Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир" 1 класс. Программа составлена на основе авторской программы Окружающий мир Плешаков А.А. / «Школа России» Сборник рабочих программ.1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 528 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 410 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 15»
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей начальных классов Протокол №________ от«__»____ 2012 г. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ № 15» _______Е.Ю.Орехова | РАССМОТРЕНА На заседании педагогического совета Протокол № _____ от«__»_____2012г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ООШ №15» _______В.Н.Москаленко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Станкевич Оксаны Викторовны,
учителя начальных классов,
по учебному курсу «Окружающий мир»
1 класс
(УМК «Школа России»)
Старый Оскол
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе авторской программы Окружающий мир Плешаков А.А. / «Школа России» Сборник рабочих программ.1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 528 с.
Цель: создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка, формирование желания учиться, постоянно расширяя границы своих возможностей; формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
-развитие способностей обучающихся, формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- обучение навыкам общения и сотрудничества, различным видам деятельности через поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора;
- формирование интеллектуально и духовно развитой личности, готовой к самоопределению, самообразованию, социальной адаптации, продуктивному взаимодействию с людьми на начальном этапе обучения;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Задачи курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Описание места курса в учебном плане:
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
Программа рассчитана на 66ч (33 уч недели), количество часов в неделю – 2.
Изменений, внесенных в авторскую программу, нет.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты
Обучающийся научится:
1) развивать в себе основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) развивать в себе целостный, социально ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
Обучающийся получит возможность научиться:
8) развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
9) развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) установке на безопасный, здоровый образ жизни, наличию мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
1) способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) способам решения проблем творческого и поискового характера;
3) умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) умению понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) начальным формам познавательной и личностной рефлексии;
6) использованию знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активному использованию речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Обучающийся получит возможность научиться:
10) слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определять общие цели и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) начальным сведениям о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
Предметные результаты
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание рабочей программы
1 класс (66 часов)
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (20 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование раздела программы, тема | Характеристика деятельности учащихся (освоение учебных умений и действий) | Часы учеб-ного време-ни | Плановые сроки прохождения | Примечания |
Введение 1 час | |||||
1. | Задавайте вопросы! Экскурсия по школе | — задавать вопросы; — вступать в учебный диалог; —пользоваться условными обозначениями учебника; — различать способы и средства познания окружающего мира; — оценивать результаты своей работы на уроке | 1 | ||
«Что и кто?»(20 ч) | |||||
2. | Что такое Родина? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; — сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; — рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
3. | Что мы знаем о народах России? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; — обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; — работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
4. | Урок-путешествие. Что мы знаем о Москве? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; —рассматривать иллюст-рации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; —узнавать достоприме-чательности столицы; — работать в паре: рассказывать по фотогр-афиям о жизни москвичей — своих сверстников; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
5. | Проект «Моя малая Родина». | В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: — фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; — находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; — интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; — составлять устный рассказ; — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | 1 | ||
6. | Что у нас над головой? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; —наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; — моделировать форму Солнца; — работать в паре: моделировать форму созвездий; — работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради); — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
7. | Что у нас под ногами? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; — практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; — различать гранит, кремень, известняк; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
8. | Что общего у разных растений? Экскурсия «Природа вокруг нас» | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; — практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
9. | Что растёт на подоконнике? | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; — практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя; — различать изученные растения; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку; — приводить примеры комнатных растений; — рассказывать об особенностях любимого растения; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
10. | Что растёт на клумбе? Экскурсия «Разнообразие растений» | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; — практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя; — работать в паре: узнавать растения цветника, осуществлять самопроверку; — рассказывать о любимом цветке; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
11. | Что это за листья? | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; — узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; — сравнивать и группировать листья по различным признакам; — практическая работа в группе: определять деревья по листьям; — описывать внешний вид листьев какого-либо дерева; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
12. | Сказка «Что такое хвоинки?» | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — различать лиственные и хвойные деревья; — практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя; — сравнивать ель и сосну; — описывать дерево по плану; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
13. | Кто такие насекомые? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; — работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых; — сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
14. | Кто такие рыбы? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; — моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; — работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку; — описывать рыбу по плану; — приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
15. | Игра«Кто такие птицы?» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; — практическая работа: исследовать строение пера птицы; — работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; — описывать птицу по плану; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
