Итоговая комплексная работа для 3 класса в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова
методическая разработка (3 класс) по теме

Ерофеева Светлана Петровна

 

Итоговая комплексная работа соответствует возрастным особенностям учащихся 3 класса, а также содержанию УМК развивающей системы Л.В. Занкова.

Цель - определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся  по итогам освоения программы.
Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Структура итоговой комплексной работы        

                                  Аннотация к комплексной работе

Итоговая комплексная работа для  3 класса составлена в соответствии с принципами системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Итоговая комплексная работа соответствует возрастным особенностям учащихся 3 класса, а также содержанию УМК развивающей системы Л.В. Занкова.

Цель - определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся  по итогам освоения программы.
Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

      Рекомендации по организации проведения комплексной работы*

1.Работа направлена на получение интегрированной итоговой оценки  основных результатов обучения в конце 3 класса.                                                                                                                            2. Работа состоит из двух частей: основной и дополнительной. Задания основной части выполняются по порядку всеми детьми самостоятельно. Задания дополнительной части выполняются в парах всеми учащимися. Задания 2 варианта менее сложны, чем задания 1 варианта.

3. Условия проведения – время, правила взаимодействия в классе, порядок деления на пары учитель определяет сам.

4. Перед проведением работы необходим краткий инструктаж с описанием особенностей и правил выполнения работы (как отвечать, как задать вопрос и попросить помощи, как сообщить об окончании работы над основной частью и др.).

5. Во время работы помощь и разъяснения детям, включая наводящие вопросы, необходимы и целесообразны. Недопустимо прямое подсказывание.

6. Во время работы необходимо в случае большого количества ошибок предложить детям ещё поработать над заданиями основной части.

7. Работа поверяется учителем в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов.

*Рекомендации по организации проведения комплексной контрольной работы взяты из методических рекомендаций: Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. /Под ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.

                                          Инструкция для учащихся

   Ребята!  Внимательно читайте каждое задание и старайтесь выполнить его как можно лучше. Задания будут разными. В некоторых заданиях вам нужно будет выбрать правильный ответ из четырёх предложенных. Выполняя эти задания, сначала прочтите все четыре варианта ответов, потом выберите тот, который вам кажется правильным, и обведите букву рядом с выбранным ответом. Пожалуйста, обратите внимание на то, что правильный ответ всегда только один, поэтому вы можете выбрать только один вариант ответа. Если вы отметите два ответа — обведёте две буквы — задание будет считаться выполненным неверно. Если вы ошиблись и хотите исправить свой первый ответ, то зачеркните его и обведите букву рядом с тем ответом, который вы теперь считаете верным.

   В некоторых заданиях вам нужно объяснить свой ответ. Свое объяснение вам нужно записать на специально отведённом для этого месте. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и рядом запишите нужный ответ.

   Одни задания покажутся вам лёгкими, другие трудными. Если вы не знаете, как выполнять задание, пропустите его и переходите к следующему. Если у вас останется время, вы можете ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

   Все эти способы работы вам хорошо знакомы, нужно только быть очень внимательным и делать именно то, о чём вас просят в задании. Постарайтесь выполнить все задания.   

   А теперь приступайте к работе, будьте внимательны, у вас всё хорошо получится.

План комплексной работы

В плане работы даны условные обозначения.
Тип задания:                                                                                                                                                                КО — задания с кратким ответом;                                                                                                                     РО — задания с развернутым ответом;                                                                                                                           ВО – задания с выбором ответа.

Выполнение заданий разной сложности и разного типа оценивается с учетом следующих рекомендаций.
1. В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ.
2. В заданиях с  развернутым ответом ученик должен записать свое рассуждение  для решения учебный задачи.                                                                                                                                                                                        3. В заданиях с выбором ответа ученик должен выбрать верный ответ.

Часть              работы

Номер                                   задания

Учебный предмет, раздел/тема

Объект оценки (проверяемое умение и учебный материал)

Уровень сложности задания

Тип задания

Макси-             мальный балл

Основная часть

По  усмотрению учителя

Чтение, навыки чтения

Скорость чтения несплошного текста про себя или шёпотом

В баллах не оценивается

1

Чтение

Умение определять стиль, тип  текста

Базовый

ВО

1

2.1

Чтение, выборочное чтение

Умение находить содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос

Базовый

КО

1

2.2

Русский язык, правописание

Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение

Базовый

1

2.3

Русский язык, морфология

Умение выделять грамматическую основу в распространённом предложении

Базовый

1

2.4

Русский язык, морфология

Умение определять части речи – глагол и имя существительное

Базовый

1

3

Чтение, поисковое чтение

Умение находить в тексте конкретные сведения и ориентироваться в структуре текста

Базовый

КО

1

4

Чтение

Интерпретация текста

Базовый

КО

1

5

Математика, числа и величины

Умение выполнять сравнительную приближённую оценку (на глаз) величин, опираясь на личный опыт и информацию из прочитанного текста

