Программа "Психология здоровья школьников"Новое содержание образование
методическая разработка на тему
Участие в конкурсе "Новое содержание образования" . В современных условиях развития общества появилось большое количество социальных факторов, которые крайне негативно сказываются на состоянии здоровья школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novoe_soderzhanie_obrazovaniya.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРС-ПРОЕКТ «НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
- Паспорт программы
1 | Фамилия, имя, отчество участника | Белянушкина Елена Ивановна | ||
2 | Место работы (официальное наименование и адрес образовательного учреждения) | Муниципальное общеобразовательное учреждение Измайловская средняя общеобразовательная школа 142718 Московская область Ленинский район п. Измайлово | ||
3 | Занимаемая должность | Заместитель директора по УВР | ||
4 | Преподаваемый предмет и стаж работы по специальности | Педагог-психолог, стаж 4 года | ||
5 | Адреса электронной почты, контактные телефоны | 8-495-549-30-25 | ||
6 | Домашний почтовый адрес с индексом | 142718 Московская область Ленинский район п. Измайлово Центральная площадь дом 3 кв.48 | ||
7 | Наименование разработанной программы | Психология здоровья школьника | ||
8 | Целевая аудитория (на кого нацелена программа) | Учащиеся II и III ступеней | ||
9 | Продолжительность обучения по программе | Один учебный год | ||
10 | Количество времени, необходимое на освоение программы (в академических часах) | 70 часов | ||
11 | Данная программа… (зачеркните или удалите ненужное) |
| Проходит апробацию (реализуется менее 3-х лет) |
|
12 | Данная программа… (зачеркните или удалите ненужное) |
|
| Не имеет экспертного заключения |
- Пояснительная записка
В современных условиях развития общества появилось достаточно большое количество социальных факторов, которые крайне негативно сказываются на состоянии здоровья учащихся. Различные нарушения здоровья часто сопровождаются угнетёнными психическими состояниями, которые в значительной мере ухудшают качество жизни школьников и их родителей. Именно поэтому особо остро стоит проблема оказания практической психологической помощи учащимся школы. Такие психологические проблемы современного общества, как агрессия, депрессия, стресс и другие оказывают своё негативное влияние на социализацию учащихся, но они могут быть решены, благодаря компетентному использованию возможностей практической психологии. Именно такие возможности реализуются в предлагаемом курсе дополнительного образования «Психология здоровья школьников».
Цель программы: изучение содержания, форм и методов поддержания психологических основ здоровья учащихся школы, формирование условий для их полноценной жизненной самореализации.
Задачи программы:
дать теоретические и практические знания по школьным неврозам и невротическим расстройствам здоровья;
сформировать у детей правильное представление о роли здоровья в реализации личностного потенциала человека и на этом базисе воспитать отношение к здоровью как к важнейшему жизненному приоритету;
обучить основам здорового образа жизни;
раскрыть сущность проблем при зависимых нарушениях поведения (курение, алкоголизация подростков, опасность наркотической зависимости). Показать возможности оказания психологической помощи;
научить навыкам саморегуляции поведения при развитии состояний школьной дезадаптации;
воспитание общей культуры и её неотъемлемой части – культуры здоровья, по средствам программы «Психология здоровья школьников».
- Содержание программы
Учебный план
Программа «Психология здоровья школьников»
№ | Тема занятий | Количество часов | Примечание |
Возрастные основы индивидуального развития
| |||
1 | Психологические основы здоровья школьников. Роль образа жизни в индивидуальном развитии | 1 | |
2 | Психология младшего школьника. Психология подростка и старшего школьника. Критические возрасты и здоровье | 1 | |
3 | Анатомо – физиологические и психологические особенности детей школьных возрастов. Факторы риска ухудшения здоровья учащихся | 1 | |
4 | Гигиена девочки и мальчика. Мода, вредные привычки и здоровье | 1 | |
Понятие о здоровье и образе жизни
| |||
5 | Что значит ЗОЖ, как научиться вести здоровую жизнь. | 1 | |
6 | Культура здоровья и как её воспитать | 1 | |
7 | Принципы сознательности и активности как основа здоровьесберегающих технологий | 1 | |
Как научиться учиться | |||
7 | Понятие об умственной деятельности. Психофизиология умственной деятельности. Как определить особенности своей памяти и её тренировка | 1 | |
8
| Как организовать своё рабочее место. Как правильно готовить домашние задания | 1 | |
9 | Как предупредить нарушения зрения, осанки, дыхания и кровообращения при учебной деятельности. | 1 | |
10 | Методы предупреждения раннего умственного утомления и повышения работоспособности | 1 | |
Закаливание и профилактика простуд
| |||
11 | Основные причины и меры предупреждения простуд. Как отличить простуду от гриппа. Поведение при простуде и гриппе | 1 | |
12 | Методы укрепления иммунитета. Поведение при сезонных эпидемиях гриппа. | 1 | |
13 | Гигиена органов дыхания и голосового аппарата | 1 | |
14 | Средства и принципы закаливания | 1 | |
Психофизическое здоровье и его тренировка | |||
15 | Понятие о психическом здоровье и определяющих его факторах | 1 | |
16 | Индивидуальные особенности психики человека, как их определить и корректировать | 1 | |
17 | Учёт индивидуальных особенностей человека в образе жизни, поведении, выборе профессии и т.д. | 1 | |
18 | Понятие о биоритмах и их учёт в жизнедеятельности | 1 | |
19 | Роль сна в обеспечении психического здоровья; гигиена сна | 1 | |
20 | Как правильно построить свой режим | 1 | |