16. | Кто такие звери? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; — практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; — работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; — устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
17. | Что окружает нас дома? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать назначение бытовых предметов; — находить на рисунке предметы определённых групп; — работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку; — приводить примеры предметов разных групп; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
18. | Что умеет компьютер? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять составные части компьютера; — характеризовать назначение частей компьютера; — сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; — работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни; — моделировать устройство компьютера; — соблюдать правила безопасного обращения с компьютером; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
19. | Что вокруг нас может быть опасным? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; — характеризовать опасность бытовых предметов; — работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку; — моделировать устройство светофора; — оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; — сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
20. | На что похожа наша планета? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — выдвигать предположения и доказывать их; — использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; — работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; — моделировать форму Земли; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
21. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | — Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |||
«Как, откуда и куда?»(12 ч) | |||||
22. | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | — Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; — называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; — рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; — оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; — интервьюировать членов семьи; — оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; — составлять экспозицию выставки; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | 1 | ||
23. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — прослеживать по рисунку-схеме путь воды; — обсуждать необходимость экономии воды; — выяснять опасность употребления загрязнённой воды; — практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
24. | Откуда в наш дом приходит электричество? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — отличать электроприбо-ры от других бытовых предметов, не использу-ющих электричество; — запомнить правила безопасности при обраще-нии с электричеством и электроприборами; — анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; — практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
25. | Как путешествует письмо? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; — работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку; — различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
26. | Куда текут реки? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; — сравнивать реку и море; — различать пресную и морскую воду; — практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
27. | Откуда берутся снег и лёд? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; — наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
28. | Как живут растения? . | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; — прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; — формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; — практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
29. | Как живут животные? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; — работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; — практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; — оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
30. | Как зимой помочь птицам? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; — обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; — практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; — запомнить правила подкормки птиц; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
31. | Откуда берётся и куда девается мусор? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; — обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; — практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
32. | Откуда в снежках грязь? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; — обсуждать источники появления загрязнений в снеге; — формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; — сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 1 | ||
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу : «Как? Откуда и куда?» | — Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | 1 | ||
«Где и когда?»(11 ч) | |||||
34. | Когда учиться интересно? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; — работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; — рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
35. | Проект «Мой класс и моя школа». | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. — коллективно составлять рассказ о школе и классе; — презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | 1 | ||
36. | Когда придёт суббота? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; — работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; — называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
37. | Когда наступит лето? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; — называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; — работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; — наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
38. | Где живут белые медведи? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, | 1 | ||
осуществлять самоконтроль; — рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; — приводить примеры животных холодных районов; — устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||||
39. | Где живут слоны? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку; — работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации; — приводить примеры животных жарких районов; — устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
40. | Где зимуют птицы? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек; — работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку; — объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; — приводить примеры зимующих и перелётных птиц; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
41. | Когда появилась одежда? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; — отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; — работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; — работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
42. | Когда изобрели велосипед? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать старинные и современные велосипеды; — работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; — обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; — запомнить правила безопасной езды на велосипеде; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
43. | Когда мы станем взрослыми? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; — определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; — работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием; — рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
44. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу:»Где и когда?» | 1 | |||
«Почему и зачем?»(22 ч) | |||||
45. | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; — работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку; — использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва; — работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
46. | Почему Луна бывает разной? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; — моделировать из пластилина форму Луны; — рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку; — работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