Базовый

ВО

1

6.1

Русский язык, орфография

Умение видеть и выделять орфограмму в слове: проверяемая безударная гласная в корне слова

Базовый

КО

1

Основная часть

6.2

Русский язык, орфография

Умение видеть и выделять орфограмму в слове: мягкий знак – показатель мягкости

Базовый

КО

1

6.3

Русский язык, орфография

Умение видеть и выделять орфограмму в слове: удвоенная согласная

Базовый

1

Русский язык, фонетика

Умение дифференцировать звуки и буквы

Базовый

КО

1

7Б.1

Русский язык, состав слова

Умение выделять корень приставку в слове

Базовый

1

7Б.2

Русский язык, фонетика

Умение выделять буквы мягких согласных

Базовый

1

Математика, числа и величины

Умение читать число и соотносить его с указанным в тексте размером

Базовый

КО

1

Математика, числа и величины

Умение записывать разрядный состав числа

Базовый

1

Математика, числа и величины

Умение производить вычисления

Базовый

1

9

Математика, текстовые задачи

Умение решать составную текстовую задачу (в два действия)

Базовый

КО

3

10

Окружающий мир, географичес -кие объекты

Умение работать с картой полушарий: узнавать по контурной карте такие природные объекты, как материки и океаны

Базовый

КО

3

Итого,                   основная часть

Чтение

4 задания (определение стиля, типа текста, поисковое и выборочное чтение, интерпретация текста)

Базовый

ВО; КО

4

Русский язык

3 задания (правопи-сание, орфография, фонетика, морфология, состав слова)

Базовый

КО

9

Математика

3 задания (числа и величины,  текстовые задачи)

Базовый

ВО; КО

7

Окружающий мир

1 задание (географические объекты)

Базовый

КО

3

Всего

9 заданий  базового уровня,                                                           максимальный балл – 23.

Дополнительная часть

11

Окружающий мир, географические объекты. Чтение, работа с текстом

Умение работать с картой полушарий на основе анализа исходного текста

Повышен-ный

КО

3

12

Математика, текстовые задачи

Умение самостоятельно составлять математическую задачу, отвечающую заданным требованиям, и решать её

Повышен-ный

РО

3

13А

Русский язык. Чтение. Работа с текстом

Умение восстанавливать  деформированный текст

Повышен-ный

КО

2

13Б

Чтение, работа с текстом

Умение озаглавливать текст

Повышен-ный

2

13В

Русский язык, высказывание

Первичное умение строить высказывание на заданную тему

Повышен-ный

РО

2

14

Русский язык, лексика, морфология

Умение объяснять значение слова, выбрав для толкования два слова разных частей речи

Повышен-ный

КО

2

15

Самооценка работы в паре

В баллах не оценивается

Итого, дополнительная часть

Чтение

2 задания (работа с текстом)

Повышен-ный

КО

2

Русский язык

2 задания (работа с текстом, развитие речи, лексика)

Повышен-ный

РО; КО

6

Математика

1 задание (решение текстовой задачи, работа с данными)

Повышен-ный

РО

3

Окружающий мир

1 задание (географические объекты, работа с картой полушария)

Повышен-ный

КО

3

Всего

5 заданий повышенного уровня; максимальный балл - 14

Вся работа в целом

Всего: 10 заданий базового уровня (от 0 до 23 баллов) и 5 заданий повышенного уровня (от 0 до 14 баллов). Всего 37 баллов.

Это важно! От 0 до 2 дополнительных поощрительных баллов за самостоятельность выполнения работы.

Итого: максимальный балл за работу – 39 баллов.

Рекомендации по подведению итогов комплексной работы*

Задания основной части

Скорость чтения

Правильность выполнения в баллах не оценивается. По усмотрению учителя в оценочный лист заносится количество слов, прочитанных ребёнком между двумя сигналами учителя, данными с интервалом в 1 мин. Если ребёнок закончил чтение текста раньше повторного сигнала учителя, в оценочный лист заносится «более  226 ».

Задание 1.                                                                                                                                            Определение стиля текста                                                                                                                             Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.                                                                                                     Коды правильных ответов:                                                                                                                                                                                                                                    1-й вариант:  отмечено: б) научный (научно-популярный);                                                                                     2-й вариант: отмечено:  в) текст-описание.

Задание 2.1                                                                                                                                              Выборочное чтение                                                                                                                                  Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.                                                                                                        Код правильных ответов:                                                                                                                                     1-й вариант – записано предложение: Питаются они бабочками, жуками и другими насекомыми, а некоторые – мышами и мелкими животными.                                                                 2-й вариант – записано предложение: Живут летучие мыши от 5 до 10 лет, изредка доживая до 20.

Задание 2.2                                                                                                                                              Списывание предложения                                                                                                                               Оценка 1 балл ставится, если списанное предложение:                                                                              а) оформлено верно: выделены начало и конец предложения, есть пробелы между словами;                б) не содержит ни одной неисправленной ошибки, включая ошибки на пунктуацию.

Примечание:  оценка сформированности умения безошибочно списывать предложение ведётся независимо от оценки умения выборочного чтения. Оценивается любое предложение, выписанное ребёнком, даже если оно не отвечает требованиям задания.

