Жизнь пресного водоёма
занимательные факты по окружающему миру (4 класс) по теме

Салова Марина Николаевна

 

Жизнь пресного водоёма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_presnogo_vodoyoma.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А. Плешакова

«Мир вокруг нас».

  1. Тема: Жизнь пресного водоёма. .

Цели: 

Обучающие:

Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма;

Познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес учащихся, умение применять  в работе ранее полученные знания;

Учить рассуждать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающие;

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, учить понимать значимость человека в природе, его ответственность за будущее нашей планеты и всего живого на ней.

                                           Ход урока:

  1. Организационный момент.

                       Прозвенел весёлый звонок.

                       Мы начинаем наш урок.

                       Любознательные в классе дети

                       Обо всём хотят знать на свете.

  1. Проверка знаний и умений.

Тест «Лес и луг - природные сообщества». Проверка домашнего задания.

Лес называют природным сообществом, потому что…

  1. В лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения
  2. Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой
  3. Весь лес – от верхушек деревьев до земли, заселен животными

В лесу растения образуют ярусы:

  1. Верхний – мхи и лишайники, средний – деревья, нижний – кустарники
  2. Деревья, травянистые растения, кустарники
  3. Деревья, кустарники, мхи и лишайники

3.На деревьях обитают:

  1. Белки, дятлы, кедровки
  2. Мыши, зайцы, медведи
  3. Кроты, лоси, черви

4.В лесной подстилке живут:

  1. Ежи, кроты, землеройки
  2. Бактерии, насекомые и их личинки
  3. Божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши

5. съедобные грибы это…

  1. Желчный гриб, мухомор, моховик
  2. Дождевик, пороховик, шампиньон
  3. Лисички, рыжики, маслята

6. На лугу растут:

  1. Только травянистые растения
  2. Мхи и лишайники
  3. Травянистые растения и кустарники

7. На лугу живут

  1. Лебеди, рябчики, шелкопряды
  2. Шмели, совы. Глухари
  3. Трясогузки, жуки-навозники, кобылки

8. Растениями луга являются

  1. Тимофеевка, клевер, нивяник
  2. Ландыш, осока, ягель
  3. Черника, пион, типчак

9. Санитарами луга и леса называют

  1. Жуков навозника и могильщика, дятла
  2. Пчел, кабанов. Соек
  3. Жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

10. Какая цепь питания соответствует луговому сообществу

  1. Желуди – мыши – совы
  2. Мятлик – мыши – совы
  3. Остатки растений, дождевой червь, трясогузка

Проверим правильные ответы.

  1. Работа над новой темой.

Чтение стихотворения со слайда учителем или подготовленным учеником

- Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие типы пресных водоёмов вы знаете?

- Какой водоём изображён на плакате? (рис 2.) Это пруд или река? (Выслушать ответы детей.) Это не пруд и не река. У реки есть течение, а пруды обычно находятся у населённых пунктов.

- Действительно, это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь на этом озере.

- Что вы можете сказать о поверхности озера? ( Она покрыта маленькими зелёными листочками.) 

Это  ряска  - очень маленькое многолетнее растение, часто образует на поверхности светло- зеленый ковер. Листочки похожи на плоские лепешечки овальной формы, размером меньше ногтя. От нижней части лепешечки отходит в воду тонкий маленький корешок. Цветет очень редко, обычно в июне — августе. В народной медицине ряску используют как жаропонижающее, противоаллергическое, общеукрепляющее, вяжущее, противовоспалительное, желчегонное, мочегонное и антимикробное средство.

- Какие ещё растения вы можете назвать?

Водокрас – листья овальные, собраны в розетку. От каждой розетки отходит в воду пучок коротких корней. Летом у водокраса появляются небольшие белые цветки с тремя лепестками.

Кубышка желтая, кувшинка белая – растения, которые имеют плавающие листья, но при этом их корневища прикреплены ко дну. Цветки кувшинки вечером закрываются и погружаются в воду, а рано утром всплывают на поверхность и раскрываются. Кубышка растёт не только в озёрах и прудах, но и в реках, её тоже надо охранять.

Череда.   На берегах водоёма растёт череда. Это лекарственное растение запоминается тем, что его семена- колючки, цепляющиеся за одежду.

Стрелолист (камыш) можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра. На концах подземных побегов стрелолиста есть клубеньки, богатые крахмалом. Они съедобны. В странах Юго-Восточной Азии выращивают стрелолист ради вкусных клубеньков. Не ищите клубеньки стрелолиста летом, не рвите зря красивое растение! Клубеньки бывают только ранней весной и поздней осенью. Побегами стрелолиста питаются водные животные, листья щиплют утки и другие водоплавающие птицы. Берегите это полезное растение!

Элодея, роголистник зеленые водоросли (Кислород, нужный для дыхания, углекислый газ и питательные вещества они получают из воды, а не из почвы.)

- Какую роль выполняют растения в водоёме?

-вырабатывают кислород

-пища и дом для животных

4. Физминутка

Утром стрекоза проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз - водой она умылась,

Два– изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

- Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Богат и разнообразен его животный мир. Сообщения детей о некоторых из них.

Водомерки-хищники. Еды им надо много. Вот и бегают они весь день в поисках пищи. Водомерки «обуты» в особые башмачки. Не настоящие, конечно. Просто на концах ног у них есть густые волосики, смазанные жиром. Поэтому и не проваливаются  их ноги в воду.

