«Про собак» интегрированный урок по окружающему миру 2 класс
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме

По ходу урока познакомились с породами собак (и спользованием иллюстраций), закрепили знания о домашних и диких животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_pro_sobak.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Аксубаевская   средняя школа №3»

«Про собак»

интегрированный урок

 по окружающему миру

2 класс

Подготовила и провела

учитель 1 квал.категории

Громова О.П.

2012 г.

Цель:

  1. Познакомить с некоторыми породами собак.
  2. Закреплять знания о диких и домашних животных.
  3. Воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.

Оборудование:

рисунки и фотографии различных пород собак, магнитофон, кассета с записями песен, карточки с заданиями.

1. Орг момент

Ну–ка, детки, встаньте в ряд.

Готов работать мой отряд?

2. Повторение пройденного.

1) – Закончи предложения:

* Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются…..

* Животные, которые разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются…..

2) Из перечисленных названий животных выберите сначала домашних, а потом диких:

Попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.

3) Выберите правильный ответ.

- Домашним животным является: пчела, муха, таракан?

- В качестве транспортного средства человек использует: корову, собаку, барана?

4) Выберите правильный ответ.

- Домашним животным является: пчела, муха, таракан?

- В качестве транспортного средства человек использует: корову, собаку, барана?

5) Работа с карточками.

а) Знаешь ли ты, кто даёт человеку продукты питания, одежду, обувь, кто является средством передвижения?

Соедините стрелками названия домашних животных и то, что от них получает человек.

Корова                        яйца, мясо

Куры                                молоко, сыр, масло

Овцы                                мёд, прополис

Пчёлы                        сосиски,

Лошадь                        подушка

Гусь                                тележка

Свинья                        шуба, шапка

Кролик                        шерсть, варежки

- Что ещё дают эти животные человеку?

б) Соедини стрелками животных и их жилище.

Лиса                                конура

Корова                        курятник                        

Медведь                        хлев

Сова                                гнездо

Куры                                логово

Волк                                берлога

Лошадь                        конюшня

Собака                        дупло

Соловей                        нора

3. Сообщение темы и цели урока.

Отгадайте загадку, и узнайте о ком пойдёт сегодня речь.

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

( Собака)

- Сегодня мы будем говорить  о собаке, которая живёт рядом с нами.

4. Знакомство собаками – лекция учителя.

1) - Дети, давайте сейчас послушаем вас. Расскажите о своих собаках (если они у вас есть) по плану:

1. Порода;

2. Кличка;

3. Внешний вид (особенности окраски);

4. Особенности характера;

5. Твоё отношение к животному.

(Заслушиваются рассказы детей, учитель обращает внимание на различные породы собак, показывает их на рисунках).

2) Звучит песня «Это знает каждый» из кинофильма «Приключения электроника»

- Собаки…

Сколько их и какие они разные!

Есть совсем маленькие – они умещаются на ладони и весят 500 грамм. И есть великаны, вес которых достигает 80 кг.

Есть длинные, и есть короткие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, у других – торчком.

Одни быстрые, подвижные, другие неуклюжие. И все они - самые верные наши друзья. И самые древние. Самые древние – потому что собаки первыми из всех животных стали домашними

Конечно, люди приручили не собак, а волков и потом уже вывели множество пород собак. Сейчас на земле более 400 пород собак.

Самые верные – потому что ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.

Есть собаки охотничьи, есть служебные и есть декоративные.

3)         Охотничьи помогают людям на охоте. И у каждой собаке есть своя специальность. С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. С другими -  на водоплавающую дичь. С третьими – на зайцев, волков и лисиц… И на охоте они ведут себя по – разному.

Фокстерьеры и таксы (рисунок) выгоняют зверей из нор.

Лайка (показ) отыщут добычу и облаивают её, задерживают, пока не подоспеет охотник.

А легавые (пойнтеры и сеттеры) найдут дичь по запаху, молча застынут в стойке и этим указывают охотнику, где затаилась птица.

Гончие (показ) с громким лаем преследуют зверя.

4) Звучит песня «Песня о пограничнике».

Кто же не знает пограничных собак? Днём и ночью помогают они охранять священные рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении лазутчиков. Обнаружив следы нарушителя, пограничные собаки находят его и, если потребуется, вступают в схватку.

