Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с детьми с задержкой психического развития
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Психологические исследования и практика показали, что для детей с задержкой психического развития характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Одни дети на занятиях действуют импульсивно, постоянно отвлекаясь, другие, напротив, проявляют инертность. Все это затрудняет выполнение учебной задачи, поставленной на занятии.
В целях комплексной коррекции задержки психического развития педагоги и специалисты дошкольного учреждения планируют все занятия в едином блоке каждой темы. Важным условием при этом является тесное взаимодействие всех специалистов в планировании педагогического процесса.
Занятия по изобразительной деятельности проводятся в едином блоке занятий по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, математикой, конструированием. Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с детьми с задержкой психического развития
Психологические исследования и практика показали, что для детей с задержкой психического развития характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Одни дети на занятиях действуют импульсивно, постоянно отвлекаясь, другие, напротив, проявляют инертность. Все это затрудняет выполнение учебной задачи, поставленной на занятии.
В целях комплексной коррекции задержки психического развития педагоги и специалисты дошкольного учреждения планируют все занятия в едином блоке каждой темы. Важным условием при этом является тесное взаимодействие всех специалистов в планировании педагогического процесса.
Занятия по изобразительной деятельности проводятся в едином блоке занятий по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, математикой, конструированием. Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования).
Занятия по изобразительной деятельности занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Изобразительная деятельность интересна для ребенка. Он радуется результату своей работы: рисования, лепки, аппликации. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, близким, друзьям, а также использовать их в игре.
Чтобы каждое занятие было не только интересным для ребенка. Но и решало задачи коррекции его психического развития, воспитатель должен тщательно к нему готовиться. Важными моментами при подготовке к занятию являются следующие:
- Выбор названия занятия, способствующего созданию выразительного образа («Мишка веселый и грустный», «Смешной снеговик»).
- Определение вида занятия (одновидовое, интегрированное, комплексное).
- Выбор бумаги для рисования (альбомная, тонированная, обойная, иллюстративная, калька разных размеров), хотя рисовать можно не только на бумаге, но и на асфальте, песке, снегу.
- Выбор изобразительных материалов (краски: гуашь, акварель; фломастеры, маркеры, карандаши, сангина, уголь).
- Выбор материала для лепки (глина, пластилин, мучная масса с солью).
- Подготовка разных деталей, шаблонов из бумаги для украшения работы (фартучек, платочек, зонтик и т.д.); прорезных силуэтов (птички, цветочка, зайчика и т.д.) для закрашивания в младших группах.
- Выбор мотивации деятельности (хлебобулочные изделия лепим для игры в магазин; цветы рисуем для мамы или в подарок товарищу и т.д.).
Необходимо также предусмотреть возможности использования занимательной графики (печатание, обводка силуэтов, монотипия, занимательные кляксы), а также выполненных ранее детских работ на других занятиях (на раскрашенной тарелке расположить овощи, фрукты из пластилина).
Изобразительной деятельностью дети любят заниматься не только на специально организованных занятиях, но и в свободное от занятий время. В самостоятельной художественной деятельности воспитатель также осуществляет руководство, только не прямое, а косвенное. В самостоятельной деятельности воспитатель привлекает детей к играм с народными игрушками, к рассматриванию иллюстраций в книжках, к выкладыванию узоров из мозаики; заинтересовывает детей занимательной графикой (дорисуй веселые кляксы, обведи картинку, напечатай цветочки морковкой, картошкой).
Темы для свободного рисования, лепки, аппликации могут быть самые разные:
- «Что я умею рисовать?»
- «Веселое рисование»
- «Что хочу…и чем хочу…»
- «Картинка из мозаики»
- «Лепим продукты для магазина»
- «Мой любимый праздник»
- «Укрась что хочешь»
- «Кто летает?»
- «Нарисуй любимую сказку»
- «Вылепим что-нибудь вкусненькое»
Ежемесячно следует проводить специальные занятия по замыслу. Такое разностороннее включение изобразительной деятельности в жизнь ребенка поможет развитию моторики руки, творческих способностей, эстетического восприятия.
Несколько слов о поощрении
Один из важнейших элементов психотерапии – поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и т.д.) формах.
- Ребенка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней.
- Ребенка нужно поощрять теми способами, которые ему больше всего нравятся.
- Ребенка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а при малейшей удаче тем более.
Глаза в глаза…
Занимаясь с ребенком,
- Сидите справа от него. Правая сторона – это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении – к результатам, которых вы оба ждете.
- Занимайте позицию Левелинга – на уровне глаз ребенка (он на стуле, вы на стульчике; он - на полу и вы - на полу).
- Следите за своим голосом и организацией речи (паузы, ударения, высота, тембр, звучание).
- Принимайте ребенка таким, какой он есть!
- Будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он – интерес к тому, что делает).
- Оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни.
- Никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову – это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми с задержкой психического развития
В данном материале кратко описаны особенности детей с задержкой психического развития и рекомендации учителям по работе с этой категорией детей....
Особенности педагогической работы с детьми с задержкой психического развития.
В данном материале предоставлены краткие описания, виды и формы работы с детьми с задержкой психического разв...
Организация внеурочной деятельности с детьми с задержкой психического развития.
Новая школа - это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, на...
Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития
p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Arial Unicode MS",sans-serif; font-size: ...
План самообразования по теме "Особенности работы с детьми с задержкой психического развития в начальной школе"
План самообразования по теме "Особенности работы с детьми с задержкой психического развития в начальной школе"...