Одна из самых больших стрекоз в нашей стране - большое коромысло. У нее голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам ее головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит их нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром перелете. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки приносят пользу. Они истребляют личинки комаров и жуков-плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.

Беззубка-это ракушка, у которой нет головы, а есть нога, похожая на острый клин. Высунет беззубка ногу, воткнет ее в песок, ракушка дрогнет, потом сдвинется с места. Переместится беззубка на два-три см, отдохнет и снова в путь. Она –тихоход: за 1 час может проползти 30-40 см.Через одну трубочку беззубка втягивает воду, а через другую выбрасывает. При этом и дышит , и ест. Ведь в каждой капле воды много крошечных животных и растений. За сутки беззубка очищает до 40-50 л воды.

Плавунец является одним из самых прожорливых водных хищников. Он не ограничивается поеданием мелких водных животных, но нападает и на более крупную добычу — тритонов и рыб, т. е. животных, которые значительно превышают его по размеру тела. Наблюдали случаи, когда, жук завладевал рыбами до 10 см в длину. В неволе он охотно ест сырое мясо, дождевых червей и тому подобный корм.

Речная выдра – типичный рыбояд. Зимняя пища выдры – главным образом лягушки, раки и малюски. Выдра – довольно крупное для семейства куньих животное с характерным внешним видом, отражающим приспособленность к жизни в воде. Вода жизненно необходима для выдры: в ней она добывает пищу, ищет спасение от опасности. Но и суша имеет в жизни выдры большое значение: на ней зверь устраивает убежища и размножается, отдыхает, совершает переходы между водоемами.

- Каких хищников, обитающих в водоёмах мы ещё не назвали? При ответе воспользуйтесь учебником.(стр.        

Работа в тетради стр.66.

- В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Составьте цепи питания. (С последующей проверкой).

Зачитывание некоторых взаимосвязей.

- Как живут все обитатели водоёма? ( Они живут сообща.)

- Какой из этого можно сделать вывод? (Пресный водоём- это природное сообщество 

- Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит?

Прочитайте об этом в учебнике. ( Чтение по цепочке.)

- Какие беды принёс человек водоёму?

5. Составление памятки по охране водоёмов.

Экологически чистый водоём.

Выбери нужные листочки  для  экологически чистого водоёма (на доске).

                                     1 группа.

1.Бросай мусор в высокий тростник, чтобы не было видно.

2.Не бросай бытовой мусор в водоёмы.

                                      2 группа.

1.Береги и охраняй только растения, занесённые в Красную книгу.

2.Береги все растения водоёмов.

                                     3 группа.

1.Не рви кубышку и кувшинку - они занесены в Красную книгу.

2.Собирай стрекоз для коллекции.

                                     4 группа.

1.Не лови раков и двустворчатых моллюсков.

2.Если головастиков много, можно некоторых выбросить на берег.

                                     5 группа.

1.Не лови для развлечения катушек и прудовиков.

2.Береги лягушек и головастиков.

                                     6 группа.

1.Зимой не разбивай лёд на пруду, чтобы рыбы не замёрзли.

 2.  Зимой  разбивай лёд на пруду.

                                     7 группа.

1.Не разрушай жилища бобров и ондатр.

2.Если увидел нору бобров, можно посмотреть, как они живут.

                                     8 группа.

1.Зимой  делай лунки во льду, чтобы рыбы могли дышать.

2. Собирайте ряску и выбрасывайте на берег.

                                     9 группа.

1.Во время весеннего разлива помогай сохранять потомство рыб.

2. Ловите большое количество рыбы.

Объяснения детей

6.Закрепление изученного.

- Запишите в тетради две цепи питания, сложившиеся в водоёме. (стр.66) . (Взаимопроверка в парах.)

7.Подведение итогов урока.  Чтение вывода в учебнике:

В пресном водоёме совместно обитают разнообразные растения, животные, микробы. Все они связаны между собой, приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём- это природное сообщество, которое необходимо охранять.

Рефлексия

Продолжите одно из предложений

Сегодня на уроке:

Я научился……

Я понял, что….

Было трудно….

Мне показалось очень важным…

Я узнал…

Мои ощущения….

Я почувствовал….

  8.  Домашнее задание.

Приготовить доклад об одном из обитателей пресного водоёма.

Муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 47

Открытый урок по окружающему миру

«Жизнь пресного водоема»

(4 класс)

Подготовила

учитель

1 квалификационной категории

Салова М.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Жизнь пресного водоёма.

Материал может быть использован на уроках в любых классах....

Жизнь пресного водоёма.

Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России"....

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»Жизнь пресного водоёма.

Цели:1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.              Познакомить с растительным и животным миром пр...

Урок- исследование по программе А.А.Плешакова " Жизнь пресного водоёма"

Открытый урок проводила в 4 классе для МО учителей г. Ржева....

Презентация: "Жизнь пресного водоёма"

К уроку по окружающему миру по программе А.А Плешакова " Жизнь пресного водоёма"...

Урок по окружающему миру. Урок- театрализованное представление" Жизнь пресного водоёма"

Работа на уроках окружающего мира может быть самой разнообразной. Здесь большая возможность для учителя и детей показать свои знания. Я стараюсь как можно больше привлекать к работе детей. Где возможн...