47. | Сказка. «Почему идёт дождь и дует ветер?» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать за дождями и ветром; — работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситни- чек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяс-нять причины возникнове-ния дождя и ветра; осуществлять самопроверку; — сочинять и рассказывать сказку по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
48. | Почему звенит звонок? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; — практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; — обсуждать, почему и как следует беречь уши; — высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку; — сочинять и рассказывать сказку по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
49. | Почему радуга разноцветная? . | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; — запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; — высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку; — работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
50. | Почему мы любим кошек и собак? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); — обсуждать наше отношение к домашним питомцам; — рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; — практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; — участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
51. | Проект «Мои домашние питомцы» | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; — фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; — составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; — презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | 1 | ||
52. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществ-лять самопроверку; — рассматривать и сравнивать рисунки учеб-ника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; — устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
53. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; — объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; — работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; — оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»; — формулировать правила поведения в природе; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
54. | Зачем мы спим ночью? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; — работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну; — оценивать правильность своей подготовки ко сну; — рассказывать о сне животных; — отвечать на итоговые вопросы. | 1 | ||
55. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку; — работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
56. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, — отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; — рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; — практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; — запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; — формулировать основные правила гигиены; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
57. | Зачем нам телефон и телевизор? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать средства связи и средства массовой информации; — рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; — объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; — работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники); — обсуждать назначение Интернета; — моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
58. | Зачем нужны автомобили? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; —классифицировать ав-томобили и объяснять их назначение; — работать в паре: по рисунку-схеме знакомить-ся с устройством автомоби-ля, проводить взаимопро-верку; —использовать представ-ленную в учебнике инфор-мацию для выполнения задания; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
59. | Зачем нужны поезда? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать поезда в зависимости от их назначения; — работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; — использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
60. | Зачем строят корабли? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать корабли в зависимости от их назначения; — рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; — работать в паре: по рисунку-схеме знакомить-ся с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать. | 1 | ||
61. | Зачем строят самолёты? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; — рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; — работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке | 1 | ||
62. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; — обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; — работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае; — участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
63. | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте; — участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
64. | Зачем люди осваивают космос? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; — работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку; — моделировать экипировку космонавта; — участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
65. | Почему мы часто слышим слово «экология»? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — находить в тексте учебника ответы на вопросы; — приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; — оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; — участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | 1 | ||
66. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | — Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | 1 |
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения; практические работы – наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наглядные пособия:
1. Натуральные живые пособия – комнатные растения;;
2. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
3. Географические и исторические карты;
4. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Технические средства обучения (ТСО)
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас.
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Живые объекты (комнатные растения)
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике предмета Окружающий мир (лото, игры-путешествия ).
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса
2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса нач. шк. В 2 ч. Ч1 М.: Просвещение 2011
3. Плешаков А.А. окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч.1 – М.: Просвещение, 2011
4. Плешаков А.А. окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч.2 – М.: Просвещение, 2011
Приложение
Тест 1. Кто такие насекомые?
А1. Сколько ног у насекомых?
- четыре
- шесть
- восемь
- количество может быть разным
А2. Из каких частей состоит тело насекомого?
- из головы, брюшка и крыльев
- из головы и брюшка
- из головы, груди и брюшка
- из головы, груди и туловища
А3. Какое из животных не относится к насекомым?
- паук
- муха
- комар
- шмель
А4. Как зимуют насекомые?
- улетают в тёплые края
- строят тёплые дома
- забираются в кокон
- прячутся в почве, в коре деревьев
В1. Зачем шмелю пёстрая окраска?
- для красоты
- для маскировки
- для привлечения других насекомых
- для предупреждения о том, что он ядовит
В2. Какое насекомое человек одомашнил?
- муху
- таракана
- клопа
- пчелу
В3. Какое насекомое хищное?
- таракан
- комар
- бабочка
- стрекоза
С1. Кокон какого насекомого даёт человеку нитки?
- кузнечика
- пчелы
- тутового шелкопряда
- божьей коровки
С2. Какое насекомое спасает смородину от тли – вредителя ягодных кустарников?
- муравей
- пчела
- кузнечик
- божья коровка
Тест 2. Кто такие звери? Что такое зоопарк?
А1. Чем звери отличаются от других животных?
- они не умеют летать
- они живут на суше
- их тело покрыто шерстью
- они крупнее остальных животных
А2. Какое из этих животных не относится к зверям?
- летучая мышь
- кит
- пингвин
- крот
А3. Как звери вскармливают детёнышей?
- молоком
- приносят им мясо
- приносят им плоды
- учат добывать пищу самостоятельно
А4. Что такое зоопарк?
