рабочая программа по окружающему миру для 2 класса для коррекционной школы 5 вида
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме
Программа разработана на основе программы по окружающему миру для 2 класса комплекта «Школа России», рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства Р.Ф. М.: Просвещение. 2011 год. Автор: А.А. Плешаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch.programma_po_okr.miru_.oksana3.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) №2 мАдмиралтейского района
Принята «Утверждаю»
На педагогическом совете Директор школы-интерната №2
Протокол № «_____» от_______г. ________________Черных М. Г.
«____»__________________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Ступень обучения (класс) начальное общее, 2 «а»класс
Количество часов ___34___часа в год Уровень___базовый___
Учитель____________Абишева О.А._______
Программа разработана на основе программы по окружающему миру для 2 класса комплекта «Школа России», рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства Р.Ф. М.: Просвещение. 2011 год. Автор: А.А. Плешаков.
Санкт-Петербург 2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации метапредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 1ч в неделю — 34ч.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира учащиеся должны
знать:
- сведения о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе;
- основные сведения о своём городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
- строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
- основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Формы организации учебного процесса
- Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков – исследований.
- Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Содержание рабочей программы
Где мы живём? (2 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (10 часов)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников). Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями
Жизнь города и села (5 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (4 часа)
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами).Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (3 часа)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице).Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах( в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (10 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе. Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Класс: 2 «а»
Учитель: Абишева О.А.
Количество часов: всего 34 часа; 1 час в неделю.
Календарно-тематическое планирование (всего 34 ч. в год)
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля | Кол-во часов |
Раздел «Где мы живем?» ( 2 ч.) | |||||
1
| Родная страна. Город и село | комб. | Научить различать государственные символы России от символов других стран; различать национальные языки. Научить извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона. Научить объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана. Научить извлекать из различных источников сведения о родном селе. | Текущий | 1 |
2 | Природа и рукотворный мир | комб. | Научить оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Научить осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. | Текущий | 1 |
3 | Неживая и живая природа. Явления природы. | комб. | Научить различать объекты живой и неживой природы. Научить осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. Научить узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека. Научить обнаруживать связи м/д живой и неживой природой. | Текущий | 1 |
4 | Что такое погода В гости к осени | комб. | Научить наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде. Научить составлять план рассказа и рассказывать по плану. Научить рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе; показывать связь м/д ними. Научить осознавать ценность природы. | Текущий | 1 |
5 | Звёздное небо | комб. | Научить различать изученные созвездия; узнавать несколько новых созвездий. Научить моделировать созвездия. | Текущий | 1 |
6 | Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. | комб. | Научить различать составные части гранита, а также горные породы и минералы. Научить составлять собственную коллекцию. Научить рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды. Научиться замечать и ценить красоту природы. | Текущий | 1 |
7 | Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. | комб. | Научить делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп. Научить замечать и ценить красоту мира растений. Научить делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных. Научить замечать и ценить красоту мира животных. Научить находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей. Научить осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы. | Текущий | 1 |
8 | Дикорастущие и культурные растения | комб. | Научить сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в тексте. Научить осознавать роль растений в жизни человека. | Текущий | 1 |
9 | Дикие и домашние животные | комб. | Научить различать диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных для человека. Научить пользоваться дополнительной литературой. | Текущий | 1 |
10 | Комнатные растения | комб. | Научить узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями. Научить делать выводы из изученного материала. | Текущий | 1 |
11 | Животные живого уголка. Про кошек и собак. | комб. | Научить определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них. Научить готовить сообщение. Научить приводить примеры разных пород кошек и собак; различать изученные породы. Научить ответственному отношению к нашим любимцам. | Текущий | 1 |
12 | Красная книга Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту» | исслед. | Научить выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы. Научить находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения. Научить анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы. Научить осознавать, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу. | Текущий | 1 |
