Мои уроки
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Яровая Вера Васильевна

Деятельнстный подход в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_okruzhayushchego_mira_po_teme_krasnaya_kniga.zip2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  окружающего мира

по  теме «Красная книга»

1 класс

Подготовила Яровая Вера Васильевна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №3»

 г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа

Урок по теме «Красная книга » по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии  с критериями технологии деятельностного обучения. В ходе урока формируются личностные, метапредметные и предметные умения.  Используются  работа, в парах,  индивидуальная и фронтальная формы работы. На уроке применяется ИКТ (презентация по теме урока)

Предмет: Окружающий мир 

Класс: 1 класс

Учебная тема: «Красная книга »   (УМК «Гармония»)

Технологическая карта изучения темы «Красная книга »

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

Дать знания о Красной книге, о причинах занесения животных и растений в Красную книгу, формировать навыки бережного отношения к природе

Планируемые результаты

Личностные УУД: 

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, Интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Предметные:

-Понимать значение «Красная книга»,

-Знать некоторые причины занесения животных и растений в Красную книгу.

-Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам людей по отношению к природе

-Уметь вести себя в природе.

Основные понятия

Красная книга, исчезающие животные и растения, заповедник, национальные парки.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные


- тетрадь

- учебник

- Интернет

- презентация к уроку «Красная книга »

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Этап технологии и цели

Результаты

Задания для учащихся

Взаимодействия в образовательном процессе

Личностные

Метапредметные

Предметные

Действия педагога

Действие обучающегося

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока;

- наметить шаги учебной деятельности.

Ценностное отношение к образовательному процессу.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)







Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)






Выделять главное в услышанном произведении

1. Прочитайте стихотворение Валентина Берестова «Мир прекрасен, пока мы живём»  в учебнике.


2. Кому захотелось  прочитать  это стихотворение выразительно всем.

-Прослушивание стихотворения

-О чём идёт речь в стихотворении? (О животных и растениях, которые жду помощи от  человека)


3 - Значит, чему будет посвящён наш урок?

 (Животным и растениях.

 Открытию нового знаниий о них)

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

1) Определю, что я не знаю?

2) Сам найду ответ на мой вопрос.

4.  Слайд - Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

Проговаривание заданий





Задаёт вопросы




Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Чтение

стихотворения





Ответы на вопросы учителя



Проговаривают девиз урока.



Проговаривают шаги учебной деятельности

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

- организовать актуализации знаний о редких  растениях и животных.

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД)



Формулировка проблемы:

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов достижения, анализ (Познавательные)


Контроль, коррекция (регулятивные)

Повторение  о разнообразии растений и животных в мире


-Какие животные вы знаете?

-Какие растения вы знаете?



-Назовите растения  и животные, которые занесены в «Красную книгу»?

-Что такое «Красная книга»?






-Какой следующий наш шаг учебной деятельности?  («Что я не знаю?)


Организует  актуализацию знаний о животных и растениях.




Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.



Организует фиксирование индивидуального затруднения.


Организует уточнение следующего шага учебной деятельности



Высказывают своё предположение.






Фиксируют индивидуальное затруднение.



Проговаривают следующий шаг учебной деятельности

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

ФИЗМИНУТКА

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя , постановка и формулировка проблемы (Познавательные УУД)

Выявлять   место затруднения и причину его появления

- В каком месте возникло затруднение?

-Что такое Красная книга?

-Каких животные и растения занесены в «Красную книгу»?

-Почему их заносят в Красную книгу»?

-Как спасти растения и животных?



- Почему возникло затруднение? (не интересовались эти вопросом, не читали)

- Какая тема урока сегодня? (Сначала формулируют дети) 

Слайд  «Красная книга»

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.



IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.


Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование(Регулятивные УУД)


Выбор наиболее удобных способов решения (познавательные, общеучебные)

Анализировать, делать выбор, планировать свои действия

-  Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду сведения»)




Слайд 4  «Чего не знаю - сам найду сведения»


-     Какую цель ставим?

-Узнать, что такое Красная книга?

- Установить причины исчезновения растений и животных?

-Познакомиться с некоторыми  растениями и животными, занесёнными в Красную книгу.

- определить наше участие в сохранении растений и животных.