Пограничники обходили границу. Вдруг собака Алмаз остановилась, стала нюхать траву. Шерсть у неё стала дыбом, значит, здесь прошли чужие.

След привёл пограничников к большому озеру. В кустах стояла лодка. Алмаз прыгнул в неё, обнюхал и бросился в камыши. Здесь он нашёл трёх нарушителей границы. Они стояли на дне и дышали через камыши.

Трудно обойтись без собак при борьбе с преступниками.

Собака – ищейка – гроза для всех нарушителей закона.

Почти 10 лет помогал работнику милиции Петру Бушмину розыскной пёс Султан, не раз спасал своего хозяина от гибели.

Они участвовали более чем в 4000 операций. С помощью Султана было задержано 3000 преступников, диверсантов, раскрыто 996 преступлений.

Но шло время. Пёс состарился, потерял зрение, потом слух, и его освободили от  работы, поселив в тёплом питомнике как почётного «пенсионера».

После смерти собаки о ней была написана повесть, а по повести снят фильм. Правда, в фильме собаку зовут Мухтар, называется он «Ко мне, Мухтар» и посвящён многим розыскным собакам.

Служебные собаки пасут и охраняют стада (южнорусская овчарка – показ, кавказская овчарка – показ, пули – показ)

В горах сенбернары (показ) спасают попавших в беду людей; ньюфаундленды (показ) спасают утопающих.

Во время Великой Отечественной войны собаки выносили и вывозили раненых из-под огня, работали связными, помогали сапёрам разыскивать мины, подтаскивали снаряды. С помощью собак было подбито 300 немецких танков.

Благодаря великолепному чутью, собаки освоили некоторые новые, необычные обязанности.

После специального обучения они «работают» газовщиками – почуяв запах газа, лаем сообщают об этом.

Геологам помогают отыскивать полезные ископаемые.

Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: приводит на работу и домой, оберегает его в пути.

Собака облегчает труд чабана: пасёт овец, охраняет и защищает их от хищников. (Восточноевропейская овчарка – показ, южнорусская  - показ, коли – показ).

Служебные собаки – очень серьёзные животные, но ведь они тоже когда–то были маленькими щенками.

И как все дети, они мечтают совершать подвиги, хотят быстрее вырасти.

Ученик:         Я не зря глаза таращу-

Я давно хочу узнать,

Как овчаркой настоящей

Поскорее можно стать.

Чтобы уши не болтались,

Чтобы стал послушен хвост,

Чтобы сразу догадались,

Как умён я и не прост.

Чтобы взяли на границу,

Чтоб в дозоре я лежал.

Долго мне ещё учиться?

Очень долго?

Очень жаль.

И так же, как детям, им снятся сны, в которых они совершают героические поступки.

Ученик:         2 года прожил водолаз

И вдруг подумал мрачно,

Что никого ещё не спас,

Что жизнь его не удалась,

Сложившись не удачно.

А сколько раз в геройских снах

Он плыл в стремительных волнах,

Нырял бесстрашно в глубину,

Искал на дне,

Со дна тянул.

И сколько раз, ах сколько раз!

Ему спасённый лапу тряс!

А там, в толпе на берегу,

Кричали все об этом:

«Я за медалью побегу!»

«Я сообщу в газету!»

..Но просыпался каждый раз

На этом месте водолаз.

4) Сейчас всем хорошо известны и декоративные собаки.

Болонки, терьеры, карликовые пинчеры, японские хины, пекинесы. Они живут в наших домах и выполняют своё главное предназначение – быть друзьями человека, делать его жизнь интереснее. Декоративных собак вы видели и в цирке.

Ученица: А на что способны шпицы;

Можно в цирке убедиться:

Он танцует и играет

И по карточкам считает,

Прыгает через каркас.

А таблицу умноженья

Знает он не хуже вас.

..Размечтался зритель Вася,

Ученик второго класса:

« Вот бы мне такого шпица –

Ах, как стал бы я учиться!»

А в шестом ряду партера

Размечталась тётя Вера:

«Вот бы шерсть такого шпица

Мне попали бы на спицы!»

…Цирк грохочет:

« Браво! Бис!

Замечательный артист!»