21 | Причины конфликтов, пути их предупреждения и преодоления | 1 | |
Профилактика вредных привычек | |||
22 | Возрастное развитие и вредные привычки | 1 | |
23 | Влияние психоактивных веществ на растущий организм | 1 | |
24 | Зависимое и независимое поведение школьников | 1 | |
25 | Как выработать у себя активную позицию в решении собственных проблем | 1 | |
26 | Формирование устойчивости к вредным привычкам и отучения от них | 1 | |
Двигательная активность | |||
27 | Роль двигательной активности в развитии человека. Движение есть жизнь | 1 | |
28 | Место двигательной активности в жизни учащегося | 1 | |
29 | Физическая культура: задачи и средства | 1 | |
30 | Средства и методы обеспечения правильной осанки. Занятия спортом: за и против. | 1 | |
31 | Как правильно регулировать физические нагрузки | 1 | |
32 | Как оценить эффективность занятий физической культурой | 1 | |
Половое воспитание | |||
33 | Понятие о биологическом и социальном назначении полов | 1 | |
34 | Половые психофизические особенности и их учет в образе жизни | 1 | |
35 | Закономерности и особенности образа жизни девушки и юноши | 1 | |
36 | Как понимать женскую и мужскую красоту | 1 | |
37 | Гигиена девушки и юноши | 1 | |
38 | Образ жизни и половое воспитание | 1 | |
39 | Быть гордым за принадлежность к своему полу и уважать противоположный пол | 1 | |
40 | Понятие о симпатии, влюблённости, любви | 1 | |
41 | Ранние половые контакты с точки зрения биологической и социальной | 1 | |
Действия в чрезвычайных ситуациях | |||
42 | Чрезвычайные ситуации: виды и причины | 1 | |
42 | Как предупредить чрезвычайные ситуации | 1 | |
44 | Поведение человека в чрезвычайных ситуациях | 1 | |
45 | Как оказать срочную доврачебную помощь | 1 | |
46 | Острые состояния у человека: их причины и предупреждение; поведение человека при их возникновении | 1 | |
Эмоционально-волевая сфера личности школьников | |||
47 | Причины детской и подростковой агрессивности. Особенности проявления агрессии у детей школьного возраста | 1 | |
48 | Психодиагностика школьной агрессии и психического состояния учащихся | 1 | |
49 | Тревожность и переживания учащихся школ | 1 | |
50 | Что такое нормальное поведение в школьном возрасте и какое поведение можно считать девиантным. | 1 | |
51 | Психологический стресс и риск расстройств здоровья школьников | 1 | |
52 | Школьные стрессоры. Резервы психической саморегуляции в школьном возрасте. | 1 | |
53 | Психологическая помощь при стрессе. Способы преодоления негативных явлений в жизни школьника | 1 | |
54 | Роль спорта и физических упражнений в укреплении психологического здоровья школьников | 1 | |
55 | Влияние эмоционального благополучия школьника на успешность его обучения. Понятие способности и одарённости | 1 | |
56 | Как управлять собой. Составление дневника самовоспитания | 1 | Практическое занятие |
Психология отношений «учитель-ученик» | |||
57 | Ученик как личность. Формирование мотивации к обучению | 1 | |
58 | Формы психологического взаимодействия учителя и учеников | 1 | |
59 | Воспитание культуры общения у учащихся как средства обеспечения психического комфорта в школе | 1 | |
60 | Культура ученика как фактор его хороших взаимоотношений с учителем | 1 | |
61 | Основы общения. Приятно ли со мной общаться | 1 | Практическое занятие |
Психология семейных отношений как неотъемлемая часть культуры здоровья | |||
62 | Выстраивание здоровых внутрисемейных отношений | 1 | |
63 | Особенности детско-родительских отношений в семье | 1 | |
64 | Проблемы детей в семьях и пути их решения | 1 | |
65 | Нормализация семейно - психологического благополучия | 1 | |
Я отвечаю за себя и своё здоровье | |||
66 | Что зависит от меня | 1 | Практическое занятие |
67 | Моё здоровье-основа моей жизни | 1 | Практическое занятие |
68 | Как моё здоровье зависит от меня | 1 | Практическое занятие |
69 | Составление карты здоровья | 1 | Практическое занятие |
70 | Значение природы для здоровья и отдыха человека | 1 | Практическое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по теме "Метапредметный подход к созданию нового содержания образования"
Мастер - класс по теме "Метапредметный подход к созданию нового содержания образования" . Представлена статья, задания группам и буклет....
Новые компетенции педагога и проблемы содержания образования в свете требований профстандарта педагога
Презентация содержит материалы выступления на городском семинаре учителей начальных классов по проблеме введения профессионального стандарта педагога с 01 января 2015 года. В выступлении затрагиваются...
Использование новых технологий как средство интеграции содержания образования
Статья освещает вопросы рационального использования учебного времени при концентрированном обучении. В начальной школе концентрированное обучение возможно использовать через "погружение в образ"...
Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
Новое содержание курса «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС начального общего образования. ...
ФГОС - стратегия обновления содержания в достижении нового качества образования
Никому не секрет, что ведущие принципы ФГОС - это принципы преемственности и развития. Что касается начальной школы, то её выпускник - это ученик, владеющий основами умения учиться, способный к органи...
Обновление содержания образования как средство достижения нового качества образовательных результатов
Презентация на тему: Обновление содержания образования как средство достижения нового качества образовательных результатов...
Новое содержание образования и внедрение в профессиональную деятельность инновационных технологий
laquo;Новое содержание образования и внедрение в профессиональную деятельность инновационных технологий.»...