- место, где животных показывают и изучают
- место, где живут животные
- место, где охраняют животных
- место, где разводят животных
В1. Что можно делать в зоопарке?
- дразнить животных
- кормить животных
- гладить животных
- рассматривать животных
В2. Сколько конечностей у большинства зверей?
- две
- четыре
- шесть
- четыре пары
В3. Какой зверь считается самым большим на Земле?
- слон
- крокодил
- бегемот
- белый медведь
С1. По каким признакам кита относят к зверям?
- он дышит лёгкими
- он вскармливает детёнышей молоком
- он хорошо плавает
- он хищник
С2. Каких животных содержат в зоопарке?
- льва
- моржа
- корову
- страуса
Тест 3. На что похожа наша планета?
А1. Какую форму имеет наша планета?
- шара
- тарелки
- овала
- круга
А2. Что такое глобус?
- карта земли
- копия земли
- модель земли
- вид земли из космоса
А3. Выбери верное утверждение.
- земля движется вокруг солнца.
- солнце движется вокруг земли.
- земля неподвижна.
- солнце то поднимается, то опускается над землёй.
А4. Что на глобусе обозначают синим цветом?
- моря и океаны
- снега
- небо
- леса
В1. Почему Землю называют голубой планетой?
- небо на земле голубого цвета
- большую её часть занимают моря и океаны
- на земле живут добрые люди
- в голубой цвет окрашен глобус
В2. Что изображено на этом рисунке?
- вращение земли вокруг луны
- вращение земли вокруг себя
- вращение земли вокруг солнца
- вращение звёзд вокруг земли
С1. Выбери верные утверждения.
- земля вращается вокруг солнца.
- солнце вращается вокруг земли.
- земля вращается вокруг своей оси.
- земля неподвижна.
С2. Почему происходит смена времён года?
- потому что земля вращается вокруг своей оси
- потому что солнце то опускается, то поднимается над землёй
- потому что солнце вращается вокруг земли
- потому что земля вращается вокруг солнца
Тест 4. Как живут растения?
А1. Как развиваются растения?
- семя, листья, стебель, плод, цветок
- семя, плод, листья, стебель, цветок
- семя, стебель, цветок, листья, плод
- семя, стебель, листья, цветок, плод
А2. Чего не требуется растению для развития?
- тишина
- свет
- тепло
- вода
А3. Почему комнатные растения ставят близко к окну?
- им нужен свет
- им нужен свежий воздух
- для красоты
- чтобы освободить место в комнате
А4. Какой уход не требуется растениям?
- не надо рыхлить почву
- не надо поливать
- не надо встряхивать
- не надо протирать листья
В1. Как называется плод дуба?
- орех
- крылатка
- серёжка
- жёлудь
В2. Что произойдёт, если зимой растение поставить у открытого окна?
- оно будет дышать
- оно промокнет
- оно погибнет
- оно расцветёт
В3. Почему растение нельзя поливать обильно?
- оно будет очень быстро расти
- оно не зацветёт
- корни будут гнить
- листья завянут
С1. Докажи, что растение живое.
- оно приносит потомство
- оно умирает
- оно развивается
- оно гнётся
Тест 5. Когда ты станешь взрослым?
А1. С какого возраста человек считается взрослым?
- с 10 лет
- с 14 лет
- с 18 лет
- с 21 года
А2. Что человеку необходимо сделать, чтобы по-настоящему стать взрослым?
- закончить школу
- получить профессию
- вырасти большим
- вести себя, как взрослый
А3. Какой профессии не бывает?
- учитель
- строитель
- студент
- повар
А4. Кто занимается сохранением здоровья и жизни людей?
- милиционер
- учитель
- врач
- учёный
В1. Кого не готовят в медицинском институте?
- хирургов
- слесарей
- педиатров
- стоматологов
В2. Кто не является строителем?
- маляр
- каменщик
- архитектор
- стоматолог
В3. В каком возрасте человек получает паспорт?
- в 14 лет
- в 16 лет
- в 18 лет
- в 25 лет
С1. В каких учебных заведениях можно получить профессию?
- в институте
- в школе
- в лицее
- в техникуме
Тест 6. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
А1. Где не нужно играть в футбол?
- в спортзале
- на спортплощадке
- на стадионе
- на лугу
А2. Какие животные живут на лугу?
