Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме
Программа "2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 99.5 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе авторской учебной программы «Окружающий мир» А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Исходя из общих положений, начальный курс окружающего мира призван решать следующие задачи:
- сформировать представление об идеях предмета окружающего мира, о методе познания окружающего мира;
- сформировать представление об окружающем мире как части общечеловеческой культуры, понимание значимости предмета для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к окружающему миру на основе дифференцированного подхода к учащимся.
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа учебного курса относится к предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир) и рассчитана на 50 часов год. Программа по предмету «Окружающий мир» расширена внутрипредметным модулем «Наш край», который помогает сформировать у ребенка представление о городе Калининграде и Калининградской области.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс окружающего мира изучается с 1 по 4 класс.
Учебно-методический комплект представлен пособиями:
- А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан «Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»)», учебник в 2-х частях. - М.: «Баласс», 2012;
- А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»)». - М.: «Баласс», 2012;
Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе на внутри-, межпредметный модуль | Контрольные, проектные, лабораторные, практические работы, экскурсии (количество) |
1. | Общие понятия | 7 | 2 | 7 |
2. | Человек и природа | 21 | 8 | 13 |
3. | Человек и общество | 18 | - | 3 |
4. | Правила безопасной жизни | 4 | - | 1 |
Итого: | 50 | 10 | 24 |
Программно-методическое обеспечение
- А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан «Окружающий мир». 1 класс. («Я и мир вокруг»), учебник в 2-х частях. - М.: «Баласс», 2012;
- А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 1 класс. («Я и мир вокруг»). - М.: «Баласс», 2012;
- А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина, самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир». 1 класс. («Я и мир вокруг»). - М.: «Баласс», 2012;
- А.А.Вахрушев, О.В.Бурский. Методические рекомендации для учителя по курсу «Окружающий мир». 1 класс. («Я и мир вокруг»). - М.: «Баласс», 2012.
Материально-техническое обеспечение
Интерактивная доска;
цифровые микроскопы;
картины времен года;
картины животных и растений;
таблицы;
гербарий.
Литература
1. Сборник программ для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. - М.:Баласс, 2011.).
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. - (Стандарты второго поколения.).
3.Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 120 с. - (Стандарты второго поколения).
4.Образовательная система «Школа 2100»: новые результаты и их проверка (1-4 класс).- М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
5.Мои первые опыты: тетрадь к учебникам «Окружающий мир», 1-2 класс.- М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
Интернет-ресурсы:
- Сайт образовательной системы «Школа 2100» (http://www.school2100.ru/).
- Сайт для учителей начальных классов (www.pedsovet.su).
- Сайт для заучей и учителей начальных классов ( http://zavuch.info).
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Принятые сокращения:
ИАД – интерактивная доска
ИНМ – изучение нового материала
ЗИ – закрепление изученного
ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
КУ – комбинированный урок
ЗП – защита проекта
КЗ – контроль знаний
КР, СР, ПР, ЛР – соответственно контрольная, самостоятельная, практическая, лабораторная работа
УЭ- урок-экскурсия
№ п/п | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащихся | УУД | Оборудование |
1 | Как мы будем учиться. | КУ | Определять положение предметов и направления движения. Различать признаки предметов. | ИАД, предметные картинки | |
2 | Ты – школьник. | КУ | |||
3 | Путешествуем, не выходя из класса. | ПР | |||
4 | Ценный совет. | ПР | |||
5 | Зачем нужен жизненный опыт. | ИНМ | |||
6 | Где и куда. | ПР | |||
7 | Учимся определять положение предметов. | ПР | |||
8 | Учимся определять «верх» и «вниз». | ЗИ | |||
9 | Раньше, позже. | ОМЗ | |||
10 | М. «Наш край». Наш регион. Наш город. | ПР | |||
11 | Предметы и их признаки. | КУ | |||
12 | Сочетания предметов. | ПР | |||
13 | М. «Наш край». Города Калининградской области. | ПР | |||
14 | Признаки осени. | ОСЗ | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки осени. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. | ИАД, гербарий, картины осени | |
15 | М. «Наш край». Природные богатства Калининградской области. | ПР | |||
16 | Экскурсия «Осень в нашем крае». | УЭ | |||
17 | М. «Наш край». Растительность Калининградской области. | ПР | |||
18 | Наши помощники – органы чувств. | ИНМ | Характеризовать основные функции органов чувств. | ИАД, таблицы | |
19 | М. «Наш край». Животный мир Калининградской области. | ПР | |||
20 | Родители, учителя и книги. | КУ | Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома. | ||
21 | М. «Наш край». Викторина о Калининградской области. | ПР | |||
22 | Ты и твоя семья. | КУ | |||
23 | Один дома. | КЗ | |||
24 | М. «Наш край». История Калининграда. | ПР | |||
25 | Ты и твои друзья. | КУ | |||
26 | Как нужно общаться. | ПР | |||
27 | М. «Наш край». Улицы, исторические памятники города Калининграда. | ПР | |||
28 | Зима: покой природы. | ЗИ | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки зимы. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. | ИАД, цифровые микроскопы, картины зимы | |
29 | Экскурсия «Зима в нашем крае». | УЭ | |||
30 | М. «Наш край». Герои нашего города. | ПР | |||
31 | ПР | ||||
32 | Учимся быть пешеходами. | ПР | Осваивать правила поведения на дорогах. | ИАД, таблицы | |
33 | Хозяйство человека. | КУ | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. | ||
34 | Из чего делаются вещи? | ИНМ | |||
35 | Богатства природы. | КУ | |||
36 | Твёрдые тела, жидкости и газы. | ИНМ | |||
37 | Признаки весны. | ЗИ | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки весны. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. | ИАД, картины весны | |
38 | Весна – природа пробуждается. | КЗ | |||
39 | Экскурсия «Весна в нашем крае». | УЭ | |||
40 | Живое и неживое. | КУ | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Классифицировать объекты природы по признакам: домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения. | ИАД, картины животных и растений, таблицы | |
41 | Растения и животные. | ИНМ | |||
42 | В мире растений. | ПР | |||
43 | В мире животных. | ПР | |||
44 | Равновесие в природе. | ОСЗ | |||
45 | Домашние любимцы и комнатные растения. | ЗИ | |||
46 | Наши помощники – домашние живот-ные и культурные растения. | КУ | |||
47 | Человек – разумное существо. | ЗИ | |||
48 | Природа и мы. | КЗ | |||
49 | Признаки лета. | ПР | |||
50 | Отчего и почему. | УЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...