Задание 2.3                                                                                                                                        Грамматическая основа предложения                                                                                                                Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.                                                                                                                             Коды правильных ответов:                                                                                                                                    1-й вариант – в записанном предложении сделаны следующие подчёркивания:                            Питаются они бабочками, жуками и другими насекомыми, а некоторые – мышами и мелкими животными.                                                                                                                                2-й вариант – в записанном предложении сделаны следующие подчёркивания:                                             Живут летучие мыши от 5 до 10 лет, изредка доживая до 20.                   

Примечание: оценка 1 балл может быть поставлена и в том случае, если ребёнок выписал иное предложение, но правильно выделил и подчеркнул его грамматическую основу, поскольку оценка сформированности умения выделять грамматическую основу предложения ведётся независимо от оценки навыков чтения.

Задание 2.4                                                                                                                                                                       Части речи                                                                                                                                                          Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.                                                                                                        

Коды правильных ответов:                                                                                                                                    Над  подчёркнутыми главными членами предложения сделана запись:                                                                                 1-й вариант:                                                                                                                                                               гл.                   мест.                                                                                                                                                                             питаются  они

2-й вариант:                                                                                                                                                      гл.                      суш.                                                                                                                                                                                                живут        мыши

Примечание: оценка 1 балл может быть поставлена и в том случае, если ребёнок выписал иное предложение, но правильно определил, какими частями речи выражены главные члены, поскольку оценка сформированности умения определять части речи ведётся независимо от оценки навыков чтения.

Задание 3                                                                                                                                            Поисковое чтение                                                                                                                                     Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.                                                                                                          1-й вариант:  - записано:   2,3,4; или 2,3; или только 2.                                                                                              2-й вариант:  - записано:   5.

Задание 4                                                                                                                                                     Чтение: интерпретация текста                                                                                                                    Оценка 1 балл ставится, если дан  ответ, основанный на информации, содержащейся в тексте, и в любой форме дана ссылка на эту информацию, например:                                                                                     1-й вариант:  записано: истребляет много вредных насекомых, нужна для размножения растений, или летучая мышь полезное животное, потому что поедает много вредных насекомых.                                                                                                                                                                2-й вариант:  записано: летучие мыши не встречаются в полярных районах и высокогорьях,   или встречаются повсюду, кроме полярных районов и высокогорий.                                                             

                                                                                                                                                              Задание 5                                                                                                                                Сравнительная приближённая оценка величин (на глаз)                                                                    Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.                                                                                                     Коды правильных ответов:                                                                                                                                                                                                                                    1-й вариант:  отмечено: В (2 г).                                                                                                                                   2-й вариант: записано: летучая мышь-шмель меньше обычной мыши. Целиком летучая мышь-шмель на мою ладонь поместится.                                                                                                                

Задание 6.1                                                                                                                                          Орфограмма: проверяемые безударные гласные в корне слова                                                    Оценка 1 балл ставится, если записано любое слово с данной орфограммой, при этом орфограмма подчёркнута, например,                                                                                                              1-й вариант: записано:  вылетают, или: питаются, или: зимою, или иное слово с безударной гласной в корне.                                                                                                                                                              2-й вариант: записано: живут, или: летают, или: летучие, или иное слово с безударной гласной в корне.

Задание 6.2                                                                                                                                       Орфограмма: мягкий знак – показатель мягкости согласного звука                                                                           Оценка 1 балл ставится, если записано любое слово с данной орфограммой, при этом орфограмма подчёркнута, например,                                                                                                              1-й вариант: записано:  только, или: большинства, или: есть.                                                                                       2-й вариант: записано: дальние, или: день, или: преодолевать.

Задание 6.3 Орфограмма: удвоенные согласные                                                                                                Оценка 1 балл ставится, если записано любое слово с данной орфограммой, при этом орфограмма подчёркнута, например,                                                                                                              1-й вариант: записано:  территории.                                                                                                                     2-й вариант: записано: расстояния.

                                                                                                                                                                    Задание 7А                                                                                                                                      Дифференциация звуков и букв                                                                                                             Оценка 1 балл ставится, если дан полный правильный ответ:                                                                  букв - 4, звуков [о] - 1.

Задание 7Б.1                                                                                                                                                          Состав слова                                                                                                                                                               Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.                                                                                                     Коды правильных ответов:                                                                                                                                                                                                                                    1-й вариант:  записаны два слова: вылетают, укрытий.                                                                                     2-й вариант: записаны два слова: вылетают, укрытий; или записано одно слово: вылетают, или: укрытий.

Задание 7Б.2                                                                                                                                                                              Выделение букв мягких согласных                                                                                                          Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.                                                                                                     Коды правильных ответов:                                                                                                                                                                                                                                    1-й вариант – подчёркнуты следующие буквы в двух выписанных словах:                                        вылетают, укрытий.                                                                                                                                          2-й вариант – подчёркнуты следующие буквы в двух выписанных словах:                                                                             вылетают, укрытий .

