"Кожа, ее строение и функции" по курсу "Мы и окружающий мир" (4-й класс) в рамках системы обучения Л.В. Занкова
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Лебедева Нина Васильевна

 

По системе развивающего обучения Л.В. Занкова я работаю 21 год. Недавно познакомилась с технологией “Развитие критического мышления через чтение и письмо” (РКМЧП). Оказалось, что цели данной технологии и системы Л.В. Занкова совпадают: это развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых им не только в учебе, но и в жизни. Я решила использовать методические приемы и стратегии РКМЧП на своих занятиях.

В основе урока, построенного по технологии РКМЧП, лежат три фазы: вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии вызова перед учителем стоит задача создать условия для обобщения уже имеющихся у учащихся знаний по данной проблеме, а также активизировать и заинтересовать детей для поиска новой информации.

На стадии осмысления идет работа над расширением и получением новых знаний по изучаемому вопросу. Предлагаемые технологией РКМЧП методические приемы и стратегии позволяют активизировать деятельность учащихся и поддерживать ее высокий уровень на протяжении всего урока.

На стадии рефлексии вся полученная информация анализируется, перерабатывается и творчески представляется учащимися.

Предлагаю познакомиться с уроком, который был проведен с использованием методов технологии РКМЧП по курсу “Мы и окружающий мир” в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Проект урока снабжен подробными комментариями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx58.01 КБ

Предварительный просмотр:

"Кожа, ее строение и функции" по курсу "Мы и окружающий мир" (4-й класс) в рамках системы обучения Л.В. Занкова

Лебедева Нина Васильевнаучитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

По системе развивающего обучения Л.В. Занкова я работаю 14 лет. Недавно познакомилась с технологией “Развитие критического мышления через чтение и письмо” (РКМЧП). Оказалось, что цели данной технологии и системы Л.В. Занкова совпадают: это развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых им не только в учебе, но и в жизни. Я решила использовать методические приемы и стратегии РКМЧП на своих занятиях.

В основе урока, построенного по технологии РКМЧП, лежат три фазы: вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии вызова перед учителем стоит задача создать условия для обобщения уже имеющихся у учащихся знаний по данной проблеме, а также активизировать и заинтересовать детей для поиска новой информации.

На стадии осмысления идет работа над расширением и получением новых знаний по изучаемому вопросу. Предлагаемые технологией РКМЧП методические приемы и стратегии позволяют активизировать деятельность учащихся и поддерживать ее высокий уровень на протяжении всего урока.

На стадии рефлексии вся полученная информация анализируется, перерабатывается и творчески представляется учащимися.

Предлагаю познакомиться с уроком, который был проведен с использованием методов технологии РКМЧП по курсу “Мы и окружающий мир” в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Проект урока снабжен подробными комментариями.

Тема: Кожа, ее строение и функции.

Цели:

  1. Сформировать первоначальное представление о коже, ее строении и функциях.
  2. Развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в группе, умение слушать и слышать собеседника.

Оборудование:

  1. таблица “Строение кожи”,
  2. лупы,
  3. учебник Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова “Мы и окружающий мир”,
  4. предметы для игры “Сыщики” (карандаш, ручка, линейка, кисточка, конфеты).

Проект урока:

I. Фаза вызова – 8 мин.

  1. Определение и приведение в систему индивидуальных знаний учащихся (написание опорных слов в тетради).
  2. Работа в группах: обсуждение знаний по теме. Составление “грозди” (кластера).
  3. Определение и систематизация информации, появившейся в результате свободных высказываний. Представители групп сообщают, что они знают по теме; идет составление кластера на доске.

II. Фаза осмысления содержания (смысловая стадия) – 25 мин.

  1. Работа с иллюстрацией и таблицей “Строение кожи”. Выделение трех основных слоев. Дополнение кластера.
  2. Динамическая пауза.
  3. Практическая работа: изучение строения кожного покрова.
  4. Определение основных функций кожи. Заполнение кластера.
  5. Игра “Сыщики”.
  6. Работа с текстом учебника (прием “Инсерт”).

III. Фаза рефлексии – 7 мин.

  1. Систематизация новой информации.
  2. Подведение итогов урока.

Комментарии к проекту урока:

На стадии вызова учащимся было предложено вспомнить, что они знают о коже, и записать эти знания в тетради в виде опорных слов. Это индивидуальный вид работы.