Слайд 5. План действий

- Что нам  поможет в достижении цели? (свой опыт, учебник, учитель, компьютер)

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.


Организует составление совместного плана действий.




Организует определение средств.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.






С помощью учителя ставят цель урока.


Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.





Называют средства.

V. Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, анализ, синтез (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД

Ознакомление с термином «Красная книга», несколькими растениями и животными ,занесёнными в «Красную книгу»


Работать в группах


Делать выводы


- Сами найдём ответы на наши вопросы

А) Слайд  

Работа в группах

1 гр.- работа со статьей из журнала.

2 гр- .работа с учителем (вопросы учителю)

(Найти пояснения «Красная книга».)

3 гр.- работа с Красной книгой  ЯНАО

4 гр.- работа  с Интернетом

(Какие животные и растения занесены в Красную книгу)


- Один человек от каждой группы даёт ответ.

- Сопоставление версий со сведениями в учебнике. Стр.75



Слайды  Животные и растения, занесённые в Красную книгу. (России, ЯНАО)

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.


Организует групповую работу.





Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.



Организует устранение затруднения.



Организует уточнение темы урока.

Под руководством учителя  в группах выполняет составленный план действий.


Высказывают свои версии, решения проблемы, выбирают, кто будет отвечать.


Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.




.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.


Физкультминутка

Ценностно -смысловое

Устанавливать причинно-следственные связей


Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

Анализировать


Делать выводы

Находить пути решения проблемной ситуации



Работать с учебником


Слайд   «Экологические проблемы»



-Почему исчезают растения и животные?

 -Что для этого необходимо сделать?


- Что можно сделать для сохранения природы?



-Работа с учебником. Стр. 75



 






Создаёт проблемную ситуацию







Организует усвоение учениками знания с проговариванием во внешней речи.

Устанавливают причинно-следственные связи исчезновения  растений и животных. Проговаривают их.


Чтение сообщений в учебнике с проговариванием.

VII. Самостоятельная работа (выбор правильной ситуации при решении проблемы.

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Ценностное отношение к образовательному процессу


Коррекция.оценка качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД).


Умение осознавать и произвольно строить речевое высказывание (познавательные, общеучебные)

Работать самостоятельно





Строить схематические модели

Работа по учебнику с.76

-проговаривание решений проблемных ситуаций.







-Работа в тетради: создание знака охраны природы.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.










Проговаривают решения проблемных ситуаци, описанных в учебнике.




Выполняют задание самостоятельно  в  тетради.











VIII. Включение в систему знаний и повторение

Цели:

- организовать повторение умений  в сложении двузначных чисел с переходом через разряд.

Прогнозирование (Регулятивные)


Умение осознавать и произвольно строить речевое высказывание (познавательные, общеучебные)

Анализировать, делать выводы

Применять теоретические знания на практике




Сопоставление и самооценка  льтатами эталона.

-Работа над картинками (Оценка учащимися поступков детей)



- Составление правил бережного отношения к природе.





-Чтение важных советов.

Слайд

Запрещающие знаки.

Организует работу с картинками по повторению норм поведения в природе.

Выполняют задание под руководством




Составляют правила поведения в природе.


Сопоставляют свои правила с советами в учебнике.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Нравственно-этическое оценивание

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Волевая саморегуляция (Регулятивные УУД).


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. (Познавательные, Общеучебные)

Анализировать, выстраивать логическую цепь

доказывать

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Оцените свою работу на уроке, используя схему


Слайд

                        знаю


я                      запомнил                            

                         

                      смогу                                                        


- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (я знаю и буду выполнять советы бережного отношения к природе), жёлтый (не все советы мне понятны), красный (со многими советами я не согласен).

Организует фиксирование нового содержания.


Организует рефлексию.










Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.


По схеме рассказывают, что узнали, запомнили, смогли.







Оценивают свою деятельность на уроке.

 При помощи цветных кружков.

Использованные источники.

  1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
  3. Петерсон Л. Г:      Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности», М.; «Просвещение», 2010.
  4. Поглазова О.Т. Программа по окружающему миру  для 1-4 классов. Электронная версия, УМК «Гармония» 2011.
  5. ПоглазоваО.Т.,Шилин В.Д. Окружающий мир,Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений., ч.2.  - Смоленск «Ассоциация ХХI век»,2011
  6. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...