Примечание: оценка 1 балл может быть поставлена и в том случае, если ребёнок выписал иные слова, но при этом правильно подчеркнул в них буквы мягких согласных.

Задание 8А                                                                                                                                                          Чтение числа и соотнесение его с размером                                                                                             Оценка 1 балл ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.                                                                                                     Коды правильных ответов:                                                                                                                                                                                                                                                    

1-й вариант – отмечено: 1360.                                                                                                                               2-й вариант – отмечено: 1280.

Задание 8Б                                                                                                                                                Разрядный состав числа                                                                                                                                           Оценка 1 балл ставится, если дан полный правильный ответ:                                                                                1-й вариант: 1 тыс. 3 сот. 6 дес. 0 ед.                                                                                                                              2-й вариант: 1 тыс. 2 сот. 8 дес. 0 ед.

                                                                                                                                                                           Задание 8В                                                                                                                              Вычислительные навыки                                                                                                                           Оценка 1 балл ставится, если дан полный правильный ответ:                                                                    1-й вариант:  на 1540 мм.                                                                                                                                                                                                   2-й вариант: на 1540 мм.    

                                                                                                                                                                       Задание 9                                                                                                                                                         Решение текстовой задачи                                                                                                                          Оценка 3 балла ставится, если выполнены и пояснены все необходимые действия и получен полный правильный ответ.                                                                                                                         Коды правильных ответов:                                                                                                                                                                                                                                    1-й вариант  - 1050 км преодолеют 3 летучие мыши за одну неделю.                                                                                    2-й вариант -  700 км преодолевают 2 летучие мыши за одну неделю.

Оценка 2 балла ставится, если при решении допущены вычислительные ошибки, приводящие к неверному ответу, но ход решения правильный, все необходимые рассуждения сделаны.

Оценка 1 балл ставится, если выполнены только отдельные этапы решения и задача не доведена до получения ответа или, напротив, записан только правильный ответ, а ход решения не показан.

Оценка 0 баллов ставится, если дан неверный ответ и при этом ни для одного этапа решения не приводятся записи, подтверждающие правильность рассуждений.

                                                                                                                                                                                    Задание 10                                                                                                                                       Географические объекты: материки и океаны                                                                                           Оценка 3 балла ставится, если ответ точно соответствует кодам правильных ответов, при этом нет противоречивых записей или пометок.                                                                                                     Коды правильных ответов:                                                                                                                                                                                                                                    1-й вариант  – записано: 1 – Евразия, 2 – Индийский океан, 3 – Тихий океан.                                                           2-й вариант – записано: 1 – Австралия, 2 – Индийский океан, 3- Тихий океан.

Оценка 2 балла ставится, если из приведённого ответа видно, что ребёнок различает материки и океаны и верно называет, хотя бы два географических объекта, при этом допустимы небольшие неточности в названиях (например, в ответе приводится название страны, а не материка или название моря, а не океана).

Оценка 1 балл ставится, если из приведённого ответа видно, что ребёнок различает материки и океаны и верно называет, хотя бы один географический объект, при этом допустимы небольшие неточности в названиях (например, в ответе приводится название страны, а не материка или название моря, а не океана).

Оценка 0 баллов ставится, если из приведённого ответа видно, что ребёнок не различает материки и океаны или указывает географические объекты произвольно или неверно.

Самостоятельность выполнения основной части работы                                                              Оценка 2 балла ставится, если ребёнок работал полностью самостоятельно.                                     Оценка 1 балл ставится, если ребёнок работал самостоятельно, лишь изредка обращаясь к учителю с конкретным вопросом на уточнение понимания, но не за подробными разъяснениями формулировки задания или за помощью.                                                                        Оценка 0 баллов ставится во всех иных случаях: частое обращение к учителю с затруднениями, требующими от него наводящих вопросов, постоянная перепроверка собственного понимания формулировки и т. п.

                                               Задания дополнительной части

                                                                                                                                                                       Задание 11                                                                                                                                                       Работа с текстом и географической картой                                                                                          Оценка 3 балла ставится, если в ответе в соответствующем месте карты полушарий обозначено цифрами не менее четырёх географических объектов, приводимых в тексте, и даны верные пояснения к используемым обозначениям, например: 1 – Австралия, 2 – Египет, 3 - Северная Америка, 4– Европа, при этом нет противоречивых записей или пометок.

Оценка 2 балла ставится, если в ответе  в соответствующем месте карты полушарий обозначено цифрами не менее трёх географических объектов, приводимых в тексте, и даны верные пояснения к используемым обозначениям, например: 1 – Австралия, 2   - Северная Америка, 3 – Европа, при этом нет противоречивых записей или пометок.                      

Оценка 1 балл балла ставится, если в ответе  в соответствующем месте карты полушарий обозначено цифрами не менее двух географических объектов, приводимых в тексте, и даны верные пояснения к используемым обозначениям, например: 1 – Австралия, 2   - Северная Америка, при этом нет противоречивых записей или пометок.        

