воспитательная программа для младших школьников
рабочая программа (4 класс) по теме
программа " Мы растем"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_dlya_ml._klassov.zip | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор МОУ «Уральская средняя
общеобразовательная школа»
_________________/Хальзов С. А./
ПРОГРАММА
воспитательной работы
«Мы растем»
Пояснительная записка
Сегодня, как и раньше, взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. Что стоит за словами - новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания.
В первую очередь, это идея формирования базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений.
Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.
Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.
В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.
В-четвертых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе.
В-пятых, идеи успешности процесса воспитания будут выглядеть смешно, если они не будут строиться на добровольности участия учащихся в воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать "воспитываться". Свободная воля проявляется, если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.
В конечном итоге, главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни -гражданина, работника, семьянина.
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие детей в олимпиадах, марафонах, занятия младших школьников в группах продленного дня во внеучебное время - все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.
Принципы построения воспитательной работы
Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах:
Принцип открытости.
Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен быть очень убедителен, предлагая учащимся те или иные мероприятия и чутко прислушиваться к мнению детей.
Принцип привлекательности будущего дела.
Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела. Младшим школьникам присуща конкретность типа: "Что будет, если…", им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.
Принцип деятельности.
Младшие школьники - это учащиеся, которые придя в школу, переживают бум деятельности* Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация и т.д. Все это будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребенка.
Принцип свободы участия.
Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.
Принцип обратной связи.
Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Необходимо дать возможность самому педагога участвовать в проводимом мероприятии. Это изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни учащихся.
Принцип сотворчества.
В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, педагог должен предоставлять учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность. Организуя сотрудничество детей друг с другом, ни в коем случае нельзя поступать с позиции силы, всякая настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его
отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Цели и задачи:
1 Формирование здоровья ребенка и обучение его сохранению и совершенствованию своего психического и физического развития.
2.Развивать умения общаться и сотрудничать.
3.Развитие и совершенствование интеллектуальных умений.
4.Развитие эмоциональной и волевой сферы.
5.Формирование положительной Я- концепции.
6.Развитие мотивационно- потребностной сферы.
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Задачи работы классного руководителя в направлении "Здоровье ":
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»
1. Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения, медицинскими и профилактическими учреждениями деревни с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником (если такие работают в начальной школе) в рамках обозначенной проблемы.
3. Сотрудничество с психологической службой учебного заведения с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
4. Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу среди учащихся и их родителей.
5. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
6. Формирование собственной я - позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия направления "Здоровья " в работе с классным коллективом.
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- гигиена и ее значение в жизни человека,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела; режим дня и здоровье,
- воля и ее значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
ФОРМЫ РАБОТЫ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ В НАПРАВЛЕНИИ «ЗДОРОВЬЯ».
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, олимпиады, марафоны, турниры;
- встречи с выдающимися спортсменами, старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений и студентами специальных факультетов, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, праздник, фестивали спортивной песни, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы, в которых можно использовать следующие темы: "Спорт в моей жизни", "Великие спортсмены моей страны и мира", "Спортивные сооружения моей страны", "История видов спорта", "Древние виды спорта", "История олимпийских игр", "Столицы олимпийских игр", "Трудные судьбы большого спорта", "Спорт в моей семье", "Режим дня и спорт", "Как заниматься спортом без ущерба здоровью", "Экстремальные виды спорта. Что вы о них знаете?", "Любимый вид спорта", "Спорт и вредные привычки";
Тематические консультации для педагогов и для родителей могут быть следующего содержания:
«Трудности физической адаптации учащихся к школе и учебному процессу»,
«Вредные привычки и как от них избавляться»,
«Приемы развития саморегуляции у младших школьников»,
«Домашнее задание: каким ему быть и как его выполнять»,
«Режим дня школьника. Как научиться его выполнять»,
«Развитие интереса к спорту у ребенка в семье».
Такого рода консультации предполагают:
- ведение книги спортивных рекордов учащихся класса на спортивных площадках школы, а также села, района;
- встречи с медицинскими работниками, тренерами детских спортивных школ;
- игровые тренинги "Я - девочка", "Я - мальчик"; - обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме с учащимися и их родителями, читательские конференции, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по проблеме.
