованию, объектам  природы;

подкармливать птиц;        

соблюдать правила личной гигиены, охраны осанки, зрения, слуха;

чистить зубы, выполнять простейший массаж десен;

выполнять некоторые простейшие закаливающие процедуры (обтирание, душ, купание (в присутствии взрослых), прогулки и т. п.);

соблюдать советы дорожных знаков, правила перехода улиц.

7. Для реализации программного содержания используются:

Плешаков, А. А.  Окружающий  мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений с приложен на электрон носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

Плешаков, А. А. 1 класс: рабочая тетрадь / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс» / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2006.

   8. Учебно-тематическое планирование  окружающему миру.

Всего 66 часов; в неделю  2 часа, в том числе на проведение практических занятий –   10  ч, экскурсий –    7  ч.

Плановых контрольных уроков – , зачетов – -, тестов – 12;

Административных контрольных уроков –  ч.

        Планирование составлено на основе Примерной программы начального общего образования, авторской  программы В.Г. Горецкого,В.А.Кирюшкина (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). М.: Просвещение, 2007) в соответствие с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

         9. Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа

Учебная дисциплина

Кл

Программа, кем и кода рекомндована

Тип

программы

Кол

часов

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое обеспечени

Окружающий мир


1

Программа автора

А.А. Плешаков Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

государственная

2 часа в неделю, 66 часов в год

Плешаков, А.А.  Окружающий  мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений с приложен на электрон носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

1. Учебник «Окружающий мир », А.А. Плешаков

2. Рабочая тетрадь к учебнику, А.А. Плешаков

3. Тесты «Окружающий мир»,А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова

4. Методическое пособие «Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас», Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочина

Наглядный материал, карточки, тесты, раздаточный материал, доска, иллюстративный материал, календарь фенологических наблюдений, мультимедийные презентации

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира

на 2012 – 2013 уч год.

                Количество часов за год: 66

                Количество часов в неделю: 2

                Плановых контрольных уроков: - , тестов: 12   , практических работ: 10    , экскурсий: 7

Тема урока, раздела

Стр.

Тип урока

Вид

контроля

Дата пров.

1 чет - 17 ч

Введение

1

Задавайте вопросы! Знакомство со школой.

3

Экскурсия

Текущий

Что и кто?

2

Наши помощники. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

4-8

Экскурсия

Текущий

3

Что такое Родина?

10-13

Комбиниров.

Текущий

4

Что мы знаем о народах России?

14-15

Комбиниров.

Текущий

5

Что ты знаешь о Москве?

18-20

Экскурсия

Текущий

6

Проект «Моя малая Родина».

20-21

Комбиниров.

Текущий

7

Что у нас над головой?

24-25

Экскурсия

Беседа по вопросам

8

Что у нас под ногами?

26-27

Экскурсия

Текущий

9

Что общего у разных растений? Пр/р 1

Распознавание листьев различных растений.

28-30

Комбиниров. Пр/р

Текущий

10

Что растете на подоконнике? Пр/р2. Знакомство с комнатными растениями.

Комбинир Пр/р

Текущий

11

Что растет на клумбе? Знакомство с растениями цветника. Пр/р.3

30-31

Комбиниров

Пр/р

Текущий

12

Что это за листья? Пр/р 4 Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.

22-23

Комбинир Пр/р

Текущий

13

Что такое хвоинки? Пр/р 4 Сравнительное исследование сосны и ели.

32-33

Комбиниров.

Пр/р.

Текущий

14

Кто такие насекомые? Пр/р 5 Что общего у разных насекомых?

34-35

Комбиниров

Текущий

15

Кто такие рыбы?

36-37

Комбиниров.

Текущий

16

Кто такие птицы?

38-41

Экскурсия

Текущий

17

Кто такие звери? Что такое зоопарк? Первая помощь при укусах змей.

42-43

Комбиниров

Текущий

2 четверть-16 ч.