Раздел «Жизнь города и села» (5 ч) | |||||
13 | Что такое экономика | комб. | Научить объяснять, что такое экономика, и называть её составные части. Научить осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны. | Текущий | 1 |
14 | Из чего что сделано. Как построить дом. | комб. | Научить классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам. Научить изображать производственные цепочки с помощью моделей. Научить выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности. Научиться извлекать из текста необходимую информацию. | Текущий | 1 |
15 | Какой бывает транспорт | комб. | Научить классифицировать транспортные средства; запоминать номера телефонов экстренных служб. Научиться составлять общий план рассказа. | Текущий | 1 |
16 | Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии» | комб. | Научиться различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры. Осознавать необходимость посещения культурных учреждений, извлекать из текста нужную информацию. Научиться определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи. | Текущий | 1 |
17 | В гости к зиме. | комб. | Научиться обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними. Научиться осознавать необходимость охранять природу. | Текущий | 1 |
Раздел «Здоровье и безопасность» ( 4 ч.) | |||||
18 | Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. | исслед. | Научить называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни. Научить извлекать из текста нужную информацию. Научить осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня. Научить формулировать правила личной гигиены. | Текущий | 1 |
19 | Берегись автомобиля! Школа пешехода. | комб. | Научить узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают, осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения. Научить применять изученные правила дорожного движения. Научить соблюдать изученные правила безопасности, осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения. Научить применять изученные правила дорожного движения. | Текущий | 1 |
20 | Домашние опасности. Пожар. | комб. | Научить объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту. Научить применять изученные правила безопасного поведения в быту. Научить вызывать пожарных по телефону; запоминать правила предупреждения пожара. Научить обсуждать рассказ и делать выводы. | Текущий | 1 |
21 | На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. | комб. | Научить избегать опасности на воде и в лесу; запоминать правила поведения во время купания. Научить применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде. Научить предвидеть опасность; запоминать правила поведения при контакте с незнакомцами. Научить пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми. | Текущий | 1 |
Раздел «Общение» ( 3 ч) | |||||
22 | Наша дружная семья. | комб. | Научить объяснять, что такое культура общения. Научить осознавать ценность традиций своей семьи. Научить составлять родословное древо своей семьи. Научить собирать информацию. | Текущий | 1 |
23 | В школе. Правила вежливости. | комб. | Научить обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознавать себя членами классного коллектива. Научить оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе. Научить использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми. Научить применять правила вежливости на практике. | Текущий | 1 |
24 | Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. | комб. | Научить формулировать правила этикета; работать с пословицами. Научить осознавать необходимость культурного поведения в гостях, за столом. Научить вести себя в общественных местах. Научить применять полученные знания на практике. | Текущий | 1 |
Раздел «Путешествия» (10 ч) | |||||
25 | Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. | исслед. | Научить различать стороны горизонта и обозначать их на схеме. Научить работать с текстом. Научить ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам. Научить использовать полученные знания в жизни. | Текущий | 1 |
26 | Формы земной поверхности. Водные богатства. | комб. | Научить различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы. Научить работать со схемой. Научить называть части реки; анализировать схему. Научить замечать и ценить красоту природы. | Текущий | 2 |
27 | В гости к весне | комб. | Научить замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них. Получить возможность научиться работать с текстом. | Текущий | 2 |
28 | Россия на карте. Проект «Города России». | исслед. | Научить приёмам чтения карты; осознавать величие нашей страны. Научить сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте. Познакомить с новой информацией о городах России. Научить собирать информацию. | Текущий | 1 |
29 | Путешествие по Москве. Московский Кремль. | комб. | Научить находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы. Научить описывать достопримечательности Москвы. Научить рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; осознавать значение Кремля для жителей России. Научить работать с текстом. | Текущий | 1 |
30 | Город на Неве | исслед. | Научить находить Санкт-Петербург на карте России; находить в тексте нужную информацию. Научить предлагать вопросы по содержанию текста. | Текущий. Тест. | 1 |
31 | Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира». | исслед. | Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями. Получат возможность научиться работать с картой и глобусом. Научатся находить материки на карте мира; осознают масштабность нашей планеты. Получат возможность научиться готовить сообщения. Научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России. Получать возможность научиться осознавать себя жителями великой страны. | 1 | |
32 | Впереди лето | обобщ. | Обобщить навыки работы с атласом-определителем; навыки о жизни насекомых и растений летом. Обобщить возможности записывать свои наблюдения. | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Класс: 2 «а»
Учитель: Абишева О.А.
Количество часов: всего 34 часа; 1 час в неделю.
Тематическое планирование.
