Программа факультатива "Экология для младших школьников"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativa_ekologiya_dlya_mladshih_shkolnikov.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Рассмотрено на заседании Утверждаю
Методического совета Директор школы О.В.Кочанова
протокол №26.08.2009.
Программа факультатива
Экология младших школьников для 1-2 классов
Составила:
Учитель начальных классов
Кокурина Е.М.
Муром, 2009.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Воспитание экологической культуры -актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является программа факультатива « Экология для младших школьников».
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи факультатива:
- Расширение экологических представлений младших школьников.
- Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки.
- Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
- Полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
- Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определённой теме, организовать поисковые экспедиции.
6.Передавать свои накопленные знания, выступать с докладами, рефератами перед младшими школьниками.
7. Развитие памяти, воображения, мышления в процессе наблюдения, исследования природных объектов, явлений, закономерностей в окружающей среде.
В преподавании начальной экологии используются разнообразные формы обучения: предметные уроки, полевые практикумы, мини экскурсии и комплексные экскурсии в природу, детские праздники, конкурсы творческих работ. Продуктивная группа методов и приемов, наряду с информационно-демонстративными и репродуктивными, очень разнообразная, она включает: наблюдения, опыты, самостоятельный поиск, моделирование, прогнозирование, перевоплощение, фантазирование, интерпретацию, театральную импровизацию, художественно-конструктивное творчество, сюжетно-ролевые игры.
Ожидаемые педагогические результаты и методы их оценки
Понимание ребенком своего места в природе, эмоциональное осознание своей связи с живой природой, бережное отношение к животным и растениям, вывод ребенка на самооценку своих поступков.
Методами оценки результатов изучения экологии могут быть: тестирование, решение экологических задач, творческие работы школьника, оценка поведения ребенка при его непосредственном общении с природными объектами.
Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения
Знать:
- об основных экологических закономерностях живой природы;
- о приспособлении животных и растений к среде обитания и друг к другу;
- понятия : живой организм, среда обитания, сообщества(лес, луг, водоем), приспособление, многообразие живых организмов, человек как природное и социальное существо.
Уметь:
- вести наблюдение за природными объектами;
- самостоятельно находить зависимости между организмами компонентами среды;
- прогнозировать последствия своего поведения в природе.
2. Последовательный перечень тем с их кратким содержанием и указанием времени необходимого на их изучение
1 класс (35 часов)
Читаем загадочную книгу Природы
Что изучает экология 1-я четверть, 8 уроков
Введение. Что такое экология? Задачи экологического факультатива. Обзор экологической вспомогательной литературы. Экскурсия в парк, наблюдение за совпадением осенних примет, сбор листьев деревьев для гербария. Организм и окружающая среда. Разъяснение сущности экологии на практических примерах. Обзор энциклопедии «Всё обо всём». Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. Знакомство с животными, растениями нашего края. Урок-КВН «Знаешь ли ты животных?» Издание книжек-малышек о животных. Знакомство с живыми существами, которым угрожает исчезновение. Урок-панорама. Обзор энциклопедий, имеющихся у школьников.
Охрана природы 2-я четверть,7 уроков
Изучаем способы охраны природы. Урок-путешествие. Изготовление эмблем об охране природы. Выясняем роль неживой природы в жизни всего живого на Земле. Выставка «Природа и человек». Обзор экологической литературы. Урок путешествие в осенний лес.
Открываем жизнь в почве 3-я четверть, 12 уроков
Открываем жизнь в почве. Дождевые черви и кроты -типичные представители почвы. Особенности их строения и образа жизни. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. Многообразие растений. Многообразие животных. Энциклопедия «Всё обо всём». Урок-КВН «Знаешь ли ты» Изучаем экологические связи в живой природе. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой. Экскурсия в зимний парк. Знакомство с охраняемыми растениями и животными. Мастерим домики для птиц.