Направление II. "Интеллект"
Целью деятельности классного руководителя в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи деятельности классного руководителя:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении "Интеллект"
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
4. Сотрудничество с Внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений
Основные понятия направления "Интеллект"
Умственное развитие, способности, уровни интеллектуального развития, умственные способности, фантазия в жизни человека, способности к творчеству, культура умственного труда.
Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении "Интеллект":
- внугриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные марафоны внутри класса,
- тренинги интеллектуальных умений.
Направление III. "Общение"
Целью деятельности классного руководителя в направлении "Общение" является передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи деятельности в направлении "Общение":
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколения.
2. Формировать у учащихся культуру общения в системе "учитель-ученик", "ученик-ученик", "взрослый-ребенок".
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении "Общение":
- Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.
- На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.
- Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.
- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.
- Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.
- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.
- Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе.
- Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
Основные понятия направления "Общение".
Эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение управлять собой, лидерство, изолированность, одиночество, детский госпитализм.
Форма работы классного руководителя в направлении "Общение":
- социометрия;
- интерактивные игры, тематические классные часы;
- тренинг общения детей и родителей;
Направление IV. "Нравственность"
Целью деятельности классного руководителя в направлении "Нравственность" является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи работы классного руководителя в направлении "Нравственность":
1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении "Нравственность":
-.Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Основные понятия направления "Нравственность":
Нравственный выбор, нравственная позиция, нравственное доведение, нравственные ценности, жизненные ценности, самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении "Нравственность":
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Шефская работа учащихся в больницах, домах престарелых.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед "Уроки нравственности".
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Изучение нравственного наследия, имеющего общественный характер: золотое правило нравственности, заповеди и проповеди.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в
нравственной истории страны и мира.
Направление V. "Досуг"
Целью деятельности классного руководителя в этом направлении является создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи классного руководителя в направлении "Досуг"
1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2. Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи. •
4. Использование досуговой деятельности как средства развитие эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении "Досуг":
- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий,
- Просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций, обществ.
- Предоставление учащимся право выбора формы участия в досуговой деятельности.
- Изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях. •
- Предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся.
- Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни школы.
Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении "Досуг":
- празднование памятных дат в жизни учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
- театрализованные представления;
- литературные балы, конкурсы талантов, марафоны;
- дискотеки, танцевальные вечера
Направление VI. "Гражданин"
Целью деятельности классного руководителя в направлении "Гражданин" является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора доведения и ответственности за него.
Задачи классного руководителя в -направлении "Гражданин":
- Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении "Гражданин":
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно -правового выбора.
Основные понятия направления "Гражданин ":
Право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении "Гражданин":
- Тематические классные часы,
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
- Конкурсы, викторины по правовой тематике,
- Праздники.
Направление VII. "Семья"
Целью деятельности классного руководителя в направлении "Семья" является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи классного руководителя в направлении "Семья":
1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребенка.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления "Семья":
Семья, уклад жизни и традиции семей, родительский дом, родословная, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, братья и сестры в семье и их взаимоотношения, младшие и старшие дети, традиции отношения к старшим в семье, положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении "Семья":
- Тематические классные часы: «История нашей семьи», "Моя семья в фотографиях", "Моя семья в воспоминаниях родных", "Памятные даты нашей семьи", "Бабушки и дедушки нашей семьи"
- Праздники семьи, спортивные состязания, спортландии с участием бабушек и дедушек, мам и пап.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8-е Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1-е сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).
- Походы, экскурсии, викторины, КВН родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги и т.д.
- Тренинга родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками
Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...
Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками
Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...
Воспитательная программа для младших школьников по краеведению "Мы маленькие граждане своей большой страны"
Данная программа построена из трех блоков, связанных между собой: экологическое краеведение, историческое краеведение, литературное краеведение. Программа призвана изучать историю родного края, формир...
Воспитательная работа с младшими школьниками
В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребёнка. Ныне в большей степени ...
Воспитательная работа с младшими школьниками в условиях новых образовательных стандартов
В статье особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию младших школьников....
КУРСОВАЯ РАБОТА "Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период"
СодержаниеВведение….…………………………………………………………………………..31.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..51.1. Организация во...
Презентация целевой воспитательной программы для младших школьников
Система воспитательной работы "Солнышко".Презентация целевой воспитательной программы для младших школьников....