Содержание тематического блока | Всего часов | Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
Раздел «Где мы живем?» (2 часа) | ||
Родная страна. Город и село. | 1 | Уметь называть свой адрес в мире: планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира. Давать устное описание объектов окружающего мира. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. |
Природа и рукотворный мир. | 1 | |
Раздел «Природа» (10 ч) | ||
Неживая и живая природа. Явления природы. | 1 | Уметь: – различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; – определять признаки сезонных изменений в природе; – определять температуру воздуха, воды и тела человека; –устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; – выполнять правила поведения в природе; – работать с картой звездного неба; – определять свойства воздуха; – называть свойства воды; – роль воды для живой природы; –называть очистительные сооружения; – определять растения; – называть дикорастущие и культурные растения родного края (различие); - раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера; - устанавливать взаимосвязи в природе; - устанавливать связи между: а) растениями и животными; б) грибами и животными; в) грибами и растениями; – делить растения на дикорастущие – различать части растений, отображать их на рисунке; – оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране; - правильно ухаживать за животными живого уголка – называть редкие породы кошек и собак; – характеризовать условия жизни кошек и собак; - устанавливать взаимосвязи в природе; – объяснять экологические знаки; – выполнять правила поведения в природе. |
Что такое погода. В гости к осени. | 1 | |
Звёздное небо. | 1 | |
Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. | 1 | |
Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. | 1 | |
Дикорастущие и культурные растения. | 1 | |
Дикие и домашние животные. | 1 | |
Комнатные растения. | 1 | |
Животные живого уголка. Про кошек и собак. | 1 | |
Красная книга. Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 | |
Раздел «Жизнь города и села» (5 ч) | ||
Что такое экономика. | 1 | Иметь: - первоначальные представления о жизни города и села, об отдельных производственных процессах; - первоначальные представления об экономике города и села, об отдельных производственных процессах. Уметь: - определять материалы, из которых изготовлены товары; рассказывать о строительстве домов в городе и селе; называть профессии в сфере образования и культуры; – называть профессии своих родителей; – охарактеризовать 2–3 профессии; - проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе; - называть особенности ели и жизни животных, связанных с этим деревом; - устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. |
Из чего что сделано. Как построить дом. | 1 | |
Какой бывает транспорт. | 1 | |
Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | |
В гости к зиме. | 1 | |
Раздел «Здоровье и безопасность» ( 4 ч) | ||
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. | 1 | Уметь: – определять органы человека; – рассказывать о функции основных систем органов строения человека; – выполнять режим дня, режим питания; – вести здоровый образ жизни; - проводить профилактику болезней; - выполнять правила дорожного движения; - выполнять правила безопасного поведения дома; – правильно вести себя на природе; – выполнять правила поведения у водоёмов; - выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми. |
Берегись автомобиля! Школа пешехода. | 1 | |
Домашние опасности. Пожар. | 1 | |
На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. | 1 | |
Раздел «Общение» ( 3 ч) | ||
Наша дружная семья. | 1 | Уметь: - выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе; применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах; -выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. |
В школе. Правила вежливости. | 1 | |
Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. | 1 | |
Раздел «Путешествия» (10 ч) | ||
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. | 1 | Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; – устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности; - устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; - показывать на карте город Москву – столицу России, называть 2–3 достопримечательности; – показывать на карте границы России, 1–2 города, столицу России, родной город; – показать на карте город на Неве и называть 2–3 достопримечательности; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, 1–3 страны, столицу; - работать с картой звездного неба. |
Формы земной поверхности. Водные богатства. | 2 | |
В гости к весне | 2 | |
Россия на карте. Проект «Города России». | 1 | |
Путешествие по Москве. Московский Кремль. | 1 | |
Город на Неве | 1 | |
Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира». | 1 | |
Впереди лето | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агеева И.Д. Веселые загадки-складки и загадки-обманки. М.: Сфера, 2005 г.
- Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи. – М.: Школьная пресса, 2002 г.
- Волина В. Этимологический словарь. - М.: Аст-Пресс, 1997 г.
- Гридина В. Т. Читай, играй, веселись.- Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2005 г.
- Елкина Н. В., Тарабарина Т. И.; худож.: Куров В. Н., Соколов Г. В. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2006 г.
- Емец А.А. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1996.
- Ефимовский Е.С. Игры, стихи, загадки для развития речи. – СПб.: Литера, 2005 г.
- Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 2 класса. – М.: Просвещение, 1981 г.
- Клепенина З.А. Природоведение. Учебник для 2 класса.- М.: Просвещение, 1987 г.
- Козлова Т.И. Толковый словарь для школьников: Грамматика.
- Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи. – СПб.: КАРО, Дельта+, 2004 г.
- Мазнин И. А. 500 загадок для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Мазнин И. А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Петухова С. А. Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения. СПб.: КАРО, 2009 г.
- Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс. Электронное приложение к учебнику Плешакова А.А.- М.: Просвещение, 2012 г.
- Рапопорт А.Д., Запаренко В.С. Санкт-Петербург: Иллюстративный путеводитель для детей и родителей. - СПБ.: Фордевинд, 2011 г.
- Созонова Н. Н., Куцина Е. В. Рассказы о временах года. Весна. Лето. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009 г.
- Созонова Н. Н., Куцина Е. В. Рассказы о временах года. Зима. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009 г.
- Созонова Н. Н., Куцина Е. В. Рассказы о временах года. Осень. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009 г.
- Сухин И. Г. Худож. Куров В. Н. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль: Академия развития, 2006 г.
- Топоров И.К. Окружающий мир и безопасность человека: Учебник для учащихся. - СПб.: Специальная литература, 1998 г.
- Чубинец Е.Л., Дмитриев В.К. Петербургская азбука. - СПБ.: Корона принт, 2011 г.
- Шиф Л.И. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. - СПб.: АОЗТ «СНЕЛЕ» - «Невский курьер», 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. ...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-техниче...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века")
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 68 часов....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по оркужающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс перспективная начальная школа
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки обучающихся к концу обучения в 1 классе, список литературы...
рабочая программа по окружающему миры 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.), ...