 18

Что окружает нас дома? Правила работы за компьютером.

44-45

Комбиниров

Текущий

19

Что вокруг нас может быть опасным?

46-47

Комбинир

Текущий

20

На что похожа наша планета? Пр/р 6 Знакомство с глобусом.

Комбиниров. Пр.р.

Текущий

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».

48-49

Закрепление

Тесты №1,2,3

Как, откуда и куда?

22

Как живёт семья? Проект «Моя семья».

56-57

Комбиниров

Текущий

23

 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Правила поведения при пожаре.

60-63

Комбиниров

Текущий

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

64-65

Комбинир

Текущий

25

Как путешествует письмо?

66-67

Текущий

26

Куда текут реки?

68-69

Практический

Пр/р

Текущий

27

Откуда берутся снег и лед? Пр/р 7  Изучение свойств снега и льда. Осторожно, скользко!

70-71

Комбиниров Пр/р

Текущий

Тест №4

28

Как живут растения? Пр/р 8 Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.

72-73

Комбиниров

Текущий

29

Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Пр/р 9 Изготовление простейшей кормушки для птиц.

74-75

Комбиниров

Текущий

Тест №5

30

Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?

76-77

Комбиниров

Текущий

31

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда»

78-79

Закрепление

Тест 6

Где и когда?

32

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».

4-5

Проектная деят

Тематический

33

Когда придет суббота?

8-9

Комбиниров

Текущий

3 четверть-18 ч

34

Когда наступит лето?

10-11

Комбиниров

Текущий

35

Где живут белые медведи?

12-13

Комбиниров

Текущий

36

Где живут слоны?

14-15

Комбиниров

Текущий

37

Где зимуют птицы?

16-17

Комбиниров

Текущий

38

Когда появилась одежда?

18-19

Комбинир Пр/р

Текущий

39

Когда изобрели велосипед?

20-21

Комбиниров

Текущий

40

Когда ты станешь взрослым?

22-23

Комбиниров

Текущий

41

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

24-25

Закрепление

Тест №7,8

Почему и зачем?

42

Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью?

34-35

Комбинир

Тематический

43

Почему на Луне не живут люди?

36-37

Комбиниров

Текущий

44

Почему идет дождь и дует ветер? Стихийные бедствия.

38-39

Комбиниров

Текущий

45

Почему звенит звонок?

40-41

Текущий

46

Почему радуга разноцветная?

Комбиниров

Текущий

47

Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы»

Проект работа

Тематический

48

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

46-47

Комбиниров

Текущий

49

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

48-49

Комбиниров

Текущий

50

Зачем мы спим ночью?

52-53

Комбинир

Текущий

 51

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

54-55

Комбиниров

Текущий

4 четверть -15ч.

52

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Пр/р 10 Простейшие правила гигиены.

56-57

Комбиниров Пр/р

Текущий

53

Зачем нам телефон и телевизор? Телефон доверия.

58-59

Комбиниров.

Текущий

54

Зачем нужны автомобили? Правила поведения на дорогах.

60-61

Комбиниров.

Текущий

55

Почему поезда такие длинные?

62-63

Комбиниров.

Текущий

56

Зачем строят корабли?

64-65

Комбиниров.

Текущий

57

Зачем нужны самолеты?

66-67

Комбиниров.

Текущий

58

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

68-71

Комбиниров.

Текущий

59

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

Комбиниров.

Текущий

60

Зачем люди осваивают космос?

72-73

Комбиниров.

Текущий

61

Почему мы часто слышим слово «экология»? Правила поведения при ЧС на химических заводах.

74-77

Комбиниров.

Тематический

62-63

Проверим себя и оценим свои достижения.

Закрепление

Тест №9,10,11,12

Заключение

64

Как мы находили ответы на свои вопросы?

Экскурсия

Тематический

65-66

Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

Закрепление

Тематический

Итого:

66ч.