  Оценка 0 балл баллов ставится, если в ответе    объекты названы и/или обозначены неверно, или только названы, но их местоположение не обозначено на карте, или указан только один объект.        

                                                                                                                                                                         Задание 12                                                                                                                                            Текстовая задача                                                                                                                                         Оценка 3 балла ставится, если составленная задача:                                                                                        1) соответствует требованиям задания к контексту; 2) имеет смысл и решение;                                                                                                                                 3) решается в два действия; 4) решена без вычислительных или логических ошибок.

Оценка 2 балла ставится, если составленная задача:                                                                                     1) имеет смысл и решение; 2) решается в два действия; 3) решена без вычислительных или логических ошибок, но требование к контексту не выполнено.

Оценка 1 балл ставится, если составленная задача: 1) имеет смысл и решение; 2) решена без вычислительных или логических ошибок, но требование к контексту не выполнено; задача решается в одно действие или второе действие не является необходимым.

Оценка 0 баллов ставится, составленная задача не имеет решения.

                                                                                                                                                                     Задание 13А                                                                                                                                       Восстановление деформированного текста                                                                                                        Оценка 2 балла ставится, если текст восстановлен полностью правильно.                                                       Оценка 1 балл ставится, если текст восстановлен с одной-двумя ошибками, не препятствующими пониманию общего смысла текста.                                                                                       Оценка 0 баллов ставится, если текст не восстановлен или восстановлен с ошибками, препятствующими его пониманию.

                                                                                                                                                                       Задание 13Б                                                                                                                                             Заголовок к тексту                                                                                                                                     Оценка 2 балла ставится, если заголовок отражает основную идею или тему текста, например, Летучая мышь, Полезный зверёк и т. п.                                                                                                          Оценка 1 балл ставится, если заголовок приведён, однако он имеет общий характер.

                                                                                                                                                                    Задание 13В                                                                                                                                                 Свободное высказывание                                                                                                                          Оценка 2 балла ставится, если содержание высказывания связано с поставленной в задании проблемой и записано не менее двух-трёх предложений.                                                                                  Оценка 1 балл ставится, если содержание высказывания связано с поставленной в задании проблемой и записано одно или два нераспространённых предложения.                                                                                 Оценка 0 балл ставится, если высказывание отсутствует или никак не связано с поставленной проблемой.

Примечание: грамотность высказывания и высказанные суждения не являются предметом оценки в данном задании.

                                                                                                                                                                    Задание 14                                                                                                                                                       Значение слова                                                                                                                                                   Оценка 2 балла ставится, если  выбраны два слова разных частей речи и их смысл передан, верно или без существенных искажений. Для передачи значения слова может быть использован любой способ: пояснение («Это когда…»), пример употребления слова, подбор синонима, иной способ.                                                                                                                        Оценка 1 балл ставится, если  передан верно или без существенных искажений смысл двух слов  одной и той же части речи или хотя бы одного слова. Для  передачи значения слова может быть использован любой способ: пояснение («Это когда…»), пример употребления слова, подбор синонима, иной способ.                                                                                                                                                                                                                                            Оценка 0 балл ставится, если смысл обоих слов передан неверно, существенно искажён или в ответе присутствует тавтология.

                                                                                                                                                                             Задание 15                                                                                                                                                     Оценка своей работы в паре                                                                                                                    Правильность выполнения не оценивается. По усмотрению учителя в оценочный лист заносятся условные обозначения данных детьми ответов:                                                                               Я пополнил(а) свой «Рюкзачок знаний», в полной мере участвуя в выполнении всех заданий-3                                                                                                                                                                                            Я пополнил(а) свой «Рюкзачок знаний», частично участвуя в выполнении заданий, привлекая знания соседа по парте – 2                                                                                                                                                    Я пополнил(а) свой «Рюкзачок знаний», полностью опираясь на знания соседа по парте - 1                                                                                                                                                            Мне было очень легко и интересно работать в паре, это пополнило мой багаж знаний-4                                                           Мне легче работать одному, чем в паре. Я сам добываю новые знания - 0

Оценка общей успешности выполнения работы.                                                  Интерпретация полученных результатов*

Оценку общей успешности выполнения работы целесообразно вести на основе суммарных баллов, полученных за основную и дополнительные части.                                                         …Показателем успешности выполнения основной части (достижения базового уровня подготовки) является получение ребёнком 10 баллов и более.                                                                 …О достижении повышенных уровней  подготовки можно судить по совокупности результатов, полученных за основную и дополнительную части работы.                                                                  Если ребёнок получает за дополнительную часть 9 и более баллов, а за основную часть 17 и более баллов, можно считать, что он достиг как базового, так и повышенного уровней подготовки.                                                                                                                                               Если ребёнок получает за дополнительную часть от 0 до 8 баллов, а за основную часть от 10 до  16 баллов, можно считать, что он достиг только  базового уровня подготовки.  Ребёнок не достиг базового уровня подготовки, если набрал за основную часть менее 10 баллов, независимо от результатов выполнения дополнительной части.