- бабочки
- волки
- белки
- дятлы
А3. Какую пользу цветам приносят бабочки?
- опыляют цветы
- пьют нектар
- собирают мёд
- откладывают яйца на цветах
А4. Что можно делать в лесу?
- рвать цветы
- слушать пение птиц
- включать громкую музыку
- ловить насекомых
В1. Какой цветок не встретишь на лугу?
- клевер
- ромашку
- розу
- колокольчик
В2. Какие звуки лишние в лесу и на лугу?
- звук ветра
- звук дождя
- пение птиц
- крики людей
В3. Какую птицу можно потревожить на лугу?
- жаворонка
- ворону
С1. К чему может привести громкая музыка в лесу?
- птицы улетят из гнезд
- животные подойдут близко к человеку
- животные могут не услышать сообщение сородичей
- животные могут напасть на человека
Тест 7. Зачем мы спим ночью?
А1. Почему нужно спать ночью?
- ночью те6мно
- ночью нечего делать
- организму нужен отдых
- нельзя мешать тем, кто спит
А2. Чего не нужно делать перед сном?
- чистить зубы
- надевать пижаму
- проветривать комнату
- бегать
А3. Почему нужно ложиться вовремя?
- чтобы не мешать взрослым
- чтобы не мешать соседям
- потому что кончились детские передачи
- чтобы утром быть бодрым
А4. Что можно делать перед сном?
- смотреть страшный фильм
- играть в догонялки
- читать книжку
- ужинать
В1. Людям какой профессии не надо работать ночью?
- учителям
- врачам
- пожарным
- милиционерам
В2. В котором часу тебе лучше ложиться спать?
- в 19.00
- в 21.00
- в 23.00
- в 23.30
В3. Какое животное ночью не спит?
- заяц
- ёж
- сова
- собака
С1. Что может стать причиной плохого сна?
- просмотр фильмов ужасов перед сном
- подвижные игры перед сном
- умывание
- душное помещение
С2. Какие животные спят очень много?
- сурок
- ёж
- летучая мышь
- кошка
Тест 8. Почему мы часто слышим слово «экология»?
А1. что такое экология?
- наука о животных
- наука о растениях
- наука о бережном отношении к окружающему миру
- наука о космосе
А2. Когда отмечают День Земли?
- 22 апреля
- 2 декабря
- 1 января
- 8 марта
А3. Как называют в мире защитников природы?
- красные
- белые
- зелёные
- синие
А4. Какие ученые занимаются защитой окружающего мира?
- филологи
- уфологи
- экологи
- зоологи
В1. Как ты можешь помочь в охране воздуха?
- меньше дышать
- не ездить в автобусе
- высаживать деревья
- ходить по улице в кислородной маске
В2. Как ты можешь помочь в охране водоёмов?
- не купаться
- меньше поливать растения
- не бросать мусор в водоёмы
- меньше умываться
В3. Что ты не должен делать в лесу?
- собирать грибы
- гулять
- оставлять мусор
- наблюдать за птицами
С1. Какие страницы есть в Красной книге?
- белые
- жёлтые
- красные
- чёрные
С2. Какие растения и животные описываются в Красной книге?
- находящиеся под угрозой исчезновения
- ископаемые
- редкие
- восстановленные
Тест 9. Итоговый за учебный год
Вариант 1
А1. Какой формы планета Земля?
- шара
- круга
- овала
- полукруга
А2. Что относится к неживой природе?
- тюльпан
- гранит
- олень
- клён
А3. Какая часть растения впитывает воду из почвы?
- корень
- стебель
- плод
- лист
А4. Найди среди этих животных птицу.
- пингвин
- летучая мышь
- ёрш
- бабочка
А5. Почему комнатные растения ставят ближе к окну?
- чтобы они получали больше света
- чтобы они дышали
- чтобы они украшали окно
- чтобы они не мешали
А6. Какое животное зимой впадает в спячку?
- заяц
- сова
- ёж
- щука
А7. Какое время года идёт за зимой?
- лето
- весна
- осень
- март
А8. Какой вид транспорта не загрязняет воздух?
- теплоход
- самолёт
- автомобиль
- трамвай
А9. Как дети могут сэкономить воду?