Приложение №1.

Тесты к разделу «Что и кто?»

ТЕСТ №1

ТЕМА:  «ЧТО ОБЩЕГО У РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ?»

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Обведи кружком все буквы правильных ответов.

Части растений:

а) стебель;        г) ручка;

б) корень;        д) цветок;

в) лист;        е) плод.

2. Что образуется на месте цветка? Обведи нужную букву.

а) семя;

б) лист;

в) плод.

3. Какие части растений использует человек? Соедини стрелками.

4. Подчеркни одной чертой плоды, двумя чертами – корнеплоды.

огурец                            редис

картофель                        вишня

морковь                            тыква

5. У каких растений цветы собраны в соцветия? Вычеркни лишнее.

  1. Клевер, подсолнечник, календула, мак, георгин.

Тесты к разделу «Что и кто?»

ТЕСТ №2

ТЕМА:  «КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Допиши предложение.

  1. Щука, окунь, камбала, сом, акула – это ___________________.                                                                                                          

2. Чем покрыто тело рыб? Обведи нужную букву.

а) чешуёй;

б) перьями;

в) шерстью.

3. Обведи кружком все буквы правильных ответов.

Части рыбы:

а) хвост;        г) крылья;

б) жабры;        д) плавники;

в) туловище;        е) голова.

4. Где живут рыбы? Подчеркни.

  1. В лесу, в воде, в песке, в почве, в гнезде.

5. Установи соответствие.

Тесты к разделу «Что и кто?»

ТЕСТ №3

ТЕМА:  «НА ЧТО ПОХОЖА НАША ПЛАНЕТА?»

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Допиши предложение.

  1. Наша планета называется  ________________________.                                                                                                          

2. Какую форму имеет Земля? Подчеркни.

3. Обведи нужную букву.

Глобус – это …

а) план;

б) модель Земли;

в) карта.

4. Обведи кружком буквы правильных ответов.

Земля вращается вокруг …

а) своей оси;

б) других планет;

в) Солнца.

5. Обведи нужную букву.

Главным источником света и тепла на Земле является …

а) Луна;

б) Солнце;

в) звезды.


Тесты к разделу «Откуда и куда?»

ТЕСТ №4

ТЕМА:  «ОТКУДА БЕРУТЬСЯ СНЕГ И ЛЁД?»

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Найди свойства снега и льда. Соедини стрелками.

        

        

2. Во что превращается снег при таянии? Обведи нужную букву.

        

а) в лужу;

б) в лёд;

в) в воду.

    3. Во что превращается вода, если она замерзает? Обведи нужную букву.

а) в лёд;

б) в сок;

в) в каток.

4. Подчеркни правильный ответ.

  1. Снег состоит из снежинок.

                  Да.        Нет.

  1. У снежинок 5 лучей.

                  Да.         Нет.

  1. Все снежинки одинаковые.

            Да.          Нет.

5. Где можно увидеть лёд? Зачеркни лишнее.

  1. На реке, в луже, в стакане, в морозильной камере.

Тесты к разделу «Откуда и куда?»

ТЕСТ №5

ТЕМА:  «КАК ЖИВУТ ЖИВОТНЫЕ?»

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Допиши предложение.

  1. Кабан, дятел, бабочка, кошка, окунь – это _________________.                                                                                                          

2. Кто что ест? Соедини стрелками.

3. Кто в ряду лишний? Зачеркни его.

  1. Волчонок, щенок, медвежонок, белка, ежонок, поросёнок.

4. Какое животное строит норку? Обведи нужную букву.

а) бобёр;

б) оса;

в) мышь.

5. Что необходимо животным для жизни? Обведи буквы правильных ответов.

а) пища;

б) деньги;

в) вода;

г) тепло;

д) воздух;

е) свет.


Тесты к разделу «Как, откуда и куда?»

ТЕСТ №6

ТЕМА:  «КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИСЬМО?»