*Формулировки и требования к анализу результатов  комплексной контрольной работы взяты из методических рекомендаций: Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. /Под ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.

                 Итоговая комплексная работа для 3 класса

                                   Летучая мышь


    Летучие мыши - удивительные млекопитающие, овладевшие искусством полета, - встречаются повсюду, кроме полярных районов и высокогорий.image_12

      По величине и устройству головы и туловища летучая мышь очень похожа на обыкновенную мышь, но имеет и много особенностей. Нос у животного тупой, плоский с очень заметными ноздрями. Глаза маленькие. Уши большие. Крылья летучей мыши без перьев. Это тонкая, полупрозрачная перепонка. Самая большая летучая мышь живет в Малайзии, она имеет размах крыльев 170  см. Самая крошечная летучая мышь-шмель живет в Таиланде и имеет размах крыльев 160 мм; длина ее тельца составляет около 33 мм, а вес - около 2 г          

      Днём летучих мышей не видно. Только в сумерки вылетают они из своих укрытий. У большинства летучих мышей есть свои территории, где они охотятся, часто   летая одним и тем же маршрутом. Питаются они бабочками, жуками и другими насекомыми, а некоторые – мышами и мелкими животными. Зимою спят.

      Живут летучие мыши от 5 до 10 лет, изредка доживая до 20. Летают они на достаточно дальние расстояния, иногда за день им приходится преодолевать до 50 км.image_2

       Летучие мыши не только совершенно безвредные, но и полезные животные, потому что истребляют много вредных насекомых. За один летний сезон 150 летучих мышей могут уничтожить 600 тысяч жуков-блошек. Если бы эти жуки отложили яйца, то из них появились бы 33 миллиона листоедов, очень опасных сельскохозяйственных вредителей, с которыми борется человек.
Около 300 видам растений для размножения необходимы летучие мыши.

                                                 

                                                 

5

                                                                                                                                      Летучая мышь

    Летучие мыши - удивительные млекопитающие, овладевшие искусством полета, - встречаются повсюду, кроме полярных районов и высокогорий.

       По величине и устройству головы и туловища летучая мышь очень похожа на обыкновенную мышь, но имеет и много особенностей. Нос у животного тупой, плоский с очень заметными ноздрями. Глаза маленькие. Уши большие. Крылья летучей мыши без перьев. Это тонкая, полупрозрачная перепонка. Самая большая летучая мышь живет в Малайзии, она имеет размах крыльев 170  см. Самая крошечная летучая мышь-шмель живет в Таиланде и имеет размах крыльев 160 мм; длина ее тельца составляет около 33 мм, а вес - около 2 г.          

      Днём летучих мышей не видно. Только в сумерки вылетают они из своих укрытий. У большинства летучих мышей есть свои территории, где они охотятся, часто   летая одним и тем же маршрутом. Питаются они бабочками, жуками и другими насекомыми, а некоторые – мышами и мелкими животными. Зимою спят.

       Живут летучие мыши от 5 до 10 лет, изредка доживая до 20. Летают они на достаточно дальние расстояния, иногда за день им приходится преодолевать до 50 км.

       Летучие мыши не только совершенно безвредные, но и полезные животные, потому что истребляют много вредных насекомых. За один летний сезон 150 летучих мышей могут уничтожить 600 тысяч жуков-блошек. Если бы эти жуки отложили яйца, то из них появились бы 33 миллиона листоедов, очень опасных сельскохозяйственных вредителей, с которыми борется человек. Около 300 видам растений для размножения необходимы летучие мыши.

13

14

24

35

43

53

61

71

84

94

105

114

126

135

139

152

162

166

175

184

194

207

214

223

226

                                    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

                                                                                                                                              Постарайся  выполнять  все  задания.                                                                                                          Выполняй  их по  порядку.

Задание 1.                                                                                                                                                    К какому стилю относится прочитанный тобою текст?                                                                    

Выбери ответ и отметь его значком

        а)  разговорный                            б) научный (научно-популярный)

        в)  деловой                                    г) художественный

Задание 2.                                                                                                                                            Найди  в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос:                                                  «Чем питаются летучие мыши?» Спиши его.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь.

Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены.

Задание 3.                                                                                                                                                 В тексте много информации о летучей мыши. В каких абзацах содержится информация о том, какие особенности отличают её от обыкновенной мыши?

Укажи их номера: _____________________________

1

Задание 4.                                                                                                                                                               Как ты думаешь, летучая мышь полезное животное? Отметь в тексте места, которые помогут тебе ответить на этот вопрос, и запиши ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________             

Задание 5.                                                                                                                               Крошечную летучую мышь-шмель посадили на весы. Как ты думаешь, что, скорее всего, покажут весы?                                                                                                                                     Выбери наиболее подходящий ответ и отметь его значком

Ответ:  весы, скорее всего, покажут вес около:

   а) 100 г;                 б) 20 г;        

 в)  2 г;                                                     г) 1 кг.

Задание 6.                                                                                                                                  Найди в третьем абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова. Орфограмму подчеркни.