Следующим этапом стала работа в группах (на мини-группы по 4 человека класс был разделен заранее: ребята сидели за сдвинутыми партами). В рамках РКМЧП групповая деятельность подразумевает строгое распределение ролей: выделяют, как минимум, тайм-кипера (ученика, который следит за временем обсуждения), организатора обсуждения, секретаря (человека, который фиксирует все озвученные идеи), презентатора – то есть того, кто должен будет представить остальной аудитории результаты работы своей группы.

Итак, каждый из учеников высказывался по очереди. Всю информацию, появлявшуюся в результате свободных высказываний, участники обсуждения систематизировали в “гроздь” (кластер). Затем представители групп по очереди выходили к доске, сообщали, что они знают по данной теме, и заполняли общий кластер – каждый из них вносил свою информацию в систему, заданную предыдущими презентаторами. Такой вид работы способствует формированию командного духа и развитию системного мышления.

В общем виде “гроздь”, ставшая результатом деятельности всего класса, выглядела следующим образом:

Рис. 1. Кластер на стадии вызова

Учащиеся, анализируя то, что они уже знают, сами ставят цели обучения. Фаза вызова, таким образом, дает возможность создать дополнительный стимул для формулировки собственных целей-мотивов, активизирует дальнейшую деятельность учеников.

На стадии осмысления происходит переработка нового материала. В ходе работы с таблицей “Строение кожи” и рисунком учебника на стр. 70 учащиеся определяют слои кожи и в группах дополняют кластер.

Рис. 2. Кластер в начале стадии осмысления

Далее детям была предложена практическая работа: рассмотреть с помощью лупы различные участки наружного слоя кожи (эпидермиса). Обсудив увиденное, вместе с учителем решают, какие функции выполняет кожа. Продолжается заполнение кластера.

Игра “Сыщики” помогает детям познакомиться с осязательной функцией кожи. Четыре человека приглашаются к доске, им предлагается с закрытыми глазами определить, какой предмет они держат в руках. Игра проводится в два этапа: на первом дети “угадывают” один из канцтоваров – карандаш, ручку, линейку, кисточку; на втором они “осязают” конфету, которая и становится наградой каждому из “сыщиков”. Делается вывод о кожной чувствительности, дополняется кластер.

Рис. 3. Кластер в конце стадии осмысления

В конце фазы осмысления учащиеся индивидуально работают над текстом учебника (стр. 70–72), используя прием “Инсерт” – чтение с пометками. На полях учебника они отмечают карандашом:

  1. “+” – это я знаю;
  2. “–” – новая информация (этого я не знал);
  3. “?” – об этом я хочу узнать подробнее.

На этапе рефлексии идет обсуждение прочитанного. Дети отвечают на вопросы учителя:

– Что нового вы узнали, прочитав текст?
– О чем хотелось бы узнать более подробно?

На возникшие вопросы предлагается найти ответы к следующему уроку. Домашнее задание – дополнение кластера новой информацией.

В заключение занятия руководители групп оценивают работу всей своей группы и каждого ее члена.

Учителя, присутствовавшие на этом открытом уроке, отмечали активную работу ребят: “Дети не только обсуждают, обобщают, сравнивают, делают выводы, но и слышат друг друга”; “Очень понравилось умение учеников работать в группах”. Уверена, что эти коммуникативные умения пригодятся ребятам в жизни даже в большей степени, чем знания о коже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме «Горючие полезные ископаемые» (Развивающая система обучения Л. В. Занкова)

Урок – исследование по теме «Горючие полезные ископаемые» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Он познакомит учащихся с группой горючих полезных ископаем...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Развивающая система обучения Л.В.Занкова".

Предлагаю рабочую программу по русскому языку 2 класс система Л.В.Занкова....

Сценарий урока-сказки математики во 2 классе по развивающей системе обучения Л.В.Занкова с применением ИКТ «Время и его измерение. Решение простых и составных задач разными способами»

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнени...

Урок русского языка в 1 классе на тему: "Имена собственные" в рамках развивающего обучения Л.В.Занкова.

Дети научатся отличать и находить имена собственные среди других слов и правильно  их писать....

Итоговая комплексная работа для 3 класса в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова

Итоговая комплексная работа соответствует возрастным особенностям учащихся 3 класса, а также содержанию УМК развивающей системы Л.В. Занкова.Цель - определить уровень сформированности метапредме...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Развивающая система обучения Л.В. Занкова .

Рабочая программа  и календарно - тематическое планирование по окружающему миру  составлены  в соответствии с ФГОС на 2014-2015 учебный год...

Урок по окружающему миру в 4 классе по Сингапурской системе обучения " Моя республика - мой край родной" .

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса. Тема урока :" Моя республика  - мой край родной" ....