5) – Ребята, а что это за собаки?

Вежливые, словно колли,

Упрямые, как бульдоги,

Сильные, как волкодавы,

Умные, как сенбернары,

Храбрые – хоть на заставы,

Славным овчаркам в пару.

(дворняжка)

- Почему–то к дворняжкам иногда бывает неправильное, несправедливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки, летали в космос. А вы их знаете?

(Лайка, Белка, и Стрелка, Уголёк и Ветерок, Денёк, Альбина, Белянка, Волга, Отважная, Пальма и другие.)

- Многие ребята очень любят своих питомцев, ухаживают за ними, воспитывают.

Но бывает так, что собака живёт не дома, а во дворе, но она не беспризорная, за ней ухаживают многие ребята, кормят её, смотрят, чтобы никто не обидел.

Да и у вас во дворе есть такие собаки. И вы, наверное, переживаете, если вдруг куда-то пропала ваша собака. Так же, как и ребята из этой песни.

(песня «Люси»)

6)         Трудно даже представить себе, сколько подвигов, больших и малых, известных и неизвестных, совершили собаки. И не случайно во многих странах установлены памятники этим необыкновенным животным.

* В Ленинграде, где жил великий русский учёный академик И.П.Павлов, сооружён памятник собаке, служащей науке.

* В Париже есть необычный памятник. На фоне стены, изображающей горы, стоит собака с умной и доброй мордой. А на её спине ребёнок. Малыш крепко обнял руками шею собаки. Это памятник сенбернару по кличке Барри – собаке, которая в Альпийских горах спасла 40 человек во время снежных заносов.

* В Берлине – собаке-проводнику слепых.

* На Аляске – вожаку упряжки Бальту, доставившему во время эпидемии лекарство в занесённый снегом посёлок.

* В Италии – Верному, который 14 лет каждый вечер приходил встречать хозяина, убитого на войне.

О собаках, их преданности человеку, красоте и уме можно рассказывать очень много.

Не зря о них написаны сотни книг, рассказов, стихов, сложены песни. Недаром поставлены памятники.

Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. И не удивительно: ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг.

У одних мечты сбываются, у других нет.

Но бывает и так. Завёл себе человек собаку, а она требует внимания, заботы.

Надоели человеку эти заботы. И выбросил он собаку на улицу, предал друга.

Предательство – один из самых отвратительных поступков человека. Надо помнить об этом.

Учитель с 1-2 учащимися рассказывает стихотворение Э. Асадова «Рыжая дворняга»

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

Но всё же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Где пёстрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал: Что? Оставлен бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы..

А то ведь простая дворняга!

..В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали..

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит, задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело,

И, стукнувшись, лбом о перила,

Собака под мост полетела.

Труп волны снесли под коряги..

Старик! Ты не знаешь породы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце – чистейшей породы!

- Надеюсь, что вы никогда не станете похожими на этих людей, никогда не предадите своего друга, будь то человек, собака или другие животные.

5. Закрепление.

1) На доске открывается рисунок (или вывешивается плакат) собаки, в которой соединены 4 породы:

Голова – дог;

Туловище – лайка;

Хвост – пудель;

Лапы – колли.

- отгадайте породы собак.

6. Итог.

На какие группы делятся породы собак? Расскажите, что о них запомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии. 4 класс

Данный конспект урока можно использовать при подготовки урока в 4 классе по теме "Лес- природное сообщество"....

Интегрированный урок окружающего мира "Наша Родина" 3 класс

Данный урок был проведён в 3 классе , УМК "Планета знаний", с использованием активных методов обучения и с использованием методов и приёмов критического мышления....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».

На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 1 классе. Вселенная или космос. Пластилин – вместо карандашей и красок.

Для учащихся первого класса, обучающихся по развивающей программе Л.В.Занкова, трудно воспринимать материал о Вселенной. Космические тела – это те предметы, которые нельзя потрогать, увидеть рядом. Де...

Интегрированный урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу».

Интегрированный урок окружающего мира в 3  классе.Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу»....

Конспект интегрированного урока окружающего мира и технологии во 2,3 классах учителей начальных классов

Цели и задачи темы:познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;закрепить представления детей о социально-нравственном значении сов...