Название орфограммы

Пример слова с данной

орфограммой

  1. Проверяемые безударные гласные в  

     корне слова

  1. Мягкий знак-показатель мягкости  

    согласного звука

  1. Удвоенные согласные

Задание 7.                                                                                                                                       Найди в третьем абзаце предложение, которое начинается со слова «только».                                            А)  Сколько в этом предложении букв о и сколько звуков [о]?

Ответ: букв о ______________,   звуков [о] ______________.

Б) Выпиши из этого предложения два слова с приставками. Подчеркни в словах буквы мягких согласных звуков.

Ответ: _____________________________________________________________________

2

Задание 8.                                                                                                                                                             А. Подчеркни  число, обозначающее размах крыльев самой большой летучей мыши:                       160, 33, 170, 10, 20, 150, 300, 50.                                                                                                                      

Увеличьте выбранное число в 8 раз.                                                                                                                                                              

Б.  Сколько в полученном  тобой числе тысяч? сотен? десятков? единиц?

Ответ: _______ тыс. ______ сот. ______  дес. ________ ед.

В.  На сколько размах крыльев самой маленькой летучей мыши меньше, чем размах крыльев самой большой летучей мыши?

Ответ: _____________________________________________________________________
______________________________________________________________

Задание 9.                                                                                                                                                     За один день летучая мышь преодолевает расстояние 50 км. Какое расстояние преодолеют 3 летучие мыши за одну неделю?

Реши задачу, поясняя действия.

Ответ: ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3

Задание 10.                                                                                                                                                  На рисунке цифрами 1, 2 и 3 отмечен материк, на котором живёт летучая мышь, и омывающие этот материк океаны. Запиши их названия. Если нужно, воспользуйся картой полушарий.

 

                                                                  контурная карта полушарий земли

                                                                                                   

                                                                                                      1

                                                                                                                 3

                                                                                            2

Ответ:   1 - ___________________________________;

               2 - ___________________________________;

               3- ____________________________________.

                          4

                                                         ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

                                                                                                                                                 Постарайся  выполнять  все  задания.                                                                                                          Выполняй  их по  порядку.

Задание 1.                                                                                                                                              К какому типу относится прочитанный тобою текст?                                                                    

Выбери ответ и отметь его значком

        а)  текст-повествование;              б) текст – рассуждение;

        в)  текст-описание.                             

Задание 2.                                                                                                                                            Найди  в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос:                                                  «Сколько лет живут летучие мыши?» Спиши его.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь.

Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены.

Задание 3.                                                                                                                                                 В тексте много информации о летучей мыши. В каком абзаце содержится информация о том, какую пользу приносят летучие мыши?

Укажи  номер этого абзаца: _____________________________.

1

Задание 4.                                                                                                                                                               Как ты думаешь, где не встречаются летучие мыши? Отметь в тексте места, которые помогут тебе ответить на этот вопрос, и запиши ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.                                                                                                                                   Крошечная летучая мышь-шмель меньше или больше нашей обычной мыши?                     Поместится ли летучая мышь-шмель целиком на твою ладонь?                                                                                    

Ответь    на вопросы, заполнив пропуски.

Ответ:  летучая мышь-шмель _________________ обычной мыши. Целиком летучая мышь-шмель на мою ладонь ____________________________________________ .                                                                                                                

Задание 6.                                                                                                                                  Найди в четвёртом абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова. Орфограмму подчеркни.

Название орфограммы

Пример слова с данной

орфограммой

  1. Проверяемые безударные гласные в  

     корне слова

  1. Мягкий знак-показатель мягкости  

     согласного звука

  1. Удвоенные согласные

Задание 7.                                                                                                                                       Найди в третьем абзаце предложение, которое начинается со слова «только».                                                                                                    

А)  Сколько в этом предложении букв о и сколько звуков [о]?

Ответ: букв о ______________,   звуков [о] ______________.

Б) Выпиши из этого предложения одно - два слова с приставками. Подчеркни в словах буквы мягких согласных звуков.

Ответ: _____________________________________________________________________

2

Задание  8.                                                                                                                                                                 А. Подчеркни  число, обозначающее размах крыльев самой маленькой летучей мыши:                       160, 33, 170, 10, 20, 150, 300, 50.                      

  Увеличьте выбранное число в 8 раз                                                                                                      

Б.  Сколько в выбранном тобой числе тысяч? сотен? десятков? единиц?

Ответ: _______ тыс. ______ сот. ______  дес. ________ ед.

В.  На сколько размах крыльев самой большой летучей мыши больше, чем размах крыльев самой маленькой летучей мыши?

Ответ: _____________________________________________________________________

Задание  9.                                                                                                                                                     За один день летучая мышь преодолевает расстояние 50 км. Какое расстояние преодолеют 2 летучие мыши за одну неделю?

Реши задачу, поясняя действия.