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Кто такой «адресат»? Обведи нужную букву.

а) тот, кто отправляет письмо;

б) тот, кто получает письмо;

в) тот, кто доставляет письмо.

2. Без чего нельзя отправить конверт с письмом? Обведи нужную букву.

а) без марки;

б) без росписи;

в) без открытки.

3. Что пересылают по почте? Обведи все буквы правильных ответов.

а) письмо;

б) рассказ;

в) бандероль;

г) посылку;

д) открытку.

4. Какие предметы можно встретить на почте? Зачеркни лишнее.

  1. Штемпель, весы, глобус, стеллаж.

5. Какую птицу использовали для доставки писем? Обведи нужную букву.

а) голубя;

б) сороку;

в) воробья.

Тесты к разделу «Где и когда?»

ТЕСТ №7

ТЕМА:  «КОГДА НАСТУПИТ ЛЕТО?»

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Найди времена года. Зачеркни лишнее.

  1. Зима, осень, весна, март, лето.

2. Установи соответствие.

3. Обведи нужную букву.

  1. Лето приходит после …

а) зимы;

б) весны;

в) осени.

4. Сколько месяцев в году? Обведи нужную букву.

а) 6;

б) 3;

в) 12.

5. Какой месяц в году последний? Подчеркни.

  1. Ноябрь, декабрь, апрель, январь.

Тесты к разделу «Где и когда?»

ТЕСТ №8

ТЕМА:  «КОГДА ИЗОБРЕЛИ ВЕЛОСИПЕД?»

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Обведи кружком все буквы правильных ответов.

Части велосипеда:

а) рама;

б) якорь;

в) колёса;

г) спица;

д) педали;

е) руль.

2. Какой предмет необходим каждому велосипедисту? Обведи нужную букву.

а) фары;

б) аптечка;

в) насос.

3. Какие колёса были у первых велосипедистов? Обведи нужную букву.

а) деревянные;

б) пластмассовые;

в) резиновые.

4. Где можно кататься на велосипеде? Зачеркни лишнее.

  1. В парке, во дворе, на дороге, на стадионе.

5. Что обозначает этот знак? Обведи нужную букву.

а) велосипедная дорожка;

б) место остановки;        

в) движение на велосипеде запрещено.                              

                                                                                


                                   Тесты к разделу «Почему и зачем?»

ТЕСТ №9

ТЕМА:  «ПОЧЕМУ СОЛНЦЕ СВЕТИТ ДНЁМ, А ЗВЁЗДЫ - НОЧЬЮ?»

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Что такое звезда? Обведи нужную букву.

а) созвездие;

б) пылающий шар;

в) маленькое солнце.

2. По каким признакам звёзды отличаются друг от друга? Обведи кружком все буквы правильных ответов.

а) по цвету;

б) по форме;

в) по красоте;

г) по размеру.

3. Какая звезда ближайшая к земле?  Обведи нужную букву.

а) Луна;

б) Солнце;

в) Сириус.

4. Что Солнце создаёт нам? Обведи нужную букву.

а) тень;

б) свет;

в) день.

5. Сколько ярких звёзд в созвездии Большой Медведицы? Обведи нужную букву.

а) 7 звёзд;

б) 8 звёзд;

в) 6 звёзд.

6. Почему звёзды светят? Обведи нужную букву.

а) потому что они бывают ночью, когда темно;

б) потому что они отражают свет электрических ламп;

в) потому что они состоят из раскаленных веществ.

Тесты к разделу «Почему и зачем?»

ТЕСТ №10

ТЕМА:  «ПОЧЕМУ РАДУГА РАЗНОЦВЕТНАЯ?»

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Когда в небе появляется радуга? Обведи нужную букву.

а) когда светит Солнце;

б) когда светит Солнце и идёт дождик;

в) когда идёт дождик.

2. Сколько цветов в радуге? Обведи нужную букву.