Экологические прогнозы.4-я четверть, 8 занятий
Подготовка праздника «Охрана природы». Экскурсия в весенний лес. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Изготовление эмблем об охране здоровья. Урок-дискуссия. Примеры экологических катастроф. Охрана природы. Экологические катастрофы. Влияние моря на обитателей моря и побережья. Представление о радиоактивном загрязнении среды. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу. Урок-панорама. Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы. Выставка журналов ЭКО. Экскурсия в парк. Экологическая акция «Береги первоцветы!» Издание книжек-малышек. Урок-обобщение.
2 класс
Приспособления к среде обитания животных и растений (35 час)
Жизнь в воде ( 10 час)
Вода необходимое условие жизни. Отображение водной стихии в народном творчестве. Погодные и сезонные явления. Свойства и состояния воды, ее круговорот в природе. Особенности водной среды, как среды жизни: высокая плотность, упругость, вязкость, прозрачность, насыщенность кислородом, медленное нагревание и остывание. Приспособления животных к среде: слой слизи, конечности – плавники, дыхание и зрение под водой, скорость передвижения, форма и окраска тела. Особенности строения водных растений (прибрежных, водных, донных). Необходимость и возможность сохранение воды и ее чистоты.
Жизнь на суше ( 11 час)
Воздух, его свойства: прозрачность, упругость, теплопроводность. Погодные явления. Созидательная и разрушительная сила ветра. Приспособление животных к жизни на поверхности земли – ходьбе, бегу, лазанью. Особенности строения и приспособления органов животных и растений к жизни на суше.
Жизнь в воздухе (9 час)
Воздух как среда обитания. Приспособления у растений (семена, споры). Летающие птицы и звери, их особенности (крылья, особое дыхание и зрение). Летающие рыбы и моллюски.
Чистота воздуха – условие сохранения жизни растений и животных и здоровья человека.
Жизнь в почве ( 5 час)
Понятие о почве и ее свойствах. В земле могут жить многие растения и животные. Особенности почвенных жителей. Приспособления корневой системы растений. Способы передвижения, дыхания, сопротивления нагрузкам у норного обитателя. Охрана почв, земля - кормилица.
Литература:
1.Всё обо всём: Энциклопедия. В 14т. М., 1998-2000.
2. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины.- М.: Просвещение, 1985.
3. Дмитриев Ю. Кто в лесу живёт, что в лесу растёт. Новосибирск, 1986.
4. Дмитриев Ю. Книга природы. М., 1996.
5. Корабейников В.А. Краски природы. М.,1990.
6. Плешаков А. Зелёные страницы. М.,1995.
7. Соколова-Тарабарина Т.И. Загадки лесной опушки. Ярославль, 2000
8. Степанов В.А. Сказочная азбука. Уроки для ребят. М., 2001.
9. Хрестоматия для внеклассного чтения по курсу «Человек и мир»/ Авт.-составитель. Вдовиченко В.М. –Мн.:ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004.
10. Экология Энциклопедия для детей.-М.: Аванта, 2001.
11. Экология в начальной школе. М., 2004.
12. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Растения. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения младших школьников исследовательской деятельности
программа кружка...
воспитательная программа для младших школьников
программа " Мы растем"...
Игровая программа для младших школьников «Веснушки»
Игровая программа состоит из 8 "веснушек" - заданий. В каждой "веснушке" участвует разное количество детей. (его можно варьировать исходя из количества детей в классе, чтобы все ребята могли поу...
Программа "Психология здоровья школьников"Новое содержание образование
Участие в конкурсе "Новое содержание образования" . В современных условиях развития общества появилось большое количество социальных факторов, которые крайне негативно сказываются на состоя...
Сборник программы обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству "Мы вместе"
Можно ли быть невоспитанным? Можно. Но только это очень неудобно, унизительно, а порой и рискованно: вдруг последствия какого-либо поступка будут иметь серьезные проблемы, неприятные для человек...
Программа "Нравственное воспитание школьников"
Программа направлена на формирование таких качеств личности у детей с интеллектуальными возможностями здоровья как: осознанию детьми личностной значимости поступков, соответствующих нормам морали, кул...
Комплексная программа воспитания младших школьников "Я познаю мир"
Как воспитывать сегодня? Мои мысли и взгляды на воспитание личности младшего школьника....