Ответ: ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3

Задание 10.                                                                                                                                                  На рисунке цифрами 1, 2 и 3 отмечен материк, на котором живёт летучая мышь, и омывающие этот материк океаны. Запиши их названия. Если нужно, воспользуйся картой полушарий.контурная карта полушарий земли

 

                                                                 

                                                                                                   

                                                                                                                 3

                                                                                            2

                                                                                                             1

Ответ:   1 - ___________________________________;

               2 - ___________________________________;

               3- ____________________________________.

                                 

  4

               Фамилии, имена учащихся, работающих в паре:

_______________________________ и_____________________________

                           ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 Задания 11-14  выполняются в парах   (с соседом по парте).

Задание 15 каждый выполняет самостоятельно.

Задание 11.                                                                                                                              Прочитайте текст:

Некоторые виды летучих мышей предпочитают жить на деревьях, свешиваясь с веток и сучков подобно листьям. Два вида тропических летучих мышей делают себе маленькие навесы из пальмовых листьев. В Австралии мыши живут на фруктовых деревьях, в Египте — в пирамидах. В Америке и Европе они часто селятся под одной крышей с человеком, пролезая в узкие щели и устраиваясь на чердаках.

Покажите на рисунке, где обитают летучие мыши. Поставьте на карте цифры от 1 до 4. Если нужно, воспользуйтесь атласом или картой полушарий. контурная карта полушарий земли

Запишите, какие названия мест обитания летучих мышей вы обозначили этими цифрами:

1 - __________________________________;   2 - __________________________________;

3 - __________________________________;   4 - __________________________________.

        

1

Задание 12.                                                                                                                      Придумайте задачу о летучей мыши, которая решается в два действия. Каждый на своём листочке запишите:                                                                                                                                                        А.  Задача: _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Решение:

Ответ: ___________________________________________________________________________

В. Оцените вашу задачу. Это задача про летучую мышь? Сколько в ней действий? Имеет ли она решение? Может быть, вы хотите что-то изменить? Если хотите, запишите окончательный вариант.                                                                                                                                                                     А. Задача: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Решение:

                                                                                                                                                               Ответ: ______________________________________________________________________

2

Задание 13.                                                                                                                                                      А. Возьми  листок «К заданию 12». Составьте из содержащихся на нём фрагментов рассказ: разрежьте листок по пунктирным линиям и наклейте фрагменты в нужном порядке.

Б. Перечитайте получившийся у вас рассказ. Озаглавьте его.

3

                                              К заданию 13

Ведь летучая мышь очень необычна.                                                                     Не то зверь, не то птица.

Днем она спит в дупле.

Широкие крылья, как плащ, закрывают мышь.

Настает ночь. Летучая мышь летит на охоту.                                            Ночью птицы спят, а мыши их заменяют.

Этот зверек очень полезен.                                                                      Летучая мышь поедает вредных насекомых.

О ней рассказывают много небылиц.

В. Что бы вы сказали людям, которые уничтожают летучих мышей? Напишите каждый два-три предложения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14.                                                                                                                                 Обсудите, что означают следующие слова: млекопитающие, небылицы,  безвредные, истребляют, вредители.                                                                     Выберите из них свои два слова разных частей речи. Запишите выбранные слова и их значения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15.                                                                                                                                        Оцени свою работу в паре. Раскрась те рюкзачки, которые соответствуют твоему вкладу в совместную работу.

Я пополнил(а) свой «Рюкзачок знаний», в полной мере участвуя в выполнении всех заданий.

Я пополнил(а) свой «Рюкзачок знаний», частично участвуя в выполнении заданий, привлекая знания соседа по парте.

Я пополнил(а) свой «Рюкзачок знаний», полностью опираясь на знания соседа по парте.

Мне было очень легко и интересно работать в паре, это пополнило мой багаж знаний.

Мне легче работать одному, чем в паре. Я сам добываю новые знания.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Система работы с поэтическими текстами в 1-4 классах в курсе «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова) в данной статье представлена на материале анализа литературоведческой про...

Проверочная работа по теме "Время", 2 класс, система развивающего обучения Л. В. Занкова

Проверочная работа по теме "Время" для 2 класса, система развивающего обучения Занкова. В работе два варианта, в каждом шесть заданий. Задание №1 (Реши задачу) обязательно для всех. Из остальных ...

Особенности работы по системе развивающего обучения Л.В.Занкова с позиций ФГОС нового поколения (из опыта работы)

Презентация даёт ответы на следующие вопросы:1.Цель обучения2.Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова3.Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В.Занкова4.Методические св...

Особенности работы по системе развивающего обучения Л.В.Занкова с позиций ФГОС нового поколения (из опыта работы)

Презентация даёт ответы на следующие вопросы:1.Цель обучения2.Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова3.Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В.Занкова4.Методические св...

Составление текста письменного поздравления (в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова, 2 кл.)

План-конспект урока русского языка, целью которого является создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по написанию текста-поздравления.На уроке учащиеся знакомятся с частями текс...

Их опыта работы "Работа с информацией на уроках математики в 1-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова"

Раскрыты приемы работы с информацией, представленной в разном виде на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.  Опыт работы был рассмотрен в рамках  семинара на уровне образ...