- реже умываться
- не мыть посуду
- меньше пить
- не забывать закрывать кран
А10. Чего нельзя делать, если почувствуешь запах газа?
- открывать форточку
- звонить по телефону 04
- включать свет
- сообщать взрослым
А11. Какая еда не принесёт пользы?
- суп
- котлета
- пюре
- чипсы
А12. Как называется столица нашей Родины?
- Москва
- Санкт-Петербург
- Париж
- Волга
А13. Кто работает в магазине?
- повар
- продавец
- доярка
- агроном
В1. Какое животное рождает живых детёнышей?
- стрекоза
- страус
- заяц
- треска
В2. Что такое Луна?
- одна из планет солнечной системы
- самая яркая звезда
- самая горячая звезда
- спутник земли
В3. Во что превращается снег при таянии?
- в пар
- в лёд
- в воду
- в сосульку
В4. Какое животное даёт человеку молоко?
- кролик
- корова
- овца
- свинья
С1. Чего нельзя делать в лесу?
- гулять
- собирать грабы
- брать детёнышей животных
- оставлять мусор
С2. Каких страниц нет в Красной книге?
- синих
- зелёных
- чёрных
- красных
Вариант 2
А1. На какой предмет по форме похоже Солнце?
- на мяч
- на тарелку
- на дыню
- на торт
А2. Что относится к живой природе?
- кактус
- известняк
- облако
- солнце
А3. Что мы едим у картофеля?
- стебель
- плод
- листья
- корень
А4. Какое животное относится к насекомым?
- паук
- щука
- летучая мышь
- муха
А5. Чего не нужно делать с домашними животными?
- выгуливать
- расчёсывать
- водить к ветеринару
- кормить со своего стола
А6. Какая птица улетает осенью на юг?
- синица
- грач
- ворона
- дятел
А7. Укажи весенний месяц.
- январь
- март
- июнь
- сентябрь
А8. Куда должна идти грязная вода от домов и заводов?
- в море
- под землю
- на очистные сооружения
- за город
А9. Что детям можно делать электроприборами?
- вставлять вилку в розетку
- чинить
- выдёргивать вилку за шнур
- трогать вилку мокрыми руками
А10. Где можно переходить улицу?
- где не видно машин
- где дорога уже
- где есть переход
- где нет ограждений
А11. Когда мыть руки необязательно?
- после еды
- после того, как брал игрушки
- после туалета
- после игр с животными
А12. Какой герб у нашей страны?
- медведь
- медный всадник
- двуглавый орёл
- панда
А13. К кому ходят люди, когда болеют?
- к повару
- к инженеру
- к строителю
- к врачу
В1. Какое животное относится к зверям?
- ящерица
- кит
- крокодил
- пингвин
В2. Как называется ближайшая к Земле звезда?
- луна
- альдебаран
- солнце
- регул
В3. Почему идёт дождь?
- потому что земля слишком сухая
- потому что начинается гроза
- потому что капли воды в туче тяжёлые
- потому что тучи сталкиваются
В4. С помощью какого устройства информацию с бумажного носителя можно ввести в компьютер?
- сканера
- диска
- принтера
- монитора
С1. Какой мусор нельзя закапывать в лесу?
- стеклянные бутылки
- металлические банки
- полиэтиленовые пакеты
- пищевые отходы
С2. Какие праздники входят в экологический календарь?
- День защиты животных
- День знаний
- День Земли
- День защиты детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебным курсам, 2 класс ("Школа 2100")
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС, для 2 класса, Образовательная система "Школа 2100"....
Рабочая программа по учебным курсам ( 3 класс "Школа 2100)
Рабочая программа разработана для 3 класса по Образовательной системе "Школа 2100"...
Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс
Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс...
Рабочие программы по учебным предметам 4 класс фгос
Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изо, технологии и ОРКСЭ....
Рабочие программы по учебным предметам. 1 класс УМК "Гармония".
Материал содержит рабочие программы и их аннотации по учебным предметам для 1 класса УМК "Гармония"....
Рабочие программы по учебным предметам 4 класс
Данный материал содержит рабочие программы по предметам, 4 класс...
Рабочие программы по учебным предметам 1 класс
УМК "Школа России"...