а) 8 цветов;

б) 6 цветов;

в) 7 цветов.

3. Какие цвета в радуге? Зачеркни лишнее.

  1. Оранжевый, коричневый, жёлтый, красный, зелёный, белый, голубой, синий, фиолетовый.

4. Расположи цвета из 3 задания соответственно стихотворению: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

5. В радуге оранжевый цвет идёт после …

а) синего;

б) зелёного;

в) красного.

6. Запиши цифрами порядок следования цветов радуги.

                                             голубой;

                                                     фиолетовый;

                                                    красный;

                                                      синий;

                                                    зелёный;

                                                     жёлтый;

                                                  оранжевый.


Тесты к разделу «Почему и зачем?»

ТЕСТ №11

ТЕМА:  «ПОЧЕМУ НУЖНО ЕСТЬ МНОГО ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ?»

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Подчеркни одной чертой названия овощей, двумя чертами – названия фруктов.

яблоко               лук                                   виноград

редис            груша                         ананас

помидор            огурец                         чеснок

апельсин            лимон                        морковь

2. Как отличить овощи? Обведи нужную букву.

а) растут в саду, на деревьях;

б) растут в огороде, на грядках.

3. Допиши предложение.

  1. Вещества, которые содержаться в овощах и фруктах – это __________________.

4. Установи соответствие.

5. Почему надо есть овощи и фрукты? Обведи нужную букву.

а) они вкусные и сладкие;

б) они красивые  разноцветные;

в) они полезные и в них много витаминов.

Тесты к разделу «Почему и зачем?»

ТЕСТ №12

ТЕМА:  «ЗАЧЕМ СТРОЯТ КОРАБЛЬ?»

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Как устроен корабль? Установи соответствие.

2. Какие спасательные средства всегда есть на корабле? Зачеркни лишнее.

  1. Спасательный плот, шлюпка, каюта, спасательный круг, спасательный нагрудник.

3. Какие профессии относятся к морским? Подчеркни.

Космонавт

Водолаз

Штурман

Геолог

Капитан

Стюардесса

Моряк

Боцман

Радист

Лётчик

Механик

Водитель

4. Где передвигаются корабли?

а) по воздуху;

б) по шоссе;

в) по рельсам;

г) по воде

5. Зачем строят корабли? Обведи буквы  правильных ответов.

а) чтобы перевозить пассажиров;

б) чтобы ловить рыбу;

в) чтобы изучать космические тела;

г) чтобы вести исследования;

д) чтобы совершать прогулки;

Борта

Руль

Корма

Днище

Нос

Гребной винт

Палуба

Якорь

ПОДВОДНЫЕ ЧАСТИ КОРАБЛЯ

НАДВОДНЫЕ ЧАСТИ КОРАБЛЯ

чёрная смородина

морковь

лимон

свёкла

капуста

Витамин С

Витамин В

яблоко

Витамин А

ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ

ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ

ЛЕТНИЕ МЕСЯЦЫ

МАЙ

ФЕВРАЛЬ

ДЕКАБРЬ

НОЯБРЬ

АПРЕЛЬ

ИЮНЬ

СЕНТЯБРЬ

АВГУСТ

ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ

БЕЛКА

ГУСЕНИЦА

ЛЯГУШКА

ПИНГВИН

БАБОЧКА

ЛИСА

КОМАРЫ

НЕКТАР

МЫШЬ

ОРЕХИ

РЫБА

ЛИСТЬЯ

бесцветный

непрозрачный

ЛЁД

рыхлый

хрупкий

СНЕГ

прозрачный

белый

МОРСКИЕ РЫБЫ

РЕЧНЫЕ РЫБЫ

ТРЕСКА

СОМ

КАМБАЛА

ЁРШ

АКУЛА

КАРАСЬ

капуста

морковь

яблоня

свёкла

салат

кабачок

ПЛОД С СЕМЕНАМИ

ЛИСТЬЯ

КОРЕНЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...